рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Бухгалтерский учет и отчетность в бюджетных организациях

бухгалтерских службах и централизованных бухгалтериях, утвержденными в

установленном порядке и другими нормативными документами.

Бухгалтерская служба учреждения должна выполнять следующие задачи:

- организовывать бухгалтерский учет в соответствии и действующими

нормативными актами;

- использовать передовые формы и методы учета и обработки информации на

базе широкого применения современной вычислительной техники;

- осуществлять предварительный контроль за своевременным, правильным

оформлением документов и законностью совершаемых операций;

- контролировать правильность, рациональность и бережность расходования

средств в соответствии с открытыми кредитами и целевым назначением по

утвержденным сметам расходов по бюджету;

- осуществлять строгий контроль за рациональным и экономным использованием

денежных, материальных и трудовых ресурсов, вести борьбу с

расточительством, принимать меры к своевременному предупреждению

негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявлять и

мобилизовывать внутрихозяйственные резервы;

- обеспечивать учет доходов и расходов по специальным средствам, а также

операций по другим внебюджетным средствам;

- организовывать формирование полной и достоверной информации о

хозяйственных процессах и результатах деятельности учреждения,

необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее

использования поставщиками, заказчиками, финансовыми, налоговыми,

банковскими и казначейскими органами;

- своевременно организовывать начисление и выдачу заработной платы,

стипендий, пособий;

- вести учет и расчеты с дебиторами и кредиторами;

- участвовать в проведении инвентаризации денежных средств, расчетов и

материальных ценностей; своевременно и правильно отражать в учете

результаты инвентаризации;

- периодически инструктировать материально-ответственных лиц по вопросам

учета и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей и

денежных средств, находящихся на их ответственном хранении;

- составлять отчетность и предоставлять ее соответствующим органам в

установленные сроки; обеспечивать достоверность отчетов и балансов;

- соблюдать установленный порядок хранения бухгалтерских документов,

регистров, смет расходов и расчетов к ним, а также других служебных

документов; своевременно в установленном порядке сдавать их в архив.

В течение отчетного года в учреждении должна проводиться единая учетная

политика отражения хозяйственных операций и оценки имущества. Изменение

учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть

аргументировано в годовой бухгалтерской отчетности. Важно обеспечить в

учете правильность отнесения доходов и расходов к соответствующим отчетным

периодам.

Бухгалтерский учет должен систематически контролировать исполнение смет,

состояние расчетов с дебиторами и кредиторами, сохранность денежных средств

и товарно-материальных ценностей.

Руководитель учреждения обязан создать необходимые условия для

правильной организации бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное

выполнение всеми структурными подразделениями и службами, работниками

учреждения требований главного бухгалтера в части порядка оформления и

сдачи в бухгалтерию необходимых документов.

Главный бухгалтер учреждения, централизованной бухгалтерии назначается

или освобождается от должности руководителем учреждения и непосредственно

ему подчиняется. Он обеспечивает контроль и отражение на счетах

бухгалтерского учета всех осуществляемых учреждением хозяйственных

операций, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности;

подписывает совместно с руководителем учреждения документы по финансово-

расчетным операциям, а также документы, служащие основанием для выдачи

товарно-материальных ценностей. Указанные документы без подписи главного

бухгалтера считаются недействительными и не могут быть приняты к

исполнению. Если работники учреждения передают главному бухгалтеру для

исполнения документы по операциям, противоречащим законодательству и

нарушающим финансовую и налоговую дисциплину, то главный бухгалтер обязан

письменно сообщить об этом руководителю учреждения. При получении от

руководителя письменного распоряжения об исполнении указанных документов

главный бухгалтер выполняет его. В этом случае вся полнота ответственности

за совершение незаконных операций возлагается на руководителя учреждения.

Главный бухгалтер визирует заявления, приказы о назначении на работу и

перемещение материально-ответственных лиц (кассиров, кладовщиков).

При увольнении главный бухгалтер учреждения обязан передать дела по акту

вновь назначенному главному бухгалтеру. Если кандидат на должность еще не

подобран, то дела передаются работнику учреждения, назначенному для этого

приказом руководителя учреждения.

В процессе сдачи-приемки дел проводится проверка состояния

бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных, наличия бухгалтерских

документов и регистров, а также наличие дел в архиве.

2 Единство системы бюджетного учета.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях обеспечивает отражение всех

операций, связанных с исполнением смет расходов по бюджетам, смет по

специальным средствам и обобщение данных учета и отчетности. Своевременное,

полное и достоверное отражение в балансе учреждения всех операций позволяет

его руководителю принимать обоснованные управленческие решения,

анализировать работу учреждения, осуществлять и контролировать целевое

расходование средств на основе утвержденной сметы, выявлять незаконные

затраты.

Для выполнения этих задач ведется бухгалтерский учет:

- поступления и расходования специальных и внебюджетных средств;

- кредитов (ассигнований) и расходов бюджетных средств;

- расчетов с дебиторами и кредиторами;

- сохранности и эффективности использования денежных средств, материалов,

оборудования, продуктов питания и других ценностей.

Важными задачами бухгалтерского учета являются учет и контроль за

расходованием фонда оплаты труда, а также составление в срок баланса и

отчетности. Правильная постановка бухгалтерского учета в бюджетных

организациях способствует более точному составлению смет расходов, а также

выявлению неиспользованных внутрихозяйственных ресурсов.

Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечивается единством

системы бюджетного учета, в основе которой лежит бюджетная классификация,

предполагающая научно обоснованную, обязательную группировку доходов и

расходов бюджета по однородным признакам, закодированным в определенном

порядке. В настоящее время применяется бюджетная классификация РФ,

утвержденная федеральным законом "О бюджетной классификации Российской

федерации от 15 августа 1996 года №115-ФЗ".

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов всех

уровней с присвоением объектам группировочных кодов.

Доходы бюджетов в РФ формируются за счет налогов с юридических и

физических лиц, платежей за пользование недрами и природными ресурсами,

государственной пошлины, доходов от приватизации, лицензионных сборов за

право производства и торговли спиртными напитками, средств, полученных из

других бюджетов.

Расходы бюджетов РФ показывают направление средств на бюджетное

финансирование народного хозяйства, конверсии военного производства,

внешнеэкономической деятельности и народного образования, бюджетных ссуд,

культуры, средств массовой информации и др.

Для классификации расходов учреждений, состоящих на бюджетном

финансировании, применяется следующий перечень статей (согласно приложению

12 к указаниям о порядке применения бюджетной классификации в РФ,

утвержденным приказом Минфина России от 25 мая 1999 года №38н):

- Фонд оплаты труда;

- Начисления на заработную плату;

- Канцелярские и хозяйственные расходы;

- Командировки и служебные разъезды;

- Стипендии;

- Расходы на питание;

- Приобретение медикаментов и перевязочных средств;

- Приобретение оборудования и инвентаря;

- Приобретение мягкого оборудования и инвентаря;

- Государственные капитальные вложения;

- Капитальный ремонт;

- Прочие расходы;

- Государственная дотация;

- Операционные расходы;

- Платежи по ссудам.

По данным статьям выделяются и учитываются расходы в росписях

республиканского бюджета, бюджетов автономных республик, краевых,

областных, окружных, районных, городских бюджетов. Средства из бюджета на

содержание учреждений и проведение мероприятий выделяются на основе

утвержденных смет расходов.

Сметы расходов – основной плановый и финансовый документ, определяющий

объем, целевое направление, поквартальное распределение средств, выделяемых

из бюджета на содержание учреждений. Предусмотренные в сметах ассигнования

являются предельными, и расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя

производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств.

Формы сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и

расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими

организациями. В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных

учреждений. Она состоит из трех частей: в первой части указывается

наименование и адрес учреждения, бюджет, из которого оно финансируется

(раздел, параграф бюджетной классификации), и свод расходов по статьям с

распределением по кварталам; во второй части отражаются показатели

оперативного плана начало и конец года, а также среднегодовые; в третьей

части приводятся расчеты и обоснования по каждой статье расходов и

отдельным ее элементам.

В отраслевых сметах расходов статьи отражают специфику народного

образования, культуры, здравоохранения и др. Расходы бюджетных учреждений

подразделяются на капитальные вложения и текущее содержание учреждения.

Последние состоят из административно-хозяйственных и операционных расходов.

Административно - хозяйственные расходы включают затраты на содержание

управленческого, хозяйственного и вспомогательного персонала, на

командировки, приобретение инвентаря и т.д. Операционные расходы – это

затраты, связанные стабильно с осуществлением деятельности учреждения

(расходы на питание, учебные расходы, педагогический фонд заработной

платы).

Расчет сумм расходов по смете на планируемый год производится, исходя из

объема деятельности учреждения, определенного планом развития учреждения и

фактического его исполнения за предшествующий период. Размеры операционных

расходов определяются на основе нормы расходов, т.е. затрат на расчетную

единицу. Установлены материальные (в натуральном выражении) и денежные

(стоимостное выражение материальных расходов) нормы расходов. Правильно

установленные типовые нормы расходов имеют важное значение для

распределения бюджетных ассигнований на народное образование,

здравоохранение, культуру, науку по отдельным регионам страны.

При составлении проекта сметы бюджетного учреждения для обоснования

требуемых сумм расходов дают более подробную номенклатуру, выделяя внутри

статьи отдельные расходы. К примеру, по статье "Канцелярские и

хозяйственные расходы" выделяют:

- канцелярские расходы;

- расходы на вневедомственную охрану;

- расходы на связь;

- расходы на приобретение литературы;

- расходы по содержанию и найму транспорта;

- затраты на оплату информационно-вычислительных услуг.

Обоснование отдельных сумм расходов по смете приводится в приложении к

ней. К примеру, приложение к смете расходов школы открывается сведениями о

количестве классов и учащихся по состоянию на первое января и первое

сентября планируемого года, затем следует расчет фонда заработной платы, а

также расчеты по другим статьям классификации расходов. Заключают

приложения к смете расходов общие сведения, используемые при расчетах

(общая кубатура всех строений по наружному обмеру, внутренняя площадь

здания, количество и площадь классных комнат).

Сметы расходов, составляемые бюджетными учреждениями по каждому

параграфу классификации расходов, принято называть индивидуальными. При

обслуживании учреждений централизованными бухгалтериями практикуется

составление общих смет. В общих сметах расходы планируются в целом по

группам однотипных учреждений (школ, детских яслей и садов). Для

определения и финансирования затрат на проведение совещаний, приобретение

литературы и другие мероприятия министерства, ведомства и управления

местной администрации составляют сметы на централизованные мероприятия.

Путем суммирования всех расходов на содержание министерства или ведомства,

включаются все индивидуальные, общие расходы и сметы на централизованные

мероприятия, составляется сводная смета.

Все расходы, включаемые в смету должны группироваться по видам и

целевому назначению, при определении их сумм необходимо строго соблюдать

режим экономии. При утверждении смет проверяются необходимость и

целесообразность предусматриваемых расходов, соответствие их объема работы

учреждения, соблюдение норм расходов. Утверждение сметы расходов бюджетного

учреждения производится после утверждения соответствующего бюджета, из

которого оно финансируется. Утверждение оформляется подписью руководителя

организации, утвердившего смету, указывается дата утверждения и

проставляется оттиск печати на всех экземплярах сметы с указанием в верхнем

правом углу общей суммы расходов по смете с выделением фонда заработной

платы работников штатного и нештатного состава.

3 Баланс и План счетов бухгалтерского учета исполнения смет доходов и

расходов организаций, состоящих на бюджете.

Бухгалтерский учет исполнения смет доходов и расходов по бюджету и

внебюджетным средствам в учреждениях, состоящих на федеральном бюджете,

республиканских, краевых, областных, окружных, городских и районных

бюджетах, а также в централизованных бухгалтериях при министерствах,

ведомствах, местных администрациях и их управлениях ведется по двойной

системе.

Учет может осуществляться по мемориально-ордерной, журнально-ордерной,

журнал-главной формам. Использование ЭВМ создает возможность перехода от

решения с помощью вычислительной техники отдельных трудоемких задач к

общесистемной автоматизации, обработки учетной информации в целом и решению

задач исполнения смет доходов и расходов.

В крупных бюджетных учреждениях бухгалтерский учет ведется по журнально-

ордерной форме. Бухгалтерский учет исполнения смет доходов и расходов по

бюджету и смет по специальным средствам, а также другим внебюджетным

средствам в организациях, состоящих на бюджете, ведется на балансе по Плану

счетов, предусмотренному инструкцией по бухгалтерскому учету в

организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Минфина РФ от 30

декабря 1999 года №107н.

Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения – отчетный документ, в

котором отражены и обобщены в денежной оценке на определенную дату средства

бюджетного учреждения по видам и использованию, а также по источникам их

образования и целевому назначению. Бухгалтерский баланс по исполнению сметы

доходов и расходов имеет форму таблицы, состоящей из двух частей: активы и

пассивы.

Актив состоит из 10 разделов, а пассив из 5 разделов. В активе

отражаются средства, которыми располагает учреждение и их размещение:

основные средства и другие долгосрочные финансовые вложения, материальные

запасы, малоценные предметы, готовая продукция, средства учреждений,

расчеты, расходы; выполненные и сданные заказчиками продукция, работы,

услуги; доходы, прибыли (убытки); расходы на капитальное строительство.

В пассиве отражаются источники образования средств: финансирование из

бюджета, фонды и средства целевого назначения, расчеты; доходы, прибыли

(убытки); финансирование капитального строительства.

В разделе 1 "Основные средства и другие долгосрочные финансовые

вложения" актива баланса отражаются основные средства, принадлежащие

учреждению; долгосрочные финансовые вложения на срок более одного года;

нематериальные активы.

Объекты основных средств фиксируются в балансе по первоначальной

стоимости. Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств

допускается лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и

частичной ликвидации, а также переоценки основных средств.

В разделе 2 "Материальные запасы" актива баланса отражается стоимость

принадлежащих учреждению материалов, продуктов питания, горюче-смазочных

материалов и других запасов по фактической стоимости.

В разделе 3 "Малоценные предметы" показывается стоимость принадлежащих

учреждению малоценных предметов, белья, одежды, обуви, как на складе

учреждения, так и по местам их использования.

В разделе 4 "Готовая продукция" на субсчете 080 этого раздела

показывается стоимость остатка изготовленной в учреждениях и их

подразделениях продукции и изделий по фактической стоимости, определенной

по данным фактических расходов на ее изготовление.

В разделе 5 "Средства учреждений" на субсчетах показываются остатки

бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников.

На субсчете 090 "Средства федерального бюджета для перевода учреждениям,

находящимся в ведении главного распорядителя и на другие мероприятия"

показываются остатки нераспределенного объема финансирования на лицевых

счетах главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств в органах

федерального казначейства.

На субсчете 091 "Средства федерального бюджета на расходы учреждения"

показываются остатки неиспользованного объема финансирования на лицевых

счетах получателей бюджетных средств.

На субсчете 097 "Средства федерального бюджета в иностранной валюте"

показывается остаток валютных средств бюджетного учреждения на валютном

счете в кредитной организации в пересчете на рубли по курсу Центрального

банка РФ на отчетную дату.

На субсчете 100 "Средства для перевода учреждениям, находящимся в

ведении главного распорядителя и на другие мероприятия" показываются

нераспределенные остатки средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

на счетах в кредитных организациях (органах федерального казначейства)

главного распорядителя бюджетных средств.

На субсчете 101 "Средства на расходы учреждения" показываются

неиспользованные остатки средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

учреждения на счете в кредитной организации учреждения.

На субсчете 102 "Средства бюджета субъекта РФ и местного бюджета в

иностранной валюте" показываются остатки средств учреждения в иностранной

валюте на счете в кредитной организации в пересчете на рубли по курсу

Центрального банка РФ на отчетную дату.

На субсчете 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления"

показываются остатки целевых средств и безвозмездных поступлений; на

субсчете 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.