рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Евробумаги

System Societe Cooperative, бельгийской компании созданной с целью

обеспечения возможности участия в собственности Euroclear всех её

пользователей. Компания. Morgan Guaranty Brussels управляет депозитарно-

клиринговой системой по контракту, заключённому с Euroclear Clearance

System Societe Cooperative, при этом политику Euroclear формирует её совет

директоров.

Эффективность достигается за счет системы взаимозачетов. В этих

системах только 5% сделок требуют реального движения средств - ценных бумаг

или денежных фондов. Более того, термин "реальное движение" достаточно

условен, поскольку Euroclear и Cedel предоставляют услуги по хранению

ценных бумаг в сети банков - депозитарных систем, и все реальные движения

осуществляются с помощью электронных записей на счетах корпораций-

участников. Благодаря современным коммуникационным средствам расчеты можно

вести в режиме реального времени.

Международные клиринговые системы привлекают клиентов также низкими

издержками. Ничтожность комиссии (примерно $25 за одну сделку купли-продажи

вне зависимости от объема) объясняется огромными оборотами. Например,

годовой оборот Euroclear за 2000 год составил 95,5[11] трлн. евро, а Cedel

за аналогичный период – 31,4[12] трлн. И в то же время, обороты Euroclear и

Cedel неуклонно растут. Вступительные взносы также невелики - всего

несколько тысяч долларов.

Комиссионные вместе со взносами позволяют клиринговым системам получать

неплохую прибыль. Кроме того, Euroclear и Cedel получают комиссию за

депозитарное обслуживание компаний-участников. Только в Cedel на хранении

находится более 1 трлн. ценных бумаг, принадлежащих членам системы. Однако

политика Euroclear и Cedel такова, что дивиденды по акциям, как правило, не

выплачиваются - прибыль реинвестируется в развитие этих систем. Таким

образом, клиринговые системы стремятся повысить свою привлекательность в

глазах клиентов.

При проведении расчётов клиринговые системы Euroclear и Cedel

применяют метод расчетов "поставка против платежа", то есть для совершения

сделки обе стороны должны иметь фонды на счетах в этих системах,

достаточные для выполнения своих обязательств.

При желании контрагентов совершить сделку клиринговые системы

производят фиксацию и сверку параметров сделки: количество, вид и стоимость

ценных бумаг, участвующих в операции. Только после этого, а также при

наличии средств на счетах контрагенты могут совершить сделку. В случае

нехватки или отсутствия на счете участника либо соответствующих бумаг, либо

денег во время проведения клиринга системы Euroclear и Cedel могут

предоставить покрытие под проведение соответствующей сделки. Однако не

следует думать, что клиринговая система выступает лично в качестве лица,

предоставляющего кредит. Система выступает лишь менеджером, который как бы

распространяет ресурсы. На самом деле все заемные деньги предоставляются

самими участниками. В зависимости от договора с системой, движение ресурсов

может осуществляться как по согласию собственника, так и автоматически.

Средства возвращаются на счет кредитора по первому требованию, с выплатой

процентов по их использованию. Необходимо отметить, что соответствующий

возврат гарантируется и самой системой, и одним из ведущих в мире

банковских синдикатов, который поддерживает конкретную клиринговую систему

(например, Citibank - гарант Cedel).

В то время, участники Euroclear и Cedel по собственному желанию и в

соответствии со своей политикой могут выступать в качестве и кредиторов, и

дебиторов по отношению к другим членам соответствующей системы. Такие

правила позволяют компаниям-участникам Euroclear и Cedel извлекать

дополнительную прибыль. Специалисты Мост-банка приводят в пример

мексиканские события, когда наблюдалось всеобщее падение цен. По их мнению,

можно было взять в долг определенные активы, продать их в начале кризиса, а

позже снова купить, но уже дешевле. Выгода налицо. Однако, что касается

российских банков, то они имеют ограниченные возможности для участия, как в

процедуре предоставления займа, так и наоборот.

И, наконец, если раньше клиринг проводился раз в день, то есть скорость

реакции систем на возникновение кризисной ситуации была сравнительно

невысокой - 1 день, то теперь клиринг проводится несколько раз в день, а по

некоторым инструментам даже в режиме реального времени. Такая методика

позволяет разбить довольно крупный для финансового рынка временной интервал

на несколько мелких, что позволяет более оперативно отслеживать ситуацию в

системе.

В добавление ко всему вышесказанному, хотелось бы добавить, что

Euroclear и Cedel характеризуются полностью раскрываемой информацией о

движении принадлежащих им средств. То есть, имея соответствующее

оборудование, можно узнать, где в данный момент находятся ваши средства.

Все перечисленный функции систем Euroclear и Cedel, а также новые

направления их развития, например, охват внутренних рынков ценных бумаг

разных стран (Euroclear и Cedel позволяют производить расчеты через них с

контрагентами, ценные бумаги которых находятся на счетах во внутренних

расчетных системах AKV (Германия) и DTC

2.2 История размещения федеральных и муниципальных еврооблигаций

России

Реальная возможность выхода на еврорынок появилась у России с 7 октября

1996 года. Именно в этот день мировые рейтинговые агентства Standart &

Poor's, The Fitch-IBCA и Moody's объявили о присвоении Российской Федерации

долгосрочных кредитных рейтингов BB-, BB+ и Ba2 соответственно. Сами по

себе эти рейтинги нельзя назвать высокими. Они ставят Россию в один ряд с

такими странами, как Польша и Мексика. На основании этого рейтинга можно

определить приблизительную купонную ставку для будущих евробондов.

Как известно, в Правительстве рассчитывали получить рейтинг повыше. Но

эксперт известного инвестиционного банка Salomon Brothers Дэвид Борен ещё

за месяц предугадал результат. Тогда он заявил, что по его мнению,

российские еврооблигации в соответствии с классификацией Standart & Poor's

скорее всего получит рейтинг ВВ с минусом, либо В+, то есть почти

наименьший из всех возможных для вновь выпускаемых ценных бумаг.

Однако в данном случае важен был не столько рейтинг, сколько сам факт

его присвоения стране. Теперь возможности России по привлечению капитала

существенно расширились. По крайней мере, при покупке российских долгов

потенциальные инвесторы должны были ориентироваться не на слухи и

собственные ощущения, а на независимую оценку платежеспособности эмитента

ведущими рейтинговыми агентствами. Реакция Правительства РФ на присвоение

рейтингов была самой позитивной.

Итак, с 7 октября у России появилась реальная возможность разместить

свои долговые ценные бумаги на международном рынке. Для повышения спроса на

бумаги и, следовательно, снижения доходности (а, значит, и стоимости для

России) евробондов, российское правительство начало проведение road-show

своих будущих евробумаг. Первая презентация состоялась в Токио в

присутствии менеджеров крупнейших японских банков и инвестиционных

компаний. Практика показывает, что, хотя еврооблигации размещаются на

биржах США и Европы, большой интерес к такого рода бумагам проявляют и

азиатские, в том числе и японские инвесторы.

Как сообщил корреспонденту ИТАР-ТАСС заместитель начальника

департамента иностранных кредитов и внешнего долга Минфина РФ Владимир

Дмитриев, целью презентации было проинформировать японских инвесторов о

состоянии российской экономики, перспективах её развития - с тем, чтобы

"сформировать у них позитивное отношение к России".

В тот же день презентации были проведены в Люксембурге, за которым

последовали Франкфурт, Цюрих, Париж, Лондон, Сеул, Гонконг, Лос-Анджелес,

Миннеаполис, Бостон и Чикаго.

Само же размещение произошло на Нью-Йоркской фондовой бирже 21 ноября.

Как сообщил Александр Лившиц, результаты размещения российского валютного

займа превзошли все ожидания – правительство получило вдвое больше того, на

что рассчитывало. Спрос на еврооблигации почти в два раза превысил

предложение, и, как сказал Лившиц, можно было бы привлечь таким образом не

один миллиард долларов.

Параметры российского еврооблигационного займа 1996 года

1. Объем эмиссии: 1млрд. долларов.

2. Дата погашения: 27 ноября 2001 года.

3. Купонная ставка: 9,25% годовых.

4. Периодичность купонных платежей: 1 раз в полгода.

5. Форма выпуска: бездокументарная форма на предъявителя.

6. Депозитарно-торговая инфраструктура: облигации задепонированы и

торгуются в крупнейших международных клиринговых системах CEDEL и

Euroсlear.

7. Налоговый режим в России: доходы в виде процентов, полученных

юридическими лицами - владельцами облигаций, не облагаются налогом на

прибыль или налогом на доходы, а проценты, полученные физическими

лицами не облагаются подоходным налогом. Облигации не облагаются

налогом на имущество.

Об интересе инвесторов (прежде всего частных) свидетельствует тот факт,

что крупный «долгоиграющий» заем удалось разместить под чрезвычайно низкий

процент.

В процентном отношении размещение займа выглядит следующим образом:

инвесторы США приобрели 41%, Южная Корея - 39%, Европа - всё остальное.

В первом транше Россия разместила еврооблигаций на $1 млрд. под очень

низкий процент - всего 9,25% годовых на 5 лет. Для сравнения стоит сказать,

что доходность по рынку ОГСЗ в то время составляла около 50% годовых, а на

рынке ГКО-ОФЗ - почти 60% годовых. Генеральными управляющими займа

выступили инвестиционные банки J.P.Morgan и SBC Warburg.

В марте 1997 года Минфин РФ решил выпустить второй транш еврооблигаций,

номинированный в немецких марках (в то время как первый был номинирован в

американских долларах). Скажем сразу, выторговать проценты Александру

Лившицу не удалось - они остались практически на том же уровне. Доходность

облигаций на 370 базисных пунктов превышает доходность правительственных

облигаций Германии (это около 9,2% годовых). Однако российская делегация

рассчитывала на более низкую стоимость заимствований. В частности,

назывались и такие величины спрэда, как 320 пунктов. Впрочем, и эта

доходность вполне соответствует уровню страны с кредитным рейтингом ВВ -.

Банками, размещающими российские евробонды второго выпуска стали:

Генеральные управляющие: немецкий Deutsche Bank и швейцарский Credit

Suisse First Boston;

Старшие соуправляющие: три немецких банка - Commerzbank AG, Drezdner

Bank Kleinwort Benson, J.P.Morgan GmbH и швейцарский - SBC Warburg;

Остальные 17 банков, в том числе российские, входили в группу

соуправляющих займом. Среди них ABN AMRO Hoare Govett, Bayerische

Landesbank, Deutsche Genossenschaftsbank, Investmentbank Austria,

франкфуртское отделение Merill Lynch, Morgan Stanley, Salomon Brothers,

Альфа-банк, "Империал", Международная финансовая корпорация, "Российский

кредит".

При выпуске еврооблигаций, номинированных в немецких марках, Минфин РФ

столкнулся с некоторой неожиданной проблемой – с раскупаемостью бумаг. В

ноябре 1996 года бумаги разошлись почти мгновенно, а в этот раз только

спустя неделю после размещения, удалось реализовать только около 80%

выпуска. Но и это, как говорят специалисты, вполне неплохо. Дело в том, что

практика первого размещения показала, что покупающие российские

еврооблигации инвесторы, делают это, как правило, впервые. Если займы в

долларах ориентированы на институциональных инвесторов, то с займами,

эмитированными в марках, работают в основном частные инвесторы. Поэтому

нельзя было ожидать, что эмиссия будет раскуплена также быстро, как это

было при первом размещении.

По данным Агентства финансовой информации, в первый день торгов было

размещено около 70% облигаций. 45% эмиссии приобрели германские инвесторы,

около 20% выпуска продано в Азии, примерно 10% купили британские компании и

банки. Оставшаяся часть еврооблигаций разошлась в других европейских

странах, главным образом, в Бенилюксе. Дальнейшая продажа этих бондов

проходила на всех мировых фондовых рынках, за исключением США,

Великобритании и России.

Финансовый кризис, заставший российскую экономику плохо подготовленной,

сказался в необходимости выпуска третьего транша, прежде всего, из-за

острго бюджетног дефицит. Кроме того, считали, что, если не провести

эмиссию облигаций сейчас, то потом могло стать поздно: к июлю активность на

рынке могла упасть. К тому же наблюдатели считали, что ситуация на мировом

рынке складывается очень благоприятно для заемщика. Многие аналитики

считают, что этот выпуск стал самой большой удачей Минфина. Вот некоторые

параметры эмиссии: объем эмиссии составил $ 2 млрд., срок обращения - 10

лет. 53% выпуска размещено в США, 24% - в Азии, а оставшаяся часть - в

Европе, в том числе во Франции, инвесторы которой впервые приобрели

облигации РФ.

Во вторник 24 марта 1998 года генеральные управляюще объявили условия

размещения новых ценных бумаг. Исходя из объявленных условий, это был самый

неудачный из четырех выходов России на международный финансовый рынок.

Однако участники рынка считают, что в условиях перенесшего кризис рынка

лучшего быть и не могло. Объем выпуска четвертого транша российских

еврооблигаций - DM 1,25 млрд. Дата погашения - 31 марта 2005 года. Выплаты

по купону составляют 9,375%.Выпуск имеет ограничения на продажу в США,

Великобритании и России. Генеральными управляющими выпуска являются

Deutsche Morgan Grenfell и SBC Warburg. Несмотря на то, что заимствования

на внешнем рынке обходятся России значительно дешевле, чем на внутреннем

рынке, этот выпуск еврооблигаций был не столь успешный, как прошлые.

Облигации размещены со спрэдом, превышающий рыночный примерно на 40

базисных пунктов. К тому же объем выпуска почти в два раза меньше, чем

объем предыдущего. То есть доверие инвесторов к России стало стоить дороже.

Это произошло по нескольким причинам. Основная причина заключается в

том, что размещение российских еврооблигаций - первое после мирового

финансового кризиса. Кроме того, незадолго до выпуска одно из ведущих

рейтинговых агентств -Moody's - снизило кредитный рейтинг России по

долгосрочным заимствованиям в иностранной валюте. А именно на оценке

рейтинговых агентств ориентируются инвесторы.

Помимо этого размер комиссии за управление и обслуживание выпуска, как

заявили банки Deutsche Morgan Grenfell и SBC Warburg, составил 2,75% от

суммы займа.

Это также увеличило стоимость заимствования. Негативное влияние на

обстановку вокруг размещения евробондов оказал и правительственный кризис в

России. Символично и то, что российский фондовый рынок никак не

отреагировал на очередное размещение евробондов.

Разнообразие валют, в которых Россия выпускала свои бумаги было не

особо большое[13]: восемь из них было выпущено в американских долларах, два

- в немецких марках и один - в итальянских лирах. Выпуск облигаций в лирах

носил в большей степени политический оттенок. Во-первых, это видно из-за

очень маленького объема выпуска (750 млрд. лир примерно равно 365 млн.

долларов), во-вторых, выпуск был произведен после договоренности о начале

проекта ГАЗ-Фиат.

Успешное размещение первого транша российских бумаг для местных

администраций было подобно стартовому выстрелу. О намерении пойти по пути

федеральных властей немедленно заявили правительства Москвы, Санкт-

Петербурга, Нижнего Новгорода, а также Московской и Свердловской областей,

республик Татарии и Марий Эл. Впрочем, поддержку федерального правительства

получили лишь инициативы первых трех городов.

В апреле 1997 года президент России Борис Ельцин подписал указ “О

выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти Москвы,

Санкт-Петербурга и Нижегородской области”. К настоящему времени именно эти

три региона разместили еврооблигационные займы.

Остановимся поподробнее на займе Нижегородской области. Чуть более трех

с половиной лет назад бывшим губернатором Борисом Немцовым было принято

решение о крупном внешнем заимствовании на мировом финансовом рынке. Делать

это решили в два этапа. Сначала нужно было получить кредитный рейтинг, а

уже потом - определять форму заимствования. Как вариант, рассматривалась

возможность получения индицированного кредита западных банков. Остановились

все-таки на рынке еврооблигаций.

Осенью 1997 года администрация области провела конкурс среди крупнейших

мировых финансовых институтов по выбору рейтингового консультанта, которым

стал англо-голландский банк ING Barrings. Oн же был признан и в конкурсе на

право стать ведущим менеджером нижегородского еврозайма.

Работы по рейтинговому консультированию и получению кредитного рейтинга

были проведены в крайне сжатые сроки - за три месяца. Москва на получение

рейтингов затратила 8 месяцев, а Петербург - около года. 25 февраля два

крупнейших рейтинговых агентства Moody's и Standart & Poor's определили

кредитный рейтинг Нижегородской области, который оказался равным рейтингу

Российской Федерации: Ва2 и ВВ- соответственно.

В конце марта 1997 года работы по выпуску еврооблигаций были

приостановлены из-за смены руководства области: размещать еврооблигации в

условиях политической нестабильности, обусловленной проходящей предвыборной

кампанией, было невозможно. Несмотря на то, что область была уже готова

выпустить еврозайм уже в конце мая, размещение еврооблигаций было отложено

на середину сентября.

Результатом работы с аппаратом правительства РФ, Министерством

финансов, Центральным банком, стал указ Президента (см. выше), которым на

эмиссии еврооблигаций трех субъектов федерации - Москвы, Санкт-Петербурга и

Нижегородской области - был распространен льготный режим налогообложения,

действовавший в отношении еврозаймов России. Западными фирмами была

проведена всесторонняя юридическая проверка Нижегородской области как

эмитента.

Основным условием, благодаря которому выпуск стал возможен, можно

считать тот факт, что с 1993 года область наладила управление собственными

финансами и в течение последних лет жила по средствам, проводя очень

осторожную политику заимствований на внутреннем рынке страны. Западные

инвесторы особо отметили, что областные власти изначально намеривались

использовать полученные от продажи еврооблигаций средства на

рефинансирование старых долгов и финансирование затратных статей бюджета..

В итоге Нижегородская область, которая провела размещение после двух

столиц, разместила еврооблигации на более выгодных условиях: купонная

ставка (процент, выплачиваемый эмитентом инвестору) про бумагам

Нижегородской области ниже, чем у аналогичных ценных бумаг, то есть

Нижегородская область будет тратить на обслуживание своего еврозайма меньше

средств, чем другие российские эмитенты.

При размещении иностранцы проявили удивительную дотошность. Их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.