рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Бухгалтерский учет и отчетность в бюджетных организациях

показываются остатки средств на счетах в кредитных организациях или органах

федерального казначейства по средствам, полученным от предпринимательской

деятельности; на субсчете 114 "Средства, поступившие во временное

распоряжение учреждения" показываются остатки средств, поступившие во

временное распоряжение учреждения"; на субсчете 115 "Средства, полученные

от государственных внебюджетных фондов" показываются остатки средств,

полученных от государственных внебюджетных фондов; на субсчете 118

"Средства в иностранной валюте" показываются остатки средств в иностранной

валюте на валютных счетах в кредитных организациях в пересчете на рубли по

курсу Центрального банка РФ.

На субсчете 120 "Касса" показывается остаток наличных денег в кассе

учреждения, в том числе в иностранной валюте в пересчете на рубли по курсу

Центрального банка РФ на отчетную дату в пределах лимитов, установленных

кредитными организациями по согласованию с руководителями этих учреждений.

На субсчете "Прочие средства" показывается остаток денежных средств,

находящихся в аккредитивах, лимитированных чековых книжках и других

денежных документах. Остатки средств по аккредитивам и лимитированным

чековым книжкам зачисляются на счет учреждения в кредитной организации или

органе федерального казначейства как восстановление кассовых расходов по

соответствующим кодам бюджетной классификации РФ.

На субсчете 133"Средства в пути" показываются денежные средства,

перечисленные вышестоящими распорядителями, но полученные учреждениями в

следующем месяце.

На субсчете 134 "Краткосрочные финансовые вложения" показываются суммы

краткосрочных финансовых вложений учреждения сроком до 1 года, производимые

за счет средств, полученных из внебюджетных источников в депозиты кредитных

организаций, ценные бумаги и др.

В разделе 6 "Расчеты" актива баланса и в разделе 3 пассива баланса на

субсчетах показываются суммы дебиторской и кредиторской задолженности: с

поставщиками, подрядчиками и заказчиками за выполненные работы и оказанные

услуги; с подотчетными лицами; с разными дебиторами и кредиторами; по

оплате труда и стипендиям; по обязательному медицинскому страхованию и

социальной защите населения. Все не законченные к концу года расчеты

показываются в балансе раздельно: в активе – дебиторская задолженность, а в

пассиве – кредиторская задолженность.

В разделе 7 "Расходы" на субсчете 200 "Расходы по бюджету на содержание

учреждения и другие мероприятия" показываются суммы фактических расходов,

произведенных за счет бюджетного финансирования за отчетный период. По

окончании года расходы с кредита субсчета 200 списываются в дебет субсчета

140.

На субсчете 201 "Расходы за счет дополнительных источников бюджетного

финансирования показываются фактические расходы, произведенные учреждениями

за счет средств, полученных из дополнительных источников бюджетного

финансирования по утвержденной смете доходов и расходов данного учреждения

за отчетный период. По окончании года расходы с кредита субсчета 201

списываются в дебет субсчета 141.

На субсчете 210 "Расходы к распределению" показываются суммы остатков

расходов будущих периодов.

На субсчетах 220 "Расходы от предпринимательской деятельности", 221

"Расходы по изготовлению экспериментальных устройств", 222 "Расходы по

изготовлению и переработке материалов" на конец отчетного периода

показываются суммы остатков расходов незавершенного производства только по

продукции, находящейся в процессе производства, незавершенным работам и

услугам, по субсчету 223 "Расходы за счет средств, формируемых из прибыли"

на конец отчетного периода показываются фактически произведенные расходы за

счет средств на материальное поощрение и социальные выплаты, средств на

содержание и развитие материально-технической базы.

На субсчетах 225 "Расходы по целевым средствам на содержание учреждения

и другие мероприятия", 227 "Расходы за счет средств родителей на

содержание детского учреждения", 228 "Расходы за счет средств, полученных

от государственных внебюджетных фондов" на конец отчетного периода

показываются суммы произведенных расходов. На конец отчетного года остатков

по этим субсчетам быть не должно.

В разделе 8 "Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и

услуги" на субсчете 280 показывается по фактической стоимости сданная

заказчикам произведенная продукция, выполненные работы и услуги и не

оплаченные ими на отчетную дату.

В разделе 9 "Доходы, прибыли (убытки)" актива баланса и в разделе 4

пассива баланса по строкам 0540 и 0980 отражаются: суммы, начисленные

заказчикам в соответствии с договорами и расчетными документами за

выполненные и сданные ими продукцию, работы и услуги; суммы курсовых

разниц, возникшие в связи с предварительной оплатой работ, услуг в

иностранной валюте.

По строкам 0550 и 0990 показываются результаты, полученные от реализации

продукции, работ и услуг; продажи в установленном порядке неиспользуемых

имущественно-материальных ценностей; сдачи в аренду и субаренду имущества в

соответствии с действующим законодательством; суммы разниц финансовых

вложений учреждений в депозиты, ценные бумаги организаций, процентные

облигации государственных и местных займов. По состоянию на 1 января по

субсчету 410 остатка прибыли не должно быть.

В разделе 10 "Расходы на капитальное строительство" актива баланса

отражаются расходы на капитальное строительство с выделением сумм стоимости

оборудования к установке, строительных материалов для капитального

строительства, сумм расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также

расходов по бюджету на приобретение оборудования.

В разделе 1 пассива баланса "Финансирование из бюджета" отражаются

объемы финансирования, полученные от главного распорядителя, и объемы

дополнительного бюджетного финансирования.

В разделе 2 пассива баланса "Фонды и средства целевого назначения"

показываются суммы фонда на материальное поощрение, фонда в основных

средствах, нематериальных активах, малоценных предметах, целевых средств на

содержание учреждения и другие мероприятия, средств на содержание и

развитие материально-технической базы, средств родителей на содержание

детского учреждения, заемные средства, износ основных средств.

В разделе 5 пассива баланса "Финансирование капитального строительства"

на субсчете 150 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" показывается

кредиторская задолженность, образовавшаяся по расчетам за строительные

материалы, конструкции, выполненные работы, приобретаемые за счет средств,

выделенных на капитальное строительство.

На субсчете 143 "Расчеты по финансированию из бюджета на капитальное

строительство" показывается остаток неиспользованного объема финансирования

по незаконченным объектам строительства.

На субсчете 241 "Средства на содержание и развитие материально-

технической базы" показывается остаток средств, направленных из прибыли по

финансовым результатам за квартал на капитальное строительство.

На субсчете 270 "Целевые средства на содержание учреждений и другие

мероприятия" на отчетную дату показывается остаток средств, поступивших от

других органов государственной власти Российской Федерации, органов

государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного

самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц на капитальное

строительство.

Баланс бюджетного учреждения построен по односторонней форме.

Несмотря на отраслевые особенности бюджетных организаций, все они

составляют балансы исполнения сметы доходов и расходов в строгом

соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской

отчетности в РФ от 29 июля 1998 года №34н и письмом Министерства финансов

РФ от 15 февраля 1993 года №12 "О порядке составления годовой, квартальной

и месячной бухгалтерской отчетности учреждениями и организациями,

состоящими на бюджете" (с изменениями и дополнениями от 03 августа 1993

года, 25 июля 1994 года, 27 июня 1995 года, 26 августа 1997 года). Эти

документы определяют единый порядок организации бухгалтерского учета,

ведения счетов текущего учета, составления сводных годовых отчетов,

заполнения форм годовой квартальной и месячной отчетности, а также единый

порядок представления и утверждения бухгалтерских отчетов и балансов,

оценки их статей и проведения инвентаризации статей баланса.

Баланс исполнения сметы доходов и расходов является основным отчетным

документом, необходимым для управления финансовой и хозяйственной

деятельностью бюджетного учреждения, ее анализа, контроля за исполнением по

назначению предоставленных учреждению средств. По данным баланса можно

определить, как уменьшаются материальные запасы, сокращается дебиторская

задолженность, наличие которой указывает на несвоевременность платежей

между организациями. В балансе виден размер фактически произведенных

учреждением расходов по бюджету.

Составлением баланса и отчетности завершается цикл бухгалтерского учета,

а сам баланс при этом является сводкой остатков средств и их источников,

числящихся на конец отчетного периода на счетах бухгалтерского учета.

Бухгалтерский баланс составляется на основе проверенных бухгалтерских

записей, подтвержденных оправдательными документами. До составления баланса

обязательна сверка записей в учете оборотов и остатков по аналитическим

счетам с оборотами и остатками по синтетическим счетам. Положением о

бухгалтерском учете и отчетности предусматривается проведение

инвентаризации основных средств, незавершенного производства (учебных)

мастерских, капитального строительства и ремонта, МБП, материалов,

продуктов питания и других ценностей. Должна быть проведена сверка расчетов

с поставщиками, заказчиками, финансовыми органами, банком и другими

дебиторами и кредиторами, а также инвентаризация денежных средств,

бланков строгой отчетности и забалансовых статей.

Достоверные и своевременно предоставляемые бухгалтерские балансы,

основанные на выверенных данных учета и подкрепленные данными

инвентаризации, - важное средство систематического контроля за финансово-

хозяйственной деятельностью бюджетных организаций и их финансовым

состоянием.

При составлении баланса и отчетности необходимо обеспечить

сопоставимость показателей учета и отчетности. Это достигается соблюдением

единой методологии расчета плановых и отчетных данных. Все учреждения и

организации, состоящие на бюджете (независимо от ведомственной

подчиненности), а также централизованные бухгалтерии, включая учреждения,

переведенные на новые условия хозяйствования, осуществляют бухгалтерский

учет по Плану счетов, утвержденному Министерством финансов РФ (см.

Инструкцию по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих

на бюджете, утвержденную Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря

1999 года №107н).

План счетов служит основой организации бухгалтерского учета в бюджетных

учреждениях. Применение типовых бухгалтерских записей, предусмотренных

Инструкцией и Планом счетов, обеспечивает правильность с сравнимость

экономических показателей работы учреждения. действующий План счетов

состоит из разделов, которые объединяют счета первого порядка (основные и

синтетические) и счета второго порядка (субсчета), являющиеся

подразделением счетов первого порядка. Содержание разделов Плана счетов

соответствует экономической группировке имущества, его источников и

хозяйственных процессов. Каждому синтетическому счету (счету первого

порядка) присвоен двухзначный номер (условное числовое обозначение), а

каждому субсчету (второго порядка) – трехзначный номер.

Разделы плана счетов расположены в определенной последовательности,

определяемой характером участия имущества в его кругообороте. В начале

Плана счетов отражены разделы со счетами имущества, необходимого для

осуществления деятельности бюджетного учреждения (I,II,III). Затем показаны

разделы со счетами издержек производства, денежных средств, расчетов и

расходов бюджетных организаций. Таким образом, в первых восьми разделах

сгруппированы счета имущества и расходов бюджетных организаций. Имущество

отражено в разделах по принципу ликвидности – от трудно реализуемых к легко

реализуемым. В последующих разделах отражены источники формирования

имущества организации и покрытия расходов бюджетных организаций, финансовый

результат от реализации продукции, доходы и результаты исполнения бюджета.

Порядок ведения аналитического учета бюджетные организации устанавливают

сами исходя из Плана счетов и нормативных актов по объектам учета.

В Плане счетов предусмотрено применение забалансовых счетов, которые

служат для учета арендованных основных средств; товарно-материальных

ценностей, принятых на ответственное хранение; бланков строгой отчетности;

списания задолженности неплатежеспособных дебиторов; материальных

ценностей, оплаченных по централизованному снабжению; задолженности

учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности; переходящих

спортивных призов и кубков; путевок; переплаты пенсий и пособий вследствие

неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных

ошибок; учебных предметов военной техники; ссуд, выданных рабочим и

служащим. Забалансовые счета не связаны с балансовыми счетами, поэтому учет

средств и операций на них ведется по простой системе, без соблюдения метода

двойной записи. Все забалансовые счета имеют только дебетовое сальдо. Если

средства поступают в учреждение, то они отражаются по дебету, а при их

возврате – по кредиту.

4 Мемориально-ордерная и журнально-ордерная формы ведения

бухгалтерского учета.

Для учреждений непроизводственной сферы наиболее характерно ведение

бухгалтерского учета по мемориально-ордерной и журнально-ордерной формам

учета. Далее рассмотрим особенности каждой из названных форм.

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета определяется следующими

признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных регистров,

последовательностью связей между документами и регистрами, а также между

самими регистрами и способом записи в них, то есть использованием тех или

иных технических средств. Бухгалтерский учет исполнения смет расходов

осуществляется по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета в

соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и

организациях, состоящих на бюджете.

Состав учетных регистров и последовательность записи в них при

мемориально-ордерной форме учета представлены на рисунке 1.

[pic]

При мемориально-ордерной форме учета проверенные и принятые к учету

документы систематизируются по датам совершения операций и оформляются

мемориальными ордерами – накопительными ведомостями, которым присваиваются

следующие постоянные номера:

- мемориальный ордер 1 – накопительная ведомость по кассовым операциям

(Ф.381);

- мемориальный ордер 2 – накопительная ведомость по движению средств на

бюджетных текущих счетах (Ф.381);

- мемориальный ордер 3 – накопительная ведомость по движению средств на

текущих счетах по внебюджетным средствам (Ф381);

- мемориальный ордер 4 – накопительная ведомость по расчетам чеками из

лимитированных книжек (Ф.323);

- мемориальный ордер 5 – свод расчетных ведомостей по заработной плате и

стипендиям (Ф.405);

- мемориальный ордер 6 – накопительная ведомость по расчетам с разными

учреждениями и организациями (Ф.408);

- мемориальный ордер 7 – накопительная ведомость по расчетам в порядке

плановых платежей (Ф.408);

- мемориальный ордер 8 – накопительная ведомость по расчетам с

подотчетными лицами (Ф.386);

- мемориальный ордер 9 – накопительная ведомость по выбытию и перемещению

основных средств (Ф.438);

- мемориальный ордер 10 – накопительная ведомость по выбытию и перемещению

материальных и быстроизнашивающихся предметов (Ф.438);

- мемориальный ордер 11 – свод накопительных ведомостей по приходу

продуктов питания (Ф.398);

- мемориальный ордер 12 – свод накопительных ведомостей по расходу

продуктов питания (Ф.411);

- мемориальный ордер 13 – накопительная ведомость по расходу материалов

(Ф.396);

- мемориальный ордер 14 – накопительная ведомость начисления доходов по

специальным средствам (Ф.409);

- мемориальный ордер 15 – свод ведомостей по расчетам с родителями за

содержание детей (Ф.406).

По остальным операциям составляются отдельные мемориальные ордера ф.274,

которые нумеруются, начиная с 16 за каждый месяц в отдельности.

Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или его

заместителем и исполнителем, все мемориальные ордера регистрируются в книге

"Журнал – главная" (ф.308). Учет в книге "Журнал – главная", как правило,

ведется по субсчетам, а по решению главного бухгалтера может вестись по

счетам.

Книга "Журнал – главная" открывается записями сумм остатков на начало

года в соответствии с заключительным балансом за истекший год. Записи в ней

производятся по мере составления мемориальных ордеров и накопительных

ведомостей – один раз в месяц. Сумма мемориального ордера записывается

сначала в графу "Сумма по ордеру", а затем в дебет и кредит соответствующих

субсчетов. Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам как по дебету, так и

по кредиту должна быть равна итогу графы "Сумма по ордеру". Второй строкой

после оборотов за месяц выводится остаток на начало следующего месяца по

каждому субсчету.

Аналитический учет ведется в учетных регистрах (в книгах, карточках,

накопительных ведомостях, машинограммах и др.). Порядок записей в регистрах

учета изложен в соответствующих разделах Инструкции №107. Формы регистров

приведены в альбоме форм бухгалтерской документации для учреждений и

организаций, состоящих на бюджете.

Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью

учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней широко

используются стандартные формы аналитических регистров, счетные машины.

Недостатками мемориально-ордерной формы учета являются: трудоемкость

учета, отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкость

аналитического учета, формы регистров порой не содержат показателей,

необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления

отчетности.

Основными особенностями журнально-ордерной формы учета являются:

- применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в

которых ведется только по кредитовому признаку;

- совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического

учета;

- отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе

показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;

- сокращение количества записей, благодаря рациональному построению

журналов-ордеров и Главной книги.

Журналы-ордера представляют собой свободные листы большого формата со

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.