рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Ликвидация кредитных организаций

в территориальное учреждение Банка России по месту расположения

ликвидируемой кредитной организации в срок, установленный учредителями

(участниками) кредитной организации.

3.2. Порядок согласования промежуточного ликвидационного баланса

территориальными учреждениями Банка России

Согласование промежуточного ликвидационного баланса территориальным

учреждением Банка России осуществляется при условии соответствия указанного

баланса действующему законодательству, Правилам ведения бухгалтерского

учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской

Федерации, от 18.06.97 № 61 с последующими изменениями и дополнениями,

требованиям настоящего Указания и других нормативных правовых актов.

Территориальное учреждение Банка России должно возвращать без согласования

промежуточный ликвидационный баланс кредитной организации, имеющей признаки

несостоятельности (банкротства), установленные федеральными законами, если

решение об ее добровольной ликвидации принято учредителями (участниками)

без согласия кредиторов кредитной организации и без объявления о ее

банкротстве.

При согласовании промежуточного ликвидационного баланса

территориальным учреждением Банка России необходимо обращать внимание на

следующее:

> размер обязательных резервов, депонированных кредитной организацией в

Центральном банке Российской Федерации, начисленные и неуплаченные штрафы

за недовзнос средств в обязательные резервы, задолженность по

предоставленным Банком России кредитам и начисленным по ним процентам,

включая дебетовое сальдо по корреспондентскому счету кредитной

организации, а также остаток средств на корреспондентском счете

ликвидационной комиссии должны соответствовать данным расчетно-кассового

центра Банка России;

> имеющиеся отклонения данных промежуточного ликвидационного баланса по

сравнению с балансом на дату отзыва лицензии должны быть подтверждены

документально;

> в случае ликвидации кредитной организации в порядке, установленном

статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, общей суммы

имущества кредитной организации, учтенного по рыночной цене его

реализации в соответствии с требованиями, предусмотренными Указанием

Банка России от 13.11.97 № 18-У "Методические рекомендации о порядке

оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной

организации", должно быть достаточно для удовлетворения требований всех

кредиторов.

Возможность поступления денежных средств на счет ликвидационной

комиссии в счет погашения дебиторской задолженности ликвидируемой кредитной

организации после даты, на которую составлен промежуточный ликвидационный

баланс, не может служить основанием для отказа в его согласовании

территориальным учреждением Банка России. Ликвидационная комиссия

(конкурсный управляющий) должна по запросу территориального учреждения

Банка России в срок не более десяти дней представлять ему документы, на

основании которых производилось списание безнадежного ко взысканию

имущества кредитной организации, а также иные документы, необходимые для

согласования промежуточного ликвидационного баланса. Дебиторскую

задолженность можно признать безнадежной ко взысканию, если кредитной

организацией приняты исчерпывающие меры для взыскания данной задолженности

и у нее имеется акт судебного пристава-исполнителя о невозможности

взыскания задолженности.

Максимально допустимый срок согласования промежуточного

ликвидационного баланса территориальным учреждением Банка России составляет

не более одного месяца. Территориальное учреждение Банка России имеет право

не согласовывать и отдать на доработку промежуточный ликвидационный баланс

в случае непредставления ликвидационной комиссией необходимых документов,

на основании которых производилось списание безнадежного ко взысканию

имущества кредитной организации, а также документов, подтверждающих данные

промежуточного ликвидационного баланса.

3.3. Требования по составлению окончательного ликвидационного баланса

ликвидируемых кредитных организаций

До составления окончательного ликвидационного баланса все имущество

кредитной организации (включая долгосрочные вложения) должно быть взыскано

и/или реализовано. В случае невозможности взыскания имущества ликвидируемой

кредитной организации оно подлежит списанию с отнесением на убытки

(балансовый счет 70401 "Убытки отчетного года") при наличии акта судебного

пристава ( исполнителя о невозможности взыскания задолженности. В

окончательном ликвидационном балансе неудовлетворенные требования

кредиторов отражаются на тех же счетах, на которых они были учтены в

промежуточном ликвидационном балансе. Окончательный ликвидационный баланс

составляется в форме оборотной ведомости. Входящее дебетовое и кредитовое

сальдо окончательного ликвидационного баланса должно соответствовать

исходящему дебетовому и кредитовому сальдо промежуточного ликвидационного

баланса. Дебетовые и кредитовые обороты должны отражать всю проделанную

ликвидационной комиссией работу по взысканию и/или реализации имущества и

удовлетворению требований кредиторов ликвидируемой кредитной организации.

В период проведения ликвидационных процедур оставшиеся внебалансовые

счета кредитных организаций должны быть закрыты и в окончательном

ликвидационном балансе не отражаться. К окончательному ликвидационному

балансу должны быть приложены:

> перечень кредиторов ликвидируемой кредитной организации, включенных в

окончательный ликвидационный баланс, составленный по форме Приложения 3 к

настоящему Указанию;

> перечень невзысканного имущества ликвидируемой кредитной организации и

списанного на убытки, составленный по форме Приложения 4 к настоящему

Указанию;

> перечень имущества, переданного учредителям (участникам) кредитной

организации по окончании ликвидационных процедур;

> отчет об использовании средств обязательных резервов, перечисленных на

корреспондентский счет ликвидационной комиссии;

> протокол об утверждении окончательного ликвидационного баланса и

приложений к нему учредителями (участниками) кредитной организации.

Окончательный ликвидационный баланс и приложения к нему должны быть

утверждены учредителями (участниками) юридического лица (кроме случаев

ликвидации в порядке конкурсного производства). Окончательный

ликвидационный баланс и приложения к нему должны быть подписаны

председателем ликвидационной комиссии (конкурсным управляющим), заверены

печатью ликвидационной комиссии (конкурсного управляющего), прошнурованы и

скреплены указанной печатью с указанием количества листов и даты их

утверждения.

3.4. Порядок согласования окончательного ликвидационного баланса

территориальными учреждениями Банка России

Согласование окончательного ликвидационного баланса осуществляется

территориальным учреждением Банка России при условии соответствия

указанного баланса действующему законодательству, Правилам ведения

бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории

Российской Федерации, от 18.06.97 № 61 с последующими изменениями и

дополнениями, требованиям настоящего Указания и других нормативных правовых

актов. Данные окончательного ликвидационного баланса и приложений к нему

должны свидетельствовать о соблюдении в ходе ликвидационных процедур

требований Гражданского кодекса Российской Федерации и других федеральных

законов, в том числе в части очередности удовлетворения требований

кредиторов.

Данные окончательного ликвидационного баланса по непогашенной

задолженности перед Банком России, в том числе по предоставленным Банком

России кредитам и начисленным по ним процентам, дебетовому сальдо по

корреспондентскому счету кредитной организации в расчетно-кассовом центре,

должны соответствовать данным расчетно-кассового центра Банка России.

Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) должна по запросу

территориального учреждения Банка России в срок не более 10 дней

представлять документы, на основании которых производилось списание

безнадежного ко взысканию имущества кредитной организации, а также иные

документы, необходимые для согласования окончательного ликвидационного

баланса.

Максимально допустимый срок согласования окончательного

ликвидационного баланса территориальным учреждением Банка России составляет

не более одного месяца. Территориальное учреждение Банка России имеет право

не согласовывать и отдать на доработку окончательный ликвидационный баланс

в случае непредставления ликвидационной комиссией необходимых документов,

на основании которых производилось списание безнадежного ко взысканию

имущества кредитной организации, а также документов, подтверждающих данные

окончательного ликвидационного баланса либо его несоответствия требованиям

пункта 5.1 настоящего Указания. В случае выявления в действиях

ликвидационной комиссии в ходе ликвидационных процедур нарушений требований

Гражданского кодекса Российской Федерации территориальное учреждение Банка

России обязано в письменной форме обратиться к учредителям (участникам)

кредитной организации в целях получения соответствующих объяснений, а также

проинформировать о подобных фактах нарушений органы прокуратуры.

заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы о приемлемости

нормативных актов и действующих законов в России по ликвидации кредитных

организаций, а также выделить некоторые аспекты по рассматриваемому

вопросу.

Ликвидация кредитной организации должна быть зафиксирована в

Госреестре, после чего должно быть получено свидетельство о ликвидации.

Ликвидация может быть инициирована по решению ее участников или по

решению суда.

Рекомендуется проведение аудиторской проверки для предотвращения

возникновения каких-либо неприятностей от налоговых органов, а также во

избежание ошибок в бухгалтерском учете организации и правильном отражении

основных фондов предприятия на счетах бухгалтерского учета.

При подаче заявления о ликвидации кредитной организации создается

ликвидационная комиссия, состоящая из учредителей или ответственных

работников предприятия в целях выявления кредиторов и получения дебиторских

задолженностей.

При ликвидации организации составляется промежуточный ликвидационный

баланс. После удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия

должна составить ликвидационный баланс, который подлежит утверждению

участниками (акционерами) юридического лица или руководящим органом,

который принял решение о ликвидации юридического лица и согласован с

государственным органом по регистрации. Имущество юридического лица,

оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит

распределению между участниками (акционерами) в соответствии с

очередностью, определенной в учредительных документах юридического лица, с

учетом требований законодательства, применимого к конкретной организационно-

правовой форме юридического лица (ООО, АО).

Хотя Закон сделал значительный шаг вперед в обеспечении интересов

кредиторов, вместе с тем сохранена норма, предоставляющая возможность

арбитражному суду возбудить дело о банкротстве кредитной организации только

после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. Поэтому

при получении заявления, отвечающего по содержанию требованиям закона, с

применением документов, предусмотренных законом, и с подтверждением

направления копии заявления Банку России, судья предлагает Банку России

письменно представить соответствующее заключение или копию приказа об

отзыве лицензии. Поскольку арбитражный суд выносит письменное определение в

случаях, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве, а в указанном

случае не предусмотрено вынесение определения, судья направляет свое

предложение письмом.

Документы, указанные в п.п. 1 и 2 ст. 6 Закона Российской Федерации "О

несостоятельности (банкротстве) предприятий", могут быть переданы

кредитором должнику под расписку, поэтому возвращение судом заявления без

рассмотрения по мотиву несоблюдения кредитором процедуры извещения должника

является необоснованным.

Арбитражный суд не вправе оставлять без рассмотрения заявление

территориального агенства Федеральной службы России по делам о

несостоятельности и финансовому оздоровлению, выступающего в интересах

государства, по мотиву несоблюдения досудебных процедур, предусмотренных

Указом президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2264 "О мерах по

реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве)

предприятий".

После возбуждения производства по делу о банкротстве арбитражный суд

не принимает заявление другого кредитора о признании несостоятельности того

же должника.

Арбитражный суд прекращает производство по делу о несостоятельности

(банкротстве) в том случае, если организация ликвидирована и запись об этом

внесена в государственный реестр.

Полномочия арбитражного управляющего по распоряжению имуществом

должника не ограничены рамками полномочий, установленных для руководителя

организации-должника.

Участник хозяйственного общества-должника не вправе обжаловать

действия (решения) арбитражного (конкурсного) управляющего.

Арбитражный суд по собственной инициативе вправе назначить нового

конкурсного управляющего при невыполнении прежним управляющим своих

обязанностей.

Арбитражный суд прекращает производство по делу о несостоятельности

(банкротстве) организации в случае заключения должником мирового соглашения

с кредиторами в период проведения внешнего управления

Закон о банкротстве не лишает арбитражный суд права обязать кредитора,

имеющего наибольшую сумму требований, провести собрание кредиторов для

определения кандидатуры конкурсного управляющего.

Назначение внешнего управления является основанием для снятия по

ходатайству арбитражного управляющего ареста с денежных средств и имущества

должника.

В решении арбитражного суда о признании должника несостоятельным могут

устанавливаться сроки представления отчета конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий осуществляет продажу имущества должника в

форме, определяемой собранием (комитетом) кредиторов.

Арбитражный суд при назначении внешнего управления имуществом должника

одновременно назначает арбитражного управляющего.

При назначении аудиторской проверки арбитражный суд руководствуется

Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации и

требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Со дня открытия конкурсного производства арбитражный суд не вправе

принимать к рассмотрению исковые заявления о взыскании с должника-банкрота

денежных сумм.

Конкурсный управляющий не вправе отклонить требования кредитора,

основанные на решении арбитражного суда общей юрисдикции, вступившем в

законную силу.

Конкурсный управляющий не вправе включать в основную очередь

незаявленные требования кредиторов, самостоятельно выявленные им в период

двухмесячного срока со дня публикации решения о признании должника

банкротом и открытии конкурсного производства.

В отношении денежных средств клиента, снятых по его поручению с

расчетного счета, однако не перечисленных по назначению банком,

впоследствии признанным банкротом, право требования остается у клиента,

давшего банку соответствующее поручение.

Конкурсный управляющий как лицо, уполномоченное выступать от имени

должника-банкрота, вправе распоряжаться находящимися на его счете денежными

средствами.

Отстранение руководителя должника от должности является правом, но не

обязанностью арбитражного управляющего.

Организация-должник не может быть участником собственной санации.

Оказание финансовой поддержки организации-должнику путем

предоставления ей отсрочки, рассрочки и (или) скидки с долгов, является

предметом мирового соглашения и не может рассматриваться как средство

санации должника.

Налоги и иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды,

обязанности по уплате которых возникли после открытия конкурсного

производства, подлежат уплате в порядке, установленном налоговым

законодательством Российской Федерации.

при назначении арбитражного управляющего арбитражный суд не должен

рассматривать предложения по кандидатам, являвшимся должностными лицами

администрации должника или кредитора на дату возбуждения производства по

делу о несостоятельности (банкротстве).

Арбитражными управляющими не могут назначаться лица, находящиеся на

государственной службе.

Мировое соглашение не может быть утверждено арбитражным судом, если

должником не покрыты внеочередные расходы предусмотренные п. 1 ст. 30

Закона о банкротстве, и не погашена задолженность перед кредиторами,

отнесенными к первой, второй и четвертой очередям, установленным п. 1 ст.

64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Общее число действующих кредитных организаций за 1999 год сократилось

на 127 и составило 1349 (на 01.03.2000). Отозвано лицензий по состоянию на

01.01.2000 г. за нарушение банковского законодательства и нормативных актов

России ( 1028. Кредитные организации, по которым принято решение о

ликвидации ( 910 (88,5 %). Кредитные организации, в которые назначены

конкурсные управляющие (согласован состав ликвидационной комиссии) ( 622

(60,5 %). Количество кредитных организаций, исключенных из Книги

государственной регистрации в связи с отзывом лицензии за нарушение

банковского законодательства и нормативных актов Банка России ( 258 (25,1

%). Кроме того, исключены в связи с реорганизацией ( 338, в том числе в

форме присоединения ( 338, из них путем преобразования в филиалы других

банков ( 311, в связи с добровольным решением участников о ликвидации.

По Новосибирской области:

> отозвано лицензий по состоянию на 01.03.2000 года (с 1994 года) за

нарушение банковского законодательства и нормативных актов России (

21 (2 % от общего числа банков с отозванными лицензиями);

> исключены из Книги государственной регистрации кредитных

организаций в связи с отзывом лицензии за нарушение банковского

законодательства и нормативных актов России ( 6 (то есть процент

"законченной ликвидации" составляет 28,6 %), в том числе в 1998

году ( 2, 1999 году ( 1. Кроме того, удельный вес исключенных

банков от общего количества банков России ( 2,3 %;

> исключены в связи с реорганизацией в форме присоединения ( 1 (1998

г.).

Формы ликвидации:

> банкротство по решению арбитражного суда ( 17;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.