рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Система управления базой данных объектов гражданской обороны для принятия решений в чрезвычайной ситуации (Диплом)

|6 |8.31 |11.211|13.465|15.398|17.13 |

|7 |6.861 |9.164 |10.931|12.432|13.769|

|8 |5.839 |7.740 |9.184 |10.402|11.479|

|9 |5.079 |6.694 |7.91 |8.93 |9.828 |

|10 |4.493 |5.894 |6.942 |7.817 |8.584 |

где R - расстояние до центра взрыва, км;

q - мощность взрыва, кт.

10.5. Выводы:

Итак, используя эту программу можно уменьшить время расчета основных

показателей поражающих факторов ядерного взрыва. Сделать оперативно

необходимые выводы о защите объектов экономики и радиоэлектронной

аппаратуры.

11. ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭВМ

11.1. Введение

С развитием новых программ возникла необходимость привести в

соответствие их интерфейс с особенностью восприятия информации человеком.

Необходимость решения таких эргономических проблем была обусловлена

как возрастающими требованиями, предъявляемыми к эргономическому

совершенствованию программных изделий, так и возрастающим дефицитом рабочей

силы. Поэтому необходимо как можно лучше использовать человеческие

способности в процессе производства, постоянно повышать его культуру и

улучшать условия труда человека.

Соблюдение эргономических законов с самого начала разработки любого

программного изделия гарантирует повышение культуры производства, удобство

и эффективность человеческого труда, повышение потребительской ценности

промышленной продукции, оно создает уверенность в том, что система человек-

машина будет действовать эффективно, надежно и безопасно.

11.2. Проектирование форм

1. Выбор стиля. Стиль определяет внешний вид приложения и сказывается на

внешнем виде форм, его составляющих. Лучше придерживаться уже

установленного стиля пользовательских интерфейсов, потому что

пользователю будет легче освоить знакомый интерфейс приложения. Шрифты,

цвета фона, размеры элементов изображений, расположение панели

инструментов должны быть согласованы с другими приложениями.

2. Выбор функций, вводимых в приложение. Не надо вводить ненужные свойства.

Перегрузка пользователя бесполезной информацией вызовет напрасные потери

времени. Надо определить какие свойства полезны, а какие нет.

3. Построение иерархии для форм и отчетов. Создание для приложения формы

верхнего уровня, из которой будут происходить все другие формы, облегчит

внесение изменений аспектов всех форм приложения, так как изменения

придется вносить только в верхнюю форму. Иерархия форм поможет

придерживаться последовательности при переходе от формы к форме.

4. Форма не должна включать более одного типа исходного документа

одновременно. Формы должны составляться как можно проще. Не следует

вводить на экран разные типы информации в одной форме.

5. Для лучшего восприятия человеческим глазом информации надо использовать

для форм нейтральный цвет фона.

6. Для отображения текущего режима работы приложения можно использовать

группы кнопок панели инструментов. Установив свойство набора кнопок

панели GroupIndex равное ненулевому числу, можно установить групповой

режим работы панели. Можно также установить свойство группы AllowAllUp

равное False. Если щелкнуть на одной из кнопок панели инструментов,

определенных таким образом, она будет оставаться в нажатом состоянии до

тех пор, пока пользователь не щелкнет на другой кнопке из этой группы.

7. Большие кнопки и легко отыскиваемые группы переключателей позволяют

легко манипулировать управляющими средствами приложения.

8. Для большой экономии времени пользователей, которые предпочитают

использовать клавиатуру, а не мышь, можно продублировать функции каждой

кнопки панели инструментов командами соответствующих меню и включить в

него также команды, которые не представлены кнопками формы.

9. Для часто используемых команд меню надо включить акселераторы меню. Для

этого нужно создать фиктивный элемент меню с соответствующей комбинацией

клавиш, а затем «привязать» код, который надо выполнить, к событию

OnClick этого элемента.

10. Установка на форме горячие клавиши для ключевых полей. Для этого

сначала определяют горячую клавишу метки с помощью свойства Caption

управляющего элемента метки (для обозначения горячей клавиши используют

символ «&»). Затем устанавливают в свойстве метки FocusControl имя

компонента, который предназначен для получения фокуса ввода при нажатии

горячей клавиши.

11. Расположение и функции устройств навигации должны быть одинаковыми для

всех форм и даже приложений. Если поместить управляющий элемент

DBNavigator внизу одной формы и вверху следующей, то тем самым будет

нарушена согласованность внутри приложения и пользователи могут

запутаться. Лучше размещать средства управления, которые выполняют

аналогичные или похожие функции, в одном и том же месте каждой формы.

12. Элементы пользовательского интерфейса должны быть как можно более

ненавязчивыми. Пользователь не должен останавливать свою работу и

напрягать зрение, пытаясь прочесть метку на кнопке. Лучше сделать

отдельные кнопки размером больше.

13. Шрифты без засечек читаются легче, чем шрифты с засечками. Поэтому

лучше использовать шрифт Arial, вместо Times New Roman.

14. Использование всплывающих подсказок предоставляет пользователю

великолепную возможность узнать, что делает данный элемент, не щелкая на

нем (это особенно важно для кнопок панели управления.). Всплывающие

подсказки представляют собой маленькие всплывающие метки, которые

отображаются, когда курсор мыши останавливается над определенными

значащими элементами экрана.

15. Включение интерактивной справки. Профессиональные приложения Windows

содержат полную справочную базу данных, которая включает связи между

родственными темами. Следует оснащать свои формы контекстно-

чувствительной справкой. Это можно сделать с помощью свойства HelpContext

формы и ее управляющих элементов. Когда будет затребована справка по

элементу формы, обладающему фокусом ввода, управление справкой Windows

автоматически будет передано соответствующей теме вашей справочной базы

данных.

16. Создание окна формы About (О программе). В него включают имя

приложения, номер текущей версии и название компании. Можно также внести

туда телефонный номер отдела технического сопровождения, отметку об

авторских правах и информацию об использовании ресурсов Windows. Название

продукта, номер версии и отметка об авторских правах должны быть включены

в приложение с помощью ресурса Windows VERSIONINFO.

17. Можно использовать страницы и вкладки для размещения большого числа

управляющих элементов на относительно маленькой площади экрана.

18. Для представления приложения в соответствующем меню или папке Windows

надо связать его с подходящей пиктограммой (важно, чтобы пользователи

могли отличить ее от пиктограмм других приложений). Для приложений Dephi

пиктограммы устанавливаются с помощью меню Project ( Options (

Applications.

19. Надо проектировать формы для самого низкого разрешения экрана. Скорее

всего, это будет разрешение VGA, поэтому в формах можно безопасно

установить разрешение 640*480. Для реализации этого лучше всего

переключить разрешение на видеоадаптере на VGA. Формы, разработанные в

расчете на большую разрешающую способность, чем стандарт VGA, не смогут

целиком появиться на экране.

20. Не надо перекладывать на оперативную справку объяснение, как

пользоваться приложением. В большинстве случаев его применение должно

быть интуитивным и не должно вынуждать пользователя закапываться в

руководство или читать оперативную справку.

11.3. Формы выдачи решений

Формы выдачи решений обычно используются людьми, которые не являются самыми

осведомленными в компьютерной области, но, как правило, обладают большим

влиянием, чем другие типы пользователей. Именно им нужны приложения

принятия решений, поскольку они играют определенную роль в процессе

выработки решений. Основная задача форм выдачи решений состоит в том, чтобы

они оставались простыми и достаточно информативными.

1. Максимальное использование экранной площади. Как правило, пользователи

предпочитают видеть вещи в максимально упрощенном и развернутом виде.

Можно также допустить, что пользователи редко запускают под управлением

Windows более одного приложения одновременно, поэтому позволительна

максимизация практически всех окон форм.

2. Надо избегать беспорядочного расположения на форме большого числа

деталей или табулированных данных. Обычно пользователя интересуют только

факты, и они хотят получить их в приятном и простом для понимания виде.

3. Использование графических диаграмм для визуального отображения

соответствия одних данных другим может стать мощным средством общения

сложных наборов данных. Если пользователь не прочь отказаться от сырых

цифр в пользу их графического представления, то диаграммы придадут

приложению изысканный и профессиональный вид при минимуме затраченных

усилий. Но при этом необходимо по-прежнему поддерживать средства доступа

к лежащим в их основе необработанным данным на случай, если пользователь

захочет знать из диаграмм точные цифры.

4. Если приложение ограничивается только чтением данных можно удалить

компоненты модификации данных. Можно обойтись компонентами DBText или

TLabel, чтобы отображать поля описательного типа, не прибегая к таким

насыщенным компонентам, как список или комбинированный список.

5. Не следует включать в приложение функций, которыми пользователь не

сможет воспользоваться. Необходимо избегать серых (недоступных) команд

меню и запрещенных кнопок, присутствие которых может вызвать недоумение.

Если какая-нибудь опция недоступна для данного пользователя,

устанавливают ее свойство Visible равным False, что сделает ее невидимой

(или совсем убрать ее) вместо того, чтобы просто запретить.

11.4. Интерактивные формы.

Интерактивные формы чаще всего встречаются в приложениях. Они

предоставляют средства ввода, редактирования и удаления данных. Типичный

пользователь таких форм, как правило, обладает высокой компьютерной

грамотностью. Интерактивная форма должна быть максимально простой и

благоприятной для эффективной навигации между данными и манипулирования

ими.

1. Желательно рассмотреть возможность увеличения и замены кнопок навигатора

Dilphi стандартными кнопками. Несмотря на мощность и простоту применения,

управляющим элементам DBNavigator недостает таких свойств, как средства

поиска и возможность присваивать клавиши ускоренного доступа или метки их

встроенным кнопкам.

2. Чтобы выбор управляющих средств был логичен и происходил интуитивно,

группируют управляющие средства по каждому применению и соответственно

размещают их. Располагают связанные элементы в тесной близости друг к

другу, выравнивают зависимые элементы группы переключателей, располагают

связанные кнопки близко друг от друга. Это помогает пользователю быстрее

познакомиться с приложением и избежать ошибок при работе с ним.

3. Для любителей работы с клавиатурой, используют комбинации клавиш для

командных кнопок и полей ввода. Надо расположить комбинации клавиши в

логическом, а не позиционном порядке, отдавая предпочтение кнопкам, а не

меткам. Другими словами, если есть поле вверху экрана, метка которого

начинается с буквы А, и, кроме того, есть кнопка, расположенная внизу

экрана с названием Add, устанавливают клавишу ускоренного доступа для

кнопки, а не для поля, равной .

4. Устанавливают логический порядок работы клавиши табуляции, который бы

позволил пользователю логически переходить на форме от поля к полю и от

кнопки к кнопке, а именно слева направо и сверху вниз.

5. Чтобы установить кнопки OK или Cancel используют свойство Kind

управляющего элемента Delphi TBitBtn (кнопка с растровым изображением).

Установка кнопки OK автоматически устанавливает ее свойство Default

равным True, делая тем самым ее кнопкой, которая действует для данной

формы по умолчанию. Это значит, что для завершения редактирования текущей

записи пользователь может нажать , а для отмены ввода- .

6. Для активизации всплывающего меню вместо командных кнопок или как

дополнение к ним рассматривают использование правого щелчка мыши.

Некоторые пользователи отдают предпочтение именно этому виду меню,

которое приобрело популярность благодаря продуктам Borland.

11.5.Формы ввода данных.

Формы ввода данных используются для интенсивного ввода данных, в

основном, в базы данных. Внимание здесь больше уделяется скорости, а не

эстетике экрана или таким деталям, как всплывающие подсказки или

раскрывающиеся списки. Формы ввода данных обычно в достаточной степени

лаконичны и включают только самые необходимые элементы. Как правило,

пользователями таких форм являются операторы ввода данных, которые во время

работы смотрят в основном на исходные документы, а не на экран. Особое

внимание уделяется здесь клавиатуре, поскольку использование мыши требует

визуального взаимодействия.

1. Когда скорость ввода является решающим фактором, используют полужирный

моноширинный шрифт, который легче читается с одного взгляда.

2. Убирают ненужные кнопки и поля, а также управляющие элементы, которые

оказываются лишними для быстрого ввода данных. Например, если

пользователю никогда не понадобится номер счета, надо убрать с формы

соответствующую кнопку - она только занимает экранную площадь. Если в

формах обработки транзакций некоторые элементы создают удобства, то

быстрому вводу данных они могут просто мешать.

3. Используют акселераторы, которые легко нажимать. Назначают клавиши

ускоренного доступа с учетом их применения, а не в зависимости от позиции

на экране. Если два управляющих элемента должны по идее иметь одну и ту

же горячую клавишу, отдают ее тому, который используется чаще, а не тому,

который позиционно расположен на форме первым. Для другого элемента

придумывают новый акселератор. Для самых часто используемых элементов

отводят самые простые клавиши.

4. Там, где это уместно, делают действующей по умолчанию не кнопку OK, а

кнопку Add, которая добавляет новую запись. Это относится к формам, в

которых главной функцией является добавление записей, в отличие от

обычных форм обработки транзакций. Это будет способствовать более быстрой

работе с приложением, когда пользователю приходится добавлять несколько

записей подряд.

5. Не делают больших форм. В отличие от других тип форм, эта форма должна

быть как можно меньше, поскольку это позволит переместить ее в удобное

для пользователя место и снизить утомляемость глаз. Пользователи этого

типа обычно смотрят на исходные документы, а не на экран, поэтому

открывают эту форму в нормальном окне (а не в максимизированном или

минимизированном).

11.6. Проектирование отчетов.

1. Используют для проектирования отчетов компоненты QuickReport. Их легче

настраивать и использовать, чем внешние построители отчетов.

2. Для отчетов, которые слишком сложны для компонентов QuickReport,

используют графические построители отчетов. Особой популярностью

пользуются утилиты ReportSmith, R&R SQL Report Writer for Windows и

Crystal Reports. Применение графического построителя отчетов имеет много

преимуществ. Во-первых, отчеты создаются и модифицируются визуально, Это

легче, быстрее и рождает меньше ошибок, чем создание отчетов с помощью

исходного кода Object Pascal. Во-вторых, такие механизмы, как управление

разбивкой, заголовки, сноски и суммирование, встроены во все приличные

построители отчетов - для их использования не нужно писать программный

код. В-третьих, можно позволить пользователям модифицировать отчеты или

на их основе создать новые, причем без необходимости модифицировать

исходный код приложения.

3. В заголовок отчетов включают имя отчета, текущие дату и время, а также

имя пользователя, запускающего отчет. Включение даты и времени поможет

отличить друг от друга несколько версий одного и того же отчета и даст

представление о времени ее создания, если его просматривали в более

поздний срок. Включение внутреннего имени отчета поможет отследить

«источник» для отчета, который может пригодиться для работы в дальнейшем.

Имя пользователя, если оно записано в заголовке отчета, может

способствовать развитию контакта с пользователем для обсуждения будущих

проблем.

4. Включают любой критерий, используемый для отбора данных, отображаемых в

отчете в его страничном заголовке. Если в интерфейсном приложении

пользователь поддерживал даты или другой критерий, надо внести их в

заголовок страниц отчета. Это необходимо сделать, потому что данные могут

быть выпущены из отчета из-за того, что критерий был задан в интерфейсе.

Это может запутать пользователя. Вероятность такого события особенно

повышается, когда между моментом запуска отчета и моментом его просмотра

прошло значительное время.

5. Для заголовков используют пропорциональные шрифты, а для данных -

моноширинные. Пропорциональные шрифты придают отчету более изысканный вид

и в полной мере используют преимущества высокоорганизованных принтеров,

которые получили широкое распространение в наши дни. Более того,

пропорциональные шрифты отличают отчеты, сгенерированные современными

системами PC, от созданных на более старых и менее развитых системах. К

сожалению, пропорциональные шрифты обладают недостатком, который

выражается в трудностях выравнивания табличных данных. Поскольку цифра 1

оказывается уже цифры 5, то колонки данных не будут идеально

выровненными. Вместо этого используются шрифты с фиксированным шагом.

Обычно в заголовках отчета используется такой пропорциональный шрифт, как

Arial или Times New Roman, а в самом отчете - такой непропорциональный

шрифт, как Courier New.

6. Если в отчете необходимо подчеркивание, надо использовать атрибут

подчеркивания шрифта. Во многих построителях можно встраивать в

создаваемые отчеты графические элементы, включая линии и прямоугольники.

Графика, реализованная таким путем, занимает память принтера и замедляет

построение отчета, поскольку линия представляет собой графический, а не

текстовый элемент или элемент шрифта. Другой способ выделения текста,

который остался от времен использования матричных принтеров, является

символ подчеркивания ( _ ).Линии, нарисованные таким способом, зря

расходуют целую строку под той строкой, которую они должны подчеркивать.

Поэтому, когда нужно подчеркнуть в отчете какие-нибудь элементы, надо

применять в любом шрифте вместо перечисленных способов атрибут

подчеркивания.

7. При представлении нумерованных данных используют правое выравнивание, а

для числовых идентификаторов - левое (например, для номеров заготовок или

номеров отчетов).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.