рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Аудиторская деятельность и перспективы ее развития в Киргизской Республике

независимость была довольно проблематичным вопросом для японских аудиторов

из-за проблем культурного и ментального характера, на что указывает в своей

статье Дж.Л. Мак Киннон.

Прошло довольно много времени до того, как в Японии ввели

полномасштабный аудит. Это произошло только в 1957 году, а до этого (1951-

57 гг.) японские аудиторы в экспериментальном порядке набивали себе шишки,

пытаясь путем проб и ошибок как следует овладеть профессией.

После внедрения обязательного аудита, которое прошло без особенных

недоразумений (положительно сказался шестилетний экспериментальный период),

казалось, что аудит прочно утвердился на японской земле, но фактически

бытовавшие много лет мошеннические схемы получения скрытых дивидендов так и

не были искоренены. Внимание к многочисленным фактам сокрытия реальной

информации компаниями временно ослабло, чему способствовал быстрый

экономический рост Японии, продолжавшийся до начала 60-х годов ХХ века.

В 1963 году в японской экономике начался кризис, который привел к

банкротству многих компаний, особенно в 1964-1965 годах. Именно тогда

вскрылись случаи незаконных действий руководства компаний, связанные с

маскировкой реальной прибыли и ведением двойного учета. Независимые

аудиторы, многие из которых действовали индивидуально, проявили себя в

период кризиса не с лучшей стороны. Поэтому проведение аудита компаний в

одиночку было запрещено и с 1967 года начали создаваться первые фирмы,

объединяющие CPA.

Был реорганизован JICPA, который объединил подавляющее большинство

практикующих аудиторов. Кроме того, постольку внутренний аудит тоже проявил

себя не лучшим образом, были приняты меры по укреплению системы внутреннего

аудита в японских корпорациях. К сожалению, несмотря на принятые меры,

японские аудиторы столкнулись с новыми проблемами.

Во-первых, JICPA получил статус так называемой специальной корпорации,

что в значительной мере было реакцией на громкие скандалы вокруг

обанкротившихся компаний (особенно показательным было банкротство Sanyo

Special Steel Co., которое прочно вошло в историю как одно из самых

скандальных в истории Японии). Для аудиторов, недобросовестно выполняющих

свою работу, были введены административные санкции вплоть до аннулирования

регистрации.

Правительство, однако, не остановилось на этих санкциях. Министерство

финансов, которое не особенно верило в способность JICPA к самоочистке и

обновлению, получило реальные рычаги влияния на эту организацию. Введение

для JICPA статуса специальной корпорации предусматривало установление

жесткого правительственного контроля, обусловленного спецификой этого типа

организационной структуры (в Японии специальные корпорации создаются

правительством с определенной стратегической целью и жестко контролируются

им).

Во-вторых, реформирование системы бухгалтерского учета продвигалось

очень медленно. Лишь в 1974 году аудит, проводимый CPAs, был предписан

Коммерческим кодексом в ответ на усиливающиеся потребности в создании

надежного внутреннего контроля в корпорациях. Реформирование системы учета

и аудита проходило за закрытыми дверями и практикующие специалисты имели

намного меньше влияния на процесс, чем правительственные чиновники.

В-третьих, с каждым годом вскрывались все новые случаи мошенничества в

учете корпораций, причем бухгалтеры и аудиторы, ответственные за это,

отделывались сравнительно легко – как правило, незаконные операции просто

отменялись. Менеджеры, которые должны были нести ответственность за

мошеннические схемы, отображаемые в учете, также наказания практически не

несли.

В подобных условиях в начале 90-х годов японская экономика впала в

беспрецедентную депрессию. В 1996 году развалились многие компании,

специализирующиеся на ссудах под жилищное строительство, а в 1997 году

подобная участь постигла и ряд строительных компаний. Дальше, в 1998 году,

последовал коллапс банка Hanwa и банкротство Банка долгосрочного

кредитования Японии. Удивительно, что во всех этих случаях заключения

аудиторов были положительными. Конечно же, когда корпорации одна за другой

падали в бездну финансового кризиса, аудиторы попали под бешеный огонь

вполне заслуженной критики. Таким образом, недавний случай банкротства

Enron – крупнейшей энергетической компании США – с глубоким пониманием был

встречен в Японии, которая пережила нечто подобное, только в больших

масштабах, во второй половине 90-х годов.

В значительной мере ослабление независимого аудиторского контроля было

обусловлено политикой Министерства финансов Японии, которое практически

полностью подчинило себе JICPA. Многие члены руководства последнего –

бывшие ответственные работники Министерства финансов, которые активно

влияют на деятельность формально независимых японских аудиторов. В

результате оказалось, что положительные заключения для компаний, которые

обанкротились, аудиторы давали под значительным давлением со стороны

Министерства финансов. Именно этим и объясняется факт, что аудиторы, давшие

положительные заключения потенциальным банкротам, не понесли никакого

наказания. Иначе быть и не могло – Министерство финансов Японии было не

готово публично высечь само себя.

Причины экономического кризиса, разразившегося в Японии, не

исчерпываются, конечно, проблемами учета и аудита, но этот фактор следует

все же считать одним из основных. Неадекватность системы независимого

аудита и внутреннего контроля в японских корпорациях уровню экономического

развития, а также требованиям рынка, значительно усугубила кризис, который

можно было бы если не предотвратить, то хотя бы смягчить.

Несмотря на то, что после 1999 года в Японии были приняты некоторые

меры по повышению качества аудита, проводимого CPAs, такие как введение

обязательного постоянного обучения аудиторов и проверок работы аудиторских

фирм со стороны JICPA, многие высказывают сомнение в том, что ситуация

будет коренным образом изменена в лучшую сторону. К сожалению, влияние

Министерства финансов Японии на аудит остается слишком большим, что вредит

независимости аудиторов и аудиторских фирм. Кроме того, специфика японской

корпоративной культуры и менеджмента делают довольно проблематичным

введение полноценного внутреннего аудита, например, в таком виде, в каком

он существует в США.

Следует признать, что попытки утвердить в Японии западные модели

бухгалтерского учета и аудита удались далеко не полностью. Так и не удалось

создать независимые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов

(кроме JICPA, фактически подконтрольного Министерству финансов), которые

могли бы служить гарантами прогресса и усовершенствования практики учета и

аудита. Внутренний аудит в японских корпорациях не прижился, что

значительно снижает эффективность корпоративного контроля. Мы видим, что

подобные несоответствия могут быть, мягко говоря, весьма неприятными. Опыт

Японии является наглядным и поучительным.

Также мировой экономический кризис ускорил формирование института

бухгалтеров-аудиторов и в Японии под эгидой министерства промышленности и

торговли. Современное состояние бухгалтерского учета и отчетности в этой

стране сложилось под влиянием американской оккупации Японских островов в

1945 г. и мер экономического переустройства, проводимых администрацией

генерала Дугласа Макартура. В этот период были разработаны правила

бухгалтерского учета и отчетности, основанные на формах и методах,

сложившихся в американской практике, что неизбежно отразилось и на

организации аудиторского дела. В Японии, в частности, Совет по

бухгалтерским стандартам разработал ряд положений, в том числе по ревизии

на предприятиях. Система подготовки аудиторов в Японии несколько сложнее.

Чтобы получить звание аудитора в Японии необходимо сдать три тура

экзаменов.

Целью первого тура экзаменов является определение соответствия уровня

общеобразовательной подготовки кандидатов требованиям последующего тура

экзаменов. К нему допускаются все лица независимо от пола, возраста,

образования и национальности, а освобождены от него выпускники колледжей и

университетов. В первом туре абитуриенты сдают экзамены по математике,

сочинению и японскому языку.

Экзамены второго тура являются экзаменами на получение звания младшего

аудитора. Сдаются письменные экзамены по бухгалтерскому учету,

балансоведению, учету затрат на производство продукции, технике проведения

финансовых ревизий, методам управления предприятием, экономике и

коммерческому законодательству. От этих экзаменов освобождаются лишь лица,

которые преподавали эти предметы в университете или колледже не менее трех

лет. Этот тур обычно проходит всего 7—9% абитуриентов.

Условием допуска к третьему туру экзаменов на звание аудитора является

не менее чем трехлетний стаж работы в качестве младшего аудитора при

наличии документа об окончании годовых курсов по данной специальности.

Обучение обычно ведется после работы три раза в неделю по три часа. В ходе

обучения учащиеся несколько раз сдают экзамены и готовят самостоятельные

работы. Обучение платное. В течение трех лет они получают зарплату младшего

аудитора.

В третьем туре сдаются экзамены по практике и процедурам выполнения

ревизий, финансовому анализу, налогообложению, бухгалтерскому учету, учету

затрат по статьям себестоимости. Успешно сдают экзамены в среднем 42,5

абитуриентов. Экзамены также платные. Экзаменационная комиссия удаляет с

экзаменов абитуриентов, пытающихся использовать незаконные методы

подготовки к ответу (шпаргалки, подсказки и т. п.) и может лишить их права

повторной сдачи на срок до трех лет.

Кстати, в Японии деятельность аудиторов строго контролируется

министерством финансов. В частности, министр финансов по закону об

аудиторской деятельности обязан начать расследование о противозаконных

действиях аудитора при получении соответствующей информации от любого лица.

При расследовании, министр обязан выслушать мнение всех

заинтересованных лиц или собрать у них письменные показания и в случае

необходимости произвести экспертизу, затребовать всю подтверждающую

документацию и сделать неожиданную ревизию документов фирм, с которыми

работал аудитор. Расходы всех свидетелей и экспертов оплачиваются

министерством финансов. По результатам расследования заполняется протокол с

обоснованием мотивов решения. Любое заинтересованное лицо может затребовать

его для ознакомления за соответствующую плату. О результатах расследования

сообщается в профессиональной прессе.

В качестве наказания Министерство финансов может запретить аудитору

выполнение его обязанностей на срок до одного года путем аннулирования его

регистрационного удостоверения на право занятия аудиторской должности. В

этом случае после истечения срока запрета аудитору придется снова пройти

трудоемкий и длительный процесс регистрации.

История бухгалтерского учета и аудита в Японии

|1890 |Принят Коммерческий кодекс Японии |

|1948 |Приняты Закон про ценные бумаги и фондовый рынок и Закон про |

| |дипломированных общественных бухгалтеров (CPA) |

|1949 |Опубликованы стандарты финансового учета для коммерческих |

| |предприятий. |

| |Создан японский Институт дипломированных общественных |

| |бухгалтеров (JICPA) как саморегулирующаяся ассоциация |

|1950 |Опубликована Инструкция про терминологию, формы и методы |

| |подготовки финансовых отчетов. |

| |Впервые опубликованы стандарты аудита и связанные с ними |

| |правила |

|1951 |Аудит, проводимый дипломированными общественными бухгалтерами, |

| |стал обязательным в соответствии с Законом про ценные бумаги и |

| |фондовый рынок |

|1966 |JICPA реорганизован в соответствии с новыми положениями Закона |

| |про дипломированных общественных бухгалтеров, согласно которым |

| |все CPA должны быть членами JICPA |

|1967 |Создана первая аудиторская компания в соответствии с |

| |пересмотренным Законом про дипломированных общественных |

| |бухгалтеров |

|1971 |Опубликованы стандарты бухгалтерского учета для частных школ |

|1973 |JICPA стал одним из членов-основателей Международного комитета |

| |по стандартам бухгалтерского учета (IASC) |

|1974 |Аудит, проводимый дипломированными общественными бухгалтерами, |

| |стал обязательным в соответствии с Коммерческим кодексом Японии|

|1975 |Опубликованы стандарты, связанные с составлением |

| |консолидированной финансовой отчетности |

| |Стал обязательным аудит банков и страховых компаний |

|1977 |Началось проведение независимого аудита промежуточных и |

| |консолидированных финансовых отчетов |

| |JICPA стал одним из членов совета основателей Международной |

| |федерации бухгалтеров (IFAC) |

|1979 |Опубликованы стандарты бухгалтерского учета операций в |

| |иностранной валюте |

|1987 |В Токио состоялся 13-й Всемирный конгресс бухгалтеров |

|1988 |Существенно пересмотрены требования к раскрытию информации про |

| |сегменты деятельности в финансовых отчетах. |

| |Исправлены требования к раскрытию операций со связанными |

| |сторонами и представлению информации про рыночную стоимость |

| |ценных бумаг, представленных на фондовом рынке |

|1992 |Внесены изменения в Закон про дипломированных общественных |

| |бухгалтеров, связанные с проведением экзаменами для CPA и |

| |другими проблемами |

|1993 |Внесены изменения в Коммерческий кодекс с целью расширения прав|

| |акционеров и полномочий штатных аудиторов, а также улучшения |

| |процедур, связанных с возникающими долговыми обязательствами |

|1995 |Изменены стандарты бухгалтерского учета операций в иностранной |

| |валюте. |

| |Появился Закон про улучшение и расширение сферы контроля и |

| |менеджмента в финансовых учреждениях |

|1998 |Отмечена пятидесятая годовщина с начала деятельности CPA в |

| |Японии |

|1999 |Опубликованы стандарты бухгалтерского учета финансовых |

| |инструментов. |

| |Внесены изменения в Коммерческий кодекс с целью создания новой |

| |фондовой биржи и трансфертной системы. |

| |Исправлены стандарты бухгалтерского учета операций в |

| |иностранной валюте |

Сфера обязательного аудита в Японии

|Виды аудита и |Объекты аудита |

|законодательные| |

|акты | |

|Обязательный |компании (kabushiki kaisha) с неоплаченными обычными |

|аудит |акциями на сумму 500 млн. иен и более, или общей суммой|

|Коммерческий |долговых обязательств 20 млн. иен и более; |

|кодекс и |взаимные страховые компании, кредитные банки (shinyo |

|связанные с ним|kinko), кредитные кооперативы (shinyo kumiai), трудовые|

|законы |банки (rodo kinko), определенные соответствующими |

| |законами |

|Закон про |комнании, внесенные в список на фондовой бирже; |

|ценные бумаги и|компании, зарегистрированные Японской ассоциацией |

|фондовый рынок |дилеров ценных бумаг; |

| |компании, предложившие для свободного обращения ценных |

| |бумаг на сумму 500 млн. иен и более; |

| |компании, насчитывающие по крайней мере, 500 акционеров|

|Другие случаи |частные школы, получающие субсидии от государства или |

|обязательного |местных органов власти; |

|аудита |профсоюзы; |

| |отчеты о субсидиях, предоставляемые политическими |

| |партиями в соответствии с Законом про помощь |

| |политическим партиям; |

| |местные органы власти |

|Необязательный |компании, в которые инвестировали средства малые и |

|аудит (не |средние инвестиционные и консультационные фирмы; |

|предусмотренный|религиозные и некоммерческие организации, |

|законом) |потребительские кооперативы и организации |

| |здравоохранения; |

| |аудит в случаях слияния компаний, передачи или |

| |приобретения бизнеса; |

| |аудит в других случаях, не указанных выше |

|Международный |японские компании, числящиеся в биржевых списках других|

|аудит |стран; |

| |иностранные компании, осуществляющие операции в Японии |

Ставится на более высокий уровень контрольно-ревизионная деятельность

в восточноевропейских странах (Польше, Чехии, Словакии, Венгрии и Румынии),

где в сущности воссоздается аудиторская профессия. В Польше, как и в других

восточно-европейских странах, при переходе к рыночной экономике столкнулись

с отсутствием кадров аудиторов, что сразу же поставило перед необходимостью

их подготовки. Срочное создание аудиторской службы заставляет в качестве

аудиторов временно привлекать людей знакомых с ревизорской деятельностью и

занимающимся ею. Например, в ПОЛЬШЕ после издания «Закона о проверке и

публикации финансовых отчетов, а также об аудиторах и их самоуправлении»

предусмотрено в течение четырех лет допускать к выполнению аудиторских

обязанностей ревизоров, имеющих соответствующее образование и выразивших

желание стать аудитором. По истечении четырех лет в списках могут остаться

только специалисты с высшим образованием, сдавшие соответствующие экзамены

перед Государственной экзаменационной комиссией, назначенной министром

финансов по соглашению с Аудиторской палатой и имеющие не менее четырех лет

практического стажа, в т. ч. не менее двух лет под руководством опытного

бухгалтера-аудитора или же имеющие не менее пяти лет практической работы на

руководящих постах, два года практики под руководством бухгалтера-аудитора.

Кроме того, будущие аудиторы должны принести присягу на добросовестное

выполнение своих обязанностей. Текст присяги гласит: «Обещаю, что в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.