рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права

чертами, характеризующими их административную правоспособность. Как общие,

так и специфические признаки обусловлены предметом административного права

и методом административно-правового регулирования. Можно выделить следующие

признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов

административного права:

1) управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации

административной правоспособности; субъекты административного права

неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют

государственное управление, различные функции публичного управления (для

всех субъектов административного права);

2) наличие специальных прав и обязанностей субъектов

административного права, способствующих формированию организационных связей

и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов

административного права);

3) юридическая властность действий и распорядительность решений,

принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов

исполнительной власти и должностных лиц);

4) реализация государственно-принудительных полномочий, мер

административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных

соответствующими полномочиями);

5) обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются

граждане (для всех субъектов административного права);

6) юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного

управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках

установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного

права).

Административная правоспособность гражданина возникает со дня его

рождения и прекращается с его смертью. У организаций (государственных

органов) она возникает с момента их учреждения (образования), а у

должностных лиц с момента поступления на государственную должность,

назначения на государственную должность государственной службы.

Субъекты административного права, имеющие установленный

административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками

административно-правовых отношений, когда практически осуществляют

определенную за ними административную правоспособность. Таким образом,

субъекты административного права наряду с административной

правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, т. е.

иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного

управления. Под административной дееспособностью физического или

юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями

(бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных

лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.

Административная дееспособность имеет активное и творческое начало,

позволяющее осуществлять нормативно установленную за субъектом

административного права правосубъектность, т. е. использовать принадлежащие

субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность

в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять

административно-правовые формы и методы управления, меры административного

принуждения. Дееспособность — это важнейшее условие реализации субъектами

принадлежащих им прав и свобод, а также исполнения установленных

обязанностей.

Административная дееспособность предполагает способность физического

лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно

оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и

гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких

элементов, как способность лица самостоятельно осуществлять принадлежащие

ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять

установленную компетенцию и принимать правовые акты управления; применять

меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать

права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред,

причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести

в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения

(проступка) соответственно административную или дисциплинарную

ответственность (административная деликтоспособность). В последнем случае

деликтоспособность является частью дееспособности, т. е. субъект

административного права имеет возможность (способен) принять на себя

установленные законом меры административной или дисциплинарной

ответственности, т. е. претерпевать отрицательные последствия совершенного

правонарушения (личного, имущественного или иного характера).

У разных субъектов административного права административная

дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения

является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Если речь идет

о гражданине, то его административная дееспособность возникает, как

правило, по достижении 18-летнего возраста, ибо установленные законами

субъективные права и свободы могут использоваться лицами, начиная с 18 лет

(например, поступление на государственную службу). Вместе с тем граждане

могут воспользоваться принадлежащими им правами и свободами и до достижения

18-летнего возраста (например, право на жалобу, свобода шествий и

демонстраций, право на получение паспорта гражданина РФ). Таким образом, не

существует единого законодательного акта, определяющего возраст, по

достижении которого физическое лицо начинает обладать административной

дееспособностью. Государственные и муниципальные служащие, должностные лица

получают административную дееспособность в силу действия приказа о

назначении на ту или иную государственную или муниципальную должность

(государственной или муниципальной службы). Иными словами, с момента

поступления на государственную или муниципальную службу указанные субъекты

имеют право и возможность осуществлять компетенцию соответствующего

государственного органа или органа местного самоуправления.

Государственные органы, в том числе и органы исполнительной власти,

также являются субъектами административного права, имея при этом

соответствующие задачи, организационную структуру, функции и компетенцию.

Практически же компетенция органа публичного управления реализуется

должностными лицами, занимающими в данном органе государственные должности

государственной службы. Однако с теоретической точки зрения уместно

говорить о специфической правосубъекности органов публичного управления.

Поэтому административная дееспособность органов исполнительной власти

выражается в установленной нормативными актами компетенции этих органов.

Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем

дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных

критериев: 1) возраста (административная ответственность физических лиц

наступает при достижении лицом 16 лет); 2) должностного положения

(государственно-властные полномочия могут осуществлять только

уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты); 3) правового

режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях

чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены); 4)

результатов проведения соответствующих регистрационных или иных

административных процедур (например, некоторые организации — субъекты

административного права — приобретают реальную возможность осуществлять

свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или

после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной

деятельностью). Правовые основания для приобретения административной

дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах. Например,

федеральные законы наряду с положениями о федеральных органах

исполнительной власти закрепляют задачи, функции, компетенцию и полномочия

этих органов. Федеральный закон от 4 мая 2000 г. "О Пограничной службе

Российской Федерации" определяет силы и средства пограничной службы,

которые могут быть задействованы в соответствующих условиях для обеспечения

охраны государственной границы, проведения производства по делам об

административных правонарушениях, применения физической силы, оружия и

специальных средств

2 Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Конституционные права, свободы и обязанности граждан, связанные с

регулирующим воздействием других отраслей права, для своей реализации

нуждаются обычно в административно-правовом механизме, участии органов

исполнительной власти, всей системы органов государственного управления.

Именно поэтому еще совсем недавно реализация прав и свобод гражданина

целико зависела от административного усмотрения огромной армии чиновников

государственного аппарата. Человек «терялся» перед стеной ведомственных

актов, жестко регулировавших его поведение в разных сферах — хозяйственной,

социальной, военной, коммунальной, жилищной и др.

В Конституции, законах и других актах предусмотрен целый ряд гарантий,

т.е. специальных экономических, политических, организационных и юридических

(в том числе административно-правовых) мер, направленных на реализацию и

охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений. Эти гарантии могут

быть судебными и внесудебными.

Судебная защита прав и свобод гражданина может осуществляться в

соответствии с внутригосударственным законодательством, а также

международными договорами РФ.

Статьи 18 и 46 Конституции особо подчеркивают роль судов в защите прав

и свобод граждан. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,

органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц

могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными

договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и

свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные

средства правовой зашиты.

В современном законодательстве России заметна тенденция к расширению

возможностей судебной защиты прав и свобод граждан, а также

совершенствованию процессуального законодательства в этой области. Суды во

все возрастающем объеме рассматривают дела, вытекающие из административно-

правовых отношений или касающиеся административно-правовых споров. Особо

велика роль Конституционного Суда России, разрешающего дела о

конституционности правовых актов, в том числе непосредственно связанных с

конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

В современных условиях административно-правовой статус гражданина в

сфере государственного управления существенно меняется.

Во-первых, права и свободы человека признаны ст. 2 Конституции РФ

высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита — обязанностью

государства.

Во-вторых, корреспондирующая ст. 2 Конституции РФ ст. 18

устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются

непосредственно действующими, в том числе и в сфере государственного

управления.

В-третьих, административно-правовой статус граждан в сфере

государственного управления все в большей мере регулируется на уровне

законов, правительственных актов. Например, если ранее подавляющая часть

прав и обязанностей граждан в сфере охраны общественного порядка и

обеспечения общественной безопасности регулировалась закрытыми

ведомственными нормативными актами, то теперь они регламентированы Законом

ПФ «О милиции». Правила дорожного движения в прошлом утверждались министром

внутренних дел — сейчас постановлением Правительства РФ.

В-четвертых, административно-правовой статус граждан становится по

своему содержанию значительно полнее, богаче, разностороннее, расширяется

диапазон его регулирования во многих сферах экономической, политической,

социальной жизни. Подтверждением этого важного положения являются,

например, Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу

передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской

Федерации» от 25 июня 1993 г., отменивший прописку и установивший взамен ее

регистрацию граждан и уведомительный порядок ее реализации; Федеральный

закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую

Федерацию» от 18 июля 1996 г, который установил право граждан РФ свободно

выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в свою страну;

Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г.,

значительно расширивший права граждан в сфере торговли, предоставления

услуг и работ; эти права и обязанности граждан получили дальнейшую

конкретизацию и развитие в правилах продажи отдельных видов товаров,

утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г.

В-пятых, значительно повышается роль суда в защите прав граждан в

сфере государственного управления. В соответствии с Законом РФ «Об

обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

от 27 апреля 1993 г. (с изменениями и дополнениями, которые внес в него

Федеральный закон от 14 декабря 1995 г.) каждый гражданин вправе обратиться

с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями)

или бездействием государственных органов, органов местного самоуправления,

учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или

должностных лиц, государственных или муниципальных служащих нарушены его

права и свободы.

Согласно ч. 2 ст. 11 ГК РФ, любое решение, принятое в административном

порядке, также может быть обжаловано в суд. Существенно расширяется

юрисдикционная подведомственность судов и судей по рассмотрению дел об

административных правонарушениях.

Конкретизируя, дополняя, детализируя нормы конституционного права, а

также других отраслей права, например налогового, таможенного, бюджетного,

экологического права в сфере государственного управления, нормы

административного права определяют многие дополнительные права и

обязанности граждан и, что особенно важно, механизмы их реализации и защиты

от нарушений.

Административное право регламентирует права и обязанности граждан не

только в сфере публичной управленческой деятельности, но и управляемой

деятельности. Пример тому — правила пожарной безопасности, поведения в

общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирующие

преподавание в учебных заведениях, санитарные правила и т.д. Органы

управления контролируют соблюдение этих правил и применяют меры

государственного принуждения за их нарушение. Поэтому административное

право определяет, какие деяния (действие или бездействие) являются

административными правонарушениями, устанавливает виды и меры

административной ответственности за их совершение, порядок производства по

делам о таких правонарушениях.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно

объединить в четыре блока.

Первый - охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для

участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через

своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной

службе (ст. 32 Конституции РФ). При этом понятие участие в управлении

«делами государства» является чрезвычайно широким и, по существу,

охватывает все сферы жизни страны. Вместе с тем особенность данной группы

прав и обязанностей граждан в государственном управлении состоит в том, что

их реализация требует прежде всего активного волеизъявления самих граждан

как субъектов административного права.

Второй блок прав и обязанностей граждан отличается тем, что для их

реализации необходима активная деятельность и как минимум — содействие

исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления.

В самом деле, без поддержки, помощи и соответствующей реакции органов

государственного управления граждане не в состоянии реализовать свое право

на проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных

мероприятий (ст. 31 Конституции РФ), право на объединение для защиты своих

интересов (ст. 30), право на обращение лично, а также направлять

индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы

местного самоуправления (ст. 33), право на возмещение государством вреда,

причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов

государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и т.д.

Третий блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного

управления (личных, экономических, социальных) характерен тем, что их

реализация требует от органов исполнительной власти, должностных лиц

многообразной функциональной деятельности по их защите, государственной

гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто

доброжелательного отношения. Так, каждый гражданин имеет право, без всякого

различия, на равную защиту закона, на равную защиту от какой бы то ни было

дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту,

задержанию или изгнанию и т.д. На этой основе этих нормативных актов

обеспечивается защита прав граждан, например, как потребителей в сфере

торговли и предоставления услуг, пользователей средствами связи и массовой

информации, гарантируются права граждан в области образования и

здравоохранения, физкультуры и спорта.

Четвертый блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного

управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной

власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-

консультативных, координационных советов, межведомственных и рабочих

комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе

членов организаций, действующих целиком на общественных началах, — например

добровольных народных дружин.

Реализуя свой правовой статус в сфере государственного управления,

граждане вступают в самые разнообразные административные правоотношения.

Они возникают, изменяются или прекращаются по поводу реализации гражданами

принадлежащих им прав (право на поступление в высшее учебное заведение); в

связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей (обязанность

гражданина представить на технический осмотр принадлежащий ему автомобиль);

ввиду нарушения органами государственного управления и местного

самоуправления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан

(например, отказ без достаточных оснований в выдаче заграничного паспорта);

по факту нарушения гражданами их административно-правовых обязанностей,

влекущего ответственность за административные правонарушения или

дисциплинарные проступки.

Органы исполнительной власти действуют на основе законов, но Многие из

них при этом обладают правом издания нормативных актов, которые регулируют

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.