рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Программа обучения + тесты по биологии для школы.zip

Тема урока

движение

Планируемые результаты

Учащиеся узнают основные способы движения, углубляют свои представления о

способах передвижения организмов.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Движение — это здоровье. В организме человека встречаются все способы

движения (мышечное, амебоидное, ресничное, жгутиковое).

План урока

Методы обучения

1. Актуализация знаний.

2. Движение - одно из главных свойств живых организмов. о. «элементы

лвижочт.гс, ,, „„„„„„—"

3. Элементы движения у растений.

4. Разнообразие способов движения у животных

5. Лабораторная работа «Движение инфузории и дождевого червя»

7 приспособления к передвижению животных в различных условиях

7_3акрепление^изученного материала(учебник, с. 108-109)

Частично поисковый. Проблемный.

Формы организации учебной деятельности

Приемы деятельности учителя

и Д^оТоТе^Грг ^р^аТ" работа |информации |кинофрагмент. Дополнительные: С. В. Алексеев. Экология; | |

| | |П. Ф. Реймерс. Охрана природы и окружающей человека | |

| | |среды: словарь-справочник. | |

Технологическая карта № 55 (продолжение)

СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ФАКТОРЫ СРЕДЫ

Тема урока

Учебник, с. 156. Сообщения о влиянии воды. света,

температуры на

Домашнее задание

организм.

Оценки по усмотрению учителя.

Оценки за урок

Технологическая карта Л? 56

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Тема урока

Учащиеся углубляют и систематизируют знания об экологических фак

Планируемые результаты

торах.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Длина дня зависит от движения Земли вокруг Солнца, и эта закономерность

существует миллионы лет, все живое на это ориентируется.

План урока

1. Актуализация знаний.

2. Разнообразие факторов неживой природы.

3. Влияние света на жизнь организмов.

4 Вода как один из важнейших факторов среды.

5. Значение температуры. Холоднокровные и теплокровные животные.

Теплолюбивые и холодостойкие растения.

6. Закрепление изученного материала.

|Методы обучения |Проблемный. Ка |кой |кий |ческий |ор |

| |главным? |физичес |экологи |факт |является |

|Формы |Комбинированный|Урок. | | | |

|организации | | | | | |

|учебной | | | | | |

|деятельности | | | | | |

|Приемы |Организация |кого |ния, |ия |, |

|деятельности |крат таблицы в |повторе |сообщен |учащихся |заполнение|

|учителя |тетради, с |обсужден|эоблемы |•са, |а выводов.|

| | |ие п |урок |подготовк| |

| | | | | | |

|Познавательные |1. Выслушайте |цения |щей и |гате | |

|задания |сообп |товари |заполя их|таблицу. | |

| |Влия |ние |факторов |организмы| |

| | |экологич|на | | |

| | |еск | | | |

| |Экологический |Растения|Бактерии |Грибы |Животные |

| |фактор | | | | |

| |Свет Вода |» — |пьное |«-» — |атеяьное |

| |Температура |положила|влияние; |необяз ой|нали-1Й |

| |Ветер |игрально|ошение. |физически|экологиче-|

| |Примечание. «+ |е отнс |с урока, | | |

| |чие фактора; |емный |как I и | | |

| |«О» — не |вопро |почему? | | |

| |Вывод: |ется | | | |

| |2. Ответьте на |главным | | | |

| |пробл ский | | | | |

| |фактор явля | | | | |

Технологическая карта Л" 56 (продолжение)

|Тема урока |ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ |

|Познавательные |3. Назовите 10 физических факторов. Подумайте, какое |

|задания |практическое значение имеет полученная информация. |

|Организация |Показывают знание изученного материала, слушают сообщения|

|деятельности |(или работают с текстом учебника), заполняют таблицу, |

|учащихся |делают вывод, обсуждают проблему урока и возможности |

| |применения этой информации в практических целях. |

|Развитие умений |Внимательно слушать, выделять главное, работать в |

|учащихся |заданном темпе, обобщать, осуществлять межпредметные |

| |связи, делать вывод. |

|Основные понятия|Факторы неживой природы, свет, вода, температура, |

|и термины урока |холоднокровные и теплокровные животные, теплолюбивые и |

| |холодостойкие растения, длина дня. |

|Источники |Основные: учебник, с. 156-157; таблицы, гербарий, видео- |

|информации |или кинофрагмент. |

|Домашнее задание|Учебник, с. 156-157. Сообщения о типах взаимоотношений |

| |живых организмов. ^ |

|Оценки за урок |3-4 оценки за сообщения; 4-5 тетрадей на проверку. |

|^ |Технологическая карта Л" 57 |

|Гём'а урока |ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ |

|Планируемые |Учащиеся углубляют и систематизируют знания о видах |

|результаты |взаимоотношений организмов, влиянии деятельности |

| |человека. |

|Личностная |Кошке — игрушки, а мышке — слезы. Ворон ворону глаз не |

|значимость |выклюет. |

|изучаемого для | |

|школьника | |

|План урока |1. Актуализация знаний. 2. Факторы живой природы, их |

| |влияние на другие живые организмы. 3. Растения как |

| |факторы среды и их влияние на живые организмы. 4. |

| |Взаимоотношения животных с другими организмами. |

| |5. Деятельность человека как экологический фактор, его |

| |роль в жизни организмов. |

| |6. Закрепление изученного материала (учебник, с. |

| |162-163). |

|Методы обучения |Частично поисковый. Проблемный. |

|Формы |Комбинированный урок с элементами игры. |

|организации | |

|учебной | |

|деятельности | |

|Приемы |Организация краткого повторения, игры, привлечение |

|деятельности |имеющихся знаний, сообщения учащихся, демонстрация |

|учителя |видеофрагментов, закрепление изученного материала. |

Технологическая карта № 57 (продолжение)

|Тема урока |ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ |

|Познавательные |1. Подумайте, какие существуют виды взаимоотношений живых|

|задания |организмов. Приведите примеры таких взаимоотношений, |

| |используя видеофрагменты. |

| |2. Составьте схемы типов взаимоотношений, обозначьте: «+»|

| |— отношения полезны организму, «-» — отношения вредные, |

| |опасные, «О» — нейтральные. Назовите такие отношения и |

| |приведите примеры отношений, зашифрованных следующими |

| |знаками: + +, + -, + 0, - -, - 0, 0 0. Сделайте вывод о |

| |причинах многообразия взаимоотношений организмов в |

| |природе. |

| |3. Выскажите ваше мнение: какой должна быть деятельность |

| |человека в биосфере? |

|Организация |Составляют схемы типов взаимоотношений, слушают |

|деятельности |сообщения, обсуждают проблему урока, смотрят |

|учащихся |видеофрагменты, приводят примеры, делают вывод. |

|Развитие умений |Устанавливать внутрипредметные связи, графически |

|учащихся |оформлять информацию, обсуждать и делать вывод. |

|Основные понятия |Симбиоз, квар тиранство, паразитизм, хищничество, |

|и термины урока |конкуренция, антагонизм. |

Источники информации

[pic]

Оценки за урок

ф а^еГт""6' учебник' с- 157-163; таблицы, гербарий, растения, видео-

Учебник, с. 157-163. Сообщения о лесе, луге, водоеме.

Домашнее задание

6-8 оценок за познавательные задания.

Тема урока

Технологическая карта Л° 58

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

Планируемые результаты

Учащиеся углубляют знания о природном сообществе, его основных

компонентах.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Покупая продукты питания, надо смотреть на маркировку, т е информацию на

упаковке пищевых продуктов.

План урока

1. Опрос в группах по домашнему заданию.

2. Природные сообщества, биогеоценозы, экосистемы.

3. Многообразие экосистем, их основные компоненты.

4. Растения — производители органического вещества.

5. Животные и их роль в экосистемах.

6. Организмы-разрушители, их значение в экосистемах.

7. Закрепление изученного материала.

Технологическая карта Л? 58 (продолжение)

|Тема урока |ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА |

|Методы обучения |Проблемный. Является ли природное сообщество системой или|

| |это случайный набор видов живых организмов, |

| |невзаимосвязанных между собой? |

|Формы |Работа в группах или экскурсия на природу. |

|организации | |

|учебной | |

|деятельности | |

|Приемы |Организация опроса по карточкам в группах, демонстрация |

|деятельности |кино- или видеофрагмента о многообразии экосистем, работа|

|учителя |с терминами, составление плана характеристики экосистемы,|

| |решение проблемы урока. |

|Познавательные |1. Выполните, работая в группе, одно из этих заданий. |

|задания |Прочитайте задание вслух для всего класса и дайте краткий|

| |обоснованный ответ. |

| |1. Прочитав текст, сделайте вывод, о каком виде |

| |взаимоотношений идет речь. Действие каких экологических |

| |факторов проявляется в данном случае? Найденным |

| |окаменелым спорам грибов примерно 460-455 млн лет. Именно|

| |столько лет назад растения распространились на суше, т. |

| |е. грибы и растения могли взаимодействовать друг с другом|

| |уже в те времена. В настоящее время 90 % растений |

| |кооперируются с грибами, образуя микоризу. |

[pic]

2. Шум—источник многих болезней человека, следовательно, надо вести

борьбу с шумовыми «загрязнениями». А как? Какие можно предложить меры?

5. Мы знаем, что некоторые пищевые продукты производятся из генетически

измененных материалов, такое продовольствие часто называют «пищей

Франкенштейна». Действие на организм таких продуктов до конца не

изучено, но их количество увеличивается. Необходимо выяснить, как мы

используем эти знания. Какой выход из сложившейся ситуации?

4. Ответьте на вопросы, сделайте вывод об отношениях между человеком и

растениями. Какие виды растений дают волокно для плетения и ткачества?

Древесина каких деревьев используется в изготовлении предметов

домашнего обихода? Какое свойство древесины используется в бондарном

деле? Где вы могли бы использовать данную информацию?

2. Посмотрите видеофрагмент и, используя имеющиеся знания, личный опыт,

дайте определения понятиям: природное сообщество, биогеоце-ноз,

экосистема. Синонимы это или нет? Сравните с определениями в учебнике на

с. 164, 166.

3. Назовите природные сообщества вашего края; работая в группе, предложите

для обсуждения план описания сообщества. Хотя природные сообщества разные,

можно ли выделить в них общие признаки для изучения? Сравните ваш план с

предложенным учителем, внесите поправки. План используйте для отчета по

экскурсии (во внеурочное время).

Познавательные задания

План характеристики сообщества

1. Набор видов организмов.

2. Их количественное соотношение.

3 Ярусы расположения в пространстве.

4 Ярусы во времени (цветение, распускание листьев, образованиеплодов

' и семян, распространение, гнездование, вскармливание детенышей и пр.). 5.

Структура сообщества: производители, потребители, разрушители.

6 Цепи и сети питания.

7. Сделайте вывод о том, что природное сообщество является открытой

саморегулирующейся системой. 4. Ответьте обоснованно на проблемный вопрос

урока.

Организация деятельности учащихся

Обсуждают в группах задания по карточкам, план характеристики сообщества,

делают вывод.

Развитие умении учащихся

Сотрудничать, использовать имеющиеся знания, личный опыт эмоционального

общения, анализировать, сравнивать, характеризовать, работать в группе,

осуществлять межпредметные связи, работать с текстом и рисунками учебника.

Основные понятия и термины урока

Экосистема, биогеоценоз, природное сообщество, производители,

потребители, разрушители, цепи и сети питания.

[pic]

Источники информации

Основные: учебник, с. 164-166; таблицы, пейзажи, гербарии, коллекции,

видео- или кинофрагмент по теме.

Домашнее задание Учебник, с.164-166.

Оценки за урок Оценки в группах выставляются учениками

самостоятельно.

Технологическая карта Л1 59

|Тема урока |ЦЕПИ И СЕТИ ПИТАНИЯ |

|Планируемые |Учащиеся конкретизируют знания о взаимоотношениях |

|результаты |компонентов экосистемы на примере пищевых связей. |

|Личностная |Живые организмы живут даже там, где, кажется, йет условий|

|значимость |для жизни. |

|изучаемого для | |

|школьника | |

|План урока |1. Актуализация знаний. 2. Пищевые связи — цепи питания, |

| |их основные звенья. 3. Пищевые сети, их примеры. 4. |

| |Круговорот веществ и поток энергии в природных |

| |сообществах. 5. Закрепление изученного материала |

| |(учебник, с. 170-171). |

|Методы обучения |Проблемный. От чего зависит устойчивость экосистемы? |

Технологическая карта Л" 59 (продолжение)

Тема урока

ЦЕПИ И СЕТИ ПИТАНИЯ

Формы организации учебной деятельности

Работа в группах.

Приемы деятельности учителя

Организация работы в группах по составлению цепей и сетей питания,

обсуждение результатов и выводов по уроку.

Познавательные задания

1. Прочитайте и обсудите текст.

Песок пустыни Тенере, которая составляет половину территории Нигера и

равняется территории Франции, используется для изготовления песочных

часов. Он состоит из самых гладких и округлых частиц на Земле диаметром

0,1 мм.

Как вы думаете, обитает ли там кто-нибудь? Является ли эта пустыня

природным сообществом?

2. Обсудите проблему урока, рассмотрите цепи питания в учебнике на с. 166.

Посчитайте, сколько звеньев в этих цепях. Как вы думаете, почему их число

ограничено? Чем отличается сеть питания?

3. Используя рисунки учебника (с. 168-169), составьте цепь или сеть

питания. Помните, что она должна начинаться с зеленых растений.

Представьте результаты своей работы для всеобщего обсуждения.

_________

Организация деятельности учащихся

Обсуждают в группах познавательную задачу, проблему урока, работают с

рисунками и схемами учебника, составляют схему цепи или сети питания,

делают выводы.

Развитие умений учащихся

Сотрудничать, работать в группе, осуществлять межпредметные и внут-

рипредметные связи, работать с рисунками и заданиями учебника, графически

представлять информацию, использовать имеющиеся знания и практический опыт,

полученный в походах, экскурсиях, экспедициях.

Основные понятия и термины урока

Экосистема, биогеоценоз, производители, потребители, разрушители, цепи и

сети питания, круговорот веществ, потери энергии в цепях питания.

Источники информации

Основные: учебник, с. 166-171; таблицы, рисунки животных, чучела,

коллекции, видео- или кинофрагмент по теме, аппликации, магниты.

Домашнее задание

Учебник, с. 166-171. Сообщения о садах и парках, агроценозах. Составить

сеть питания, включающую организмы, предложенные учителем, входящие в

экосистему вашего региона.

Оценки за урок

Оценки ставятся после обсуждения в группе за вклад в коллективную работу

и обосновываются перед учителем.

Технологическая карта Л° 60

|Тема урока |ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ОРГАНИЗМ И СРЕДА. ПРИРОДНЫЕ |

| |СООБЩЕСТВА» |

|Планируемые |Учащиеся обобщают знания о среде обитания, экологических |

|результаты |факторах и природных сообществах. |

|Личностная |Все в природе связано между собой. |

|значимость | |

|изучаемого для | |

|школьника | |

|План урока |1. Проверка домашней работы «Цепи питания». 2. Связь |

| |организмов и среды обитания. 3. Закрепление и повторение |

| |изученного материала. |

|Методы обучения |Частично поисковый. |

|Формы |Урок-собеседование. |

|организации | |

|учебной | |

|деятельности | |

|Приемы |Организация обсуждения домашней работы, результатов |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.