| |||||
МЕНЮ
| Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воинастремление к чему-либо. Это ощущение человеком влечения, направленного на удовлетворение осознанной или неосознанной потребности. Различают два вида потребностей: физиологические, обеспечивающие физическое существование организма, и психологические (в деятельности, общении, лидерстве, признании и пр.). Возможно более полным удовлетворением обоих потребностей определяется степень самореализации личности или полнота понимания ею смысла своей жизни. Более того, от степени удовлетворения личностных потребностей зависят человеческое ощущение счастья и состояние благополучия в обществе. Что касается физиологических потребностей, то тут человек лишен выбора: его активность по их удовлетворению предопределена генетически, и проигнорировать ее он не может без риска для жизни. Есть ли такой же внутренний механизм, отслеживающий потребность человека в информации и заставляющий «пить» ее из рук учителя? Представляется, что в случае психологической мотивации действуют другие, не столь простые и прямолинейные механизмы. Они несравненно более комплексны уже потому, что выходят за пределы организма и вплетаются в сложную ткань социальных взаимодействий. Эта сложность является также результатом постоянного и активного функционирования базовых психологических структур человеческой личности, отвечающих за его разумную социальную жизнедеятельность. Если бы это было не так, человеческое общество не могло бы развиваться и существовать. Ранее мы уже отмечали, что каждый человек от природы наделен некоторым набором способностей, общих и специальных, к усвоению и выполнению вполне определенных видов деятельности. Возникает вполне резонное предположение о тесной связи способностей и мотивов деятельности. Не случайно известный исследователь Маслоу в своем определении мотивации неоднократно подчеркивает, что «это человеческое стремление… проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным». Эта мысль подтверждается и последними исследованиями, в которых четко прослеживается генетическая природа направленности человеческих способностей. С генетических позиций определение мотивации становится вполне инструментальным. «Итак, под мотивацией следует понимать- пишет Беспалько В.П. [4, С.15- 16] генетические стремление человека к самореализации в соответствии с его врожденными способностями к определенным видам деятельности и настойчивость в овладении ими на творческом уровне. Это активное и устойчивое стремление реализуется в реальные достижения только тогда, когда возникают (создаются) необходимые условия для этого. В противном случае самореализация в большей или меньшей степени подавляется немотивированными видами деятельности, достижения в которых не могут превышать исполнительского уровня». Таким образом, в зависимости от степени одаренности человек способен одни виды деятельности усваивать и выполнять, достигая при этом творческого уровня и проявляя высокую степень мотивации; другие – только на подражательном, исполнительском уровне и больше под давлением извне, чем под воздействием внутренних побуждений (мотивов), а к третьим он может быть вообще непригодным и не способным на их усвоение и применение, несмотря на любые дидактические приемы и силовые методы воздействия. У допризывников необходимо выявлять их способности к тем или иным видам деятельности в период будущей воинской службе. Преемственность между школой и военкоматами нам видится именно в этом направлении. Последнее всегда было очевидным в таких видах деятельности, которые получили название «творческих»: музыка, актерство, живопись, ряд видов спорта и т.п. ХХ век поднял и ранее «презренные» прикладные виды деятельности на уровень творческих, для достижения успеха в которых одного старания далеко не достаточно. Здесь также требуется «божья искра» - специальные способности. Это стало особенно очевидным с развитием так называемых высоких технологий, ориентация в которых некоторым индивидам напрочь заказана природой. Глава II Воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП . 1. Современные требования по подготовке личности будущего воина на занятиях по ДП Составной частью происходящих в обществе социально-экономических преобразований является разработка и осуществление военной реформы, успех и результативность которой во многом зависит не только от уровня профессиональных и духовно-нравственных качеств военных специалистов, но и от качества допризывной подготовки будущих солдат. Высокая духовность и нравственность особенно важны в Вооруженных Силах, которые проявляются в уровне дисциплинированности и ответственности солдат и командиров. Без них армия слабеет, теряет свое лицо и социальную значимость. Нравственное воспитание – целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и умений нравственного поведения. Подготовка личности будущего воина на занятиях по допризывной подготовке заключается в развитии познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности, которые проявляются в образовательном, морально- психологическом и физическом уровнях развития. В современных условиях особую актуальность составляет работа по формированию и воспитанию морально-психологической составляющей общей подготовки допризывников. Воинская дисциплина – это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его преданности своему народу. Особенностью воинской дисциплины является то, что она включает в себя все признаки таких видов дисциплины как учебная, трудовая, производственная и др. Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, отменил начальную военную подготовку в школах, ПТУ, техникумах и в связи с этим прекратились занятия по огневой, общевойсковой и строевой подготовке будущих призывников, а вся материально-техническая обеспеченность данной работы сдана на склад. Естественно, все это негативно сказалось на подготовке допризывников. На современном этапе в России подготовка учащихся к военной службе осуществляется в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности». На этих занятиях учащимся сообщаются необходимые знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и формируются определенные навыки по гражданской обороне, а также в ходе военных недельных сборов после окончания учебного года в июне месяце. Подготовкой будущих воинов активно занималась в бывшем Советском Союзе организация ДОСААФ, которая имеет 75-летнюю историю по осуществлению этой важной государственной задачи. Сегодня эта организация называется ОСТО – оборонная спортивно-техническая организация. В рамках данной организации осуществляется добровольная подготовка граждан к военной службе, которая предполагает: занятия военно-прикладными видами спорта и овладение военно-учетными специальностями. Проблема подготовки будущих защитников Отечества заключается в формировании их готовности к службе в Вооруженных Силах. В Словаре русского языка С.И.Ожегова под «готовностью» понимается согласие сделать что-нибудь, состояние, при котором все сделано, все готово [22, С. 122]. Сам термин, возникнув в экспериментальной психологии, был перенесен в психолого-педагогические исследования. Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую организм, личность на будущую деятельность, как предпосылку и регулятор деятельности. Различают временную (ситуативную) и долговременную (устойчивую) готовность, функциональную и личностную, психологическую и практическую, готовность к умственной и физической деятельности. В Психологическом словаре «готовность к действию» рассматривается в нескольких аспектах: как вооруженность человека необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями, навыками; согласие на решимость совершать какие-либо действия и т.д. Содержание готовности будущего воина к службе в армии в широком смысле слова объединяет морально-волевые качества личности, социально значимые мотивы, знания, умения и навыки. В узком смысле – овладение допризывником соответствующими профессионально значимыми знаниями, умениями и навыками. В условиях подготовки допризовников в рамках программы общеобразовательного учреждения на занятиях по ОБЖ в полном объеме решить проблему формирования готовности будущих воинов не представляется реальным, ибо это задачи специальных организаций типа ОСТО и т.п. В тоже время формировать морально-волевые качества личности, социально значимые мотивы и фрагментарные знания, умения и навыки о воинской службе является одной из обязательных задач предмета ОБЖ. Для будущего защитника Отечества имеет большое значение осознанность понятия «Оптимальное боевое состояние», которое для каждого человека индивидуально, но в нем можно выделить три основных компонента: физический, эмоциональный и мыслительный. Физический компонент означает совокупность физических качеств и соответствующих им ощущений в организме таких как сила, быстрота, реакция, чувство свободного дыхания, четкой работы сердца. Эмоциональный компонент предполагает владение личностью уровнем эмоционального возбуждения, понимаемым как определенная сила волнения, в котором находится человек. Мыслительный компонент характеризует способность человека к осмысленным действиям и полной сосредоточенности на выполняемой работе и при этом четкое представление о цели и средствах ее достижения. Мыслительный компонент характеризуется образовательным уровнем допризывников который в настоящее время достаточно высок, хотя есть и такие, образовательный уровень которых очень низкий. Мышление человека можно при определенных психолого-педагогических условиях достаточно успешно и быстро развить. Физический компонент в условиях четкого соблюдения режима занятий по физической подготовке также поддается достаточно быстрому достижению соответствующего уровня. В тоже время все больше и больше наших допризывников имеют серьезные заболевания и отклонения от норм физического развития. Практика работы с допризывниками показала, что желание добровольно идти на службу в армию резко падает, особенно среди городской молодежи. Многие допризывники психологически не приемлют свое пребывание в Вооруженных Силах. Поэтому перед учителями ОБЖ, работниками военных комиссариатов стоит серьезная государственная задача: повернуть молодежь к армии, сформировать и развить положительную потребность и мотивацию к службе в армии не просто как необходимость, а как осознанный долг перед Отечеством, всем своим поведением демонстрировать искреннее желание это осуществить. Это очень сложно, ибо СМИ передают, а бывшие военнослужащие рассказывают о буднях солдатской жизни далеко не «сладкую» и приятную миссию, связанную с безразличие офицерского корпуса к солдату. События с призывниками, о которых сообщили СМИ в январе 2004 года, только подтверждают это. Сформированная привычка к выживанию в неблагоприятных условиях и при этом оставаться ЧЕЛОВЕКОМ, способность к быстрой адаптации, раскрытие своей индивидуальности и интеграция в солдатское сообщество позволят будущему воину успешно пройти военную службу. Но этого еще не достаточно. Необходимо знать индивидуальные способности будущего воина, чтобы определить к каким видам деятельности он более всего подходит. Современный отбор солдат в те или иные рода войск в большинстве случаев осуществляется на основе состояния здоровья, специальной допризывной подготовкой на базе ОСТО, которая позволяет выявить способности будущих воинов, их предрасположенность к той или иной деятельности. Но это больше редкость, чем закономерность в работе с допризовниками. В связи с этим следует обратить внимание учителя по ОБЖ по выявлению у будущих солдат предрасположенности и склонности к какому-либо виду деятельности и в каких родах войск это можно максимально учесть и создать личностную ситуацию успеха в прохождении воинской службы. Данный подход позволит успешно осуществить процесс адаптации, ответственно относиться к своим обязанностям, сознательно соблюдать воинскую дисциплину и в конечном итоге с глубоким чувством выполненного гражданского долга перед Родиной, своими родителями и земляками вернуться домой. Обязательный минимум содержания предмета ОБЖ по вопросам допризывной подготовки направлен на изучение следующих вопросов: - назначение, состав, принципы строительства и комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, частями, подразделениями и другими войсками; - боевое знамя части (корабля), военную присягу. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации, Героические подвиги воинов в военное и мирное время. Исторические и боевые традиции воинской части. В процессе изучения учащимися ОБЖ их знакомят: - с содержанием воинской обязанности и воинской службой граждан, с воинскими уставами и их значением в жизни и деятельности военнослужащих; - с военно-учебными заведениями Вооруженных Сил Российской Федерации и правилами приема в них. Выпускник по предмету ОБЖ должен овладеть навыками - в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости к гипоксии; - в выполнении двух-трех приемов рукопашного боя; - в знании воинских званий, военной геральдики, принадлежности военнослужащих к войскам министерства (ведомства), виду Вооруженных Сил Российской Федерации и роду войск. Систематическое изучение вопросов подготовки к воинской службе начинается с IX класса при изучении на занятиях ОБЖ темы «Основы обороны государства и воинской обязанности граждан» (10 часов), которая состоит из двух подтем: а) Правовые основы военной службы – 5 часов; б) Размещение жизнь и быт военнослужащих – 5 часов. В X классе на занятиях ОБЖ изучается две темы: 1. «Основы подготовки к военной службе» (23 часа), которая включает в себя следующие подтемы: а) «Основы обороны государства» (5 часов), б) «Назначение, состав и принципы строительства Российских Вооруженных Сил» (12 часов), в) «Организация медицинского обследования, освидетельствования и постановки на воинский учет» (6 часов); 2. 2. «Прикладная физическая подготовка» (15 часов). В XI классе изучаются тема 1. «Основы подготовки к военной службе» (29 часов), которая включает в себя следующие подтемы: «Основы обороны государства и воинской обязанности», в которой рассматриваются вопросы: «Воинская обязанность и военная служба граждан» (8 часов); «Воинские уставы и воинские коллективы» (4 часа); «Военно-учебные заведения Вооруженных Сил России (2 часа). 2. «Прикладная физическая подготовка» (15 часов). Примерное тематическое планирование уроков ОБЖ в XI классе Тема 1. «Основы подготовки к военной службе» (29 часов). «Воинская обязанность и военная служба граждан» (8 часов); Тема урока Количество часов 1. Основные понятия о воинской обязанности 1 2. Организация воинского учета и его предназначение 1 3. Организация медицинского освидетельствования и меди- цинского обследования при постановке на воинский учет 1 3. Обязательная подготовка граждан к воинской службе 4. Добровольная подготовка граждан к военной службе 1 5. Призыв граждан на военную службу 1 6. Военная форма одежды 1 7. Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе 1 8. Основные права, свободы и гарантии по социальной защите 1 «Воинские уставы и воинские коллективы» (4 часа) 1. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации 1 2. Военная присяга и порядок ее принятия 1 3. Воинская дисциплина, ее сущность и значение 1 4. Воинские коллективы 1 «Военно-учебные заведения Вооруженных Сил России (2 часа). 1. Общая классификация военных училищ: командные, инженерные и технические 1 2. Правила приема в военные училища. Окончание военно- учебного заведения 2 «Прикладная физическая подготовка» (15 часов). Средства физического воспитания: 1. Упражнения для развития общей выносливости. 2. Упражнения для развития силы мышц. 3. Упражнения для развития ловкости. 4. Упражнения для развития специальных качеств: а) устойчивость к гипоксии; б) вестибулярная устойчивость; в) устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности Итого 34 Тренировки по физической подготовке учащихся осуществляются на специально оборудованной полосе препятствий, а также в процессе овладения приемами самозащиты, ведения рукопашного боя, плавания. Беседы с бывшими солдатами, ветеранами войны позволяют сделать определенные выводы о причинах негативного отношения определенной части современной молодежи к выполнению своего гражданского долга – службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. На наш взгляд эта причина кроется в отсутствии привычки быть ответственным, дисциплинированным, способным принимать самостоятельные решения и за них отвечать. Современному молодому человеку больше импонирует быть инфантильным – все за него решают родители или еще кто-нибудь, он готов делать только то, что ему нравиться, т. е. вести праздный образ жизни. В связи с этим следует рассмотреть трактование понятия «привычка» с позиции теории и практики психолого-педагогической науки. Еще Д.Локк отмечал, что в воспитании главную роль играет формирование нравственных привычек. К.Д.Ушинский пишет о том, какой страшной силой может обладать привычка: «Сколько превосходных начинаний и даже сколько отличных людей пало под бременем дурных привычек! Если бы для искоренения Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|