рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Финансовое управление и учет

Финансовое управление и учет

Глава 1

ФИНАНСОВЫЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ. ПРАВИЛА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Сегодня уже широко известно, что на Западе принято подразделять учет

(accounting)* на две большие составные части: финансовый учет (financial

accounting) и управленческий учет (management accounting). Деление это не

является абсолютным, и четкой границы между этими частями нет. Однако можно

выделить основные критерии деления информации на финансовую и

управленческую. Финансовый учет связан с результатами деятельности

предприятия, и основными пользователями финансовой информации (в форме

финансовой отчетности) являются внешние пользователи. Управленческий учет

связан с процессом формирования, контроля и планирования затрат, с выбором

управленческих решений, и эта информация доступна только менеджерам

предприятия. Именно финансовый учет регулируется в той или иной степени,

именно для финансового учета разработана система требований, норм, правил и

принципов. Управленческий учет — внутреннее дело каждого предприятия. Для

ведения управленческого учета может не соблюдаться даже принцип двойной

записи.

Для большей наглядности представим различия между финансовым и

управленческим учетами в виде таблицы (см. с. 10), которая обычно, в той

или иной форме, приводится почти во всех западных учебниках по

бухгалтерскому учету.

В настоящей работе мы будем рассматривать только финансовый учет, который

наиболее близок к традиционно существовавшему в России пониманию

бухгалтерского учета. Если попытаться провести сравнение отечественной

системы учета с западным подходом, то учет затрат, внутреннюю отчетность и

анализ хозяйственной деятельности можно отнести к управленческому учету, а

дру-

* Здесь и далее мы приводим английскую терминологию, поскольку рабочим

языком международных стандартов бухгалтерского учета является английский.

Таблица "Различия между финансовым и управленческим учетами '

|Характеристики|Финансовый |Управленческий|

| |учет |учет |

|Пользователи |внешние |внутренние |

|Учетная |двойная запись|любая полезная|

|система | |система |

|Регулирование |национальные |отсутствует |

| |стандарты | |

| |учета | |

|Измерители |денежные |любые |

|Объект |предприятие в |отдельные |

| |целом |подразделения |

| | |и части |

| | |предприятия |

|Периодичность |год |не существует |

| | |определенной |

| | |периодичности,|

| | |по мере |

| | |необходимости |

|Информационные|объективность,|субъективность|

|характеристики|поскольку |, поскольку |

| |опирается на |часто носит |

| |оценку прошлых|прогнозный |

| |событий |характер |

гую бухгалтерскую информацию — к финансовому. Поэтому в дальнейшем термины

финансовый учет и бухгалтерский учет мы будем использовать как эквиваленты,

подразумевая, что речь идет только о финансовом учете, а вопросы

управленческого учета останутся за рамками этой работы.

Постановка и ведение финансового учета на Западе относятся к компетенции

самого предприятия. Однако принципы и правила такого ведения учета и

составления отчетности регулируются либо национальным законодательством,

либо национальными общепринятыми стандартами, разрабатываемыми

профессиональными организациями бухгалтеров. Необходимость такого

регулирования обусловлена необходимостью объективной и содержательной

информации для принятия обоснованных решений различными группами

пользователей. Обычно выделяют две группы пользователей информации,

представляемой финансовой отчетностью: непосредственно заинтересованные и

опосредованно заинтересованные. К первой группе относятся собственники

средств предприятия, кредиторы и поставщики, потенциальные акционеры,

менеджеры, налоговые органы, служащие компании, покупатели, ко второй —

консультанты по финансовым вопросам, биржи ценных бумаг, юристы,

регулирующие органы, статистические органы, пресса, экологические

организации и др. Для достижения этой цели проводятся научные исследования,

разрабатываются национальные стандарты учета, ведется работа по унификации

учета на международном уровне.

В США такими стандартами являются Общепринятые принципы учета (Generally

Accepted Accounting Principles — GAAP), в Великобритании — Закон о

компаниях, Положения о стандартной практике ведения учета (Statements of

Standard Accounting Practice

— SSAP) и ряд других документов, которые иногда называют Общепринятой

практикой учета (Generally Accepted Accounting Practice

— GAAP*), в Германии — директивные законы, во Франции — нормы. Рассмотрим

более подробно американскую и английскую системы учета.

В США стандарты финансового учета (общий набор стандартов и процедур)

называются GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) — общепринятые

принципы учета, т. е. термины "стандарты" и "принципы" взаимозаменяемы. Их

общепринятость означает либо то, что они утверждены уполномоченной

организацией профессиональных бухгалтеров как принципы (стандарты) учета

или составления отчетности в определенной области, либо то, что на

основании прошлого опыта определенная практика отражения в учете отдельных

средств или операций принимается как "соответствующая" (appropriate) в силу

универсальности ее применения.

Разработкой стандартов занимается несколько профессиональ-

* Обратите внимание, что одинаковая абревиатура — GAAP — обозначает

Различные системы учета и расшифровывается по-разному. Применение термина

GAAP в вышеназванной расшифровке для Великобритании до сих пор не является

общепризнанным. Поэтому, с точки зрения автора, используя термин ГААП

(GAAP), необходимо специфицировать, что имеется в виду. Безоговорочное его

Использование допустимо лишь для обозначения системы учета США как

устоявшаяся абревиатура. При акценте на смысловую нагрузку этого понятия,

как общепринятых правил или системы учета, должно быть указано, о какой

стране идет Речь, например, GAAP Германии, GAAP Франции и т.д. Говоря о

Великобритании, необходимо помнить, что при одинаковой смысловой нагрузке

расшифровывается этот термин несколько иначе. Применительно к международным

стандартам или к практике учета на Западе в целом говорить о ГААП (GAAP)

нельзя.темы регулирования учета в США является "преемственность поколений".

Бюллетени САР, Мнения АРВ и другие выпущенные документы, которые не были

заменены или исправлены последующими решениями FASB, действуют до сих пор и

составляют первый и основной уровень "системы GAAP", о которой мы подробнее

будем говорить ниже.

Несмотря на то что официальные функции по разработке стандартов учета

были переданы FASB, AICPA до сих пор играет заметную роль в процессе

стандартизации. В 1974 году в составе подразделения по стандартам учета был

создан Исполнительный комитет по бухгалтерским стандартам (Accounting

Standards Executive Committee — AcSEC) с целью представления AICPA в сфере

финансового учета и отчетности.

В течение первых лет функционирования AcSEC разрабатывал комментарии

решений FASB и Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), а также выпускал

Заявления о позиции (Statements of Position — SOP), которые освещали

возникающие бухгалтерские проблемы, не затрагиваемые FASB и SEC. В

результате появления ряда Заявлений о позиции в 1978 году FASB публично

выразил озабоченность, что AICPA берет на себя функции дублирующего органа

по разработке стандартов, и предложил, оставив за собой единственное

официальное право разработки стандартов, объединить работу следующим

образом. Переформатировать существующие SOP, согласно стандартам FASB, и

пропустить их через процедуру утверждения стандартов, придав им таким

образом соответствующий статус. Кроме того, FASB решил выпустить новую

серию собственных документов — Технических бюллетеней (о них подробнее см.

ниже), которые своевременно будут реагировать на возникающие бухгалтерские

проблемы и давать руководство по предпочтительной практике учета.

Это предложение было принято AICPA, и основной функцией AcSEC стала

разработка рекомендаций по специфическим проблемам различных отраслей

экономики путем выпуска Докладов о проблемах (Issues Papers). Эти документы

идентифицируют, предлагают альтернативы и представляют рекомендации по

текущим проблемам финансовой отчетности в различных отраслях. Такая

процедура обеспечивает FASB своевременной информацией о возникающих учетных

проблемах и дает сигнал о необходимости разработки стандартов. Если FASB не

принимает на рассмотрение выявленную в докладе проблему, то AcSEC может

выпустить SOP по этому вопросу. Заявления о позиции в настоящее время

представляют собой рекомендации AcSEC по вопросам отчетности в различных

отраслях.

Кроме того. Исполнительный комитет по бухгалтерским стандартам AICPA

выпускает Практические бюллетени (Practice Bulletins), которые представляют

мнение AICPA о том, как должны отражаться в учете и отчетности те или иные

хозяйственные операции. AICPA также публикует Отраслевые руководства по

учету и аудиту (Industry Accounting and Auditing Guides), представляющие

собой специфические руководства для отдельных отраслей и сфер экономики

(например, учет в казино, учет в университетах и т. д.).

Кроме собственно учетных проблем, AICPA занимается и проблемами аудита.

В его состав входит Комитет по аудиторским стандартам (Auditing Standards

Board), который является основным разработчиком аудиторских стандартов

(Statements of auditing Standards), регулирующих практику аудита,

профессиональную этику и т. п. AICPA разрабатывает программы

квалификационных экзаменов и присваивает степень дипломированного

общественного бухгалтера (СРА).

В дополнение к вышеназванным существует ряд других публикаций AICPA,

которые представляют различную информацию, касающуюся вопросов учета и

аудита: Журнал по бухгалтерскому учету (Journal of Accounting);

Бухгалтерский указатель (Accountant's Index) — библиография литературы по

учету, опубликованной в течение года; Тенденции и методы учета (Accounting

Trends and Techniques) — ежегодная публикация — обзор основных

характеристик годовых финансовых отчетов шестисот крупнейших корпораций;

Бухгалтерские научные исследования (Accounting Research Studies) —

исследования специфических бухгалтерских проблем, дающие альтернативные

возможные решения и рекомендуемую практику, и т. д.

Комитет по стандартам финансового учета (Financial Accounting

Standards Board — FASB)

Как уже отмечалось, после упразднения АРВ в 1973 году бььпа создана новая

структура, занимающаяся разработкой стандартов финансового учета, основную

роль в которой играет FASB. В состав этой структуры входят три организации:

Фонд финансового учета (Financial Accounting Foundation — FAF);

Комитет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards

Board — FASB);

Консультативный совет по стандартам учета (Financial Accounting Standards

Advisory Council — FASAC).

Фонд финансового учета (FAF) состоит из девяти членов-попечителей

(trustee), назначаемых Советом директоров AICPA. Его функциями являются

назначение членов FASB и FASAC, привлечение финансовых средств для

разработки стандартов, общее наблюдение за деятельностью FASB.

Комитет по стандартам финансового учета (FASB) — основная действующая

организация структуры. В его состав входят семь членов, работающих в

Комитете на постоянной основе, высокооплачиваемых и избираемых на

пятилетний срок. FASB является независимой профессиональной* организацией

(независимой как от государственных органов власти, так и от других

организаций, например от AICPA; кроме того, члены FASB не имеют права

работать в каких-либо других организациях или фирмах). Главная задача FASB

— разработка стандартов финансового учета, составляющих основу системы

GAAP. FASB ведет также различные исследовательские программы с целью

оказания поддержки процессу разработки стандартов.

И наконец, Консультативный совет по стандартам финансового учета (FASAC),

в состав которого входят тридцать пять членов, проводит консультации FASB

по различным бухгалтерским проблемам и вопросам, по приоритетным

направлениям развития, оказывает FASB помощь в организации рабочих групп

для различных проектов, представляет отзывы на предлагаемые стандарты.

FASB разрабатывает и выпускает целый ряд документов, стандартизирующих

практику учета:

Положения о концепциях финансового учета (Statements of financial

accounting concepts);

Положения о стандартах финансового учета (Statements of financial

accounting standards);

Интерпретации (толкования) (Interpretations) ',

Технические бюллетени (Technical Bulletins),

Положения рабочей группы по возникающим проблемам (Emerging Issues Task

Force Statements).

l. Существует пять действующих Положении о концепциях финансового учета,

которые были выпущены FASB за период с 1978

* Однако член FASB может и нс иметь степени дипломированного общественного

бухгалтера (СРА).по 1985 гг. Они представляют собой концептуальные основы,

являющиеся базой для собственно стандартов финансового учета и отчетности,

или, другими словами, принципы, лежащие в основе финансового учета.

Положение № 1 Цели финансовой отчетности

коммерческих предприятий. Положение № 2

Качественные характеристики

бухгалтерской информации. Положение № 4 Цели

финансовой отчетности

некоммерческих организаций. Положение № 5 Принципы

отражения и оценки

информации в финансовой отчетности

коммерческих предприятий. Положение № 6 Элементы

финансовой отчетности

(заменило Положение №3).

Эти документы определяют иерархию общепринятых принципов учета* в

трехуровневой системе.

2. Положения о стандартах финансового учета — это основные документы,

выпускаемые FASB, которые представляют собой собственно стандарты учета и

являются основной составляющей системы GAAP. Иногда между понятиями

собственно стандартов и GAAP ставят знак равенства, однако это не совсем

правильно, поскольку GAAP шире, чем просто Положения о стандартах.

Положения о стандартах финансового учета определяют варианты отражения в

бухгалтерском учете различных хозяйственных средств и операций,

предусматривают решения бухгалтерских проблем. С 1973 года FASB было

выпущено более ста таких стандартов.

Поскольку стандарты учета должны учитывать интересы всех участников

экономического сообщества, в них заинтересованных, то процедура или процесс

одобрения и выпуска стандартов ("due process") достаточно сложна и

многошагова. Этот процесс состоит из девяти стадий:

(1) идентифицируется учетный вопрос и ставится в повестку дня FASB;

(2) формируется рабочая группа экспертов из различных областей, которая

определяет проблемы и альтернативы решения этого вопроса;

. Например, принципы уместности и надежности информации, принцип

начислений, принцип единицы учета и др.

(3) проводятся исследования и осуществляется анализ данного вопроса

техническим персоналом FASB и внешними экспертами;

(4) подготавливается Меморандум для обсуждения (Discussion Memorandum) и

рассылается всем заинтересованным сторонам;

(5) проводятся публичные слушания, как правило, по истечении 60 дней

после выпуска Меморандума;

(6) FASB анализирует и оценивает все полученные отклики;

(7) принимается решение о выпуске стандарта; если оно положительное, то

подготавливается и распространяется Предлагаемый проект (Exposure Draft) с

просьбой прислать комментарии всем заинтересованным сторонам;

(8) FASB анализирует все поступившие отклики (минимальный период для их

сбора — 30 дней) и при необходимости пересматривает и исправляет проект;

(9) пересмотренный проект выносится на обсуждение FASB, и для того чтобы

он был одобрен в качестве стандарта, "за" должны проголосовать четыре члена

комитета из семи.

Таким образом, в процессе принятия стандартов участвуют все

заинтересованные стороны (стадии 4, 5, 7): AICPA, SEC и другие

правительственные органы, бухгалтерские и аудиторские фирмы, финансовые

аналитики, банкиры, представители различных фирм, представители

академических кругов, юристы и т. д.

Такую процедуру утверждения должны пройти как Положения о стандартах

финансового учета, так и Положения о концепциях финансового учета.

3. Интерпретации представляют собой модификации или дополнения

существующих стандартов. Интерпретации могут относиться как к Положениям о

стандартах FASB, так и к Мнениям АРВ. Они имеют ту же силу, что и

стандарты, и их утверждение требует таких же результатов голосования

(четыре из семи), однако они не должны проходить всю процедуру, описанную

выше. В настоящее время существует около сорока интерпретаций.

4. Технические бюллетени уже упоминались выше. Они выпускаются в ответ на

запросы от различных организаций и фирм о применении существующих

стандартов; как руководства к использованию стандартов; при необходимости

своевременного быстрого реагирования на возникающие учетные проблемы.

Следует подчеркнуть, что технические бюллетени выпускаются только в том

случае, если а) не ожидается, что они повлекут за собой глобальные

изменения учетной практики для большого числа предприятий;

б) стоимость их исполнения (implementation) невелика; в) руководство,

рекомендуемое бюллетенем, не находится в конфликте ни с одним из широко

используемых принципов учета*. Например, в результате налоговой реформы

компании должны были элиминировать часть начисленного налога на прибыль.

Возникал вопрос, каким образом учитывать эту сумму: как снижение расходов

на выплату налога текущего периода, как корректировку предыдущих периодов

или как экстраординарное событие. Выпущенный Технический бюллетень по этому

вопросу предписывал использовать первый вариант **.

5. Положения по возникающим проблемам, выпускаемые рабочей группой,

касаются вопросов учета новых и необычных бухгалтерских операций, которые

потенциально могут создать разнообразие практики финансовой отчетности

(например, вопрос о том, как учитывать необычные займы на строительство).

Рабочая группа по возникающим проблемам (Emerging Issues Task Force— EITF)

была создана FASB в 1984 году и состоит из семнадцати членов. В состав этой

рабочей группы входят представители бухгалтерских (аудиторских) фирм,

различных компаний, FASB, а также один наблюдатель от SEC. Для принятия

Положения (достижения консенсуса по возникшему вопросу) требуется согласие

пятнадцати из семнадцати членов. Положения носят рекомендательный характер,

однако SEC***, например, требует от компаний серьезных обоснований, если их

практика отличается от рекомендованной. EITF играет достаточно важную роль

в процессе стандартизации учета. Обозначая возникающие проблемы, она

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.