рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права

предпринимательницы. Административная опека, как правило, должна быть

адресной, предоставляться по заявлению гражданина. При ее осуществлении

также нельзя допускать социального паразитизма.

В административном праве России исследуемое нами понятие не

используется. Это недоразумение, хотя и приятное: государственная помощь,

административная опека осуществляется в отношении миллионов граждан, а

понятия, термина в источниках права нет.

Административную опеку следует отличать от смежных явлений: гражданско-

правовой опеки, системы пенсионирования в связи с работой, государственной

помощи малому бизнесу. Гражданско-правовая опека связана с вменяемостью, в

основном состоит в юридической поддержке, заботе о воспитании, содержании.

Она осуществляется физическим лицом-опекуном. А административная опека —

система материальной и иной помощи, которая оказывается непосредственно

государством через его органы, служащих и регламентируется административным

правом.

Основная масса пенсий связана с общественно-полезной деятельностью в

прошлом лиц, их получающих (пенсии по возрасту, по инвалидности, за выслугу

лет, в связи с потерей кормильца). Их размер прежде всего зависит от стажа,

характера работы, размера получаемой ранее заработной платы. Эти факторы в

рамках административной опеки, как правило, не учитываются. Почти

единственное исключение — определение размера пособия безработным, но и

здесь помимо этого учитываются многие другие факторы. Что же касается

инвалидов детства, одиноких матерей, то их пенсии и пособия — разновидность

административной опеки. Последняя, кстати говоря, может осуществляться и в

отношении пенсионеров, особенно тех, кто получает небольшие пенсии, достиг

80 лет, является инвалидом. Иными словами, административная опека может

быть дополнением к пенсиям.

Что же касается государственной помощи фермерам, мелким бизнесменам,

то в этих случаях имеют место другие субъекты, другие цели, другая

нормативная база государственной заботы.

В административном праве Франции и ряда других стран в понятие

«административная опека» вкладывается иной смысл. Она понимается как

государственный контроль за законностью и целесообразностью деятельности

автономных по отношению к центральной власти публичных органов, учреждений.

«Основная цель опеки состоит в обеспечении соблюдения законности публичными

юридическими лицами... Целью опеки является также обеспечение

целесообразности: надзор должен содействовать хорошему управлению

децентрализованными коллективами».

Нормативная база административной опеки в России огромна. Она

сложилась, в основном, в первой половине 90-х гг. Ее ядро образуют

федеральные законы о занятости, социальной защите граждан, подвергшихся

воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

психиатрической помощи, сиротах, вынужденных переселенцах, беженцах и др.

Вопросы социальной помощи лицам, пострадавшим от землетрясений, наводнений,

в основном регулируются подзаконными федеральными актами: указами

Президента, постановлениями Правительства. Ими же конкретизируются

федеральные законы, определяются государственные органы и иные организации,

обязанные оказывать соответствующую помощь, создаются специализированные

учреждения.

В политике административной опеки высшие органы России проводят курс

на децентрализацию, предоставляя республиканским, краевым, областным

органам, органам местного самоуправления, администрациям предприятий и

учреждений возможность расширять перечень ее субъектов, увеличивать размеры

производимых выплат, объем предоставляемых льгот.

На основании действующих правовых норм между гражданами и

соответствующими государственными, муниципальными органами возникают

административные правоотношения. Как правило, это связано с заявлением

гражданина. А по инициативе публичных организаций лицо может быть признано

сиротой, гражданином, нуждающимся в недобровольной психиатрической помощи.

Так, не имеющий работы трудоспособный гражданин вправе обратиться за

помощью в службу занятости. В этом случае он обязан представить необходимые

документы. Государственный орган обязан принять заявление, вправе

потребовать предоставления документов и проверить их. Если документы

подтверждают притязания гражданина, ему в течение десяти дней могут быть

предложены варианты подходящей работы или профессиональной подготовки.

Если по уважительной причине эти предложения не были реализованы или

их вообще не могли сделать, служба занятости обязана зарегистрировать лицо

в качестве безработного и оказать ему помощь в трудоустройстве. Кроме того,

граждане, зарегистрированные в качестве лиц, ищущих работу, имеют право на

бесплатную консультацию по профориентации, 'на профессиональную подготовку

и переподготовку, на получение соответствующей информации с целью выбора

вида занятости, места работы и режима труда.

К гарантиям материальной и социальной поддержки безработных относятся:

выплата стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или

повышения квалификации; выплата пособия по безработице; возможность участия

в общественных работах; компенсация затрат в связи с добровольным переездом

в другую местность по предложению службы занятости.

Обязанности безработного сводятся в основном к регулярной

перерегистрации в органах службы занятости (не реже двух раз в месяц) и

недопустимости отказов от предложений подходящей работы. Выплата пособия по

безработице (приостановление, отложение, уменьшение размера и прекращение)

ставится в зависимость от выполнения этих основных обязанностей. В

частности, выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок

до трех месяцев в случаях нарушения безработным условий его регистрации и

перерегистрации, трудоустройства безработного на временную работу или

работу с неполным рабочим днем без уведомления службы занятости. При отказе

без уважительных причин явиться в службу занятости для получения

направления на работу (учебу) и неявке без уважительных причин на

переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение 3 дней со дня

направления размер пособия может быть сокращен на 25% на срок до одного

месяца.

По Федеральному закону «О вынужденных переселенцах», граждане России,

покинувшие место жительства вследствие насилия или преследования, массовых

нарушений общественного порядка и прибывшие из другого государства в Россию

или из одного субъекта Федерации на территорию другого субъекта, являются

вынужденными переселенцами. Для официального признания их таковыми они

должны обратиться с ходатайством в территориальный орган миграционной

службы. Лицо не может быть признано вынужденным переселенцем, если оно: 1)

покинуло место жительства в связи с бедствиями экологического, природного,

техногенного характера; 2) совершило тяжкое преступление; 3) без

уважительных причин в течение двенадцати месяцев не обратилось с

ходатайством о признании его вынужденным переселенцем.

Если гражданин подал в миграционную службу ходатайство, и он отвечает

установленным законом критериям, ему выдается свидетельство о регистрации

его ходатайства. В этом случае лицо и прибывшие с ним несовершеннолетние

члены семьи имеют право на:

• получение единовременного денежного пособия на каждого члена

семьи в порядке и в размерах, которые определяются Правительством

Российской Федерации;

• получение направления территориального органа миграционной

службы на проживание в центре временного размещения вынужденных

переселенцев;

• содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту

временного поселения. При этом малообеспеченные лица имеют право на

бесплатные проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к месту

временного поселения на территории России;

• проживание в центре временного размещения вынужденных

переселенцев, получение питания по установленным нормам и пользование

коммунальными услугами до решения вопроса о признании их вынужденными

переселенцами;

• бесплатные медицинскую и лекарственную помощь в

государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Одновременно

лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним

несовершеннолетние члены семьи обязаны:

• при нахождении в центре временного размещения вынужденных

переселенцев соблюдать установленный порядок проживания в нем;

• проходить обязательный медицинский осмотр;

• сообщать органу миграционной службы достоверные сведения,

необходимые для принятия решения о предоставлении им статуса вынужденного

переселенца.

Затем миграционная служба признает лицо вынужденным переселенцем, о

чем ему выдается специальное удостоверение. Такой статус приобретается на 5-

летний срок. Вынужденный переселенец имеет право:

• самостоятельно выбрать место жительства на территории России,

в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему органом

миграционной службы. Он может в соответствии с установленным порядком

проживать у родственников или иных лиц при условии их согласия на

совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или

иными лицами жилой площади;

• при отсутствии возможности самостоятельного определения своего

нового места жительства получить у органа миграционной службы направление

на проживание в центре временного размещения либо в жилом помещении из

фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

• на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза

багажа к новому месту жительства или к месту пребывания. Его не вправе без

его согласия переселить в другой населенный пункт. Лицо может быть лишено

статуса вынужденного переселенца, если оно умышленно сообщило ложные

сведения, послужившие основанием для получения такого статуса, а также если

оно осуждено за преступление.

В 1996 г. был принят Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по

социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Он установил этим лицам новые гарантии в области образования, медицинского

обслуживания, прав на труд, имущество, жилое помещение и др. В частности,

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное

общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по

подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального

образования без взимания с них платы за обучение. Они вправе получать

бесплатно второе начальное профессиональное образование. Если они обучаются

во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального,

среднего и высшего профессионального образования, то зачисляются на полное

государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного

учреждения.

Обучающиеся, воспитанники всех типов образовательных учреждений для

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из

этих образовательных учреждений обеспечиваются сезонной одеждой и обувью, а

также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных

размеров оплаты труда.

С 1 января 1998 г. обучающимся из числа детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного

обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее

чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной

для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается

100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и

производственной практики. Им до окончания обучения выплачивается ежегодное

пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в

размере трехмесячной стипендии.

Очевидно, что невозможно рассмотреть хотя бы кратко все варианты

административной опеки. Для лучшего понимания системы соответствующих

действий, прав и обязанностей сторон следует разобрать типовую схему

осуществления административной опеки.

Первая стадия - легализация, признание гражданина лицом, нуждающимся

в государственной помощи.

Осуществление административной опеки возложено на многие органы

исполнительной власти и связано с выполнением ряда формализованных

процедур. Прежде всего, по общему правилу, лицо должно подать заявление в

компетентный орган о признании его безработным, многодетным, беженцем,

вынужденным переселенцем. Если гражданин имеет документы, подтверждающие

его право на государственную помощь, он обязан приложить их к заявлению.

Документы принимаются, регистрируются и проверяются. Затем принимается

решение о признании вынужденным переселенцем (безработным, беженцем и т.

д.), которое является юридическим основанием для оказания лицу, его семье

тех видов помощи, которые предусмотрены законом.

Уже на этой стадии жертвам экстремальных ситуаций (беженцам,

вынужденным переселенцам, жертвам стихийных бедствий) начинают оказывать

первичную помощь.

Вторая стадия — реализация программ социальной помощи — безусловно,

центральная в этой деятельности, здесь субъектам оказываются все виды

помощи, предоставляются все льготы, предусмотренные правовыми нормами.

Третья, заключительная стадия — прекращение административной опеки.

Прежде всего это связано со сроком, на который был признан статус лица.

Существуют такие варианты. Во-первых, опека назначается на всю оставшуюся

жизнь, бессрочно. Во-вторых, опека производится в течение определенного

срока или до достижения установленного возраста. В-третьих, опека

производится до наступления определенных юридических фактов (устройства на

работу, переезда, улучшения здоровья и т. д.). Возможен и четвертый,

смешанный вариант: статус опекаемого устанавливается на определенный срок,

но он может прекратиться досрочно. В ряде случаев статус может быть

прекращен полностью либо помощь может быть уменьшена в связи с нарушением

опекаемым своих обязанностей, совершением преступления.

Так, в ст. 9 Закона о беженцах установлено:

Лицо лишается федеральным органом исполнительной власти по

миграционной службе либо его территориальным органом статуса беженца, если

оно:

1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение

преступления на территории Российской Федерации;

2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые

документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило

иное нарушение положений настоящего Федерального закона.

Представляется, что формулировка основания для лишения статуса:

«допустило иное нарушение положений настоящего закона» является чрезмерно

широкой и недостаточно определенной для применения столь строгой меры

административного воздействия.

3 Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без

гражданства

Российское законодательство о гражданстве предусматривает: гражданство

Российской Федерации, двойное гражданство, почетное гражданство,

гражданство республик СНГ (кроме России), иностранных граждан и лиц без

гражданства.

Правовое положение лиц с двойным гражданством, почетным гражданством и

граждан СНГ законодательством Российской Федерации в настоящее время не

урегулировано. Правовой, в том числе и административно-правовой статус

иностранных граждан и лиц без гражданства определен Конституцией,

действующим на территории России законодательством о правовом положении

иностранных граждан и лиц без гражданства и другими нормативными актами.

Так, в ст. 62 Конституции сказано, что иностранные граждане и лица без

гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности

наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным

законом или международным договором Российской Федерации.

Объем административной правосубъектности иностранных граждан и лиц без

гражданства несколько уже, нежели объем правосубъектности граждан России.

Иностранные граждане могут проживать в Российской Федерации при наличии на

то разрешения компетентных органов. Они не могут занимать выборные

должности в аппарате исполнительной власти, а также не могут назначаться на

отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью,

если в соответствии с российским законодательством назначение на эти

должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к

гражданству России.

См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации в

Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 9. Ст. 325.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут передвигаться по

территории России и избирать место жительства в Россия в соответствии с

порядком, установленным законодательством. Они обязаны соблюдать правила

пребывания иностранных граждан в России и правила транзитного проезда

иностранных граждан через территорию Российской Федерации. Ограничения в

передвижении и выборе места жительства допускаются , когда это необходимо

для обеспечения государственной безопасности. Так, существуют местности,

закрытые для посещения иностранными гражданами, и въезжать на территорию

таких местностей можно только по разрешению органов внутренних дел.

Иностранные граждане, проезжающие через территорию России транзитом,

следуют с соблюдением правил транзитного проезда в пограничный пункт выезда

из России по установленному маршруту и могут останавливаться на территории

при наличии разрешения, выданного компетентными органами.

На иностранных граждан не распространяется российское законодательство

о воинской обязанности и военной службе.

На иностранных граждан возлагаются специфические обязанности. Они

могут постоянно проживать в России, если имеют на то разрешение и вид на

жительство, выданные уполномоченными органами исполнительной власти.

Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании,

считаются временно пребывающими в России. Они обязаны в установленном

порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их

документы и выехать из Российской Федерации по истечении определенного им

срока пребывания.

За нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил

пребывания в России, т.е. проживание без документов на право жительства в

Российской Федерации или проживание по недействительным документам,

несоблюдение гражданами установленного порядка регистрации либо

передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении

определенного им срока пребывания, а также за несоблюдение правил

транзитного проезда через территорию России к ним могут быть применены в

качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф.

Иностранному гражданину, нарушившему законодательство о правовом положении

иностранных граждан в Российской Федерации, может быть сокращен

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.