рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Анализ состояния учета и качества на примере финансово-хозяйственной деятельности ОАО КЭПСП ВФСО Динамо Киров

Плана счетов, с разработкой учетной политики организации (к примеру, отмена

в качестве самостоятельного объекта учета малоценных и быстроизнашивающихся

предметов потребует определенной перестройки не только в синтетическом

учете); с уточнением регистров бухгалтерского учета, переналадкой

программных продуктов, обучением персонала новым правилам и т.п.

Необходимо отметить, что большинство нововведений в Плане

счетов бухгалтерского учета вытекает из содержания положений по

бухгалтерскому учету как утвержденных, так и разрабатываемых в рамках

правительственной программы.

Подготовлена и внесена в Правительство РФ новая редакция

Федерального закона “О бухгалтерском учете”. Изменения, внесенные в проект

федерального закона, связаны с новациями, вытекающими из положений по

бухгалтерскому учету. Следует отметить два важных дополнения, включенных в

новую редакцию.

Первое связано с введением нормы обязательности составления

сводной бухгалтерской отчетности группами взаимосвязанных организаций,

образованных на добровольных началах. Несмотря на указания Министерства

финансов РФ

(Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в

Российской Федерации, Методические Рекомендации по составлению и

представлению сводной бухгалтерской отчетности) многие группы

взаимосвязанных организаций не составляют такой отчетности, сужая базу

информации, необходимой для успешного управления.

Второе дополнение вытекает из поручения Плана мероприятий по

реализации указанной Программы реформирования бухгалтерского учета в деле

проведения аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров и

бухгалтеров-экспертов). В настоящее время такая аттестация проводится на

добровольных началах в соответствии с положением, утвержденным Институтом

профессиональных бухгалтеров России и одобренным Межведомственной комиссией

по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (на начало

января 2001 г. Аттестацию прошли свыше 65 тысяч человек). Наступило время

закрепить проводимую работу на законодательном уровне, поэтому

соответствующая статья включена в проект новой редакции Федерального закона

“О бухгалтерском учете”. Предполагается, что новая редакция закона будет

принята Государственной Думой в конце 2001 г.

Другой блок мероприятий правительственной Программы

направлен на решение проблемы становления бухгалтерской профессии. В рамках

этого блока важнейшим стало формирование профессиональной организации

специалистов бухгалтерской профессии – Института профессиональных

бухгалтеров России

(ИПБ России).

Следует с удовлетворением отметить, что большинство

утвержденных положений по бухгалтерскому учету предварительно

рассматривалось в рамках ИПБ России. Структура организации ИПБ России

предусматривает создание самостоятельных территориальных подразделений,

которых в настоящее время насчитывается почти шесть десятков. Одной из их

задач является разъяснение среди практиков принятых новых правил

бухгалтерского учета и выработка учетных приемов по их применению. Это

позволит по истечении определенного периода времени часть функций,

связанных регулированием бухгалтерского учета, передать от Министерства

финансов РФ ИПБ России (особенно это касается создание отраслевых

указаний).

Что касается третьего блока мероприятий, связанного с

подготовкой и переподготовкой специалистов в области бухгалтерского учета,

то здесь нельзя похвастаться большими достижениями. Подлежат подготовке

различной степени четыре группы бухгалтеров. Имеются документы, относящиеся

к высшей категории бухгалтеров, - государственный стандарт по высшему

образованию по специальности “Бухгалтерский учет”, программы по подготовке

и переподготовке профессиональных бухгалтеров. Подготовлены отдельные

учебники и учебные пособия, учитывающие новые правила бухгалтерского учета

и составления бухгалтерской отчетности. Проводимую работу по подготовке и

переподготовки профессиональных бухгалтеров взяло под свою опеку

Министерство образования РФ . Тем самым повышается ответственность

преподавателей и специалистов в получении знаний в почти трехстах учебно-

методических центрах, аккредитованных при ИПБ России.

В правительственной программе указан последний срок

выполнения предусмотренных в ней мероприятий – 2000 г. Новым ориентиром

должны стать задачи, поставленные в Программе социально-экономического

развития, принятой Правительством РФ в июле 2000 г. Непосредственно с

бухгалтерским учетом связаны два мероприятия : усиление прозрачности

деятельности организации и выработка основных направлений развития

бухгалтерского учета в России.

При дальнейшем развитии системы положений и других

нормативных актов по бухгалтерскому учету с учетом затруднений, выявленных

в ходе реализации мероприятий Программы реформирование бухгалтерского

учета, предполагается принять во внимание в качестве основных направлений

следующее:

-обеспечение открытости, понятности и полезности бухгалтерской отчетности

заинтересованным пользователям, в том числе иностранным инвесторам. С этой

целью следует использовать международные стандарты финансовой отчетности в

качестве основы для разработки положений и других нормативных актов по

бухгалтерскому учету с учетом конкретных условий рыночной экономики,

формирующейся в РФ;

-реализация таких подходов к составлению бухгалтерской отчетности, которые

обеспечат формирование отчетной финансовой информации исходя из приоритета

экономического содержания фактов хозяйственной деятельности перед их

юридической формой;

-завершение формирование модели взаимодействия системы бухгалтерского учета

с системой налогообложения, при этом разночтения наличия бухгалтерского

учета и налогового учета должны быть устранены путем принятия Налогового

кодекса в полном объеме и разработки необходимых корректировок данных

бухгалтерского учета для целей налогообложения.

В настоящее время все организации независимо от их вида,

форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества,

обязательств и хозяйственных операций согласно действующему

законодательству и нормативным документам.

Основополагающим нормативным документом, регулирующим

бухгалтерский учет, является принятый Государственной Думой Закон РФ “О

бухгалтерском учете” от 21.11.96 №129-ФЗ с дополнениями и изменениями.

В нем сформулированы основные положения и понятия, касающиеся

бухгалтерского учета, а также требования, предъявляемые к нему.

Согласно Закону бухгалтерский учет представляет собой

упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном

выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем

сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных

oпераций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество

организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые

организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

-формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и

ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям

бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и

собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам,

кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

-обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям

бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства

Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций

и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств,

использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии

с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

-предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности

организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее

финансовой устойчивости.

В статье 5 “Регулирование бухгалтерского учета” Федерального

закона определены:

1.Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской

Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования

бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской

Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции

обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской

Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие

принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных

операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам

бухгалтерского учета.

В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и

методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система

бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету,

издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право

регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным

актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о

бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих

бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя

из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

В соответствии с Законом ответственность за организацию

бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при

выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Руководители организаций могут в зависимости от объема

учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение,

возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета

централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-

специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом

или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние

бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

-рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и

аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в

соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

-формы первичных учетных документов, применяемых для оформления

хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных

учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской

отчетности;

-порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и

обязательств;

-правила документооборота и технология обработки учетной информации;

-порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения,

необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика применяется

последовательно из года в год. Изменение учетной политики может

производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или

нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского

учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета

или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения

сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики

должны вводиться с начала финансового года.

В Законе определена роль главного бухгалтера.

1. Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в

штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и

освобождается от должности руководителем организации.

2.Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и

несет ответственность за формирование учетной политики, ведение

бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной

бухгалтерской отчетности.

3. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных

операций законодательству Российской федерации, контроль за движением

имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по

документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в

бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех

работников организации.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые

и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны

приниматься к исполнению.

4. В случае разногласий между руководителем организации и главным

бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по

ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя

организации, который несет всю полноту ответственности за последствия

осуществления таких операций.

В статье 8 Закона сформулированы основные требования к

ведению бухгалтерского учета.

1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций

организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.

2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается

обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной

организации.

3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее

регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в

порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и

хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах

бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского

учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по

счетам синтетического учета.

5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат

своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо

пропусков или изъятий.

6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство

продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Закон также рассматривает вопросы, касающиеся порядка

оформления учетными документами хозяйственных операций и отражения

последних в регистрах бухгалтерского учета.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они

составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной

учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих

альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных

документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным

бухгалтером.

Обращается внимание на своевременное и качественное

оформление первичных документов и достоверность содержащихся в них данных.

Подчеркивается, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней

бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие

доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во

внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну.

Статья 11 Закона посвящена оценке имущества, обязательств

организации. В бухгалтерском учете имущество и обязательства должны

оцениваться в денежном выражении. Указаны методы оценки. Имущество,

приобретенное за плату, оценивается путем суммирования фактически

произведенных расходов на его покупку; имущество, полученное безвозмездно,

— по рыночной стоимости на дату приобретения; имущество, произведенное в

организации, — по стоимости его изготовления.

В третьей главе Закона дана установка по вопросам

бухгалтерской отчетности. Определен состав бухгалтерской отчетности

(бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним,

аудиторское заключение, если организация подлежит обязательному

аудированию, и объяснительная записка к отчету), ее объем, порядок

представления, сроки и адресаты. Подчеркивается публичность бухгалтерской

отчетности.

Законом устанавливается ответственность руководителя

организации в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в

соответствии с законодательством РФ и нормативными актами, за искажение

бухгалтерской отчетности, несоблюдение сроков ее представления и

публикации. Ответственность может носить как административный, так и

уголовный характер.

Другим основным нормативным документом в организации

бухгалтерского учета, взаимоувязанным с Федеральным законом “О

бухгалтерском учете”, служит ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность

организации”.

В Положении рассматриваются вопросы, касающиеся состава

бухгалтерской отчетности, общих требований к ней, публикации и аудита.

Более подробно бухгалтерская отчетность рассмотрена в подразделе 2.

1.2 Основные формы бухгалтерской отчетности и их содержание

Бухгалтерская отчетность как единая система данных об

имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее

хозяйственной деятельности составляется на основе данных бухгалтерского

учета.

В бухгалтерскую отчетность должны включаться данные,

необходимые для формирования достоверного и полного

представления о финансовом

положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях

в ее финансовом положении.

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах,

расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала должны

приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случаях их

существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями

невозможна оценка финансового положения организации или финансовых

результатов ее деятельности.

Показатель считается существенным, если его нераскрытие может

повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей,

принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса,

является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя,

его характера, конкретных обстоятельств возникновения.

При составлении бухгалтерской отчетности следует иметь в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.