рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

стремление к чему-либо. Это ощущение человеком влечения, направленного на

удовлетворение осознанной или неосознанной потребности. Различают два вида

потребностей: физиологические, обеспечивающие физическое существование

организма, и психологические (в деятельности, общении, лидерстве, признании

и пр.). Возможно более полным удовлетворением обоих потребностей

определяется степень самореализации личности или полнота понимания ею

смысла своей жизни. Более того, от степени удовлетворения личностных

потребностей зависят человеческое ощущение счастья и состояние благополучия

в обществе.

Что касается физиологических потребностей, то тут человек лишен выбора:

его активность по их удовлетворению предопределена генетически, и

проигнорировать ее он не может без риска для жизни.

Есть ли такой же внутренний механизм, отслеживающий потребность

человека в информации и заставляющий «пить» ее из рук учителя?

Представляется, что в случае психологической мотивации действуют другие, не

столь простые и прямолинейные механизмы. Они несравненно более комплексны

уже потому, что выходят за пределы организма и вплетаются в сложную ткань

социальных взаимодействий. Эта сложность является также результатом

постоянного и активного функционирования базовых психологических структур

человеческой личности, отвечающих за его разумную социальную

жизнедеятельность. Если бы это было не так, человеческое общество не могло

бы развиваться и существовать. Ранее мы уже отмечали, что каждый человек от

природы наделен некоторым набором способностей, общих и специальных, к

усвоению и выполнению вполне определенных видов деятельности. Возникает

вполне резонное предположение о тесной связи способностей и мотивов

деятельности. Не случайно известный исследователь Маслоу в своем

определении мотивации неоднократно подчеркивает, что «это человеческое

стремление… проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально

способным». Эта мысль подтверждается и последними исследованиями, в которых

четко прослеживается генетическая природа направленности человеческих

способностей. С генетических позиций определение мотивации становится

вполне инструментальным.

«Итак, под мотивацией следует понимать- пишет Беспалько В.П. [4, С.15-

16] генетические стремление человека к самореализации в соответствии с его

врожденными способностями к определенным видам деятельности и настойчивость

в овладении ими на творческом уровне. Это активное и устойчивое стремление

реализуется в реальные достижения только тогда, когда возникают (создаются)

необходимые условия для этого. В противном случае самореализация в большей

или меньшей степени подавляется немотивированными видами деятельности,

достижения в которых не могут превышать исполнительского уровня».

Таким образом, в зависимости от степени одаренности человек способен

одни виды деятельности усваивать и выполнять, достигая при этом творческого

уровня и проявляя высокую степень мотивации; другие – только на

подражательном, исполнительском уровне и больше под давлением извне, чем

под воздействием внутренних побуждений (мотивов), а к третьим он может быть

вообще непригодным и не способным на их усвоение и применение, несмотря на

любые дидактические приемы и силовые методы воздействия. У допризывников

необходимо выявлять их способности к тем или иным видам деятельности в

период будущей воинской службе. Преемственность между школой и военкоматами

нам видится именно в этом направлении.

Последнее всегда было очевидным в таких видах деятельности, которые

получили название «творческих»: музыка, актерство, живопись, ряд видов

спорта и т.п. ХХ век поднял и ранее «презренные» прикладные виды

деятельности на уровень творческих, для достижения успеха в которых одного

старания далеко не достаточно. Здесь также требуется «божья искра» -

специальные способности. Это стало особенно очевидным с развитием так

называемых высоких технологий, ориентация в которых некоторым индивидам

напрочь заказана природой.

Глава II Воспитание дисциплинированности и ответственности личности

будущего воина на занятиях по ДП

.

1. Современные требования по подготовке

личности будущего воина на занятиях по ДП

Составной частью происходящих в обществе социально-экономических

преобразований является разработка и осуществление военной реформы,

успех и результативность которой во многом зависит не только от уровня

профессиональных и духовно-нравственных качеств военных специалистов,

но и от качества допризывной подготовки будущих солдат.

Высокая духовность и нравственность особенно важны в Вооруженных

Силах, которые проявляются в уровне дисциплинированности и

ответственности солдат и командиров. Без них армия слабеет, теряет

свое лицо и социальную значимость.

Нравственное воспитание – целенаправленное воздействие на

личность с целью формирования нравственного сознания, развития

нравственных чувств, выработки навыков и умений нравственного

поведения.

Подготовка личности будущего воина на занятиях по допризывной

подготовке заключается в развитии познавательной, эмоциональной и

волевой сфер личности, которые проявляются в образовательном, морально-

психологическом и физическом уровнях развития.

В современных условиях особую актуальность составляет работа по

формированию и воспитанию морально-психологической составляющей общей

подготовки допризывников.

Воинская дисциплина – это строгое и точное соблюдение всеми

военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими

уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на

осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной

ответственности за защиту своего Отечества, на его преданности своему

народу. Особенностью воинской дисциплины является то, что она

включает в себя все признаки таких видов дисциплины как учебная,

трудовая, производственная и др.

Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, отменил начальную

военную подготовку в школах, ПТУ, техникумах и в связи с этим

прекратились занятия по огневой, общевойсковой и строевой подготовке

будущих призывников, а вся материально-техническая обеспеченность

данной работы сдана на склад. Естественно, все это негативно сказалось

на подготовке допризывников.

На современном этапе в России подготовка учащихся к военной

службе осуществляется в процессе изучения курса «Основы безопасности

жизнедеятельности». На этих занятиях учащимся сообщаются необходимые

знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и

формируются определенные навыки по гражданской обороне, а также в ходе

военных недельных сборов после окончания учебного года в июне месяце.

Подготовкой будущих воинов активно занималась в бывшем Советском

Союзе организация ДОСААФ, которая имеет 75-летнюю историю по

осуществлению этой важной государственной задачи. Сегодня эта

организация называется ОСТО – оборонная спортивно-техническая

организация. В рамках данной организации осуществляется добровольная

подготовка граждан к военной службе, которая предполагает: занятия

военно-прикладными видами спорта и овладение военно-учетными

специальностями.

Проблема подготовки будущих защитников Отечества заключается в

формировании их готовности к службе в Вооруженных Силах.

В Словаре русского языка С.И.Ожегова под «готовностью» понимается

согласие сделать что-нибудь, состояние, при котором все сделано, все

готово [22, С. 122]. Сам термин, возникнув в экспериментальной

психологии, был перенесен в психолого-педагогические исследования.

Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности,

как избирательную активность, настраивающую организм, личность на

будущую деятельность, как предпосылку и регулятор деятельности.

Различают временную (ситуативную) и долговременную (устойчивую)

готовность, функциональную и личностную, психологическую и

практическую, готовность к умственной и физической деятельности. В

Психологическом словаре «готовность к действию» рассматривается в

нескольких аспектах: как вооруженность человека необходимыми для

успешного выполнения действий знаниями, умениями, навыками; согласие

на решимость совершать какие-либо действия и т.д.

Содержание готовности будущего воина к службе в армии в широком

смысле слова объединяет морально-волевые качества личности, социально

значимые мотивы, знания, умения и навыки. В узком смысле – овладение

допризывником соответствующими профессионально значимыми знаниями,

умениями и навыками. В условиях подготовки допризовников в рамках

программы общеобразовательного учреждения на занятиях по ОБЖ в полном

объеме решить проблему формирования готовности будущих воинов не

представляется реальным, ибо это задачи специальных организаций типа

ОСТО и т.п. В тоже время формировать морально-волевые качества

личности, социально значимые мотивы и фрагментарные знания, умения и

навыки о воинской службе является одной из обязательных задач предмета

ОБЖ.

Для будущего защитника Отечества имеет большое значение

осознанность понятия «Оптимальное боевое состояние», которое для

каждого человека индивидуально, но в нем можно выделить три основных

компонента: физический, эмоциональный и мыслительный.

Физический компонент означает совокупность физических качеств и

соответствующих им ощущений в организме таких как сила, быстрота,

реакция, чувство свободного дыхания, четкой работы сердца.

Эмоциональный компонент предполагает владение личностью уровнем

эмоционального возбуждения, понимаемым как определенная сила

волнения, в котором находится человек.

Мыслительный компонент характеризует способность человека к

осмысленным действиям и полной сосредоточенности на выполняемой работе

и при этом четкое представление о цели и средствах ее достижения.

Мыслительный компонент характеризуется образовательным уровнем

допризывников который в настоящее время достаточно высок, хотя есть и

такие, образовательный уровень которых очень низкий. Мышление

человека можно при определенных психолого-педагогических условиях

достаточно успешно и быстро развить. Физический компонент в условиях

четкого соблюдения режима занятий по физической подготовке также

поддается достаточно быстрому достижению соответствующего уровня. В

тоже время все больше и больше наших допризывников имеют серьезные

заболевания и отклонения от норм физического развития.

Практика работы с допризывниками показала, что желание

добровольно идти на службу в армию резко падает, особенно среди

городской молодежи. Многие допризывники психологически не приемлют

свое пребывание в Вооруженных Силах.

Поэтому перед учителями ОБЖ, работниками военных комиссариатов

стоит серьезная государственная задача: повернуть молодежь к армии,

сформировать и развить положительную потребность и мотивацию к службе

в армии не просто как необходимость, а как осознанный долг перед

Отечеством, всем своим поведением демонстрировать искреннее желание

это осуществить. Это очень сложно, ибо СМИ передают, а бывшие

военнослужащие рассказывают о буднях солдатской жизни далеко не

«сладкую» и приятную миссию, связанную с безразличие офицерского

корпуса к солдату. События с призывниками, о которых сообщили СМИ в

январе 2004 года, только подтверждают это.

Сформированная привычка к выживанию в неблагоприятных условиях и

при этом оставаться ЧЕЛОВЕКОМ, способность к быстрой адаптации,

раскрытие своей индивидуальности и интеграция в солдатское сообщество

позволят будущему воину успешно пройти военную службу. Но этого еще не

достаточно. Необходимо знать индивидуальные способности будущего

воина, чтобы определить к каким видам деятельности он более всего

подходит. Современный отбор солдат в те или иные рода войск в

большинстве случаев осуществляется на основе состояния здоровья,

специальной допризывной подготовкой на базе ОСТО, которая позволяет

выявить способности будущих воинов, их предрасположенность к той или

иной деятельности. Но это больше редкость, чем закономерность в работе

с допризовниками. В связи с этим следует обратить внимание учителя по

ОБЖ по выявлению у будущих солдат предрасположенности и склонности к

какому-либо виду деятельности и в каких родах войск это можно

максимально учесть и создать личностную ситуацию успеха в прохождении

воинской службы. Данный подход позволит успешно осуществить процесс

адаптации, ответственно относиться к своим обязанностям, сознательно

соблюдать воинскую дисциплину и в конечном итоге с глубоким чувством

выполненного гражданского долга перед Родиной, своими родителями и

земляками вернуться домой.

Обязательный минимум содержания предмета ОБЖ по вопросам

допризывной подготовки направлен на изучение следующих вопросов:

- назначение, состав, принципы строительства и комплектования

Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. Руководство и

управление Вооруженными Силами Российской Федерации, частями,

подразделениями и другими войсками;

- боевое знамя части (корабля), военную присягу. Боевые традиции

Вооруженных Сил Российской Федерации, Героические подвиги воинов в

военное и мирное время. Исторические и боевые традиции воинской части.

В процессе изучения учащимися ОБЖ их знакомят:

- с содержанием воинской обязанности и воинской службой граждан,

с воинскими уставами и их значением в жизни и деятельности

военнослужащих;

- с военно-учебными заведениями Вооруженных Сил Российской

Федерации и правилами приема в них.

Выпускник по предмету ОБЖ должен овладеть навыками

- в выполнении физических упражнений для развития общей

выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости к гипоксии;

- в выполнении двух-трех приемов рукопашного боя;

- в знании воинских званий, военной геральдики, принадлежности

военнослужащих к войскам министерства (ведомства), виду Вооруженных

Сил Российской Федерации и роду войск.

Систематическое изучение вопросов подготовки к воинской службе

начинается с IX класса при изучении на занятиях ОБЖ темы «Основы

обороны государства и воинской обязанности граждан» (10 часов),

которая состоит из двух подтем:

а) Правовые основы военной службы – 5 часов;

б) Размещение жизнь и быт военнослужащих – 5 часов.

В X классе на занятиях ОБЖ изучается две темы:

1. «Основы подготовки к военной службе» (23 часа), которая

включает в себя следующие подтемы: а) «Основы обороны

государства» (5 часов), б) «Назначение, состав и принципы

строительства Российских Вооруженных Сил» (12 часов), в)

«Организация медицинского обследования, освидетельствования

и постановки на воинский учет» (6 часов);

2. 2. «Прикладная физическая подготовка» (15 часов).

В XI классе изучаются тема 1. «Основы подготовки к военной

службе» (29 часов), которая включает в себя следующие подтемы: «Основы

обороны государства и воинской обязанности», в которой рассматриваются

вопросы: «Воинская обязанность и военная служба граждан» (8 часов);

«Воинские уставы и воинские коллективы» (4 часа); «Военно-учебные

заведения Вооруженных Сил России (2 часа).

2. «Прикладная физическая подготовка» (15 часов).

Примерное тематическое планирование уроков ОБЖ в XI классе

Тема 1. «Основы подготовки к военной службе» (29 часов).

«Воинская обязанность и военная служба граждан» (8 часов);

Тема урока

Количество часов

1. Основные понятия о воинской обязанности

1

2. Организация воинского учета и его предназначение

1

3. Организация медицинского освидетельствования и меди-

цинского обследования при постановке на воинский учет

1

3. Обязательная подготовка граждан к воинской службе

4. Добровольная подготовка граждан к военной службе

1

5. Призыв граждан на военную службу

1

6. Военная форма одежды

1

7. Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе

1

8. Основные права, свободы и гарантии по социальной

защите

1

«Воинские уставы и воинские коллективы» (4 часа)

1. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской

Федерации

1

2. Военная присяга и порядок ее принятия

1

3. Воинская дисциплина, ее сущность и значение

1

4. Воинские коллективы

1

«Военно-учебные заведения Вооруженных Сил России (2 часа).

1. Общая классификация военных училищ: командные,

инженерные и технические

1

2. Правила приема в военные училища. Окончание военно-

учебного заведения

2

«Прикладная физическая подготовка» (15 часов). Средства

физического воспитания:

1. Упражнения для развития общей выносливости.

2. Упражнения для развития силы мышц.

3. Упражнения для развития ловкости.

4. Упражнения для развития специальных качеств:

а) устойчивость к гипоксии;

б) вестибулярная устойчивость;

в) устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов

военно-профессиональной деятельности

Итого 34

Тренировки по физической подготовке учащихся осуществляются на

специально оборудованной полосе препятствий, а также в процессе

овладения приемами самозащиты, ведения рукопашного боя, плавания.

Беседы с бывшими солдатами, ветеранами войны позволяют сделать

определенные выводы о причинах негативного отношения определенной

части современной молодежи к выполнению своего гражданского долга –

службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. На наш взгляд эта

причина кроется в отсутствии привычки быть ответственным,

дисциплинированным, способным принимать самостоятельные решения и за

них отвечать. Современному молодому человеку больше импонирует быть

инфантильным – все за него решают родители или еще кто-нибудь, он

готов делать только то, что ему нравиться, т. е. вести праздный образ

жизни. В связи с этим следует рассмотреть трактование понятия

«привычка» с позиции теории и практики психолого-педагогической науки.

Еще Д.Локк отмечал, что в воспитании главную роль играет

формирование нравственных привычек.

К.Д.Ушинский пишет о том, какой страшной силой может обладать

привычка: «Сколько превосходных начинаний и даже сколько отличных

людей пало под бременем дурных привычек! Если бы для искоренения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.