рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Программа обучения + тесты по биологии для школы.zip

| |Личностная |Живой организм — открытая система. | |

| |значимость | | |

| |изучаемого для | | |

| |школьника | | |

| |План урока |1. Опрос по изученному материалу. 2. Обмен веществ и | |

| | |энергии — общее свойство организмов. | |

| | | | |

|1 |3. |интез |значени|в |ществ и|евращен|энерги|

|^чяя^^^дв"^1^^^т|Фотос |я* его |е I |обмене |пр |ии |и. |

|вдя'^г^ |4. |почвенн|питания|ве этих|ссах. |ращении|ергии.|

| |Роль |ого яие|в |проце |ств и |эн | |

| |5. |и его |яачение|бмене |прев: | | |

| |Дыха! |31 |в о |веще | | | |

| |6. |ОСВЯЗЬ |цессов |ганизме| | | |

| |Взаим |Пр01 |в ор |. | | | |

|Методы обучения |Части |чно |вый. |темный.| | | |

| | |поиске |Пробл | | | | |

|Формы |Комби |юирован|и урок.| | | | |

|организации | |ны | | | | | |

|учебной | | | | | | | |

|деятельности | | | | | | | |

|Приемы |Орган |изация |оса, |пение |э1, |еская |а. |

|деятельности | |опр |состав^|схем! |ЭВрИСТИ|бесед | |

|учителя | | | | |Ч | | |

|Познавательные |1. |ьте по |ру на |е 5 |)в, |гате |ные |

|задания |Ответ!|выбо из|любь , |вопросе|вычеркн|выбран |воп- |

| |росы |таблицы|начерче|той на |е. | | |

| | | |н? |доек | | | |

| | |1 |2 |3 |4 |5 | |

| | |6 |7 |8 |9 |10 | |

| | |11 |12 |13 |14 |15 | |

| | |16 |17 |18 |19 |20 | |

| | |21 |22 |23 |24 |25 | |

| |1. Ка1|кие |и |ет |ная |а? | |

| |2. Что|функци |выполня|кровено|систем | | |

| |3. Чт |о такое|вь? |с и? | | | |

| | |кро о |состав | | | | |

| | |входит |кров | | | | |

| | |в | | | | | |

Технологическая карта № 38 (продолжение^

Тема урока

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ РАСТЕНИЯ

Познавательные задания

4. Что такое гемолимфа?

5. Что придает крови красный цвет?

6. Какие сосуды называются артериями?

7. Какие сосуды называются венами?

8. Какие сосуды называются капиллярами? 9 Сколько отделов в сердце?

Назовите их.

10. Что значит «замкнутая» кровеносная система? У кого она встреча-

/^гррог

11. Как происходит транспорт веществ у растений?

12. Какое строение имеет устьице?

13. Где располагаются устьица, чечевички?

И. По каким сосудам растения передвигается вода?

15. Как передвигаются органические вещества?

16 Что и как всасывают корневые волоски?

17' Чем представлены органы выделения у одноклеточных животных?

18 Какие органы выделения имеются у червей и насекомых/

19. Что еще, кроме почек, является органами выделения у позвоночных

животных?

20. Какие функции выполняют почки?

21. Чемотличается первичная моча от вторичной?

|. — — — — |22. Чем представлена выделительная система у рястрдий?^ '|

|..—————-—"•• ••"|23. Какое значение имеет листопад? ^бЧЩЖ 24. Почему не |

|- •••—^-^^^- - |стоит собирать и употреблять в пищу старые грибы? 25. |

| |Почему листья растений осенью изменяют окраску? |

| |2. Используя личный опыт, расскажите, какими признаками |

| |мы характеризуем живой организм. Является ли живой |

| |организм открытой системой? Как вы это понимаете? |

| |3. Составьте схему обмена веществ, используя предложенные|

| |карточки. |

| |Растение Свет Энергия Кислород Углекислый газ Вода |

| | |

| |Минеральные соли Органические вещества Дыхание Фотосинтез|

| | |

| |Сверьте свою схему со схемами в учебнике (с. 86-87). |

|Организация |Выбирают любые номера вопросов и отвечают на них, |

|деятельности |обсуждают проблему, составляют схему, делают выводы. |

|учащихся | |

|Развитие умений |Давать четкие и краткие ответы, быстро ориентироваться в |

|учащихся |ситуации, обсуждать проблему, анализировать и |

| |синтезировать. |

|Основные понятия|Обмен веществ, фотосинтез, дыхание, энергия, вода, |

|и термины урока |кислород, углекислый газ, органические и неорганические |

| |вещества, хлорофилл, свет. |

|Источники |Основные: учебник, с. 86-87; таблица, кинофрагмент, |

|информации |растения, набор карточек. |

Технологическая карта Л° 38 (продолжение)

|Тема урока |ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ |

| |РАСТЕНИЯ |

|Домашнее задание|Учебник, с. 86-87. |

| | |

|Оценки за урок |5 оценок за ответы на вопросы по выбору; 2-3 оценки за |

| |познаватель ные задания. |

Технологическая карта •,№ 39

Тема урока

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ ЖИВОТНЫХ

Планируемые результаты

Учащиеся узнают особенности обмена веществ и превращения энергии в

организме животных.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Выловленная рыба бьется в руках человека, так как они для нее горячие.

План урока

1. Актуализация знаний.

2. Этапы осуществления обмена веществ и превращения энергии в организме

животных.

3. Холоднокровные и теплокровные животные.

4. Цепи и сети питания.

5. Сравнение обмена веществ у растений и животных.

6. Закрепление изученного материала (учебник, с. 90-91).

Методы обучения Частично поисковый. Проблемный.

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя

Организация работы с текстом, рисунками и схемами учебника, эвристическая

беседа, обобщение изученного.

Познавательные задания

1. Проверьте правильность составленных вашими товарищами на доске схем

обмена веществ у растений и животных.

2. Объясните, почему одних животных называют холоднокровными, а других —

теплокровными. Какие преимущества дает животным постоянная температура

тела?

3. Составьте цепь (сеть) питания на примере животных, изображенных в

учебнике на с. 88-89.

4. Сравните обмен веществ у растений и животных, рассмотрев схемы в

учебнике на с. 90.

Организация деятельности учащихся

Анализируют схемы, составленные одноклассниками, участвуют в беседе,

составляют цепь (сеть) питания, работают с рисунками и заданиями учебника.

Технологическая карта Л° 39 (продолжение)

|0 |Тема урока |ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ ЖИВОТНЫХ| |

| | | | |

| |Развитие умений |Графически представлять информацию, анализировать, | |

| |учащихся |использовать имеющиеся знания и межпредметные связи, | |

| | |составлять логические цепочки. | |

| |Основные понятия|Цепь (сеть) питания, холоднокровные и теплокровные | |

| |и термины урока |животные, обмен веществ, поток энергии. | |

| |Источники |Учебник, с. 87-91; схемы, таблицы животных. | |

| |информации | | |

| |Домашнее задание|Учебник, с.87-91. | |

| | | | |

| |Оценки за урок |8-10 оценок за выполнение заданий № 1-4. | |

| | |Технологическая карта № 40 | |

| |Тема урока |ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМА | |

| |Планируемые |Учащиеся углубляют свои знания об опорной системе, ее | |

| |результаты |роли в жизни живых организмов. | |

| |Личностная |Мел, которым мы пишем на доске,— это спрессованные | |

| |значимость |скелеты морских простейших организмов. | |

| |изучаемого для | | |

| |\ тколглтика | | |

| | | | |

| | | | |

|^%!|/ Плац урока •.„|1. Актуализация знаний из курса природоведения. 2. | |

|^У | |Разнообразие опорных систем, их функции. 3. Скелетные | |

| |„ . -г-в-ч-ви? |образования у одноклеточных организмов. 4. Наружный и | |

| |ЗДЙ^ЙЯИЙЯ^Е |внутренний скелеты многоклеточных организмов. | |

| |^•МЙЯЯЯНЯк' |5. Особенности наружных скелетов моллюсков и | |

| | |членистоногих, связанные с условиями обитания. | |

| | |6. Закрепление изученного материала. | |

| |Методы обучения |Частично поисковый. Проблемный. У всех ли животных есть | |

| | |скелет? | |

| |Формы |Вводный урок. Работа в группах. | |

| |организации | | |

| |учебной | | |

| |деятельности | | |

| |Приемы |Организует повторение, обсуждение проблемы урока, работу| |

| |деятельности |в гоуп-пах, рассказ. "• >. .1 уу | |

| |учителя | | |

|»— |Познавательные |1. Используя знания из курса природоведения, вспомните, | |

|(0 |задания |что такое опорная система, что в нее входит, какое | |

|•-•|.... |значение она имеет. | |

| | |2. Подумайте, у всех ли животных есть скелет. Ответ | |

| | |обоснуйте, приведите примеры. | |

| | |3. Рассмотрите коллекции (рисунки) животных. Какие у них| |

| | |опорные системы? Какое они имеют значение? Как это | |

| | |связано с условиями их жизни? | |

| | |4. Какие утверждения верны? Учебник, с. 96 (№ 1-5). | |

|1-1 | |Технологическая карта Л° 40 (продолжение) | |

|14 | | | |

|ЬЭ |Тема урока |ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМА | |

| |Организация |Повторяют ранее изученное, обсуждают проблему урока, | |

| |деятельности |слушают рассказ учителя об одноклеточных животных, | |

| |учащихся |выполняют работу в группе, отвечают на вопросы в | |

| | |учебнике, работают с рисунками и коллекциями. | |

| |Развитие умений |Использовать межпредметные связи, высказывать и | |

| |учащихся |обосновывать свое мнение, привлекать информацию из | |

| | |дополнительных источников, работать в группе, | |

| | |устанавливать причинно-следственные связи, | |

| | |классифицировать, задавать уточняющие вопросы. | |

| |Основные понятия|Опорная система, внутренний и наружный, известковый и | |

| |и термины урока |хитиновый, рогоподобный скелеты, моллюски, | |

| | |членистоногие, морские одноклеточные животные. | |

| |Источники |Основные: учебник, с. 92-93, 94; коллекции или рисунки | |

| |информации |животных с разными видами опорных систем, видеофрагмент | |

| | |о многообразии животных. | |

| |Домашнее задание|Учебник, с. 92-94. Экскурсия с родителями в | |

| | |зоологический музей, ботанический сад или оранжерею по | |

| | |теме урока. | |

| |Оценки за урок |5-6 оценок за выполнение познавательных заданий. | |

| | | | |

| |- |Технологическая карта Л° 41 | |

| |Тема урока |ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ | |

| |Планируемые |Учащиеся углубляют свои знания об опорной системе | |

| |результаты |животных и растений. * | |

| |Личностная |Хорошая осанка — это красота и здоровье. | |

| |значимость | | |

| |изучаемого для | | |

| |школьника | | |

| |План урока |1. Проверка знаний о разнообразии и функциях опорных | |

| | |систем. 2. Внутренний скелет позвоночных, его отделы и | |

| | |функции. 3. Хрящевая и костная ткань. 4. Лабораторная | |

| | |работа «Строение костей». 5. Опорные образования у | |

| | |растений. Механическая ткань и ее расположение в органах| |

| | |растений. 6. Закрепление изученного материала (учебник, | |

| | |с. 96-97). | |

| |Методы обучения |Проблемный. Какие преимущества дает животным наличие | |

| | |внутреннего скелета? | |

| |Формы |Комбинированный урок. Лабораторная работа «Строение | |

| |организации |костей». | |

| |учебной | | |

| |деятельности | | |

|1-' |Приемы |Проверка домашнего задания, постановка и обсуждение | |

|М М |деятельности |проблемы, организация лабораторной работы, демонстрация | |

| |учителя |микропрепаратов, эвристическая беседа. | |

Технологическая карта №41 (продолжение)

ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ

Тема урока

Познавательные задания

Скелет насекомых образован

питан минеральными солями и образует

1. Выполните предложенные вам задания.

1 В первые годы жизни раки линяют часто, а с пятилетнего возрас-' та - не

чаще чем раз в год, а потом и вовсе перестают линять. Чем

это можно объяснить?

2. Найдите соответствие между органом и системой органов.

1. Опорная система.

2. Выделительная система.

3. Пищеварительная система.

а) Кишечник;

б) глотка;

в) почка;

г) сердце;

д) трахеи;

е) панцирь хитиновый;

ж) раковина;

з) желудок. Назовите функции опорной системы.

3. Впишите пропущенные слова.

Различают два главных типа скелета — Раковины

состоят из

, они тяжелые. . У раков и крабов он про-. К скелету крепятся

| |и , он служит . придает определенную |

| |, защищает от |

| |2. Посмотрите видеофрагмент и сравните, как двигаются |

| |пиявка и рыба. Какие преимущества дает внутренний скелет?|

| |Назовите отделы скелета позвоночных животных. |

| |3. Рассмотрите в микроскоп препараты хрящевой и костной |

| |тканей (можно использовать таблицу). Как изменяется |

| |соотношение этих тканей в скелете с возрастом? |

| |4. Рассмотрите предложенные кости животных. Определите, |

| |чьи это кости, как называются. Разделите их на группы по |

| |размерам, строению. Пользуясь рисунком учебника, назовите|

| |части кости, сделайте в тетради рисунок «Строение кости»,|

| |подпишите его. |

| |8. Подумайте, что придает прочность растению, ведь ствол |

| |дерева достигает нескольких десятков метров, выдерживает |

| |порывы ветра, корни удерживают растение в почве, плоды |

| |унизывают ветви при больших урожаях. Рассмотрите в |

| |микроскоп препарат механической ткани, жилкование старого|

| |листа, веточку дерева. Сделайте вывод об опорной системе |

| |у растений. |

|Организация |Отвечают по домашнему заданию, обсуждают проблему урока, |

|деятельности |рассматривают микропрепараты и кости, сравнивают их, |

|учащихся |делают рисунок в тетради, работают с раздаточным |

| |материалом, делают вывод. |

|Развитие умений |Наблюдать, систематизировать, обсуждать, делать учебный |

|учащихся |рисунок, работать с микроскопом, сотрудничать. |

Технологическая карта Л° 41 (продолжение)

|Тема урока |ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ |

|Основные понятия|Опорная система, скелет, хрящевая, костная, механическая |

|и термины урока |ткани. |

|Источники |Основные: учебник, с. 93-95, 96-97; таблицы, скелеты |

|информации |позвоночных животных, кости птицы и мелких млекопитающих,|

| |старые листья (жилкование), растение с деревянистым |

| |стеблем, микропрепараты костной, хрящевой, механической |

| |тканей, микроскопы, кинофрагмент «Внешнее строение рыбы».|

| | |

|Домашнее задание|Учебник, с.93-97. |

| | |

|Оценки за урок |3 оценки за домашнее задание; 4-5 оценок за выполнение |

| |познавательных заданий; 4-5 тетрадей на проверку. |

Технологическая карта Л" 42

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.