| |||||
МЕНЮ
| Программа обучения + тесты по биологии для школы.zip| |Личностная |Живой организм — открытая система. | | | |значимость | | | | |изучаемого для | | | | |школьника | | | | |План урока |1. Опрос по изученному материалу. 2. Обмен веществ и | | | | |энергии — общее свойство организмов. | | | | | | | |1 |3. |интез |значени|в |ществ и|евращен|энерги| |^чяя^^^дв"^1^^^т|Фотос |я* его |е I |обмене |пр |ии |и. | |вдя'^г^ |4. |почвенн|питания|ве этих|ссах. |ращении|ергии.| | |Роль |ого яие|в |проце |ств и |эн | | | |5. |и его |яачение|бмене |прев: | | | | |Дыха! |31 |в о |веще | | | | | |6. |ОСВЯЗЬ |цессов |ганизме| | | | | |Взаим |Пр01 |в ор |. | | | | |Методы обучения |Части |чно |вый. |темный.| | | | | | |поиске |Пробл | | | | | |Формы |Комби |юирован|и урок.| | | | | |организации | |ны | | | | | | |учебной | | | | | | | | |деятельности | | | | | | | | |Приемы |Орган |изация |оса, |пение |э1, |еская |а. | |деятельности | |опр |состав^|схем! |ЭВрИСТИ|бесед | | |учителя | | | | |Ч | | | |Познавательные |1. |ьте по |ру на |е 5 |)в, |гате |ные | |задания |Ответ!|выбо из|любь , |вопросе|вычеркн|выбран |воп- | | |росы |таблицы|начерче|той на |е. | | | | | | |н? |доек | | | | | | |1 |2 |3 |4 |5 | | | | |6 |7 |8 |9 |10 | | | | |11 |12 |13 |14 |15 | | | | |16 |17 |18 |19 |20 | | | | |21 |22 |23 |24 |25 | | | |1. Ка1|кие |и |ет |ная |а? | | | |2. Что|функци |выполня|кровено|систем | | | | |3. Чт |о такое|вь? |с и? | | | | | | |кро о |состав | | | | | | | |входит |кров | | | | | | | |в | | | | | | Технологическая карта № 38 (продолжение^ Тема урока ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ РАСТЕНИЯ Познавательные задания 4. Что такое гемолимфа? 5. Что придает крови красный цвет? 6. Какие сосуды называются артериями? 7. Какие сосуды называются венами? 8. Какие сосуды называются капиллярами? 9 Сколько отделов в сердце? Назовите их. 10. Что значит «замкнутая» кровеносная система? У кого она встреча- /^гррог 11. Как происходит транспорт веществ у растений? 12. Какое строение имеет устьице? 13. Где располагаются устьица, чечевички? И. По каким сосудам растения передвигается вода? 15. Как передвигаются органические вещества? 16 Что и как всасывают корневые волоски? 17' Чем представлены органы выделения у одноклеточных животных? 18 Какие органы выделения имеются у червей и насекомых/ 19. Что еще, кроме почек, является органами выделения у позвоночных животных? 20. Какие функции выполняют почки? 21. Чемотличается первичная моча от вторичной? |. — — — — |22. Чем представлена выделительная система у рястрдий?^ '| |..—————-—"•• ••"|23. Какое значение имеет листопад? ^бЧЩЖ 24. Почему не | |- •••—^-^^^- - |стоит собирать и употреблять в пищу старые грибы? 25. | | |Почему листья растений осенью изменяют окраску? | | |2. Используя личный опыт, расскажите, какими признаками | | |мы характеризуем живой организм. Является ли живой | | |организм открытой системой? Как вы это понимаете? | | |3. Составьте схему обмена веществ, используя предложенные| | |карточки. | | |Растение Свет Энергия Кислород Углекислый газ Вода | | | | | |Минеральные соли Органические вещества Дыхание Фотосинтез| | | | | |Сверьте свою схему со схемами в учебнике (с. 86-87). | |Организация |Выбирают любые номера вопросов и отвечают на них, | |деятельности |обсуждают проблему, составляют схему, делают выводы. | |учащихся | | |Развитие умений |Давать четкие и краткие ответы, быстро ориентироваться в | |учащихся |ситуации, обсуждать проблему, анализировать и | | |синтезировать. | |Основные понятия|Обмен веществ, фотосинтез, дыхание, энергия, вода, | |и термины урока |кислород, углекислый газ, органические и неорганические | | |вещества, хлорофилл, свет. | |Источники |Основные: учебник, с. 86-87; таблица, кинофрагмент, | |информации |растения, набор карточек. | Технологическая карта Л° 38 (продолжение) |Тема урока |ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ | | |РАСТЕНИЯ | |Домашнее задание|Учебник, с. 86-87. | | | | |Оценки за урок |5 оценок за ответы на вопросы по выбору; 2-3 оценки за | | |познаватель ные задания. | Технологическая карта •,№ 39 Тема урока ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ ЖИВОТНЫХ Планируемые результаты Учащиеся узнают особенности обмена веществ и превращения энергии в организме животных. Личностная значимость изучаемого для школьника Выловленная рыба бьется в руках человека, так как они для нее горячие. План урока 1. Актуализация знаний. 2. Этапы осуществления обмена веществ и превращения энергии в организме животных. 3. Холоднокровные и теплокровные животные. 4. Цепи и сети питания. 5. Сравнение обмена веществ у растений и животных. 6. Закрепление изученного материала (учебник, с. 90-91). Методы обучения Частично поисковый. Проблемный. Формы организации учебной деятельности Комбинированный урок. Приемы деятельности учителя Организация работы с текстом, рисунками и схемами учебника, эвристическая беседа, обобщение изученного. Познавательные задания 1. Проверьте правильность составленных вашими товарищами на доске схем обмена веществ у растений и животных. 2. Объясните, почему одних животных называют холоднокровными, а других — теплокровными. Какие преимущества дает животным постоянная температура тела? 3. Составьте цепь (сеть) питания на примере животных, изображенных в учебнике на с. 88-89. 4. Сравните обмен веществ у растений и животных, рассмотрев схемы в учебнике на с. 90. Организация деятельности учащихся Анализируют схемы, составленные одноклассниками, участвуют в беседе, составляют цепь (сеть) питания, работают с рисунками и заданиями учебника. Технологическая карта Л° 39 (продолжение) |0 |Тема урока |ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ ЖИВОТНЫХ| | | | | | | | |Развитие умений |Графически представлять информацию, анализировать, | | | |учащихся |использовать имеющиеся знания и межпредметные связи, | | | | |составлять логические цепочки. | | | |Основные понятия|Цепь (сеть) питания, холоднокровные и теплокровные | | | |и термины урока |животные, обмен веществ, поток энергии. | | | |Источники |Учебник, с. 87-91; схемы, таблицы животных. | | | |информации | | | | |Домашнее задание|Учебник, с.87-91. | | | | | | | | |Оценки за урок |8-10 оценок за выполнение заданий № 1-4. | | | | |Технологическая карта № 40 | | | |Тема урока |ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМА | | | |Планируемые |Учащиеся углубляют свои знания об опорной системе, ее | | | |результаты |роли в жизни живых организмов. | | | |Личностная |Мел, которым мы пишем на доске,— это спрессованные | | | |значимость |скелеты морских простейших организмов. | | | |изучаемого для | | | | |\ тколглтика | | | | | | | | | | | | | |^%!|/ Плац урока •.„|1. Актуализация знаний из курса природоведения. 2. | | |^У | |Разнообразие опорных систем, их функции. 3. Скелетные | | | |„ . -г-в-ч-ви? |образования у одноклеточных организмов. 4. Наружный и | | | |ЗДЙ^ЙЯИЙЯ^Е |внутренний скелеты многоклеточных организмов. | | | |^•МЙЯЯЯНЯк' |5. Особенности наружных скелетов моллюсков и | | | | |членистоногих, связанные с условиями обитания. | | | | |6. Закрепление изученного материала. | | | |Методы обучения |Частично поисковый. Проблемный. У всех ли животных есть | | | | |скелет? | | | |Формы |Вводный урок. Работа в группах. | | | |организации | | | | |учебной | | | | |деятельности | | | | |Приемы |Организует повторение, обсуждение проблемы урока, работу| | | |деятельности |в гоуп-пах, рассказ. "• >. .1 уу | | | |учителя | | | |»— |Познавательные |1. Используя знания из курса природоведения, вспомните, | | |(0 |задания |что такое опорная система, что в нее входит, какое | | |•-•|.... |значение она имеет. | | | | |2. Подумайте, у всех ли животных есть скелет. Ответ | | | | |обоснуйте, приведите примеры. | | | | |3. Рассмотрите коллекции (рисунки) животных. Какие у них| | | | |опорные системы? Какое они имеют значение? Как это | | | | |связано с условиями их жизни? | | | | |4. Какие утверждения верны? Учебник, с. 96 (№ 1-5). | | |1-1 | |Технологическая карта Л° 40 (продолжение) | | |14 | | | | |ЬЭ |Тема урока |ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМА | | | |Организация |Повторяют ранее изученное, обсуждают проблему урока, | | | |деятельности |слушают рассказ учителя об одноклеточных животных, | | | |учащихся |выполняют работу в группе, отвечают на вопросы в | | | | |учебнике, работают с рисунками и коллекциями. | | | |Развитие умений |Использовать межпредметные связи, высказывать и | | | |учащихся |обосновывать свое мнение, привлекать информацию из | | | | |дополнительных источников, работать в группе, | | | | |устанавливать причинно-следственные связи, | | | | |классифицировать, задавать уточняющие вопросы. | | | |Основные понятия|Опорная система, внутренний и наружный, известковый и | | | |и термины урока |хитиновый, рогоподобный скелеты, моллюски, | | | | |членистоногие, морские одноклеточные животные. | | | |Источники |Основные: учебник, с. 92-93, 94; коллекции или рисунки | | | |информации |животных с разными видами опорных систем, видеофрагмент | | | | |о многообразии животных. | | | |Домашнее задание|Учебник, с. 92-94. Экскурсия с родителями в | | | | |зоологический музей, ботанический сад или оранжерею по | | | | |теме урока. | | | |Оценки за урок |5-6 оценок за выполнение познавательных заданий. | | | | | | | | |- |Технологическая карта Л° 41 | | | |Тема урока |ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ | | | |Планируемые |Учащиеся углубляют свои знания об опорной системе | | | |результаты |животных и растений. * | | | |Личностная |Хорошая осанка — это красота и здоровье. | | | |значимость | | | | |изучаемого для | | | | |школьника | | | | |План урока |1. Проверка знаний о разнообразии и функциях опорных | | | | |систем. 2. Внутренний скелет позвоночных, его отделы и | | | | |функции. 3. Хрящевая и костная ткань. 4. Лабораторная | | | | |работа «Строение костей». 5. Опорные образования у | | | | |растений. Механическая ткань и ее расположение в органах| | | | |растений. 6. Закрепление изученного материала (учебник, | | | | |с. 96-97). | | | |Методы обучения |Проблемный. Какие преимущества дает животным наличие | | | | |внутреннего скелета? | | | |Формы |Комбинированный урок. Лабораторная работа «Строение | | | |организации |костей». | | | |учебной | | | | |деятельности | | | |1-' |Приемы |Проверка домашнего задания, постановка и обсуждение | | |М М |деятельности |проблемы, организация лабораторной работы, демонстрация | | | |учителя |микропрепаратов, эвристическая беседа. | | Технологическая карта №41 (продолжение) ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ Тема урока Познавательные задания Скелет насекомых образован питан минеральными солями и образует 1. Выполните предложенные вам задания. 1 В первые годы жизни раки линяют часто, а с пятилетнего возрас-' та - не чаще чем раз в год, а потом и вовсе перестают линять. Чем это можно объяснить? 2. Найдите соответствие между органом и системой органов. 1. Опорная система. 2. Выделительная система. 3. Пищеварительная система. а) Кишечник; б) глотка; в) почка; г) сердце; д) трахеи; е) панцирь хитиновый; ж) раковина; з) желудок. Назовите функции опорной системы. 3. Впишите пропущенные слова. Различают два главных типа скелета — Раковины состоят из , они тяжелые. . У раков и крабов он про-. К скелету крепятся | |и , он служит . придает определенную | | |, защищает от | | |2. Посмотрите видеофрагмент и сравните, как двигаются | | |пиявка и рыба. Какие преимущества дает внутренний скелет?| | |Назовите отделы скелета позвоночных животных. | | |3. Рассмотрите в микроскоп препараты хрящевой и костной | | |тканей (можно использовать таблицу). Как изменяется | | |соотношение этих тканей в скелете с возрастом? | | |4. Рассмотрите предложенные кости животных. Определите, | | |чьи это кости, как называются. Разделите их на группы по | | |размерам, строению. Пользуясь рисунком учебника, назовите| | |части кости, сделайте в тетради рисунок «Строение кости»,| | |подпишите его. | | |8. Подумайте, что придает прочность растению, ведь ствол | | |дерева достигает нескольких десятков метров, выдерживает | | |порывы ветра, корни удерживают растение в почве, плоды | | |унизывают ветви при больших урожаях. Рассмотрите в | | |микроскоп препарат механической ткани, жилкование старого| | |листа, веточку дерева. Сделайте вывод об опорной системе | | |у растений. | |Организация |Отвечают по домашнему заданию, обсуждают проблему урока, | |деятельности |рассматривают микропрепараты и кости, сравнивают их, | |учащихся |делают рисунок в тетради, работают с раздаточным | | |материалом, делают вывод. | |Развитие умений |Наблюдать, систематизировать, обсуждать, делать учебный | |учащихся |рисунок, работать с микроскопом, сотрудничать. | Технологическая карта Л° 41 (продолжение) |Тема урока |ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ | |Основные понятия|Опорная система, скелет, хрящевая, костная, механическая | |и термины урока |ткани. | |Источники |Основные: учебник, с. 93-95, 96-97; таблицы, скелеты | |информации |позвоночных животных, кости птицы и мелких млекопитающих,| | |старые листья (жилкование), растение с деревянистым | | |стеблем, микропрепараты костной, хрящевой, механической | | |тканей, микроскопы, кинофрагмент «Внешнее строение рыбы».| | | | |Домашнее задание|Учебник, с.93-97. | | | | |Оценки за урок |3 оценки за домашнее задание; 4-5 оценок за выполнение | | |познавательных заданий; 4-5 тетрадей на проверку. | Технологическая карта Л" 42 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|