рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Общественная государственная подготовка

страны в тяжелейшем положении. Россия по ряду ключевых показателей серьезно

отстает от главных центров силы в современном мире. На ее долю приходится

лишь полтора процента мирового экономического производства, но зато шесть

процентов численности Вооруженных Сил. Это значит, что тяжесть содержания

военной организации страны вчетверо выше среднемирового показателя.

В настоящее время на содержание Вооруженных Сил, других войск и

правоохранительных органов расходуется до 40 % доходной части годового

бюджета страны. Это сдерживает экономические преобразования, не позволяет

увеличить капиталовложения на развитие промышленного и

сельскохозяйственного производства. Выдержать такую нагрузку наша экономика

не в состоянии.

С кризисным состоянием экономики связано недофинансирование армии и

флота. Практически нет средств на боевую подготовку и оснащение войск новым

вооружением. Не изжиты задержки с выплатой денежного довольствия

военнослужащим. Это крайне негативно сказывается на боеспособности и

боеготовности армии и флота. Жизнь требует безотлагательно привести

Вооруженные Силы, другие войска в соответствие с экономическими

возможностями государства. В результате реформы создается новая модель

взаимодействия военной организации государства с экономикой, политикой и

обществом.

В-третьих, объективная необходимость и безотлагательность

реформирования военной организации государства связана и с рядом

демографических ограничений.

В настоящее время при значительных людских ресурсах на военную службу

приходит лишь четвертая часть призывников. Вследствие этого в армии и на

флоте отмечается большой некомплект рядового и сержантского состава, что

снижает уровень боевой готовности.

Ситуация с комплектованием воинских частей усугублялась наличием

воинских формирований у других министерств и ведомств, также постоянно

претендовавших на призывной контингент. Жизнь поставила перед

необходимостью резко уменьшить число федеральных ведомств, имеющих воинские

формирования, решительно переходить к смешанной, а затем и контрактной

системе комплектования частей. При сокращении Вооруженных Сил эта

перспектива становится вполне реальной, позволяющей в ближайшие годы

перейти к профессиональной армии.

Таким образом, Россия самой жизнью поставлена пред объективной и

насущной необходимостью кардинальной военной реформы. Изменения в

геополитической ситуации, в государственном устройстве, экономике, в

духовной и демографической сферах требуют глубоких преобразований военной

организации государства.

Руководителю занятия рекомендуется напомнить, что военная реформа –

понятие широкое и многообразное. Это комплекс политических, экономических,

правовых, собственно военных, военно-технических, социальных и иных мер,

направленных на качественное преобразование Вооруженных Сил, других войск,

воинских формирований, военных органов, оборонного производства и связанных

с ним государственных органов и организаций. Все эти преобразования

призваны обеспечить достаточный уровень обороны и безопасности государства

с приемлемыми затратами.

Реформирование военной организации рассчитано на длительный срок.

Военная реформа осуществляется в два этапа.

На первом этапе (до 2000 г.) проводится оптимизация структуры, боевого

состава и численности Вооруженных Сил. В этот период разрабатывается и

утверждается новая военная доктрина, активно ведутся научно-

исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по вооружениям

нового поколения, средствам боевого управления и связи, технологиям

двойного назначения.

На втором этапе (до 2005 г.) предусматривается обеспечение

качественного совершенствования сокращенных Вооруженных Сил, повышение их

боеспособности, переход на контрактный принцип комплектования, продолжение

разработки образцов вооружений следующих поколений.

Предполагается, что в течение ближайших восьми лет военная организация

государства будет в основном реформирована. А в последующие годы начнется

масштабное перевооружение армии, флота и других войск на образцы техники,

которая будет служить в XXI веке.

Таким образом, военная реформа призвана повысить обороноспособность

страны, привести армию, флот и другие войска в соответствие с требованиями

времени. В результате реформы будут повышены качественные параметры

Вооруженных Сил, их возможности по решению стоящих и перспективных задач.

Улучшатся условия службы всех категорий военнослужащих, возрастет

благосостояние их семей, повысится престиж военной службы и социальный

статус человека в погонах. Основной акцент в проводимой реформе делается на

повышении качественных параметров Вооруженных Сил

Итогом военной реформы должны стать численно сокращенные армия, флот и

другие войска, при этом они будут кардинально реорганизованы, хорошо

обучены и оснащены технически. Их высокая боеспособность и боеготовность

обеспечат надежную защиту нашего Отечества.

2. Содержание и особенности современного этапа военной реформы

Руководителю занятия рекомендуется разъяснить слушателям, что

современный этап военной реформы – это ее первый этап. Главная его задача и

основное содержание – это оптимизация структуры, боевого состава и

численности Вооруженных Сил.

В чем же конкретно это выражается и каковы особенности развернувшегося

реформирования военной организации нашего государства? Как практически

осуществляется военная реформа?

Следует, прежде всего, отметить, что идет процесс заметного сокращения

Вооруженных Сил. Это важная особенность нынешнего этапа военной реформы. В

1997 г. численность Вооруженных Сил уменьшилась на 200 тыс. военнослужащих.

Штатная численность армии и флота к концу 1998 г. составила 1,2 млн.

военнослужащих. Она – вполне оптимальна. Количество гражданского персонала

в течение полутора лет (с начала реформы и до конца 1998 г.) уменьшилось с

600 до 300 тыс. человек, т. е. вдвое. Сокращается численность и всех других

войск.

Значительно сокращено количество министерств и ведомств, имеющих в

своем составе воинские формирования. А там, где воинские формирования

сохраняются, они переводятся на контрактную основу. Отныне призывной

контингент будет направляться только в пять силовых структур: Вооруженные

Силы, Федеральную пограничную службу (ФПС), Внутренние войска (ВВ),

Железнодорожные войска (ЖДВ) и ФАПСИ (войска правительственной связи).

Сокращение Вооруженных Сил и других войск при всей своей масштабности

и сравнительно коротких сроках не носит обвального характера. Оно

осуществляется в целом продуманно и организованно. Разумеется, при этом

возникает немало и проблем. Скажем, в течение нынешнего этапа военной

реформы (до 2000 г.) из Вооруженных Сил будет уволено почти 300 тысяч

офицеров, прапорщиков и мичманов. 60 % из них еще не имеют права на

получение военной пенсии, а 70 % – не имеют гражданских специальностей.

Творческий потенциал большинства увольняемых военнослужащих еще далеко не

исчерпан. В связи с этим правительство разработало и осуществляет

Федеральную целевую программу переподготовки и обеспечения занятости

военнослужащих, уволенных с военной службы. Созданы и работают в основном в

крупных городах различные курсы.

Сокращение Вооруженных Сил при всей своей значимости – не главное в их

реформировании. Главное состоит в оптимизации структуры и боевого состава,

в улучшении управляемости и технической оснащенности войск. Поэтому

осуществляется крупная организационная перестройка Вооруженных Сил. Это

одна из основных особенностей современного этапа военной реформы.

Во второй половине 1997 г. произведено объединение Ракетных войск

стратегического назначения (РВСН), Военно-космических Сил (ВКС) и войск

ракетно-космической обороны (РКО). Создан по существу качественно новый вид

Вооруженных Сил (хотя он и сохраняет название Ракетные войска

стратегического назначения). В ходе интеграции РВСН, ВКС и РКО значительно

укреплены элементы, реально работающие на боеспособность и боеготовность. В

то же время устранены параллельные, дублирующие звенья. До конца 1998 г.

расформировано около 200, сформировано и переформировано свыше 50 воинских

частей, учреждений и организаций, сокращено несколько тысяч должностей

военнослужащих, в том числе свыше 2,5 тысячи должностей офицеров и

прапорщиков. Причем ракетные полки и пусковые установки остались в прежнем

количестве. Все это дало большой экономический эффект, повысило уровень

боевой готовности РВСН примерно на 20 %.

В декабре 1997 г. Министр обороны утвердил план строительства РВСН до

2001 г. В нем сформулированы главные цели, задачи и направления замысла

строительства с учетом минимально необходимого финансирования. Успешно

осваивается перспективный ракетный комплекс «Тополь – М», поставленный на

опытно-боевое дежурство. Ракетные войска стратегического назначения были и

остаются самым мощным по боевому потенциалу видом Вооруженных Сил, главным

гарантом национальной безопасности страны.

Министерство обороны и Генеральный штаб в ходе реформы уделяют большое

внимание вопросам оптимизации органов управления, том числе центрального

аппарата. Численность управленческих структур уже сокращена примерно на

одну треть, а сами структуры серьезно реорганизованы на всех уровнях. Это

позволило высвободить и уволить с военной службы около 500 генералов и

адмиралов, в том числе 100 из аппарата Министерства обороны. Практика

показывает, что осуществленные преобразования органов управления

способствовали повышению качества и эффективности управления войсками.

Одна из особенностей современного этапа военной реформы объединение в

1998 г. Военно-Воздушных Сил (ВВС) и Войск противовоздушной обороны (ПВО).

Несмотря на сложность этой задачи были найдены целесообразные пути и формы

объединения ВВС и ПВО, оптимизирован их боевой состав и решена задача

управления в условиях новой структуры. На основе объединения двух видов

создан новый вид Вооруженных Сил – Военно-Воздушные Силы, главнокомандующим

которыми стал генерал-полковник А. Корнуков.

Сформирован и с 1 марта 1998 г. заработал в полной мере Главкомат ВВС.

Управление объединениями и соединениями осуществляется с ЦКП ПВО, который

позволяет более оперативно и более надежно управлять войсками.

В ходе оптимизации боевого и численного состава объединенных войск

реорганизовано около 600 формирований, 496 частей расформировано. При этом

полностью сохранены оборонительные и ударные функции ВВС и ПВО. В процессе

реформирования высвобождается в общей сложности около 120 тыс.

военнослужащих, в том числе 42 тыс. офицеров. Характерно, что более

половины этих офицеров переназначаются и продолжают службу в ВВС и других

видах Вооруженных Сил.

Определен боевой состав Военно-воздушных Сил. При этом учитывались два

важных обстоятельства. Во-первых, в современных условиях важнейшим фактором

обеспечения военной безопасности государства является надежность

противовоздушной обороны объектов страны и группировок Вооруженных Сил. Во-

вторых, сегодня победа на суше невозможна без достижения превосходства в

воздухе и космосе. Военно-воздушные Силы структурно состоят из армий,

корпусов и дивизий ВВС и ПВО.

В составе ВВС удельный вес противовоздушной обороны составляет более

60 %. Следовательно, система ПВО остается надежным щитом Родины. Она

способна, как и раньше, обеспечивать прикрытие с воздуха особо важных

государственных, военных, административных и промышленных объектов, а также

группировок войск.

В результате реформы не пострадают боевые возможности авиации

различных родов. Исправность авиационного парка будет доведена до 70-85 %

(к началу реформирования доля исправных машин составляла 40 – 50 %).

Укомплектованность личным составом остающихся частей и соединений доводится

до 100 %, потенциальные возможности новых ВВС в борьбе за господство в

воздухе планируется увеличить на 25 %.

Осуществлен переход от пяти-видовой к четырех видовой структуре

Вооруженных Сил. Она включает РВСН, Сухопутные войска, ВВС и ВМФ.

Концепцией военной реформы предусматривается трех видовая структура (по

сферам применения войск: суша, воздух и космос, море). А, в конечном счете,

не исключается переход и к двум компонентам: стратегическим силам

сдерживания (ССС) и силам общего назначения (СОН). Изменение видовой

структуры Вооруженных Сил окажет существенное влияние на вопросы

стратегического планирования, организации и осуществления взаимодействия

между войсками.

В ходе реформирования Военно-Морского Флота также происходят серьезные

изменения, хотя его структура в целом сохраняется. Остаются четыре флота –

Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский. В результате сокращения

корабельного состава примерно на 20 %, флоты становятся более компактными.

Реорганизуются нынешние группировки сил и средств на стратегически важных

океанских и морских направлениях.

В конце 1997 г. создана единая группировка сил в Калининградском

регионе. Расформирована 11-ая гвардейская армия, а ее войска, части ПВО и

ВВС подчинены Командующему Балтийским флотом. При общем сокращении личного

состава, особенно за счет управленческих и снабжающе–обеспечивающих

структур, повышена боеспособность российской группировки на Балтике. Она

стала стройной, централизованной, хорошо управляемой и эффективной.

В настоящее время успешно решается комплекс мер по созданию

принципиально новой оперативно-стратегической группировки на Камчатке.

Здесь до сих пор было четыре отдельные оперативные военные структуры –

Камчатская Флотилия, флотилия подводных лодок, армейский корпус, дивизия

ПВО. И у каждого руководителя свой управленческий аппарат, свои автономные

системы обеспечения. Это было расточительно с экономической точки зрения и

затрудняло в военном отношении централизацию сил и средств на полуострове.

В настоящее время на Камчатке создается единая группировка, подчиненная

Тихоокеанскому флоту. Главная задача этих преобразований – создать на

Северо-Востоке России единую военную группировку ТОФ, способную эффективно

решать стоящие задачи.

Серьезному реформированию подвергается система управления, ВМФ.

Происходит переход от 4 –5 звенной системы управления к 2 – 3 звенной.

Сокращается численность управленческих структур. В целом численность

личного состава флота к концу 1998 года уменьшилась на 40 тыс. человек.

Но ВМФ не только сокращается. В 1998 г. в состав Северного флота

введен тяжелый атомный авианесущий ракетный крейсер «Петр Великий». После

восстановительного ремонта вернулся в строй атомный ракетный крейсер

«Маршал Устинов». До конца года флот получит от промышленности большой

противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко». Хотелось бы отметить, что при

сокращении на Северном флоте противолодочных сил более чем в два раза

эффективность их действия возросла более чем в три раза.

Разумеется, реформирование ВМФ связано и с большими трудностями. Из-за

недостатка средств медленно решаются задачи его развития. В то время, как

боеготовый состав флота – это 75 % кораблей, прослуживших 10 – 15 лет.

Исправность самолетного парка флота составляет только 50 %.

Однако, несмотря на имеющиеся трудности, ВМФ решает задачи надежной

охраны морских рубежей Отечества, а в результате реформирования возрастет

роль Военно-Морского флота как важного фактора сдерживания любой возможной

агрессии.

Современный этап военной реформы характерен крупными преобразованиями

в Сухопутных войсках. Перемены в этом виде Вооруженных Сил происходят

масштабные и по форме, и по содержанию. С января 1998 г. прекратил

существование Главкомат Сухопутных войск. На его базе сформированы Главное

управление Сухопутных войск и Главное управление боевой подготовки

Вооруженных Сил, а также три командования родов войск – армейской авиации

(АА), ПВО, ракетных войск и артиллерии (РВ и А). Все эти структуры

подчинены заместителю министра обороны. Управленческие структуры в

Сухопутных войсках повсеместно сокращены на 30 %.

К концу 1998 г. численность Сухопутных войск сокращена с 400 тысяч (на

март 1998 г.) до 280 тысяч военнослужащих. Под сокращение попал почти

каждый четвертый военнослужащий. Но Сухопутные войска не просто сокращены,

они реорганизованы, преобразованы, что не привело к снижению их

боеспособности.

На основе десятков дивизий создаются базы хранения вооружения и боевой

техники, что важно с мобилизационной точки зрения. В составе оперативно-

стратегических группировок войск формируются соединения и части постоянной

боевой готовности. Предполагается на начальном этапе иметь 10 дивизий

постоянной готовности. Среди них – одна специализированная, предназначенная

исключительно для выполнения миротворческих задач. Причем, по мере

улучшения экономических возможностей государства число их будет расти. В

настоящее время уже есть несколько таких дивизий, отдельных бригад и

полков. Эти соединения и части в первую очередь оснащаются новым оружием и

системами управления. Благодаря этому практически вдвое повышается их

боевой потенциал.

В ходе первого этапа военной реформы произошли серьезные изменения в

Воздушно-десантных войсках. В их боевом составе имеется 4 дивизии,

отдельная бригада, Рязанское высшее училище, а также бригада и полк

миротворческих сил. Общая численность ВДВ к маю 1998 г. была уменьшена на

10 тыс. человек. В настоящее время за счет сокращенных частей

укомплектованы до полного штата девять парашютно-десантных полков,

отдельная воздушно-десантная бригада и четыре артполка. Это дало

возможность ввести их в состав частей постоянной готовности для действий в

составе группировок Сухопутных войск, а также для применения в качестве

воздушных десантов.

В текущем году развернуто реформирование и других войск. На основе

утвержденных Президентом РФ специальных документов ведется, реформирование

Пограничных войск, Внутренних войск, воинских структур Министерства по

чрезвычайным ситуациям (МЧС) и т. д.

Реформируется оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Именно от него

напрямую зависит оборонная безопасность страны и перспектива военной

реформы. Число оборонных предприятий сокращается с 1.700 до 600. При этом

сохраняются и модернизируются предприятия, работа которых сориентирована на

производство высокотехнологической военной продукции, новейших вооружений и

военной техники. Создаются условия для военно-технического перевооружения

армии и флота.

Одна из особенностей современного этапа военной реформы - коренная

реорганизация системы военного образования. Чем это вызвано? Во-первых,

система военного обучения была перенасыщена учебными заведениями. В рамках

Министерства обороны их было – 101. В условиях сокращения Вооруженных Сил

потребность в офицерских кадрах уменьшается. Во-вторых, для большинства

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.