рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Административное право

Административное право

ВОПРОСЫ

Для подготовки к экзамену по курсу «Административное право»

Билет 1:

1. Исполнительная власть и государственное управление

2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Билет 2:

1. Предмет и метод административного права

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере ВЭД

Билет 3:

1. Система административного права

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел

Билет 4:

1. Нормы административного права

2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие,

доказательство, участники, сроки

Билет 5:

1. Административно-правовые отношения

2. Понятие и виды государственных служащих

Билет 6:

1. Источники административного права

2. Понятие государственной службы

Билет 7:

1. Граждане, как субъекты административного права

2. Порядок наложения административных взысканий

Билет 8:

1. Иностранцы и лица без гражданства, как субъекты административного права

2. Судебное обжалование неправомерных действий должностных лиц, нарушающих

права граждан

Билет 9:

1. Способы обеспечения законности в сфере деятельности исполнительной

власти

2. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву

Билет 10:

1. Понятие и виды органов исполнительной власти

2. Прохождение государственной службы

Билет 11:

1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

2. Понятие и виды методов управления

Билет 12:

1. Система федеральных органов исполнительной власти

2. Требования, предъявляемые к актам органов исполнительной власти

Билет 13:

1. Администрация Президента РФ

2. Правовые акт управления

Билет 14:

1. Правительство РФ

2. Пресечение по административному праву

Билет 15:

1. Аппарат Правительства РФ

2. Принуждение по административному праву

Билет 16:

1. Система органов исполнительной власти республик в составе РФ

2. Виды административных взысканий

Билет 17:

1. Система органов исполнительной власти края, области в составе РФ

2. Способы замещения государственных должностей

Билет 18:

1. Административно-правовой статус общественных объединений

2. Государственная должность

Билет 19:

1. Основы правового положения государственного служащего

2. Административный договор

Билет 20:

1. Формы управления

2. Административно-предупредительные меры

Билет 21:

1. Виды правовых актов управления

2. Административный проступок

Билет 22:

1. Понятие и особенности административной ответственности

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в области народного

хозяйства

Билет 23:

1. Система административного права

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере административно-

политической деятельности

Билет 24:

1. Принципы административного права

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в культурной сфере

Билет 25:

1. Административный процесс

2. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере

управления наукой

Билет 26:

1. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере

социальной защиты населения, труда и занятости

2. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере

управления здравоохранением и образованием

Билет 1

1. Исполнительная власть и государственное управление

В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная

власть организационно и институционально подразделяется на три относительно

самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В

соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые

взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно

действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть

лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая

может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом.

Лидирующая роль принадлежит представительным органам.

Исполнительная власть должна быть подзаконной. Её главное предназначение –

исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти

находится большая сила – чиновничий аппарат, силовые министерства и

ведомства. Всё это составляет объективную основу для возможной узурпации

всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

Поэтому в демократическом государстве формирование и порядок деятельности

административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть

чётко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство

является правовой основой построения и эффективного функционирования самой

большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата

– исполнительной власти.

В законодательстве и юридической литературе как очень близкие используются

понятия: исполнительная власть, государственное управление, государственная

администрация, административная власть. Эти понятия связаны с властной

деятельностью, которая осуществляется под руководством более высокой власти

(парламента, монарха и т.д.). Но их смысл не совпадает полностью.

Управление – это деятельность, администрация – основной субъект этой

деятельности, власть – главный способ её (деятельности) осуществления.

Понятие «государственное управление» прежде всего, раскрывает содержание

властной деятельности, понятие «государственная администрация» связано с её

субъектом. Понятия «административная власть» и «исполнительная власть» не

идентичны, но оба соединяют субъектов, деятельность и методы воздействия,

часто под ними понимают только власть. Все эти названия связаны с понятием,

которое включает в себя три основных признака: управленческий

(исполнительный, административный) аппарат (совокупность служащих,

органов), выполняемую им деятельность (управленческую, исполнительную,

административную) и используемую им при этом управленческую (исполнительно-

распорядительную, административную) власть.

2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть

производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные

только ей задачи, документы и другие особенности.

Производство состоит из 4 частей (стадий), а на каждой стадии существуют

этапы - группы взаимосвязанных действий:

1)Административное расследование (формальные моменты процедуры): а)

возбуждение дела; б) установление фактических обстоятельств; в)

процессуальное оформление результатов расследования; г) направление

материалов для рассмотрения по подведомственности.

2)Рассмотрение дела (сбор и анализ информации): а) подготовка дела к

рассмотрению и слушанию;

анализ собранных материалов, обстоятельств дела; б) принятие постановления;

в) доведение постановления до сведения.

3)Пересмотр постановления (проделанная работа фиксируется в документе): а)

обжалование (опротестовывание) решения; б) проверка законности

постановления; в) вынесение решения; г) реализация решения.

4)Исполнение постановления: (материалам дается ход): а) обращение

постановления к исполнению; б) фактическое исполнение; в) окончание

исполнения (дела).

Билет 2

1. Предмет и метод административного права

АП – самостоятельная отрасль правовой системы РФ, которая опутывает

человека с момента его рождения вплоть до его смерти на протяжении всей

жизни. В советское время право систематизировалось по предмету и методу, на

Западе в развитых странах первоначальное деление права имело иной характер

(от римских юристов – на частное и публичное). В СССР всё право считалось

публичным. Сейчас нами перенят западный способ деления права, и АП в

соответствии с ним относится к публичному и только следующая ступень

деления права (внутри подсистемы публичного права) по предмету и методу.

Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных общественных

отношений, т.к. в самом общем виде можно сказать, что АП – это

управленческое право, то регулирует оно отношения, возникающие в ходе

формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает

сферу государственного управления, т.е. регулирует управленческие

отношения.

Признаки управленческих отношений: а) управление рассматривается как

функция всех систем, в т.ч. и социальных; б) управление обеспечивает

взаимодействие элементов в системе (оказывает упорядочивающее воздействие

на эти элементы); в) наличие 2-х элементов – субъекта и объекта управления;

г) управление может быть как внутрисистемным, так и внесистемным, различают

внутри- и внешнеорганизационные отношения в АП и, соответственно, в

управлении (социальном управлении объект воздействия – поведение людей); г)

властные полномочия субъекта управления; д) наличие специального субъекта –

органа государства, осуществляющего управленческую деятельность.

В СССР государство вмешивалось во все стороны жизни общества, и не было

органов власти – только органы управления. В РФ нет органов

государственного управления, есть 3 ветви власти, хотя все они занимаются

управлением. Изменились отношения между властью и гражданами (если в

советское время основным приоритетом была действующая идеология и её

институты, то сейчас, основной охраняемый приоритет – наши права, и

гражданин вправе предъявить иск даже государству в случае ущемления его

прав). Изменились экономические отношения, появились различные формы

собственности: т.о., поменялся субъект управления, сократилась сфера

управления, поменялось содержание управления и появились новые правовые

отношения.

АП – отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере

деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и

функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения,

возникающие в остальных органах государства. Предмет правового воздействия

определяет специфику метода регулирования. Человек – существо общественное.

Совместная деятельность предполагает управление. Управленческие отношения

существуют постольку, поскольку существует человеческое общество.

Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой,

а часто и подчинение одного лица другому, юридически оформляется

неравенство, этим объясняются особенности административно-правового метода.

Главные признаки метода АП: а) юридическое положение сторон: юридическое

неравенство, асимметрия субъектов управленческих отношений, что связано с

подчинением одной стороны другой, которое может быть а) линейным

(«начальник – подчиненный»), б) функциональным («инспектор –

контролируемый»); б) юридические факты: АП отношения чаще всего возникают в

связи с событиями, односторонними волеизъявлениями; в) права и обязанности

субъектов административных правоотношений: нормами точно определяются права

и обязанности сторон; г) защита прав и интересов субъектов правоотношений:

в основном права участников, споры между ними решаются: в административном

порядке ( управляющим субъектом) или в судебном порядке.

В АП возникает административно-правовой режим регулирования. Правовой режим

ориентирован на способы правового регулирования: дозволение (гражданское

право), запрещение (уголовное право), обязывание (АП строится на нём).

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере

внешнеэкономической деятельности

Общая компетенция: Статья 71 КРФ: «В ведении Российской Федерации

находятся: … к) внешняя политика и международные отношения Российской

Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и

мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; …».

Полномочия Президента РФ: Статья 86 КРФ: «Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б)

ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные

грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей».

Полномочия Правительства РФ: Статья 114 КРФ: «1. Правительство Российской

Федерации: … д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,

государственной безопасности, реализации внешней политики Российской

Федерации; …».

Разграничение компетенции: Статья 72 КРФ: «1. В совместном ведении

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: … о)

координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской

Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации».

Смысл государственного управления в сфере ВЭД регулируется ФЗ “О

государственном регулировании внешнеторговой деятельности” № 157-ФЗ от

13.10.95 г.

Механизмы функционирования органов ИВ: Министерство иностранных дел РФ

(Указ Президента РФ № 271 от 14.03.95 г.) и Министерство экономического

развития и торговли РФ (переданы функции Министерства РФ по делам СНГ),

Министерство ЭРиТ РФ (переданы функции Министерство торговли РФ и

Федеральной служба России по валютному и экспортному контролю). Положение о

Министерстве ЭРиТ РФ не принято.

Билет 3

1. Система административного права

АП – целостная система правовых норм и институтов, объединенные общим

предметом, целью, принципами и методом регулирования, согласованные друг с

другом, опирающиеся на единые определения, использующие единую

терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной

юридической силы (общих и специальных) и в целом отрасль создает

специфический (административно-правовой) режим регулирования, который

строится на обязывание как способе правового регулирования.

Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы, охватывающие

управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах

отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана

общественного порядка и др.).

В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей): а) регулирующих

административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);

б) регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти

(аппарата государственного управления); в) регулирующих административно-

правовой статус негосударственных организаций; г) обеспечивающих законность

деятельности исполнительной власти; д) регулирующих принуждение по

административному праву.

В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы: а) регулирующие

обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-

политическую деятельность; б) регулирующие организационно-хозяйственную

деятельность государственной администрации; в) регулирующие ее социально-

культурную деятельность; г) регулирующие деятельность государственной

администрации по организации и осуществлению политических, экономических и

иных связей с другими странами (внешних связей).

АП – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что

предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений. АП

– самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в

которой не участвовала бы государственная администрация.

Вокруг АП группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е. оно

стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют

управленческие отношения и в которых широко используется административно-

правовой метод регулирования.

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел

Общая компетенция: Статья 71 КРФ: «В ведении Российской Федерации

находятся: … к) внешняя политика и международные отношения Российской

Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и

мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; …».

Полномочия Президента РФ: Статья 86 КРФ: «Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б)

ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные

грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей».

Полномочия Правительства РФ: Статья 114 КРФ: «1. Правительство Российской

Федерации: … д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,

государственной безопасности, реализации внешней политики Российской

Федерации; …».

Разграничение компетенции: Статья 72 КРФ: «1. В совместном ведении

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: … о)

координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской

Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации».

Смысл государственного управления в сфере ВЭД регулируется Положением о

Министерстве иностранных дел РФ (Указ Президента РФ № 271 от 14.03.95 г.) и

Положением о консульском учреждении РФ (Указ Президента РФ № 1330 от

05.11.98 г.).

Билет 4

1. Нормы административного права

Административно-правовая норма – это правило поведения, устанавливаемое и

охраняемое государством и регулирующее отношения, возникающие в сфере

функционирования исполнительной власти по поводу реализации её задач и

функций, а так же внутриорганизационные отношения, возникающие в сфере

деятельности других органов. Норма права, в т.ч. и административного, – это

сердцевина механизма правового, в т.ч. и административно-правового,

регулирования. Механизм правового регулирования есть совокупность

соответствующих правовых средств, с помощью которых государство

воздействует на общественно-правовые отношения (законы, НПА, индивидуальные

акты, правоотношения, правовая культура и правосознание).

Функции административно-правовой нормы: а) АПН обеспечивает организацию и

упорядоченность общественно-правовых отношений; б) АПН определяют вариант

должного поведения субъекта правоотношений; в) АПН предназначены для

эффективного функционирования органов исполнительной власти; г) АПН

обеспечивают прочный правовой режим в деятельности органов исполнительной

власти; д) АПН несут двойную нагрузку и бывают: правоисполнительными

(устанавливаются самими субъектами исполнительной власти, а не

законодательными органами) и правоустановительными (устанавливаются

законодательными органами и охраняются своими санкциями – КобАП).

Виды административно-правовой нормы: Существует несколько классификаций: а)

в зависимости от их функционального назначения нормы подразделяются на

нормы материальные и процессуальные (в АП, в отличие от гражданского,

процессуальные нормы не обособлены, кроме норм применения взысканий, а

значит, они ещё не сформировались в качестве самостоятельной части); б) в

зависимости от содержания их делят на обязывающие, уполномочивающие,

запрещающие, стимулирующие и рекомендательные; в) в зависимости от адресата

их делят на нормы, адресованные гражданам, органам исполнительной власти,

общественным объединениям; г) в зависимости от территориальной

принадлежности – на федеральные, субъектов федерации и органов местного

самоуправления; д) по характеру регулирования различают общие, отраслевые и

межотраслевые.

Реализация административно-правовых норм: Существует 3 формы: соблюдение

(не требует вмешательства государства – соблюдение незаметно, все граждане

их соблюдают), исполнение (знают и исполняют) и применение (знают и обязаны

выполнять, под угрозой принуждения).

Структура Административно-правовой номы: гипотеза, диспозиция и санкция.

Надо иметь в виду, что административно-правовая норма – это не есть статья

нормативного акта. Существует 4 формы изложения норм в статьях нормативных

актов: а) при установлении определённых норм в одной статье находятся и

гипотеза, и диспозиция, и санкция; б) санкция нескольких правовых норм

выделяется в отдельную часть и относится не к одной статье, а к нескольким

(правила однотипны); в) смешанно-выборочная - в одном акте устанавливается

несколько правил, за нарушение которых устанавливается несколько санкций

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.