рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Личностный рост военнослужащих в группе

Личностный рост военнослужащих в группе

Личностный рост военнослужащих в терапевтической группе.

Курсовая работа.

Содержание.

Введение. 3

Глава первая.

Психологическая постановка проблемы личностного роста в группе. 6

Глава вторая.

Принципы организации и проведения групп личностного роста.

Глава третья.

Эмпирическое исследование личностного роста в группе.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение.

Тема личностного развития военнослужащих признается крайне важной и

значимой. Этой теме посвящены многие работы; цель данной курсовой работы –

рассмотреть основные подходы к рассмотрению заявленной проблемы. Ставится

задача показать особенности работы с военнослужащими как со специфической

большой социальной группой, обладающей своими устойчивыми социальными

характеристиками.

Групповая психотерапия не является самостоятельным направлением в общей

системе психологической помощи военнослужащим; она представляет собой

специфический метод, при использовании которого основным инструментом

психокоррекционного (психотерапевтического) воздействия выступает

специально организованная группа клиентов-военнослужащих (в индивидуальной

психотерапии таким инструментом является только психотерапевт).

Групповая психотерапия представляет собой метод оказания

психологической помощи, который сознательно, планомерно и систематически

применяется в небольшой организованной группе клиентов-военнослужащих с

целью изменения их отношения к социальному окружению и к собственной

личности, где групповой психотерапевт и участники, используя вербальные и

невербальные методы воздействия на клиента-военнослужащего и группу в

целом, принимают активное участие в терапевтической деятельности.

Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает клиент-

военнослужащий в группе, в значительной степени отражают его истинные

взаимоотношения. Группа выступает как модель реальной жизни, где

военнослужащий проявляет те же отношения, установки, ценности, те же

способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции, что

позволяет выйти на понимание и коррекцию его проблем за счет межличностного

взаимодействия, групповой динамики.

Группы личностного роста военнослужащих – один из видов

психокоррекционных групп военнослужащих. Целью групп личностного роста

военнослужащих является содействие процессам их личностного развития и

реализации творческого потенциала. В группах личностного роста объектом

воздействия со стороны военного психолога является нормально

функционирующая личность военнослужащего.

Тренинг личностного роста направлен на развитие личности

военнослужащих, способствует их личностному росту и максимальному

использованию своего потенциала в жизни и профессиональной деятельности.

Тренинг нацелен на решение следующих задач:

- развитие адекватного понимания самого себя и осуществление коррекции

самооценки;

- развитие умения и потребности в познании других людей,

гуманистического отношения к ним;

- формирование жизненных планов, планов служебной карьеры и

корректировка ценностных ориентаций;

- развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;

- развитие умения преодолевать жизненные трудности;

- формирование профессионально-значимых качеств военнослужащего.

В рамках различных научных школ существуют разные подходы к проведению

психокоррекционной и психотерапевтической работы, к пониманию и изучению

личностного развития.

Большинство военных психологов, применяющих в своей практике групповую

психотерапию, предпочитают сознательный отказ от следования единой

психологической концепции.

Возможны два пути:

1.Слияние нескольких направлений в одно - интегративный подход.

2.Использование обширного набора методов самых разных направлений в

зависимости от ситуации и собственных предпочтений - эклектический подход.

И тот, и другой подходы могут применяться с большой продуктивностью.

Очевидно, что какой бы из этих подходов не выбрал военный психолог, ему

необходимо иметь представление об изучении проблем психокоррекционной

работы и личностного роста в различных научных направлениях.

В основной части данной работы мы рассмотрим различные подходы к

рассмотрению обозначенных проблем. Задачей первой главы является

всестороннее освещение наиболее общих положений различных научных школ

относительно вопросов личностного роста и групповой психологической работы.

Задача второй главы – подробное описание принципов проведения групповой

работы по личностному развитию военнослужащих. Сквозной задачей всей работы

является выделение и подчеркивание особенностей работы именно с

военнослужащими.

Вопрос первый.

Проблема личностного роста в группе в психологии.

Проблема развития личности всегда вызывала большой интерес у

отечественных и зарубежных психологов, что обусловило наличие качественно

разнообразных подходов к пониманию данной проблемы. Авторские концепции

тяготеют к методологическому уровню анализа проблематики личности, лишь

немногие опираются на эмпирические исследования. Соответственно, единой

точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, нет.

Отечественная и зарубежная психологическая наука в течении длительного

времени пытается объяснить закономерности становления, развития и

проявления личности в системе общественных отношений. Расхождения, которые

здесь возникают, касаются понимания движущих сил развития, в частности

значения общества и различных социальных групп для развития личности,

закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом

процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса

развития и других вопросов. С каждым типом теорий личности связано свое

особенное представление о развитии личности.

О.В. Немиринский считает, что термин «личностный рост» по сравнению с

термином "личностное развитие" является более узким и специфичным и

отражает в первую очередь содержание развития личности и может служить

предметом нашего рассмотрения.

Личностный рост как особый объект эмпирического исследования в

современной психологии представлен рядом работ гуманистической ориентации.

В литературе отсутствуют точные сведения, указывающие на авторство введения

термина «личностный рост». Традиционно оно связывается с именем К.

Роджерса, хотя идеи психологического роста содержатся в работах Джемса,

Фрейда, Юнга, Адлера, Райха, Александера, Перлза, Маслоу, восточных

учениях.

К. Роджерс выделил три главные образующие личностного роста: механизм

актуализации, процесс личностной (организмической) оценки и позитивной

ориентации самостроительства человека.

Первая образующая показывает, что результат самоизменения личности

находится не вне человека (военнослужащего); и внутреннее совершенство, к

которому стремится человек, уже дано, реально существует в нем самом.

Движение к тому, что уже существует, делает развитие и самоизменение

личности военнослужащего независимым от внешней действительности и выражает

ее уникальное содержание и бытие.

Положение о позитивной направленности самоизменений личности

военнослужащего подчеркивает не столько характер достигнутых эффектов,

сколько исходное стремление человека сделать наилучший выбор в конкретной

ситуации жизни, отвечающий самопредставлению, личным убеждениям

относительно себя и мира. «Организмический процесс оценки», согласно

работам К. Роджерса, - формирование системы обратной связи, служащей цели

саморегуляции актуального поведения.

Анализ зарубежной психологической литературы показывает, что

существующие подходы к личностному росту различаются не только

теоретическими и терминологическими установками, но и тем, что в них служит

предметом и целью исследования и психологического управления. В частности,

в структуре процессов личностного роста выделяют:

- психологические параметры общения, способствующего личностному росту

(Роджерс К.; Сатир В.);

- эффекты личностного роста, отраженные в продуктах деятельности,

особенностях самосознания (Роджерс К., Маслоу А.);

- процедуры группового и диалогового взаимодействия, инициирующие

личностные изменения (Рудестам К.);

- пошаговые психотехнологии переформирования неэффективных привычек

личности (Бэндлер Р., Гринндер Д.);

- структура процессов личностного роста обнаруживается в единицах

анализа психологических школ (Фейдимен Дж., Фрейгер Р.).

Проблема личностного роста - одна из самых сложных и по сути постоянно

актуальных в психологической науке. Так или иначе она затрагивается многими

авторами, причём не всегда в качестве основной исследуемой им проблемы, но

часто в качестве одной из «вторичных» проблем, без разрешения которой

невозможно рассмотрение какого-либо иного интересующего данного автора

вопроса. Практически все работы, связанные с изучением личности человека,

направлены не только на выявление конкретных закономерностей, определенных

изменений на разных возрастных этапах, но и на раскрытие общих принципов

личностного роста. В то же время в психологии до сих пор остаются

недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными

процессуальные характеристики, структура, эволюционные характеристики и

формы изменений, психологические механизмы и движущие силы процесса

личностного роста как формы проявления генеральной линии прогресса в

социальном становлении человека как личности.

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что различными

специалистами структура личностного роста описывается не одинаково, при

этом выделение тех или иных составляющих этой структуры зависит от тех

исходных научно-методологических оснований, которых придерживается тот или

иной автор. Однако вследствие единства описываемого предмета различные его

описания не столько входят в противоречие, сколько дополняют друг друга,

отражая своим многообразием многогранность проблемы личностного роста.

Полезной может оказаться некоторая классификация способов

конструирования структуры личностного роста в рамках различных подходов.

Анализ соответствующей литературы позволяет выделить два способа выявления

и задания структуры личностного роста.

Первый способ - рассмотрение структуры личностного роста как ряда

ступеней, на которые подразделяется процесс личностного роста. Одним из

примеров такого подхода является подход В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева,

которые рассматривают личностный рост прежде всего "как реализацию им

универсальности, бесконечности, как становление Человека в индивиде",

разбивая при этом процесс личностного роста на ряд ступеней, задающих

структуру этого процесса, таких как:

1) личностное (целостное),

2) индивидуальное (единично-уникальное),

3) универсальное (родовое) бытие человека, предпосылкой и основой

которых «является душевная жизнь человека, его субъективность».

Другим примером подобного подхода является подход, предлагаемый Д.И.

Фельдштейном. Фельдштейн говорит о поуровневом развитии личности, при этом

уровни развития связываются с социальной позицией человека, которую он

занимает на том или ином этапе онтогенеза, а само развитие личности

происходит в процессе деятельности.

Б. С. Братусь также выделяет уровни развития личности, но уже на

другом основании, а именно в зависимости от "преобладающего способа

отношения к другим людям и соответственно самому себе". Всего выделяется

четыре уровня:

1) эгоцентрический. "Отношение к себе здесь как к единице, самоценности, а

отношение к другим - сугубо потребительское, в зависимости лишь от того,

помогает ли другой личному успеху или нет".

2) группоцентрический. "Человек, стоящий на этом уровне, идентифицирует

себя с какой-либо группой и отношение его к другим людям зависит от того,

входят эти другие в его группу или нет."

3) просоциальный (гуманистический). "Для человека, который достигает этого

уровня, отношение к другому уже не определяется только принадлежностью к

определённой группе. За каждым человеком, пусть даже далёким, не входящим

в группу, подразумевается самоценность и равенство его в отношении прав,

свобод и обязанностей".

4) духовный (эсхатологический). "На этой ступени человек начинает

осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные

существа, но как на существа особого рода, связанные, подобные,

соотносимые с духовным миром".

В зарубежной психологии подобный подход характерен для А. Маслоу,

который выделяет ступени личностного роста (который применительно к Маслоу

следует понимать как движение человека к достижению самоактуализации) в

соответствии с иерархическими уровнями мотивообразующих потребностей.

Иерархия потребностей по Маслоу включает в себя следующие уровни (от

низшего к высшему):

1) физиологические потребности (жажда, голод и т. д.);

2) потребности безопасности (долговременное выживание и стабильность);

3) потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие);

4) потребности самоуважения (значение, компетентность);

5) потребности самоактуализации (реализация потенциала).

При этом отмечается (хотя и при наличии исключений) необходимость

удовлетворения потребностей, находящихся внизу иерархии, для того, чтобы

мотивирующими стали потребности, лежащие выше.

Второй способ описания структуры личностного роста состоит в выделении

"сквозных" структурообразующих его характеристик, которые присутствуют на

любой стадии процесса роста личности. При этом необходимо различать

ситуацию, когда задаются условия личностного роста, не составляющие, однако

его структуру, и ситуацию, когда задаются такие механизмы и образования,

которые одновременно и являются условиями личностного роста, и составляют

его структуру. Примером первого могут служить предложенные Роджерсом шесть

терапевтических условий личностного роста в процессе психотерапии, такие

как:

1) два человека находятся в психологическом контакте;

2) первый человек, клиент-военнослужащий, находится в состоянии

несоответствия, он уязвим и тревожен;

3) второй человек, психотерапевт, является гармоничным или

интегрированным;

4) психотерапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту;

5) психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы

координат клиента и стремится передать это клиенту;

6) как минимум, должна произойти передача клиенту эмпатийного

понимания и безусловного позитивного внимания терапевта.

Примером может также служить подход Н. Р. Битяновой, которая выделяет

такие составляющие структуры личностного роста, как:

1) самопознание,

2) самопобуждение,

3) программирование профессионального и личностного роста,

4) самореализация.

Этот подход чрезвычайно интересен тем, что задавая структуру

личностного роста военнослужащего как систему механизмов, которые

одновременно осуществляют процесс личностного роста и освоение и

преобразование которых составляет сам процесс личностного роста или, по

крайней мере, неотъемлемую составляющую этого процесса, он позволяет

непосредственно перейти к практическому его осуществлению и разработке

соответствующих практических методик и рекомендаций, что особенно важно в

рамках военной психологии.

Сопоставляя выявленные способы описания структуры личностного роста

военнослужащего, заметим, что первый способ, задавая ступенчатую структуру

личностного роста, необходимо требует дополнения в виде выявления и

описания механизмов восхождения человека по этим ступеням, перехода его с

одной ступени на другую, тогда как второй способ, указывая эти механизмы,

требует выявления качественных изменений, происходящих в процессе

личностного роста, описанием которых занимается первый способ. При этом

первый способ на практике может служить скорее задачам диагностики уровня

развития личности, тогда как второй - задачам организации процесса

личностного роста, построения соответствующих тренингов и программ. Как то,

так и другое чрезвычайно важно для военной психологии и требует более

подробного исследования. Однако, исходя из наличной ситуации в Вооружённых

Силах Российской Федерации, в высшей военной школе более актуальной

является задача организации процесса личностного роста, задача органичного

включения в порядок армейской жизни таких составляющих и условий, которые

бы способствовали его осуществлению, тогда как задача диагностики может

стать более актуальной только после того, как в армии будут обеспечены все

условия и создана структура, способствующая осуществлению личностного роста

военнослужащих, ибо в этом случае диагностика будет не просто давать никому

не нужные данные, а будет способствовать определению комплекса необходимых

мер и условий, которые могли бы помочь данному военнослужащему в

осуществлении личностного роста.

Групповая психотерапия включает в себя большое количество различных

направлений, в которых, в свою очередь, применяется большое количество

различных методов, форм, способов и средств психологического воздействия на

личность. Поэтому военный психолог, организуя групповую

психотерапевтическую работу с военнослужащими, членами их семей, служащими

РА, будет более успешен в своей деятельности, если знает и применяет как

можно большее количество психотерапевтических техник, владеет широким

диапазоном методов. Цель всякой психотерапии - добиться изменений в мыслях,

чувствах и действиях пациента-военнослужащего.

Каждая научная школа, выдвигая свои теоретические гипотезы и развивая

их в процессе экспериментальной проверки, предлагает свои методы и техники

групповой психотерапевтической работы. Необходимо также учитывать тот факт,

что в каждом из множества психологических направлений принята своя

концепция личности, свое представление об элементах психического мира

человека и их взаимосвязи. Соответственно отличаются и нюансы понимания

сути и особенностей процессов личностного развития и роста. Рассмотрим

основные подходы к изучению интересующих нас феноменов – историю

возникновения и развития групповых видов работы по развитию личности.

Современные практики группового движения приспособили многие

традиционные учения к конкретным ситуациям и потребностям клиентов.

Например, группы телесной терапии черпают материал из учений В. Райха;

группы, центрированные на теме, широко пользуются психоаналитическим

мышлением в сочетании с гуманистическими ценностями; группы тренинга умений

соединяют бихевиоризм со сложившимися методами групповой работы.

Поведенческая психотерапия концентрируется в основном на действиях и

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.