рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

или требования.

Рассматривая дисциплинированность как качество личности, судят о

дисциплине в целом, выделяя уровни: низкий, средний, высокий.

Определяется это с помощью диагностики.

Остановимся на психологических основах дисциплинированности.

Будучи сложной чертой личности, дисциплинированность состоит из

привычек и умений управлять собой и своим поведением, умений подчинять

его определенным правилам и требованиям, руководствоваться при их

соблюдении нравственными нормами, чувством долга и ответственности.

Надежным психологическим показателем дисциплинированности являются

мотивы дисциплинарных поступков, воля, как регулятор поведения, а

также эмоции и чувства. Мотивы, воля и чувства – это психологические

основы дисциплины. Дисциплина в итоге зависит от потребностей,

выраженных в мотивах, сдержанности или, напротив, несдержанности

(аффективности) подростка, от силы эмоций (радость, гнев). От силы,

устойчивости, сформированности этих основ зависит и уровень

сформированности самой дисциплинированности, появление негативных форм

ее проявления: лености, лживости, нерешительности, неуверенности,

упрямства и слабоволия.

Прежде чем раскрыть вопрос о проектировании процесса формирования

дисциплины у учащихся на занятиях по ОБЖ, напомним, что такое

молодежная субкультура (подкультура). Это, условно говоря, составная

часть общей культуры, включающая в себя все, что создается обществом

для детей, подростков и юношества и что создается ими самими.

Выражается молодежная субкультура в наличии ценностей, установок,

способов деятельности, форм общения. Она имеет конкретно-исторический

характер, обладает относительной автономией. Это обстоятельство надо

помнить при проектировании, поскольку подростки и молодежь формируют

свои правила взаимоотношений, свои нормы морали. Примером могут

служить подсказка и списывание, распространенный в сегодняшнем учебном

процессе на всех его уровнях.

Другое обстоятельство, важное для решения проблемы дисциплины –

сензитивность возраста в той или иной задаче. Сензитивность - это

оптимальное сочетание условий для развития определенных психических

свойств и процессов. Так, «поздний» подросток не располагает условиями

для успешного формирования дисциплинированности. Он сориентирован не

на педагога и его требования, а на мнение друзей, приятелей. Поэтому

формировать дисциплину в этом возрасте чрезвычайно трудно, тем более

что подросток успевает обзавестись привычками, отношениями, оценками.

Учтем эти особенности развития учащихся при рассмотрении

компонентов педагогического процесса по формированию дисциплины.

Задачи этого процесса, как правило, выводятся из понимания

личностного качества – дисциплинированности. Поскольку именно это

качество мы формируем в процессе воспитания, оно выступает конечным

педагогическим продуктом. Исходя из состава понятий «дисциплина» и

«дисциплинированность», можно предложить наиболее общий набор

педагогических задач [3, С.273]:

- осуществление нравственно-этического просвещения учащихся;

- обучение умению составлять внутренний план действий;

- обучение самоанализу, самоконтролю, самооценке;

- воспитание воли и саморегуляции;

- воспитание культуры чувств;

- формирование навыков культуры общения.

Как видим, абсолютное большинство задач связано с

самовоспитанием.

В качестве принципов организации воспитания дисциплины можно

использовать следующие:

- личной значимости задач, содержания, методов и приемов

воспитания;

- единство воспитания и самовоспитания;

- сознательного отношения к дисциплинированному поведению;

- дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся;

- деятельностной основы используемых форм и методов;

- систематичности и постоянства проведения работы.

Реализация этих принципов позволяет:

во-первых, сделать педагогический процесс полностью обращенным

к внутреннему миру подростка, юноши;

во-вторых, педагогический процесс становится действенным, т.е.

формирующим, а не информирующим;

в-третьих, осознанным, добровольным для воспитанников.

Любой другой педагогический процесс легко перерастает в

формальный, назидательный и авторитарный. Примеров этому из жизни

образовательных учреждений разного типа и уровней слишком много.

Содержание педагогического процесса по формированию дисциплины,

его отбор зависят от многих факторов: от уровня развития

дисциплинированности учащихся, от видов дисциплины, которые надо у них

сформировать, от конкретных форм проявления недисциплинированности

(опоздал на занятия, не выполнил домашнее задание, не проявил

активность на уроке, сквернословие, курение и т.п.). В зависимости от

этого и выбирают источник содержания воспитания учащихся и темы для

работы с ними.

Содержание ОБЖ необходимо рассмотреть с этих позиций.

Так, употребление алкоголя и курение требует сосредоточить

внимание на темах о вреде, о средства борьбы, о воспитании воли и

т.д. Для преодоления лжи, естественно, надо обратиться к

психотерапевтическому знанию и т.д.

Методов формирования дисциплинированности учащихся очень много.

Прежде всего, это методы разумной и четкой организации всего учебно-

воспитательного процесса, соблюдение НОТ преподавателя и учащегося,

хорошая организация урока, процесса самовоспитания, создание

благоприятного социально-психологического климата, где хорошо

организован учебно-воспитательный процесс, гораздо реже проявляются

конфликты на почве дисциплины учащихся.

В общеобразовательных учреждениях распространены методы

убеждения: индивидуальная беседа, личный пример педагога, опыт

известных людей микрорайона, выражение общественного мнения.

Применяются также методы принуждения: требование неукоснительного

выполнения инструкций, правил, уставов, система наказаний за

проступки, приказ, задание. Часть этих методов представляет собой

группу административных методов.

Особую роль в воспитании дисциплины играют методы стимулирования:

поощрение и порицание. Видов поощрения много: похвала, награда,

подарок, доброе слово. К сожалению, в школе чаще применяются методы

порицания. Порицание в смысле наказания призвано охранять от

произвольных нарушений нормы. Задача наказания – способствовать

послушанию. Но оно ни в коем случае не должно быть местью педагога,

ибо педагогическое наказание есть не способ удовлетворения

субъективного чувства оскорбленности, а способ достижения объективной

цели. В принципе всякое наказание стремится сделать себя излишним в

будущем («чтобы больше так не делал»).

Особую группу представляют методы приучения, выработки привычек:

организационные игры, повторение, уроки этики, упражнения (например

упражнения в технике общения, разбор конфликтных ситуаций, создание

ситуации выбора).

Из организационных форм воспитания дисциплины популярностью в

школе пользуются беседы, диспуты, собрания по обсуждению поведения.

Особых форм для этих целей не существует.

Теперь о технологии педагогического процесса по воспитанию

дисциплины. Единых предписаний здесь нет. Безрукова В.С. [3, С.270]

указывает на то, что на сегодня апробированы лишь отдельные компоненты

этих технологий.

Один из таких компонентов – диагностика уровня развития

дисциплинированности учащихся. Сама диагностика – уже есть метод

воспитания. Ее результаты помогают в проектировании индивидуальной

работы с учащимися. Любая форма воспитания дисциплины строится на

диагностике.

Другой компонент – развитие воспитательной мобильности учащихся

как их готовности и способности взаимодействовать с педагогом и

адекватно реагировать на воспитательные отношения. Воспитательная

мобильность определяет позицию личности в педагогическом процессе. Без

готовности учащихся как исходной позиции невозможно формировать

дисциплинированность: возникает разве что противодействие учащихся

педагогу, взаимное непонимание. Воспитательная мобильность есть в

известном смысле воспитуемость и обучаемость учащихся.

Еще один компонент любой формы воспитания дисциплинированности –

непременное использование народной педагогики, опора на обычаи, нравы,

привычки, нормы, вкусы, авторитеты, мораль, религию. Это та платформа,

на которой легче «укладываются» современные и не всегда

гуманизированные средства дисциплинирования, если они взаимно

согласуются. Народная педагогика может служить критерием ожидаемой

эффективности новых методов и средств воспитания.

Мощным компонентом технологии дисциплинирования будущих солдат

могут быть правила, методические рекомендации, инструкции, доводимые

до учащихся в процессе изучения содержания основ ОБЖ. С их помощью

формируется правовое сознание, сдерживающее недисциплинированность.

Неплохо использовать экономические способы воздействия опять же через

инструкции, т.е. правовые акты.

Большую роль в технологии воспитания дисциплины играет оценка

поведения каждого учащегося или группы учащихся в целом. Эта оценка не

зависит от успеваемости и определяется с учетом возможности ученика

действовать соответствующим образом.

Оценка поведения складывается из оценки прилежания, оценки

отношения к учебе и труду и оценки способности к сотрудничеству.

Ученые рекомендуют вовлекать учащихся в процесс оценивания и

самооценивания, ибо через это тоже происходит усвоение норм поведения.

Оценивание поведения осуществляется не через отметку, а через

характеристику. Только в ней можно раскрыть развитие личностных

проявлений в течение длительного времени, выделить наиболее типичные

элементы поведения, отметить силу педагогического воздействия,

наметить перспективные линии развития поведения учащегося и дать

советы, как исправить недостатки.

При проектировании форм воспитания дисциплины учащихся следует

помнить о компенсаторных тенденциях в их поведении. Для учащихся

призывного возраста это очень характерно

Наконец, следует упомянуть о постоянно вводимых в любую форму

воспитания различных компонентах, ломающих, разрушающих стереотипы,

ликвидирующих барьер между прежними представлениями о допустимых

нормах дисциплины и новыми требованиями к ней. Иными словами, в любую

дисциплинирующую форму организации педагогического процесса следует

включать компоненты перевоспитания как средство преодоления

недисциплинированности.

Большими возможностями в выработке у школьников представлений и

понятий о сознательной дисциплине располагают все предметы и в том

числе ОБЖ.

3. Методы организации деятельности по воспитанию

дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на

занятиях по ДП

Человек как субъект труда, познания и общения формируется в

процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение

действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые

потребности, активизирует волю, энергию – все то, что служит

строительным материалом для развития и становления личности, для

формирования его дисциплинированности и ответственности.

Как основа здорового образа жизни деятельность является важнейшим

источником обогащения школьников опытом общественных отношений и

общественного поведения.

Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции –

это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии,

элементом которого они являются. Действия – это процессы, мотивы

которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят.

Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает

переход от управления операциями к управлению действиями, а затем – к

управлению деятельностью учащихся.

Отечественной педагогической наукой обнаружен ряд общих

закономерностей, обусловливающих методы педагогического руководства

деятельностью и формированием опыта общественного поведения школьников

или сознательной дисциплины.

1. Все виды деятельности, имеющие общественные цели,

потенциально обладают определенными воспитывающими

возможностями. Однако один вид деятельности не может

заменить все остальные. Поэтому в воспитании целесообразно

использовать комплекс видов деятельности.

2. Деятельность может не повлиять положительно на воспитуемого,

если не имеет для него «личностного смысла» (А.Н.Леонтьев).

3. В итоге воспитательных воздействий у школьников формируется

готовность к выбору цели и способов деятельности. Будучи

идеальным предвосхищением ожидаемого результата, его

опережающим отражением (П.К.Анохин), цель человека является

той силой, «которая как закон определяет способ и характер

его действий и которой он должен подчинять свою волю».

4. По отношению к формированию личности школьника деятельность

остается нейтральным процессом, если не найдены и не

реализованы соответствующие способы ее педагогической

инструментовки. В этой инструментовке должны определенным

образом сочетаться различные методы и приемы, обеспечивающие

побуждение, приучение и упражнение учащихся, формирование у

них опыта общественного поведения и сознательной дисциплины,

а в итоге дисциплинированность как интегративное качество

личности.

Рассмотрим конкретные педагогические методы по формированию

ответственности и дисциплинированности.

Педагогическое требование.

«Школа, - писал А.С.Макаренко, - должна с первого же дня

предъявлять к ученику твердые, непререкаемые требования советского

общества, вооружать ребенка нормами поведения, чтобы он знал, что

можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо» [17, С.398]. В

требовании наиболее отчетливо обнаруживается действие той

закономерности воспитательного процесса, как диалектика внешнего и

внутреннего. Педагогическое требование должно не только опережать

развитие личности, но и переходить в требования воспитуемого к самому

себе.

Содержание педагогических требований определяется нравственными

нормами, действующими в обществе Уставом общеобразовательного

учреждения, Правилами для учащихся.

Требование может выступать перед учеником как конкретная реальная

задача, которую ему надлежит выполнить в процессе той или иной

деятельности. Требование может вскрыть внутренние противоречия в

процессе воспитания, фиксировать недостатки в поведении, деятельности

и общении учащихся и тем самым побуждать их к дальнейшему росту и

развитию. Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе и

на уроке, вносят дух организованности в деятельности и поведении

учащихся.

По форме предъявления различают требования прямые и косвенные.

Прямые требования характеризуются такими признаками, как позитивность,

инструктивность и решительность. Они облекаются в форму приказания,

указания, предписания. Особенно велико значение прямого,

беспрекословного, «негнущегося» требования на первоначальном этапе

работы педагога с коллективом, когда актив еще только складывается.

Косвенные требования (просьба, совет, намек и т.п.) опираются на

сформированные у воспитанников мотивы, цели, убеждения. Мысль о том,

что воспитание должно использовать косвенные способы воздействия,

возникла в педагогике давно, но наиболее полно она была реализована в

опыте А.С.Макаренко, который справедливо считал, что, поскольку ученик

не любит подвергаться специальным воспитательным процедурам,

воспитатель не должен выдвигать сущность своей педагогической позиции

на первый план, а, наоборот, должен скрыть ее от воспитанника.

Существенно и то, насколько соблюдает учитель меру в предъявлении

требований к учащимся. По этому поводу К.Д.Ушинский писал: «Приучите

дитя сначала повиноваться 2-3 легким требованиям, не стесняя его

самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть

уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям.

Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к

нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если

приводимые вами привычки не будут укореняться…» [34, С.390-391].

Общественное мнение.

Воспитатель всегда стремится к тому, чтобы его требование стало

требованием самого коллектива. Отражением коллективного требования

является общественное мнение. Соединяя в себе оценки, суждения, волю

коллектива, общественное мнение выступает активной и влиятельной

силой, которая в руках умелого педагога выполняет функции метода

воспитания.

Диспут «Нужно ли добровольно идти в армию» с участием родителей

Школьный коллектив воссоздает систему общественных отношений, ту

объективную основу, на которой у учащихся формируется соответствующий

тип сознания, поведения и деятельности. Достигая в своем развитии

идейного, интеллектуального, эмоционально-волевого и организационного

единства, коллектив оказывается способным к самоуправлению, важнейшим

фактором которого является общественное мнение. Так коллектив

становится субъектом воспитания, ближайшей опорой и надежным союзником

педагога.

Для формирования здорового общественного мнения учитель

привлекает воспитанников к коллективному принципиальному обсуждению

всех явлений и событий в жизни класса, школы и общества. Если учащиеся

в своей основной массе активно участвуют в коллективной деятельности,

переживают радость совместных успехов, критически относятся к

имеющимся недостаткам и стремятся к их преодолению, это

свидетельствует о том, что в коллективе складывается достаточно зрелое

общественное мнение. И наоборот, отсутствие авторитетного

общественного мнения создает почву для круговой поруки, взаимопрощения

и нетребовательности, процветания узкогрупповых интересов.

После изучения на уроке темы «Воинская обязанность» учащиеся

должны усвоить ее структуру: воинский учет; обязательная подготовка к

военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы;

пребывание в запасе; призыв на военные сборы. Можно в качестве

домашнего задания попросит учащихся выяснить общественное мнение

родных и близких о рассмотренном вопросе и составить устный или

письменный ответ. Предложить сочинение на тему: «Общественное и мое

личное мнение о воинской обязанности». Анализ сочинений на данную

тему позволяет сделать вывод, что для большинства учащихся далеко не

безразлично мнение окружающих и особенно девушек. Вот выдержки из

сочинений: «Я выполню свой гражданский долг перед Отечеством в память

о своем деде, чтобы не стыдно было смотреть в глаза отца и своей

девушки». «Я не считаю нужным придерживаться общественного мнения, ибо

мы живем в рыночных условиях и каждый должен думать прежде всего о

себе. Пребывание в армии не окажет существенного влияния на мое

интеллектуальное развитие, быстрее на оборот. Этой позиции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.