рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Административное право

правильное ведение делопроизводства, хранение письменных актов.

Эти требования должны предъявляться к каждому решению административной

власти.

Билет 13

1. Администрация Президента РФ.

Администрация Президента является государственным органом, формируемым в

соответствии с КРФ (ст.83) в целях обеспечения деятельности Президента как

главы государства по осуществлению им государственной власти.

Впервые образована на основании Указа Президента РФ «О совершенствовании

деятельности Президента» в феврале 1993 г. Концепция построения структуры

Администрации, как она воплощена в Указе Президента от 29.01.96 г. № 117

«Вопросы администрации Президента РФ» и «Положении об Администрации»,

утвержденным этим Указом, следует логике КРФ: в ее основу положен принцип

создания соответствующего подразделения под конституционное полномочие

Президента.

Новое положение об Администрации Президента РФ утверждено Указом Президента

РФ № 1412 от 02.10.96 г., а последняя Администрация сформирована в

соответствие с Указом Президента РФ № 1013 от 03.06.2000 г.

Состав АП РФ: руководитель; заместитель или заместители; помощники

Президента РФ; пресс-секретарь; референты; советники Президента РФ;

полномочные представители; канцелярия; главные управления (правовое,

контрольное, главное управление казачьих войск); аппарат СБ РФ; аппарат

Совета Обороны РФ; управления Президента РФ (кадровой политики, по вопросам

взаимодействия с политическими партиями, общественными объединениями и ГД,

по государственным наградам, по координации деятельности полномочных

представителей, по связям с общественностью и протоколу); управления

администрации (кадров, помилования, делопроизводства); совещательные и

консультативные органы при Президенте РФ.

Функции АП РФ: организует подготовку законопроектов для внесения в качестве

законодательной инициативы в ГД; подготовка проектов заключения на

законопроекты; подготовка, согласование и представление Президенту проектов

указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ; выпуск Указов и

распоряжений Президента РФ; обеспечение обнародования Федеральных законов;

подготовка проектов ежегодных посланий ФС; АП РФ обеспечивает деятельность

СБ РФ, СО РФ, Совещательных и консультативных органов при Президенте РФ,

также полномочных представителей; контроль и проверка исполнения законов,

указов, распоряжений и поручений; подготовка проектов обращения Президента

РФ в Конституционный Суд РФ; обеспечение взаимодействия Президента РФ с

политическими партиями и общественными объединениями, с государственными

органами, должностными лицами иностранных государств, с российскими и

зарубежными деятелями и международными организациями; общее руководство АП

РФ осуществляет Президент РФ. Полномочия принадлежат руководителю АП РФ,

помощникам руководителя заместителям руководителя.

2. Понятие правового акта управления.

Правовые акты управления - основная юридическая форма реализации функций и

задач исполнительной власти. Правовые акты управления - самая большая по

объему и разнообразию юридическая база.

Признаки актов управления: а) такие акты принимаются при осуществлении

исполнительной власти и издают их субъекты исполнительной власти; б)

подзаконность актов управления - они должны соответствовать действующим

законам и находится в соответствующей иерархии управленческих актов, т.е.

должен соответствовать актам вышестоящих организаций; в) правовой акт

управления определяет правила должного поведения в сфере государственного

управления; г) обязателен для адресатов, т.е. императивен; д) правовыми

актами управления устанавливаются, изменяются и отменяются нормы права либо

правоотношения; е) акты управления издаются в форме письменного документа,

принятого с соблюдением специальных правил и процедур и оформления актов,

регулируется нормами АП.

Понятие правового акта управления - основанное на законе одностороннее

юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти,

направленное на установление административно-правовых норм или

возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений

в целях реализации задач и функций государственной управленческой

деятельности.

Для актов управления характерна особенность - они ограничиваются сферой

управления, а в ряде случаев регулируют общественные отношения,

составляющие предмет других отраслей права.

Билет 14

1. Правительство РФ

Правительство - это коллегиальный орган, возглавляющий систему ИВ

государства и издающий правовые акты от своего имени, один из основных

институтов управления государством. Прообразом правительства стал созданный

Петром I в 1711 г. Правительствующий Сенат, который обеспечивал управление

государством во время отсутствия Императора. В царствование Александра I

появляются первые акты правительства. Появление института правительства

относится к 1906 году: учреждается высший орган исполнительной власти,

близкий к современному правительству. Совет Народных Комиссаров (новое

правительство) с 1917 года, появляется раздел о правительстве в

конституции. Современное российское правительство начинает складываться по

принятии Конституции 1978 года, (Законы «О Совете Министров» от 1979 и 1992

г.г.).

Деятельность правительства регулируется ФКЗ «О Правительстве РФ» от

17.12.97 г. № 2-ФКЗ. В соответствии с КПФ Правительство РФ осуществляет

исполнительную власть. До последней конституции формулировки были другими:

Правительство называлось высшим исполнительным органом государственной

власти.

В состав правительства входят (по КРФ): председатель, заместители,

федеральные министры. Из всего состава правительства особыми полномочиями

обладает председатель, который назначается Президентом с согласия ГД,

которая должна в течении 1 недели рассмотреть предложение о кандидатуре на

этот пост.

Две формы прекращения деятельности Правительства - сложение полномочий,

отставка.

Компетенция Председателя по КРФ: а) представляет предложения Президенту о

структуре ФОИВ; б) предлагает кандидатуры на должность заместителей

председателя правительства и федеральных министров; в) определяет основные

направления деятельности правительства и организует его работу; г)

представляет правительство в МО, подписывает решения правительства и

выполняет иные полномочия.

Компетенция Правительства не может быть определена предметно, то есть

определяются предметы ведения по которым работает правительство: а)

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его

исполнение, предоставляет отчет по его выполнению; б) обеспечивает

проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; в)

обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области

культуры, науки, образования, здравоохранения, соц. обеспечения и экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры

по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации

внешней политики РФ; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и

свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с

преступностью; ж) осуществляет иные полномочия возложенные конституцией,

законами и указами президента (ст. 114 КРФ).

Основной формой работы правительства являются заседания. На заседаниях

решаются основные вопросы управления страной, хозяйственной и культурной

деятельности. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не

менее 2/3 членов, решения принимаются большинством голосов. В качестве

постоянного органа действует президиум правительства в составе

председателя, заместителей, ряда министров (финансов, экономики, ИД,

обороны, безопасности, внутренних дел, председателей госкомитетов, и

руководителей аппарата Президента).

Основными актами Правительства являются постановления и распоряжения,

которые должны соответствовать КРФ, законам и указам Президента. В случае

противоречия постановления правительства могут быть отменены президентом

РФ.

Регламент заседаний Правительства и Президиума: Заседания проводятся не

реже 1 раза в квартал, заседания Президиума - по мере необходимости. Проект

повестки заседания правительства и его президиума формируется руководителем

аппарата, по согласованию с замами председателя правительства и

представляется председателю правительства, за 5 дней присылается

участникам. На заседании участвуют члены правительства, другие лица,

которые указываются в законе, также приглашенные. Заседание считается

правомочным, если не менее 2/3. На заседаниях президиума участвуют члены

президиума, приглашенные лица и заседания правомочны, если присутствует

более 1/2. Заседания проводятся председателем или 1 заместителем. Решения -

большинством голосов присутствующих. Решение президиума - большинством

голосов от общего числа его членов. По вопросам, рассмотренным на заседании

принимаются постановления и распоряжения.

2. Пресечение по административному праву

Одним из видов административного принуждения является административное

пресечение. В АП существует широкий круг пресекательных мер, а

пресекательная деятельность регулируется многими НПА различных отраслей

права. Общий подход универсален для юридической ответственности вообще,

т.е. меры пресечения применяются на основе факта правонарушения, без

издания каких-либо письменных актов.

По цели воздействия меры пресечения делятся на: а) общие - превентивное

задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами

прибывшими из мест ЛС, запрещение эксплуатации, приостановление работ,

изъятие незаконно хранимых, перевозимых и применяемых предметов; б)

специальные (применяются только к гражданам) - средства физического

воздействия, использование технических средств (дубинок, наручников),

применение огнестрельного оружия; в) процессуальные (названы в КобАП ст.238-

247) - применяются с целью обеспечить нормальный ход производства по делам

об административных правонарушениях (доставление, задержание, привод и

т.д.).

Надзор за лицами, освобожденными из мест ЛС: Регламентируется «Положением

об административном надзоре ОВД за лицами, освобожденными из мест лишения

свободы» 1966 г.. Надзор устанавливается с целью наблюдения за поведением

лиц, ранее судимых, оказание на них воздействия и предупреждения совершения

новых преступлений и устанавливается за осужденными: рецидивистами; за

особо тяжкие; судимых 2 и более раза за умышленные преступления; за условно

осужденными или условно досрочно освобожденными.

Режим надзора - на поднадзорных налаются обязанности: являться по вызову в

ОВД и давать объяснение по определенным вопросам; уведомлять ОВД о перемене

места жительства, о смене деятельности; уведомлять о выездах; персональные

ограничения: запрещение выхода из дома в опр. время; посещение опр.

пунктов; поездок по личным нуждам; обязанность явки в ОВД.

Принудительное лечение - эта мера административного принуждения применяется

при отсутствии ПН. Применяется в отношении алкоголиков, психических и иных

больных. Закон РСФСР от 02.06.82 г. «О психической помощи и гарантии

граждан при ее оказании». Психиатрическое освидетельствование может быть

произведено без согласия лица и его законного представителя, если по

имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основание

предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое

обусловливает: его опасность для окружающих; беспомощность; существенный

вред здоровью; если обследуемый находится под диспансерным наблюдением в

связи с психическим расстройством.

Допустима госпитализация в стационар в недобровольном порядке, на что

требуется постановление судьи. Лицо, помещенное в стационар, подлежит

освидетельствованию в течении 48 часов, заключение в течении 24 часов

направляются в суд для решения вопроса о дальнейшем пребывании. В суде

вопроса должен быть рассмотрен в течении 5 дней. Гражданин имеет право

участвовать в решении вопроса о госпитализации.

Билет 15

1. Аппарат Правительства РФ.

Аппарат правительства РФ создан для обеспечения деятельности правительства.

Аппарат - это рабочий орган правительства, осуществляющий следующие

полномочия: а) прорабатывает и докладывает председателю и заместителю

поступающие документы и обращения; б) готовит по этим документам

аналитические справочные и другие материалы, а также проекты поручений

правительства; в) осуществляет подготовку внесенных в установленном порядке

проектов постановлений и распоряжений правительства; г) готовит

аналитические, справочные и иные материалы, необходимые для рассмотрения

вопросов; д) осуществляет организационное обеспечение заседаний

правительства и его президиума; е) обеспечивает проверку исполнения

министерствами, ведомствами и другими органами ИВ актов президента,

относящихся к сфере деятельности правительства и актов правительства; ж)

изучает фактическое положение дел и разрабатывает предложения по принятию

необходимых решений; з) работает с письмами и обращениями граждан; и)

ведение делопроизводства, соблюдение режима секретности и государственной

тайны.

Аппарат возглавляет руководитель аппарата, имеет заместителей в т.ч. 1-го

заместителя. В составе аппарата есть секретариат председателя

правительства, секретариаты заместителей председателя правительства и

отделы аппарата, которые наделены определенными функциями.

2. Принуждение по административному праву.

Методы управления можно подразделить на: убеждение (различные

разъяснительные, воспитательные и организационные меры, направленные на то,

чтобы подвластные сами поняли выраженную в правовых актах волю

законодателя) и принуждение (отрицание воли подвластного и внешнее

воздействие на его поведение).

По вопросам принуждения АП закрепляет: административные санкции; санкции

дисциплинарные; общественно-правовые санкции (властные правомочия

инспекторов). Административное принуждение полностью регулируется нормами

АП, ее разновидность выступает административная ответственность.

Виды ответственности: АО граждан; АО организаций; дисциплинарная

ответственность по АП (членов административных коллективов –

военнослужащие, сотрудники МВД и т.д.); материальная ответственность по АП.

Понятие и виды административно-правового принуждения: Административное

принуждение обладает всеми родовыми признаками принуждения, вместе с тем,

имеет ряд особенностей: меры АП применяются в связи с антиобщественными

деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые административно-

принудительными средствами; АП осуществляется в рамках внеслужебного

подчинения, при отсутствии организационного подчинения между сторонами;

множественность сторон, осуществляющих административную юрисдикцию; АП

регулируется нормами АП.

Административно-правовое принуждение - это особый вид государственного

принуждения, состоящий в применении субъектами исполнительной власти

установленных нормами АП принудительных мер в связи с не правовыми

действиями.

Роль административного принуждения: а) именно субъекты исполнительной

власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих

правил (ОВД, ГИБДД); меры пресечения АП прекращают антиобщественные

действия и предотвращают наступление вредных последствий; административно-

принудительные средства применяются до совершения преступления, оказывая

воспитательное воздействие.

В АП науке авторы классифицируют административное принуждение на виды:

меры предупреждения; меры пресечения; меры взыскания (наказания);

восстановительные меры.

Билет 16

1. Система органов исполнительной власти республики в составе РФ

В соответствии со ст.77 КРФ, система государственной власти в субъектах

устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с основами

конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных

и исполнительных органов. Закона об общих принципах не существует.

Существуют две системы органов исполнительной власти: а) составляющие с

ФОИВ единую систему и решающие вопросы по совместным полномочиям предметов

ведения РФ; б) ОИВ субъектов РФ, образуемые по предметам исключительного

ведения субъектов.

В республиках существует несколько разновидностей систем ИВ:

а) система ИВ, возглавляемая главой республики (президентом), который

одновременно является председателем правительства (Бурятия, Коми);

б) СИВ, при которой правительство республики является ИО государственной

власти республики, подчиняющимся президенту, который не является главой

правительства (Башкортостан, Татарстан), при этом Президент может назначить

премьер-министра (Башкортостан);

в) СИВ, возглавляемая президентом республики, который является в ней

должностным лицом (Саха-Якутия, Чувашия), в этой системе Президент:

назначает председателя правительства, его заместителей, министров финансов,

внешних связей и некоторых других ДЛ (Саха); возглавляет систему органов

государственного управления, обеспечивает их взаимодействие с органами

высшей государственной власти; руководит правительством, организует его

работу;

г) СИВ, особенность которой - наделение президента республики, который

является главой государства, полномочиями главы исполнительной власти

(Тува, Северная Осетия-Алания);

д) СИВ, при которой главой исполнительной власти и высшим должностным лицом

республики становится избираемый всем населением председатель правительства

(Карелия);

е) коллегиальная система формирования и организации ИВ (Удмуртия,

Дагестан); в Удмуртии ИВ формируется непосредственно представительными

органами; в Дагестане ИВ возглавляет коллегиальный орган (государственный

Совет), который обеспечивает взаимодействие ОГВ, а по составу отражает

национальный состав нации: по принципу равного представительства народов,

населяющих республику - не больше одного представителя каждой

национальности (всего 14);

з) СИВ, когда президент республики является главой республики, ее высшим

должностным лицом (Кабардино-Балкария, Калмыкия), в данном случае

наблюдается жесткая вертикаль власти, вплоть до предприятий.

2. Виды административных взысканий

АВ по КобАП характеризуются как мера ответственности за АПН. КобАП

предусматривает: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета,

являвшегося орудием совершенного правонарушения или непосредственно

объектом АП; конфискация такого предмета; лишение специального права,

предоставленного гражданину; исправительные работы; административный арест.

Кроме того, законодательством РФ могут быть установлены иные взыскания (ТК

- отзыв лицензии или квалификационного аттестата; взыскание стоимости

товаров и транспортных средств). АВ делятся на: основные и дополнительные.

Возмездное изъятие и конфискация могут быть основными и дополнительными,

все остальные - только основными.

Предупреждение - относится к числу санкций морального характера, выносится

в письменной форме и носит предупредительный характер.

Штраф (основная мера АВ) - денежное взыскание налагаемое за АП в случаях и

пределах установленных законодательством. Штрафы устанавливаются: в

размерах соотношения с МРОТ (удваивается при повторном совершении); в

зависимости от цены предмета, ставшим объектом правонарушения; в процентом

отношении. Максимальный размер - 100 МРОТ, для организаций - 25 000 МРОТ.

Возмездное изъятие - состоит в принудительном изъятии только того предмета,

который являлся орудием совершения или непосредственным объектом

правонарушения, который реализуется с передачей вырученной суммы бывшему

собственнику за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

Применяется в 3 случаях: нарушение правил хранения и перевозки оружия и

боеприпасов (ст.173); уклонение от реализации оружия и боеприпасов

(применяется в качестве дополнительного, но обязательного (ст.175));

нарушения правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном

транспорте (дополнительное, (ст.106)).

Конфискация - принудительное безвозмездное обращение предмета, находящегося

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.