рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Общественная государственная подготовка

“Морским судам быть...”. С этой даты российский флот ведет отсчет своей

официальной истории. Однако по настоящему морской державой Россия

становится после Северной войны (1700-1721 гг.), в ходе которой шведы были

вытеснены из Прибалтики, а Россия возвратила себе устье Невы. Боевую

летопись флота украсили славные победы при Гангуте (1714 г.), Эзеле (1719

г.), Гренгаме (1720 г.).

Торжество русской флотоводческой школы пришлось на последнюю треть

XVIII - начало XIX столетия. Русские моряки одержали блестящие победы в

Хиосском проливе и при Чесме (1770 г.), в Керченском проливе, у Тендры

(1790 г.), Калиакрии (1791 г.), взяли верх в Гогландском (1788 г.), первом

Роченсальмском (1789 г.) и Красногорском (1790 г.) сражениях, ударом с моря

захватили крепость Корфу (1799 г.), победили в Дарданелльском и Афонском

сражениях (1807 г.). Выдающимися представителями русской национальной школы

военно-морского искусства стали Г.Спиридонов, Ф.Ушаков, Д.Сенявин, С.Грейг.

Блестящей страницей военной истории является победа русской черноморской

эскадры под командованием вице-адмирала П.Нахимова над турецким флотом в

Синопской бухте.

К началу XX века по числу боевых кораблей Россия занимала третье

место в Европе после Великобритании и Франции. 19 марта 1906 года император

Николай II подписал указ о создании подводных сил России в составе

Балтийского флота. Первой базой подводных сил России была определена

Либава. Перед Великой Отечественной войной в Советском Союзе были созданы

самые большие подводные силы. В годы войны более 350 тысяч военных моряков

за мужество и воинскую доблесть были удостоены правительственных наград.

Около 600 – получили звание Героя Советского Союза, из которых семеро –

дважды.

В послевоенные годы советский Военно-Морской Флот (ВМФ) вырос во

второй по мощи военный флот в мире, который был способен выполнять боевые

задачи на всем пространстве Мирового океана. На момент распада СССР в

составе Военно-Морского Флота было около 1400 боевых кораблей и катеров.

Сегодня Военно-Морской Флот состоит из четырех флотов: Северного,

Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского и Каспийской флотилии.

Приоритетной задачей флота является предотвращение развязывания войн и

вооруженных конфликтов, а в случае агрессии ее отражение, прикрытие

объектов страны, сил и войск с океанских и морских направлений, нанесение

поражения противнику, создание условий для предотвращения военных действий

на возможно более ранней стадии и заключения мира на условиях, отвечающих

интересам Российской Федерации. Кроме того задачей Военно-морского флота

является проведение операций по поддержанию мира по решению Совета

Безопасности ООН или в соответствии с международными союзническими

обязательствами Российской Федерации.

Для решения приоритетной задачи Вооруженных Сил и Военно-Морского

Флота – предотвращения развязывания войны, в составе стратегических ядерных

сил страны в ВМФ сохранены морские стратегические ядерные силы, которые

имеют определенные преимущества в сравнении с Ракетными войсками

стратегического назначения и стратегической авиацией. При таком базировании

ядерное оружие выводится за пределы территории собственного государства,

что снижает угрозу для мирного населения и главное – подводные лодки

наименее уязвимы, в сравнении с другими видами базирования ядерного

оружия.

Кроме морских стратегических ядерных сил в составе Военно-Морского

Флота имеются силы общего назначения. В случае агрессии они должны отразить

удары противника, нанести поражение ударным группировкам его флота и

воспрепятствовать проведению им широкомасштабных и глубоких морских

операций, а также во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил

Российской Федерации обеспечить создание необходимых условий для

эффективного проведения оборонительных операций на континентальных театрах

военных действий.

Основой сил общего назначения Военно-морского флота являются

подводные силы, составляющие ядро ударного потенциала флота, как наиболее

универсальный, мобильный и мощный род сил, способный эффективно бороться с

любым морским противником. Их главным элементом являются атомные подводные

лодки. Из подводного флота бывшего Союза России достались 55 ракетоносцев,

несущих на своем борту почти треть стратегического арсенала СССР. Только

один российский подводный крейсер “Тайфун” несет на своем борту 200

стратегических зарядов.

Россия является морской державой: ее берега омываются водами 12

морей, трех океанов, а протяженность морской границы в два раза больше

сухопутной. Военно-морской флот в современных условиях способен

обеспечивать безопасность и защиту интересов страны в мирное и военное

время на океанских и морских рубежах.

2. Система руководства и управления Вооруженными Силами Российской

Федерации

Успешное выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами, во

многом зависит от эффективности системы руководства и управления военной

организацией государства. К органам государственного руководства относятся

Президент РФ, Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и

Совета Федерации, Правительство РФ, Совет Безопасности. К органам военного

управления относятся специально создаваемые военные органы, осуществляющие

управление процессами формирования и функционирования Вооруженных Сил.

Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими

формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный

Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является

Президент России.

Президент (от латинского – сидящий впереди) – выборный глава

государства в современных государствах с республиканской формой правления.

В Российской Федерации должность Президента республики была учреждена

в 1991 году. Это знаменовало новый этап в развитии российской

государственности. Президент получил власть из рук народа – избран на

основе всеобщего равного, прямого тайного голосования граждан России. В

соответствии с занимаемой должностью Президент Российской Федерации, как и

президенты (главы) других государств является Верховным Главнокомандующим

Вооруженными Силами. Его полномочия как Верховного Главнокомандующего

определены Федеральным законом «Об обороне» (статьи 4 и 13).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.80) Президент

Российской Федерации является главой государства. В силу занимаемой

должности и возлагаемых на него задач Президент РФ выступает гарантом

безопасности Российской Федерации. Только перед Президентом РФ ставится

задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и

государственную целостность, что создает условия для осуществления своих

полномочий в нормальном конституционном режиме всем иным органам

государственной власти и должностным лицам.

При вступлении в должность в приносимой присяге Президент Российской

Федерации клянется «...защищать суверенитет и независимость, безопасность и

целостность государства...».

Выполнение ключевых функций в системе органов государственной власти и

обороны страны обеспечено наделением Президента обширными полномочиями в

сфере вооруженной защиты государства.

Реализуя свои полномочия Президент определяет основные направления

военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место

занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной

организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив

развития военной техники, мобилизационных возможностей государства.

Среди полномочий Президента немало таких, которые самым

непосредственным образом влияют на боевую готовность Вооруженных Сил. Он

утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы

строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских

формирований. Только Президенту государства как Верховному

Главнокомандующему дано право утверждать такой основополагающий документ

как План применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Не менее важным

является рассмотрение и утверждение Президентом Мобилизационного плана

Вооруженных Сил, который по своей сути является директивным документом по

переводу всего государственного механизма, а не только Вооруженных Сил, к

функционированию в условиях военного времени. Планом определяется порядок

работы органов государственной власти России, субъектов Российской

Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В

условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная

государственная программа оперативного оборудования территории Российской

Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей

государственного и мобилизационного резервов. Кроме того, Президент

утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Как глава государства в своей внешнеполитической деятельности он ведет

переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в

области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной

безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об

участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию

мира и международной безопасности.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные

программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также

утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской

Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации

оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все

программы ядерных и других специальных испытаний. Ни одно подобное

испытание не может быть проведено без санкции Президента.

Все места дислокации (расположения) соединений и более крупных

формирований Вооруженных Сил, других войск, а также вопросы их перемещения

в другие пункты дислокации рассматриваются Президентом Российской

Федерации.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он

утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских

формирований до объединения включительно, а также штатную численность

военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских

формирований и органов. Перечень воинских должностей, замещаемых высшими

офицерами в Вооруженных Силах и других войсках утверждается Президентом. Он

же обладает правом назначения военнослужащих на эти должности и присвоения

им высших офицерских званий.

Наиболее важные документы, такие как общевоинские уставы, положения о

Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения

военной службы, военных советах, военных комиссариатах утверждаются

Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской

жизни.

Дважды в год Президент издает указы о призыве граждан на военную

службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих

службу по призыву.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны

наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной

страны и обеспечения безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ о

военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного

времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы

исполнительной власти на период военного времени в соответствии с

федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии

против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской

Федерации издает приказ о введении военного положения. Оно может быть

введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые

подверглись нападению, которым угрожает нападение, или которые имеют особое

значение для обороны страны. Вводя военное положение Президент наделяет

особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного

самоуправления и организации. При введении военного положения могут

создаваться специальные органы военного управления, власть которых

распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам

предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании

сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и

порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан

(например: свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации

немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ

Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом

Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами

вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и

воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по

их предназначению.

Выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на

него Федеральным законом “Об обороне”, Президент Российской Федерации –

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет

всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом

состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ.

Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению

защиты конституционного строя, государственного суверенитета,

территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в

выработке военной политики Российской Федерации.

Таким образом, Президент Российской Федерации занимает

самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения

безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия

направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти

по охране государственного суверенитета России, укреплению

обороноспособности Вооруженных Сил. На Президента Российской Федерации, как

Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами возлагается особая

ответственность перед народом за состояние Вооруженных Сил России и их

готовность защитить свое государство и свой народ.

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ,

представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание,

которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального

собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и

выступает как орган представительства субъектов федерации. К его ведению

относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и

чрезвычайного положения; а также о привлечении Вооруженных Сил, других

войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к

выполнению задач не по их предназначению; решение вопроса о возможности

использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской

Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону,

устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о

федеральном бюджете, а также – принятые Государственной Думой федеральные

законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения

Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами

Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного

права при тайном голосовании.

Государственная Дума: рассматривает расходы на оборону,

устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает

федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты

деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума

осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по

безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации – один из главных органов,

осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно

возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ оно осуществляет меры по

обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание

деятельности Правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об

обороне». Согласно этого закона Правительство: разрабатывает и представляет

в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном

бюджете; организует обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации,

органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и

услугами по их заказам; организует разработку и выполнение

государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного

комплекса; определяет условия финансово-хозяйственной деятельности

организаций Вооруженных Сил; организует разработку Федеральной

государственной программы оперативного оборудования территории страны

в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы;

определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование

гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом

вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и

продукции двойного назначения и др.

Для претворения в жизнь, принимаемых государственными органами власти

решений, относящихся к Вооруженным Силам, необходима постоянная

организаторская работа. Эту деятельность ведут специальные военные органы,

объединенные в системе Министерства обороны РФ. Деятельность этих органов

является составной частью осуществления федеральной исполнительной власти.

Система военных органов, осуществляющих в Вооруженных Силах

государственную власть, т. е. военное управление, состоит из:

– центральных органов;

– органов управления объединений, воинских соединений и частей;

– военных комиссариатов (местных органов военного управления);

– начальников гарнизонов (старших морских начальников);

– военных комендантов.

В качестве специфического вида органов управления принято выделять

штабы. Штаб – это основной орган в руках соответствующего командующего

(командира) по оперативному управлению подчиненными ему войсками и силами

флота.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет

Министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава

Вооруженных Сил РФ. Он несет персональную ответственность за выполнение

задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.