рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Товарные биржы

объем сделок с ними достиг 1440 млрд. долларов, а в 1981–1985 годах –

превысил 10,8 трлн. долларов. Опционные сделки были разрешены в 1984 году,

а их оценочная стоимость уже через год превысила 1,2 трлн. долларов. К

концу 80-х годов фьючерсные и опционные сделки с «финансовыми

инструментами» заключались на громадные суммы на фьючерсных биржах многих

европейских стран: Австралии, Канады, Бразилии, Японии, Сингапура, Новой

Зеландии.

Биржевые сделки с контрактами, основанными на индексах акций или цен,

начали проводиться с 1982 года. В 1985 году их оценочная стоимость

превысила 1,8 трлн. долларов, а с учетом опционных сделок – 1,9 трлн.

долларов. К концу десятилетия операции с биржевыми контрактами, основанными

на индексах акций или цен, проводились почти на всех ведущих биржах мира.

В связи с быстрым распространением операций с нетоварными ценностями не

только заметно возросла роль фьючерсных бирж в мировой экономике, но и

произошло определенное сокращение удельного веса, падающего на США. По

некоторым оценкам, на рубеже 80–90-х годов произошло снижение доли США в

совокупном мировом биржевом обороте до двух третей против 85–90% в середине

80-х годов. Таким образом, можно с большой долей вероятности предсказать,

что при относительной стабильности распределения биржевой торговли товарами

по странам перераспределение сил будет происходить за счет нетоварных

ценностей.

Крупнейшие современные фьючерсные биржи, как правило, международные.

Они обслуживают потребности мирового рынка соответствующего товара, а

установленные валютный, торговый и налоговый режимы не препятствуют

проведению арбитражных сделок с биржами других стран, участию в торговле

лицам и фирмам, не проживающим и не расположенным в стране, где проводятся

биржевые операции, к свободному переводу прибылей по операциям.

Остановимся на состоянии и перспективах развития биржевой торговли в

России. Исторически в России можно выделить три этапа развития бирж: до

1917 г., период НЭПа и современный этап.

Первая российская регулярная биржа была создана Пертом I в Санкт-

Петербурге в 1703 году как результат посещения Петром I товарной биржи в

Амстердаме. По его приказу для первой российской биржи было построено в

1705 году особое здание и указаны часы проведения в нем собраний

купечества.

Реальных предпосылок для развития биржевого дела в тот период

практически не было. Незначительные объемы и примитивность организационных

форм торговли, неразвитость системы кредитования тормозили развитие

биржевой торговли. В течение почти целого столетия Санкт-Петербургская

биржа оставалась единственной официально признанной. Вторая биржа возникает

в Одессе в 1796 г., третья – в Варшаве в 1816 г. четвертая биржа была

открыта в Москве в 1839 г.

После крестьянской реформы бурное развитие капитализма в России

стимулировало ускоренное создание биржевых структур. В 60-е годы XIX в.

возникло 6 бирж, в 70-е – ещё 6, в 80-е – тоже 6, в 90-е – 5. С 1900 г. по

1904 г. появилось 14 бирж.

Начиная с 1905 г. количество бирж значительно увеличивается. Перед

началом Первой мировой войны в России насчитывалось 115 бирж. В основном

это были товарные биржи, среди которых особенно много было хлебных

(зерновых). Они обладали рядом особенностей. В их компетенцию входили не

только организованная торговля, но и вопросы железнодорожного и водного

транспорта, хлебной торговли, таможенные, налоговые и другие вопросы. На

российских биржах отсутствовала биржевая спекуляция, велись только операции

с реальным товаром: с наличным товаром (спот) и будущим товаром (форвард).

Однако понятия срочных биржевых сделок ещё не было. Все условия биржевых

сделок (маклерских записок) устанавливались по усмотрению сторон.

Российская биржевая техника в своем развитии шла тем же путём, что и

западноевропейская, но с запаздыванием. Причинами являлись неразвитость

инфраструктуры: железных дорог, складской системы, элеваторов и др., кроме

того биржи, в основном, представляли интересы только купечества.

Товарные биржи после революции 1917 года возникли с введением НЭПа в

1921 г. Преднэповские годы разрушительно сказались на системе хозяйственных

связей России. Заметим, что именно к такому состоянию подошла советская

экономика на рубеже 1989–1991 годов. В этот период особенно обострилась

разбалансированность, разрушение хозяйственных связей достигло небывалого

масштаба (в декабре 1990 года планы материально-технического обеспечения

предприятий на следующий год менее чем на 50% были подкреплены договорами

на поставку продукции производственно-технического назначения).

Восстановление экономического механизма в таких условиях во многом

связывалось с воссозданием отдельных элементов дореволюционной экономики,

переживающей в предвоенное пятилетие бурный подъем. В частности, число бирж

за указанный период фактически удвоилось. Не случайно из 39 товарных бирж,

открытых к середине 1922 года, 33 возникли в городах, где они существовали

и до революции.

Первые советские товарные биржи (Саратовская, Пермская, Вятская,

Нижегородская и др.) возникают в 1921 году по инициативе местных

кооперативных организаций – в то время наиболее крупных участников

рыночного оборота.

Однако уже с 1922 года резко активизировались государственные органы. С

одной стороны, они стремились регулировать развитие этого процесса, с

другой – определять содержание деятельности экономического института. Из 33

бирж, вновь открытых в первом полугодии 1922 года, 3 учреждено ГСНХ, 14 –

ГСНХ и Губсоюзами, 10 – Губэкосо и 6 несколькими хозяйственными

учреждениями. Созданные биржи ориентируются на положение о Московской

Центральной бирже ВСНХ и Центросоюза взамен Положения о центральной

кооперативной бирже при Центросоюзе.

Логическим завершением эволюции стало преобразование бирж в

общественные организации, созданные по типу ассоциации с участием

государственных предприятий, кооперативных организаций, смешанных обществ,

а также владельцев частных торговых и промышленных учреждений. Вместе с тем

резко увеличилась регулирующая роль государства в развитии торговли. Биржи

становились подведомственными Комвнуторгу при СТО, устанавливался

разрешительный порядок их открытия, приема в члены биржи и т. д. На места

поступила инструкция о переработке уставов в соответствии с типовым,

разработанным Комвнуторгом. В дальнейшем товарная биржа все более

рассматривается как дополнительный инструмент реализации экономической

политики государства, соответственно эволюционирует круг закрепленных за

ней функций.

В эпоху НЭПа существовало три основных подхода к определению задач и

функций советских бирж. Определяющее значение в их деятельности имела

посредническая работа. Кроме того, они рассматривались как инструмент,

призванный самостоятельно регулировать рынок за счет установления единых

цен. И наконец главная задача – учет и анализ товарооборота, на первое

место выдвигаются учетно-статистические исследовательские функции.

Все три подхода в той или иной мере получили свою практическую

реализацию. В результате – множественность и неопределенность ставившихся

задач и, естественно, функции бирж.

Положением определялось, что товарная биржа является организацией

торгующих предприятий и лиц, имеющей целью устройство периодических

собраний для совершения торговых сделок, выявление товарных цен, спроса и

предложения товаров, изучение, упорядочение и облегчение товарооборота и

связанных с ним торговых операций, представительство нужд и интересов

торговли перед органами правительства, примирительное разрешение споров по

сделкам.

Со временем все большее значение приобретает учетно-контрольный аспект

деятельности бирж. Они становятся вспомогательным аппаратом в процессе

государственного регулирования рыночных отношений и не только помогают в

выработке лимитов, но и вскрывают факты отступления от них.

Более того, биржевый аппарат все в большей степени рассматривается как

необходимый орган для централизованного правительственного руководства

промышленными торговыми предприятиями. Биржевая статистика позволяла

контролировать различные ведомства, состояние отдельных отраслей и даже

отдельных предприятий. Существовавшие при крупных товарных биржах

статистико-экономические отделы давали государству достаточно полную

картину предпринимательства и выявляли товарные потоки. Благодаря этому

государство имело представление о товарных запасах у основных контрагентов,

о движении цен, о рыночной конъюнктуре. То есть уже в тот период кладутся

первые мазки на портрет всем нам ныне хорошо знакомой инспекционной службы

со всеми атрибутами командно-административной системы.

Расширенное толкование функций товарных бирж, а в сущности их

неоправданная эскалация, сопровождалось атрофированием других присущих им

функций. В частности, материалы 1924–1925 годов показывают, что доля

удовлетворенного спроса составляла 60–65 процентов, а предложения – 50–60

процентов. Учитывая низкий уровень других показателей – посещаемости,

соотношения сделок и количества посетителей, размера сделок и т. д.,

очевидно, что биржа свои посреднические функции выполняла не в полной мере

и, следовательно, ее реальное значение оказалось недостаточным.

Среди причин, предопределяющих слабость посреднической работы советских

бирж, в первую очередь следует назвать товарный дефицит, в условиях

которого биржевое посредничество становится экономически не жизненным.

Возможность спекулятивного товарооборота отрицает его господствующее

положение в оптовой торговле и кооперации.

Сказалось неправильное организационное построение биржи, их

«универсализм», то есть претензии на охват торговли всеми товарами,

расценивавшийся в то время как их преимущество. Необоснованность такого

подхода подтвердилась в дальнейшем выделением секций-отделов бирж по

определенным группам товаров. И наконец плаху под биржу подвело жесткое

планирование и монополизация сбыта продукции. Тресты и синдикаты, не

нуждаясь в бирже как регуляторе и организаторе цен и пользуясь своим

монопольным положением, централизовали функцию ценообразования.

Устанавливая типовые договоры для поставщиков и покупателей, они могли

обходиться без биржевого регулирования сделок.

По мере укрепления принципов централизованного планирования сбыт все

большего объема промышленных товаров стал осуществляться на основе

государственных планов и генеральных договоров. Торговое посредничество

стало ограничиваться только непланируемыми в централизованном порядке

товарами.

Среди всего многообразия проблем и особенностей советской товарной

биржи наибольший интерес для сегодняшнего дня представляют три узловых

момента: котировка, регистрация внебиржевых сделок, состав контрагентов.

Котировка в классическом варианте представляет собой регистрацию

биржевых цен с последующей их публикацией. В целом опыт периода НЭПа

следует признать отрицательным из-за неоправданно широкого и крайне

неточного, несопоставимого по отдельным биржам перечня товаров, отсутствия

единых стандартов на них. Оценка конъюнктуры рынка проводилась субъективно,

зачастую без использования котировального материала. При этом оказывалось

давление органов Комвнуторга на комиссии с целью отражения в котировках

лимитных цен, которые, как правило, оказывались ниже реальных. Таким

образом, предпринимались попытки накинуть узду на рынок.

В связи с развитием трестов и синдикатов резко менялась номенклатура

традиционно котируемых товаров. Если на дореволюционной бирже этой операции

подвергались только нефть и продукты ее перегонки, то в советский период

она из котировки исключалась. Вместо значительного числа

нефтепромышленников и экспортеров воспроизводство и реализация

сосредоточивались в Азнефти.

Большие трудности возникли с учетом цен сделок, которые зависели не

только от условий, но и от статуса непосредственных участников. При общем

дефиците ресурсов торговля между государственными и кооперативными

организациями производилась по сравнительно низким ценам, с участием

частных лиц – по повышенным ценам.

Важнейшим источником котировального материала стала декретированная СТО

обязательная регистрация государственными организациями внебиржевых сделок.

Побудительным мотивом к такому шагу послужили попытки государства

административным путем привлечь наибольшее число сторон на биржу и в то же

время установить дополнительный контроль над деятельностью промышленных и

торговых предприятий. Директивное решение последовало после безуспешных

попыток внедрить его рекомендательными мерами.

В регистрационном бюро внебиржевые сделки анализировались с позиций их

экономической и коммерческой целесообразности. Те из них, которые

заключались госучреждениями и предприятиями между собой, регистрировались

продавцом. Сделки госорганов с кооперативными и частными предприятиями и

лицами регистрировались лишь госорганами. Акт купли-продажи подлежал

регистрации в течение трех дней.

Параллельно применялось экономическое стимулирование к проведению

биржевых операций путем более высоких ставок сборов с внебиржевых сделок

при их регистрации. Однако на практике такой маневр не сыграл сколько-

нибудь заметной роли. Заключенные фактически вне биржи сделки просто

приносились или даже присылались через рассыльного для оформления их как

биржевых.

Состав контрагентов советской торговой биржи, несмотря на краткую

историю ее существования, претерпел определенную эволюцию. На начальном

этапе основными ее участниками стали государственные и кооперативные

организации. Частные предприятия и лица появлялись здесь лишь эпизодически.

И это в общем-то понятно, поскольку доля частного предпринимательства в

рыночном обороте оставалась незначительной. К тому же они стремились скрыть

реальные масштабы своего оборота из-за допускавшейся дискриминации. Частные

лица не могли быть членами центральной товарной биржи, не допускались на

биржевые собрания. Например, по уставу Саратовской биржи частные лица имели

право быть ее членами, но число их в собрании не должно было превышать 2/7

общего количества участников.

Вообще же членами товарной биржи могли быть государственные предприятия

и учреждения, кооперативные организации и их объединения, уплачивающие

промысловый налог не ниже 3-го разряда по торговле и 5-го разряда по

промышленности, физические и юридические лица, являющиеся владельцами

частных торговых и промышленных предприятий. На биржи допускались

иностранцы, удовлетворяющие установленным довольно жестким требованиям.

Важно отметить, что, помимо добровольного членства, существовал институт

обязательного членства.

По мере развития частного предпринимательства, расширения биржевой

торговли растет доверие к ней частника, возрастает его участие. В известном

смысле переломным можно считать рубеж 1924–1925 годов, когда за девять

месяцев (с октября 1924 по июнь 1925 года) при общем росте состава членов

бирж с 4024 до 5446 число частных лиц увеличилось с 731 до 1395. Эта

тенденция получила дальнейшее развитие.

На 1 октября 1926 года – апогей биржевой торговли – в стране

насчитывалось 114 товарных бирж. Их членами состояло 8514 торгово-

промышленных предприятий и частных лиц. Государственные и кооперативные

органы составляли 67 процентов, а частные лица – 33 процента участников.

В целом, повторимся еще раз, несмотря на относительно широкое развитие

товарных бирж, с коммерческо-рыночной точки зрения, они уже для того

времени представляли собой достаточно устаревший тип организации торговли.

В дальнейшем, в условиях свертывания НЭПа и курса на жесткую

централизацию в управлении народным хозяйством, начинает последовательно

проводиться линия на ликвидацию товарных бирж. В декабре 1926 года принято

решение о сокращении их числа до 14 и сужении функций, а с февраля 1930

года – о ликвидации.

Современный этап в деятельности товарных бирж начался в мае 1990 г. с

регистрацией Московской товарной биржи (МТБ).

Состояние российской экономики к 1990 г. характеризовалось, в отличие

от западной, беспрецендентным уровнем монополизации, весьма своеобразным и

непродуманным размещением предприятий, материальной и финансовой

разбалансированностью и другими особенностями.

Демократические реформы позволили после долгого перерыва возобновить

биржевую торговлю. несмотря на серьезные экономические проблемы и при

отсутствии опыта биржевой торговли, биржи стали заметным явлением

экономической жизни.

В течение 1990–1991 г.г. в России происходил настоящий «биржевой бум»

было зарегистрировано (по разным источникам) 700–900 бирж. Во всем мире, в

это время, насчитывалось около 120 товарных бирж.

Товарные биржи, созданные в этот период, имели ряд черт, которые не

позволяли их считать полноправными биржами: нерегулярность дней торговли и

нефиксированность часов торгов; универсальный характер номенклатуры товара,

большое количество небержевых товаров; отсутствие практически

специализированных секций; нестандартизированность партий товаров,

несовершенство или отсутствие методов котировки и др.

Отечественные биржи, в отличии от зарубежных, создавались как

коммерческие организации, и большинство представляло собой обычные

посреднические предприятия, которые выставляли на продажу товары от своего

имени и покупали товары для дальнейшей реализации, сдавали в аренду или

продавали брокерские места желающим торговать на их площадях по

установленным им правилам.

С вступление в действие с 1 марта 1992 г. Закона о товарных биржах и

биржевой торговли, в котором ожесточаются требования к биржам и биржевым

товарам, ограничивается инвестиционная деятельность бирж, а также с

изменение экономической ситуации в стране, количество бирж резко

сокращается. В таблицах 2, 3 приведены основные показатели деятельности

товарных бирж и структур и структур их биржевого оборота за 1992-1998 г.г.

До 1996 года идет рост биржевого оборота и концентрация его на меньшем

количестве бирж, однако с 1997 г. наблюдается падение биржевой торговли

реальным товаром и уменьшение количества бирж. Несмотря на рост

потребительских товаров, в структуре биржевого оборота 1998 года все-таки

преобладала продажа близких к сырьевым товаров (89,3 %).

Таблица 3. Основные показатели деятельности товарных бирж

за 1992-1998 г.г.

| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |

|Число бирж и товарным |224 |159 |137 |91 |78 |67 |47 |

|отделов | | | | | | | |

|товарно-фондовых бирж | | | | | | | |

|(на конец года) | | | | | | | |

|Среднесписочная |7,8 |4.3 |2.6 |1,7 |1,3 |1,0 |0.7 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.