| |||||
МЕНЮ
| Аудиторская деятельность и перспективы ее развития в Киргизской Республикесубъектов. Этот контроль должен сочетаться с постоянной экспертизой, оценкой, опекой, консультированием, правовой помощью и другими видами аудиторских услуг, оказываемых в целях повышения эффективности коммерческой деятельности, улучшения постановки учета и отчетности на предприятиях. Отсутствие бухгалтерского учета или его неправильное ведение чреваты злоупотреблениями и прямыми хищениями имущества хозяйствующих субъектов, развалом работы, банкротством и прекращением их деятельности. Аудиторскую форму контроля за деятельностью коммерческих и других структур осуществляют все государства мира с развитой рыночной экономикой. Основой его деятельности является взаимная заинтересованность хозяйствующих субъектов (акционерных обществ, фирм) в лице их владельцев (акционеров) и государства в лице налоговой инспекции и других пользователей информации. Аудиторы как независимая служба защищают имущественные интересы и собственника, и государства в обеспечении учета и отчетности. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли заинтересованные в своей благополучности управляющие и подчиненные им бухгалтера предприятия. Достаточно часто происходящие банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры и др. инвесторы хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Таковыми могли быть только аудиторы и их фирмы. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора. Создание аудита как в Кыргызской Республике, так и других странах СНГ все же связано с годом «перестройки», так как в эти годы стали создаваться кооперативы, частные фирмы и совместные предприятия, т. е. экономические субъекты, не являющиеся собственностью государства. Первая независимая аудиторская фирма в Кыргызской Республике была образована в 1990 г. в форме общества с ограниченной ответственностью — «Аудит ЛТД». Учредителями фирмы выступили: Акционерное общество «Финансовая компания «Имфико» и Гофлин Л. Г. — экономист с 20-летним стажем. Главные задача изучения, обобщения и распространения опыта аудиторской деятельности в Кыргызской Республике, легли на плечи Ледневой Нины Евгеньевны и еще нескольким специалистам в 1991 году, когда они решили заняться аудиторской деятельностью. В то время никто ничего не знал и знать не хотел – ни мэрия, ни Минфин. Поскольку на тот момент желающих взяться за это дело не было, а у государства просто не доходили до этого вопроса руки, пришлось браться за разработку и становление аудиторской отрасти только им. Вдвоем с Алексеем Белинченко они за год разработали и представили в Минфин проект Временного положения о Совете по аудиту, а чтобы зарегистрировать эти документы в Министерстве юстиции, министр собрал коллегию. И только в 1992 году, после утверждения ими же разработанных документов, она смогла зарегистрировать свою фирму. Но и это еще не все. Далее им (ей) пришлось опять собственными силами разрабатывать и внедрить программу аттестации аудиторов, и она же первая по ней сдавала экзамен. Так уже была хоть какая-то система; система получилась на уровне 400 вопросов по бухгалтерскому учету, финансам, праву, налогам. Эта система действовала 6 лет 1994 по 2000 год, что само по себе уже говорит о ее качестве. Однако такую степень институционализации нельзя назвать завершенной. И какая бы не была профессия, она не может состояться без профессионалов, и Леднева Н.Е. тоже не была аудитором – в Советском Союзе такой специальности не существовало. Что не говори, но так оно и было, хотя она как и многие специалисты в то время хорошо разбиралась в бухгалтерском учете, финансах, да и в экономике в целом. Услышав впервые об аудите, она заинтересовалась, и началось тривиальное самообразование, так как альтернативы просто не было. Ради, и, по нашему во благо этому покупалась довольно дорогая литература и всевозможными путями добывалась интересующая информация. Так, постепенно, на научной основе строилась своеобразная методология, определенная технология и национальный почерк в аудите. Они строили свою фирму. Как в то время, так и сейчас особой проблемой остается проблема кадров. Конечно сейчас не много квалифицированных аудиторов, а уж в те годы их просто не было. Были бухгалтеры, которые только хотели, но пока не умели заниматься новым делом. Они не понимали тех принципов технологий аудита, поэтому приходилось на ходу и очень подолу их обучать. И до сих пор очень много времени тратится на обучение и подготовку квалифицированных аудиторов – специалистов и профессионалов своего дела – светлой перспективы развития отрасли. Во многих секторах интеллектуального бизнеса, как это было, например, с фондовым рынком, большую роль сыграли иностранные консультанты. Что же касается отрасли аудита, то здесь данная сторона практически отсутствовала. Так важно учесть специфику аудита и аудиторских технологий. В мире этот бизнес - один из самых дорогих. Тон задают компании «большой четверки», каждая из которых имеет историю, измеряемую десятилетиями, а то и столетиями. У каждой есть свои эксклюзивные технологии, профессиональные секреты, на которых и строится их репутация, клиентура, следовательно, богатство (признание рынком). Поэтому они не склонны делиться этой информацией: ни тренингов, ни обучающих курсов с их стороны ждать не приходится - такие знания ими не распространяются, так как это интеллектуальный капитал. Именно последнему уделяется слишком мало внимания со стороны государства и некоторых предпринимателей – ими не осознается, что многое строится на знаниях и умениях. И это необходимо стараться развивать своими силами, не ожидая помощи со стороны, помощи, которая не значительна. Правда, во время подготовки проекта Закона «Об аудите» к основателям с консультациями приезжали представители КРМG – одного из членов «большой пятерки», их помощь была эффективна, но касалась исключительно регулятивной базы, а не секретов аудиторской деятельности. Все это до сих пор сказывается на уровне нашего аудита. Возьмем, к примеру, представительства крупных международных организаций и транснациональных корпораций, которые, теоретически, могли бы стать клиентами кыргызских аудиторских компаний. Но их руководство не знает местных аудиторов, в них не уверены, считают, что они не могут предоставить услуги высокого качества, т.к. современных технологий международного уровня аудита они не знают. Это относится, конечно, не только к определенным компаниям, а к большинству компаний Кыргызской Республики. Безусловно, у кыргызских аудиторов есть свои технологии, но они пока не отвечают международным стандартам. Простой пример: национальные компании часто проигрывают в международных тендерах по примитивной причине – форма подачи заявки не соответствует требованиям заказчика. При этом само исследование вполне может отвечать всем нормам, но его оформление - нет, и это все перечеркивает. Вот и думаешь, почему бы Всемирному банку, например, не провести семинар о собственных требованиях к оформлению заявки на участие а тендере и не обучить методике работы аудиторов. Нужно заметить, что строить новое на пустом месте очень сложно, и закон разрабатывался когда и четкого понятия об аудите в обществе не было. Но это субъективно, а объективно дело обстоит так: как и в отношении остальной нормативной базы, создание закона было инициировано снизу, Палатой аудиторов, а официальным инициатором стал депутат Омурбек Текебаев. Они старались создать максимально приемлемый вариант закона, для чего организовали две (!) международные экспертизы проекта закона, которые он успешно прошел. На уровне 1997-1998 годов этот закон был одним из самых прогрессивных в СНГ. При желании в нем можно, конечно, найти слабые места, но кто может назвать совершенный действующий закон в Кыргызстане? Тем не менее, следствием закона стало создание Государственной комиссии по аудиту – еще одного звена в процессе институционализации. Появление закона и комиссии означало окончательное оформление профессии, признание ее обществом и государством. В этом отношении комиссия очень много делала для развития аудита. Хотя, конечно, издержки руководства были. Например, лицензирование для неустоявшегося вида бизнеса, стоимость лицензии была слишком высока – 200 долларов. В целом, за все виды лицензий только компании Ледневой Н.Е. АКФ «Кыргызаудит» пришлось выложить казне около 2 тысяч долларов. Это очень значительная сумма для аудиторской фирмы в то время. Сейчас ситуация изменилась, как трансформировалась и сама комиссия, которую 26 Указом Президента влили во вновь образованную Государственную комиссию при правительстве КР по стандартам финансовой отчетности и аудиту. Первая, бывшая, Госкомиссия совершила несколько негативных шагов которые существенно сказались на восприятии профессии аудитора обществом. Дело в том, что комиссия создала условия для индивидуалов. То есть достаточно было получить лицензию и – вперед, занимайся аудитом. Но на каком уровне – главное в этой профессии глубокое знание и понимание производственного процесса, чтобы удовлетворить требования заказчиков – качество аудиторской деятельности. Аудиторы-индивидуалы не вступали в общественные организации, проследить качество их услуг было невозможно, в итоге – страдали клиенты. А от разочарованных и возмущенных клиентов волнами расходилась дурная слава обо всех аудиторах, которая автоматически распространялась и на честные, грамотные фирмы. Словом, профессии был нанесен ущерб, который быстро не исправишь. Эта ситуация показала, что этика аудитора очень важный элемент в аудиторской деятельности. Постановлением правительства Кыргызской Республики от 26 января 1993 г. № 33 было утверждено «Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Кыргызстан». На основании вышеуказанного постановления приказом Министра экономики и финансов Кыргызской Республики от 13 сентября 1993 г. № 47 — п/3 утверждено «Положение о Совете по аудиторской деятельности Кыргызской Республики», и приказом от 13 сентября 1993 г. № 48 — п/3 утверждено «Положение о порядке лицензирования аудиторской деятельности на территории Кыргызской Республики». Решением Совета по аудиторской деятельности в ноябре 1993 г. выданы первые лицензии на право занятий аудиторской деятельностью следующим юридическим лицам: Аудиторско-консультационной фирме «Кыргызаудит», Обществу с ограниченной ответственностью «Аудит ЛТД», Обществу с ограниченной ответственностью аудиторской фирме «Эсеп ЛТД». Ныне число действующих отдельных аудиторских фирмы 42 и наиболее крупные из них приведены ниже: Список аудиторских компаний - Метроном - МФИ-Аудит - Проф-Аудит - Устат-Аудит - Битекс-Аудит - AZAN - Национальная Аудиторская компания - Промторг-Аудит - Учет-Аудит-Бишкек - Консалтинговая компания ACS - Аудит ЛТД - Международный центр консалтинга и аудита - Социум-Консалт - Марка-Аудит Бишкек - Владимир Аудит ЛТД - Аудит-Прайс - Ош-Эсеп - Аудитекс - Альпари - Инаудит - Эврика-Аудит - Эсеп ЛТД - В.Якобс-Аудит - Кыргызбанкаудит - Кыргызаудит - Аудит-Консалтинг В настоящее время аудиторская деятельность регулируется Законом «Об аудиторской деятельности», принятым Законодательным Собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 28 июня 2002 года. 3.2 Законодательная база аудита в Кыргызской Республике. Международная практика показывает, что для ведения цивилизованного аудита требуются две принципиальные группы нормативных документов. 1. К первой группе относятся законодательные акты государства, прежде всего закон «Об аудиторской деятельности», необходимость которого в различных аспектах связана с совершенствованием и развитием отрасли. 2. Вторую группу документов составляют аудиторские стандарты и другие регуляторы, т.е. основополагающие принципы и приемы, которым должен следовать аудитор при проведении проверки, сборе аудиторских свидетельств и при составлении заключения (т.е. вообще в своей профессиональной деятельности). Так от 26 января 1993 г Постановлением правительства Кыргызской Республики. № 33 было утверждено «Временное положение об аудиторской деятельности и организации независимого контроля в Республике Кыргызстан». На основании вышеуказанного постановления приказом Министра экономики и финансов Кыргызской Республики от 13 сентября 1993 г. № 47 — п/3 утверждено «Положение о Совете по аудиторской деятельности Кыргызской Республики», и приказом от 13 сентября 1993 г. № 48 — п/3 утверждено «Положение о порядке лицензирования аудиторской деятельности на территории Кыргызской Республики». Затем 18 сентября 1997 года в Министерстве юстиции было зарегистрировано Положение «О Совете по аудиторской деятельности КР» приказом Минфина КР от 7 июля 1997 года за № 236/п, в котором указывались основные функции совета по аудиту: - Разработка и утверждение квалификационных требований к физическим лицам и специальных требований к аудиторским организациям. - Разработка Положения о лицензировании аудиторской деятельности на территории Кыргызской Республики - Разработка и утверждение нормативных документов, норм и стандартов, регулирующих аудиторскую деятельность в пределах своей компетенции. - Разработка порядка аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, формирование Аттестационной комиссии по банковскому аудиту, аудиту рынка ценных бумаг, страховых организаций, бирж, инвестиционных фондов и общему аудиту. - Разработка программы подготовки кадров аудиторов по всем видам аудиторской деятельности для Кыргызской Республики. - Создание Аттестационной комиссии с разработкой допуска к экзаменам и процедуры проведения экзаменов по банковскому аудиту; аудиту субъектов рынка ценных бумаг, страховых организаций, бирж, инвестиционных фондов и общему аудиту. - Создание и утверждение Дисциплинарной комиссии, в случае возникновения претензий заказчика к аудиторской фирме, аудитору, а также в случае аннулирования лицензии у допустившей нарушения аудиторской фирмы, аудитора. - Развитие международных контактов с целью повышения квалификации и обмена опытом - Совет по аудиту по поручению Министерства финансов Кыргызской Республики организовывает независимую экспертную оценку законопроектов, положений, финансово-экономической обоснованности проектов государственных программ и решений, проводит анализ экономического положения по отраслям народного хозяйства. - В установленном законом порядке вносит предложения по совершенствованию аудита и бухгалтерского учета, аналитические и нормативные документы в Жогорку Кенеш и Правительство Кыргызской Республики. - Совет по аудиту разрешает разногласия, возникающие между аудиторами и их заказчиками по вопросам толкования статей годового баланса или положений годового отчета. - Совет по аудиту имеет специальный казначейский счет и производит затраты согласно утвержденной сметы. - Решение других вопросов, входящих в компетенцию Совета по аудиту Кыргызской Республики Потом вышло постановление №120 от 2 марта 1999 года «О Госкомиссии по аудиторской деятельности при Правительстве КР». Следующим законодательным актом было - положение «О Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по стандартам финансовой отчетности и аудиту», утвержденное постановлением Правительства Кыргызской Республики от 28 февраля 2001 года №67 по которому определены основные функции ГКА: а) разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность в Кыргызской Республике; б) обеспечение реализации Закона "Об аудиторской деятельности", обобщение практики его применения и подготовка для Правительства Кыргызской Республики предложений по совершенствованию правового регулирования аудиторской деятельности; в) организация публикаций в средствах массовой информации сведений о выдаче (аннулировании) лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных аудиторах и аудиторских организациях; г) организация ведения государственных реестров аудиторов, аудиторских организаций; д) осуществление в установленном порядке деловых контактов с международными организациями, действующими в сфере аудиторской деятельности, участие в подготовке проектов международных договоров и соглашений по аудиторской деятельности с представлением интересов Кыргызской Республики по вопросам аудита; е) рассмотрение, утверждение, издание и публикация национальных стандартов бухгалтерской и финансовой отчетности для хозяйствующих субъектов, соответствующих по форме и содержанию Международным стандартам финансовой отчетности, разрабатываемым Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности (далее – международные стандарты финансовой отчетности); ж) работа по совершенствованию и гармонизации стандартов учета, процедур, связанных с представлением бухгалтерской и финансовой отчетности, в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности; з) утверждение в установленном порядке стандартов аудиторской деятельности, соответствующих международным стандартам аудита, разрабатываемым Международным комитетом по аудиторской практике Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|