рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Личностный рост военнослужащих в группе

пытается влиять непосредственно на поведение военнослужащих. Оно поддаётся

наблюдению, а пациент может дать его конкретное описание. Такая

ограниченность психотерапевтического воздействия оправдывается тем, что

изменение внешнего поведения оказывает влияние и на интрапсихические

процессы: эмоции, установки и когнитивные процессы.

Поведенческая психотерапия основывается на трёх видах научения, ведущих

к овладению нормальным, соответствующим реальности поведением и к

устранению отклонений в поведении:

- посредством достижения обучающимся успеха (оперантное

обусловливание);

- с помощью сигналов (классическое обусловливание);

- посредством наблюдения (научение с помощью подражания модели).

“Научение посредством достижения успеха” означает, что последствия или

результаты какого-либо определённого поведения военнослужащего оказывают

влияние на само поведение. Положительные последствия (например, успех,

вознаграждение или похвала) усиливают данное поведение или повышают его

вероятность. Негативные последствия (неуспех или критика) ослабляют

соответствующее поведение или гасят его.

“Научение с помощью сигналов” означает, что реакция на определённое

событие, на какого-либо индивида или ситуацию переносится на такие же или

подобные ситуации, могущие возникнуть в будущем (“генерализация”).

“Научение посредством наблюдения” также способствует формированию

поведения, особенно социального. Наряду с приспособлением, обусловленным

социокультурным окружением, существует также врождённая готовность к

восприятию “товарищей по виду” (“инстинкт поведения”). Насколько другой

человек в этом смысле выступает как модель, зависит от того, в какой

степени обучающийся индивид-военнослужащий может отождествлять себя с ним и

каких успехов он добивается своим поведением. Психотерапевтические

воздействия, направленные на усиление или ослабление поведения, должны

осуществляться с учётом индивидуальных особенностей пациента.

Способность военного психотерапевта тонко чувствовать, его эмпатия, а

также понимание им пациента - предпосылки эффективного применения

подкрепления в психотерапии.

Программа психотерапии должна также предусматривать, что постепенно

пациент-военнослужащий берет инициативу по проведению упражнений в свои

руки. Пациенту предстоит выполнять упражнения, уже успешно освоенные, и под

руководством психотерапевта, и самостоятельно, вне рамок

психотерапевтических бихевиоральных сессий.

В свете рассматриваемой проблемы наибольший интерес для нас

представляет научение с помощью подражания модели – использование принципов

этого вида научения в группе может быть весьма эффективно.

К. Роджерс способствовал развитию гуманистического направления в

психологии, резко выступая против догматического психоанализа, а также

радикального бихевиоризма, симпатизируя антиавторитарной контркультуре, в

центре которой находится свободное самовыражение и самораскрытие. По

Роджерсу, терапевт, ориентированный на клиента, должен направлять внимание

скорее на взаимодействие членов группы, а не на интрапсихический инсайт,

как того требует психоанализ. Недирективная по характеру психотерапия

способствовала развитию новых подходов к групповой работе.

Психоаналитически ориентированные практики, проводящие индивидуальную

терапию в групповых условиях, в значительной мере не учитывают влияния

группы и не принимают во внимание релевантность данных по исследованиям

групповой динамики. Тем не менее, некоторые известные терапевты (Фоукс,

Байон) приспосабливают выводы экспериментальных исследований по групповой

динамике к фрейдистской психоаналитической концепции. В этих случаях

психотерапевт концентрируется скорее на проблемах группового взаимодействия

и развития группы, а не на патологии участников.

В истории развития психокоррекционных групп особо признается авторитет

К. Левина. Его теория поля считается сердцевиной теории групп. Он

утверждал, что «обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем

изменить каждого из них в отдельности».

В группе каждому отдельному участнику-военнослужащему уделяется меньше

внимания, чем при индивидуальной терапии. Однако, групповая форма работы

имеет ряд неоспоримых преимуществ. Опыт, приобретаемый в специально

организованных группах, оказывает противодействие отчуждению, помогая

решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. Группа

выступает как общество в миниатюре, отражает внешний мир и добавляет

ингредиент реализма в искусственно созданное взаимодействие.

Виды психокоррекционных групп военнослужащих:

Т-группы. Первые группы тренинга (Т-группы) были основаны К. Левином и

его коллегами, заметившими, что участники групп получают пользу от анализа

собственных групповых переживаний. Лабораторный тренинг предлагает широкий

спектр методов обучения, направленных на развитие межличностных умений и

исследование процессов, происходящих в малых группах. Некоторые Т-группы,

получившие название групп сензитивности, могут иметь целью всестороннее

развитие личности военнослужащих.

Ценности, лежащие в основе Т-групп, включают: ориентацию на

поведенческие и общественные науки, демократические процессы в противовес

авторитарным, способность устанавливать отношения взаимопомощи. К числу

основных понятий, связанных с Т-группами, относятся понятия «обучающая

лаборатория», «обучение тому, как учиться», принцип «здесь и теперь».

Обучающая лаборатория фокусирует внимание военнослужащих на опробование

новых видов поведения в безопасном окружении. Обучение военнослужащих тому,

как учиться, включает цикл: представление самого себя – обратная связь –

экспериментирование. Обратная связь раскрывается на примере «окна Джогари»,-

наиболее важном понятии в методологии Т-групп.

Руководитель Т-группы (военный психолог, тренер) доверяет

военнослужащим-клиентам совместную работу по исследованию их поведения и

взаимоотношений. Имеющая сходство с Т-группой тэвистокская малая учебная

группа исходит из того, что индивидуальное поведение отражает процессы,

которые происходят в группе. Тэвистокскому руководителю принадлежит более

пассивная роль, чем руководителю Т-группы.

Т-группа помогает военнослужащим развивать специфические

коммуникативные умения, такие, как описание поведения, коммуникация чувств,

активное слушание, конфронтация. Некоторые Т-группы используют

структурированный подход для достижения специфических целей военнослужащих

– участников группы.

Поведенческая модель обучения. Была создана в лабораторных условиях и

ведет свое происхождение от метода условных рефлексов Павлова и оперантного

обуславливания Скиннера. В прошлом поведенческие группы больше полагались

на использование индивидуальных методов в условиях группы. За последнее

время поведенческие практики создали методы, использующие потенциальные

возможности группы для достижения поведенческих изменений индивидуума.

Группы тренинга умений используют такие бихевиористские понятия, как

сосредоточенность на наблюдаемом поведении и учебная модель решения

проблем, основанная на усвоении важных для развития военнослужащих –

участников группы жизненных умений. Поощряются специфические цели в группах

терапии улучшения взаимоотношений и структурированно обучающей терапии. Все

поведенческие группы занимаются измерением и оценкой результатов.

Пример процедур, типичных для групп тренинга умений, дают группы

тренинга уверенности в себе. Тренинг уверенности в себе развился из условно-

рефлекторной терапии Солтера. Оценка сильных и слабых сторон навыков

уверенности в себе включает применение таких методик, как опросник описания

уверенности в себе, перечень основных прав человека, которые поддерживают

уверенность человека в себе, и шесть типов утверждений, выражающих

уверенность в себе.

Репетиция поведения, в которой осуществляется ролевое проигрывание

сложных ситуаций, является основной методикой, используемой в группах

тренинга уверенности в себе. Процедура репетиции поведения состоит из

моделирования, инструктажа и подкрепления клиентов-военнослужащих. Для

снижения чрезмерной тревожности часто используются релаксационный тренинг и

систематическая десенсибилизация. Когнитивное переструктурирование включает

исследование иррациональных убеждений и систематическое замещение их

рациональными убеждениями. Также обычной методикой для групп тренинга

уверенности в себе является домашняя работа: участники-военнослужащие

заполняют дневники домашней работы или выполняют поведенческие задания.

Специфичными для групп тренинга уверенности в себе методиками являются

методики «испорченной пластинки» и «наведения тумана».

Одним из преимуществ всех поведенческих групп является постоянное

использование текущих исследовательских оценок. Существуют доказательства

того, что группы тренинга уверенности в себе ведут, например, к большей

свободе поведения и повышению самооценки военнослужащих. Здесь, как и во

всех психокоррекционных группах, повышение самооценки связано с увеличением

поведенческого потенциала военнослужащих – членов группы.

Психодрама. Психодрама была основана Я. Л. Морено, одним из создателей

движения групповой психотерапии, впервые применившим драматические методики

в качестве способа изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и

фантазий. Психодрама появилась в результате театрального эксперимента

Морено, получившего название «спонтанный театр». Морено обнаружил, что

драма может служить терапевтическим целям и что психодраматическое действие

имеет преимущества перед вербализацией в ускорении процесса изучения

переживаний и формирования новых отношений и типов поведения.

Ролевая игра – одно из основных понятий психодрамы. В отличие от

театра, в психодраме участник-военнослужащий исполняет роль в

импровизированном представлении и активно экспериментирует с теми значимыми

для него ролями, которые он играет в реальной жизни. Второе основное

понятие – «спонтанность» – было выделено Морено на основе наблюдений за

игрой детей. Он считал, что спонтанность – это ключ, который поможет

открыть дверь в область творчества. Понятие «теле» описывает двусторонний

поток эмоций между всеми участниками психодрамы. Катарсис, или

эмоциональное освобождение, возникающее у актера-военнослужащего в

психодраме, представляет собой важную ступень в достижении конечного

результата – инсайта, нового понимания имеющейся проблемы.

Основные роли в психодраме – это режиссер, который является продюсером,

психотерапевтом и аналитиком, протагонист, «вспомогательное Я» и аудитория.

Психодрама начинается с разминки, переходит к фазе действия, во время

которого протагонист организует представление, и заканчивается фазой

последующего обсуждения, во время которого психодраматическое действие и

возникшие в его ходе переживания обсуждаются всей группой военнослужащих.

Режиссер использует различные методики для организации представления –

такие, как «монолог», «двойник», обмен ролями и отображение, способствующие

возникновению и поддержанию терапевтического процесса в психодраматической

группе.

Психодрама привносит в психокоррекционные группы такую важную

особенность, как ролевые игры по принципу «здесь и теперь». Этот подход

универсален – он может прилагаться как к лечению, так и к личностному росту

военнослужащих. Между практическими способами ведения групп в рамках

психодрамы существуют различия, аналогичные различиям между групповыми

подходами.

Гештальттерапия. Была разработана Ф. Перлзом на основе его опыта в

психоанализе и последующего изучения экзистенциальной философии,

гештальтпсихологии и теории В. Райха о физиологических корнях сопротивления

психологическому изменению. В настоящее время гештальтгруппы известны

своими сильными руководителями и ориентацией на развитие автономности и

ответственности среди участников.

Основными понятиями этого подхода являются: отношение фигуры и фона,

осознание и сосредоточенность на настоящем, противоположности, функции

защиты и зрелость. Исследования в области восприятия показали, что важные и

значимые события занимают центральное место в сознании, образуют фигуру, а

менее важная информация отступает на задний план. Построение и завершение

гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма и

происходит под влиянием процесса организмической саморегуляции.

Невротическое функционирование возникает, когда между внутренней и внешней

зонами осознания клиентов-военнослужащих вклинивается средняя зона

фантазии. Понятие «противоположности», ярким примером которого является

конфликт между «нападающим» и «защищающимся», описывает борьбу между

полярными сторонами нашего «Я», которые должны сосуществовать вместе.

Функции защиты представляют собой неэффективные способы избавления от

угрозы или стресса и включают в себя патологическое слияние, ретрофлексию,

интроекцию и проекцию. Зрелость описывается как способность найти свои

собственные ресурсы поддержки и принять на себя ответственность за самого

себя.

Целью гештальттерапии является пробуждение организмических процессов

участников-военнослужащих путем поощрения расширения осознания и

продвижения по направлению достижения зрелости. В последнее время

гештальттерапевты стали в большей степени использовать групповое

взаимодействие и поддержку. Методики и упражнения гештальттерапии

направлены на расширение осознания, интеграцию противоположностей, усиление

внимания к чувствам, работу с мечтами, принятие ответственности за самих

себя и преодоления сопротивления.

В настоящее время гештальтгруппы широко распространены и имеют много

последователей. Одним из основных вкладов гештальтгрупп является то, что

они дают возможность выбора между ними и традиционными видами терапии с

преобладающей ориентацией на функции сознания.

Вопрос второй.

Принципы организации и проведения групп личностного роста.

Широкое распространение во всем мире в течении нескольких последних

десятилетий получили различные групповые методы психотерапевтического

воздействия на людей, физически здоровых, но нуждающихся в психологической

помощи. Первоначально многие из них возникли и использовались в основном в

медицинской психотерапевтической практике, а затем вышли за ее приделы и

стали применяться для оказания психологического воздействия на поведение

практически здоровых людей с целью их лучшей адаптации к жизненным

ситуациям и условиям, снятия повседневных внешних и внутренних напряжений,

предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается

военнослужащий, избавления его от вредных склонностей и привычек.

Наряду с другими психотерапевтическими методами групповая психотерапия

военнослужащих применяется в рамках различных теоретических концепций,

которые и определяют ее своеобразие и специфику: конкретные цели и задачи,

содержательную сторону и интенсивность процесса, тактику и стратегию

психотерапевта, подбор военнослужащих для психотерапии, выбор методик для

работы и пр.

Групповая психотерапия рассматривает клиента-военнослужащего в

социально-психологическом контексте его взаимоотношений и взаимодействий с

окружающими. В групповой психотерапии военнослужащих групповая динамика

представляет собой научную основу для психотерапевтического процесса в

группе, поскольку в терапевтических группах находят свое выражение все

групповые феномены.

Из множества разработанных и нашедших практическое применение методов

групповой психотерапии распространение в войсковой практике получили такие,

которые связаны с так называемой "личностно-ориентированной психотерапией".

Она включает в себя разнообразные групповые и индивидуально ориентированные

средства психологического воздействия, направленные на то, чтобы изменить

отношение клиента-военнослужащего к тому, что происходит с ним и вокруг

него, к его проблеме, научить его терпению и пониманию, выработать и

развить в нем способность видеть положительное во всем и опираться на него.

В психокоррекционных группах военнослужащих поощряют рассматривать себя как

субъектов собственных изменений, ориентируют на личностный рост и развитие,

а не на болезнь и ее лечение.

На практике цели и задачи различных типов групп военнослужащих

перекрещиваются: например, многие учебные группы по своему действию

являются также терапевтическими, многие психотерапевтические группы

используют опыт групп личностного роста.

В условиях военной среды главным объектом психокоррекции становится

сфера самосознания военнослужащих-членов группы, система социально-

перцептивных стереотипов и реальные формы взаимодействия в воинском

коллективе, малой группе военнослужащих. Члены группы вовлекаются в

обсуждение, обдумывание своих действий и отношений, вырабатывают пути

разрешения конфликтов. Военным психологом могут создаваться также

специализированные группы из отдельных клиентов-военнослужащих, имеющих

сходные затруднения, связанные, например, с трудностями адаптации к

воинскому коллективу.

В отношении офицеров-руководителей решаются задачи обучения навыкам

общения, разрешения конфликтных ситуаций и совершенствования стиля

руководства. Задача решения проблем личностного роста военнослужащих

является крайне важной.

Тренинг личностного роста военнослужащих:

Общие принципы и программа.

Примером эклектического подхода может служить программа тренинга

личностного роста военнослужащих, методическим обоснованием которой

являются механизмы влияния групповой динамики на личностный рост участников

тренинга в сочетании с индивидуально-ориентированными заданиями

самопознания и самосовершенствования.

Одним из центральных принципов тренинга личностного роста

военнослужащих является принцип доверительности в общении. Для того, чтобы

группа работала с наибольшей отдачей, чтобы участники максимально доверяли

друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата

доверия создаются условия для ненормативных и искренних высказываний

участников-военнослужащих по всем обсуждаемым проблемам. Следующий принцип

- принцип равенства позиций, означающий пересмотр отношений между

руководителем занятий и обучаемым. Традиционно руководитель занятия для

военнослужащего выступает в роли некоторого «источника знаний», а его

аудитории отводится роль «губки», эти знания впитывающей. В тренинге

личностного роста руководителю занятий отводится роль не непререкаемого

авторитета, вносящего ясность в любой вопрос, а роль «катализатора»,

способствующего движению группы военнослужащих к цели и участвующего на

равных с другими членами группы во всех упражнениях, играх, дискуссиях.

Осуществлению данного принципа может способствовать специальная организация

группового пространства в ходе проведения занятий.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.