| |||||
МЕНЮ
| Личностный рост военнослужащих в группеЛичностный рост военнослужащих в группеЛичностный рост военнослужащих в терапевтической группе. Курсовая работа. Содержание. Введение. 3 Глава первая. Психологическая постановка проблемы личностного роста в группе. 6 Глава вторая. Принципы организации и проведения групп личностного роста. Глава третья. Эмпирическое исследование личностного роста в группе. Заключение. Список литературы. Приложения. Введение. Тема личностного развития военнослужащих признается крайне важной и значимой. Этой теме посвящены многие работы; цель данной курсовой работы – рассмотреть основные подходы к рассмотрению заявленной проблемы. Ставится задача показать особенности работы с военнослужащими как со специфической большой социальной группой, обладающей своими устойчивыми социальными характеристиками. Групповая психотерапия не является самостоятельным направлением в общей системе психологической помощи военнослужащим; она представляет собой специфический метод, при использовании которого основным инструментом психокоррекционного (психотерапевтического) воздействия выступает специально организованная группа клиентов-военнослужащих (в индивидуальной психотерапии таким инструментом является только психотерапевт). Групповая психотерапия представляет собой метод оказания психологической помощи, который сознательно, планомерно и систематически применяется в небольшой организованной группе клиентов-военнослужащих с целью изменения их отношения к социальному окружению и к собственной личности, где групповой психотерапевт и участники, используя вербальные и невербальные методы воздействия на клиента-военнослужащего и группу в целом, принимают активное участие в терапевтической деятельности. Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает клиент- военнослужащий в группе, в значительной степени отражают его истинные взаимоотношения. Группа выступает как модель реальной жизни, где военнослужащий проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции, что позволяет выйти на понимание и коррекцию его проблем за счет межличностного взаимодействия, групповой динамики. Группы личностного роста военнослужащих – один из видов психокоррекционных групп военнослужащих. Целью групп личностного роста военнослужащих является содействие процессам их личностного развития и реализации творческого потенциала. В группах личностного роста объектом воздействия со стороны военного психолога является нормально функционирующая личность военнослужащего. Тренинг личностного роста направлен на развитие личности военнослужащих, способствует их личностному росту и максимальному использованию своего потенциала в жизни и профессиональной деятельности. Тренинг нацелен на решение следующих задач: - развитие адекватного понимания самого себя и осуществление коррекции самооценки; - развитие умения и потребности в познании других людей, гуманистического отношения к ним; - формирование жизненных планов, планов служебной карьеры и корректировка ценностных ориентаций; - развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях; - развитие умения преодолевать жизненные трудности; - формирование профессионально-значимых качеств военнослужащего. В рамках различных научных школ существуют разные подходы к проведению психокоррекционной и психотерапевтической работы, к пониманию и изучению личностного развития. Большинство военных психологов, применяющих в своей практике групповую психотерапию, предпочитают сознательный отказ от следования единой психологической концепции. Возможны два пути: 1.Слияние нескольких направлений в одно - интегративный подход. 2.Использование обширного набора методов самых разных направлений в зависимости от ситуации и собственных предпочтений - эклектический подход. И тот, и другой подходы могут применяться с большой продуктивностью. Очевидно, что какой бы из этих подходов не выбрал военный психолог, ему необходимо иметь представление об изучении проблем психокоррекционной работы и личностного роста в различных научных направлениях. В основной части данной работы мы рассмотрим различные подходы к рассмотрению обозначенных проблем. Задачей первой главы является всестороннее освещение наиболее общих положений различных научных школ относительно вопросов личностного роста и групповой психологической работы. Задача второй главы – подробное описание принципов проведения групповой работы по личностному развитию военнослужащих. Сквозной задачей всей работы является выделение и подчеркивание особенностей работы именно с военнослужащими. Вопрос первый. Проблема личностного роста в группе в психологии. Проблема развития личности всегда вызывала большой интерес у отечественных и зарубежных психологов, что обусловило наличие качественно разнообразных подходов к пониманию данной проблемы. Авторские концепции тяготеют к методологическому уровню анализа проблематики личности, лишь немногие опираются на эмпирические исследования. Соответственно, единой точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, нет. Отечественная и зарубежная психологическая наука в течении длительного времени пытается объяснить закономерности становления, развития и проявления личности в системе общественных отношений. Расхождения, которые здесь возникают, касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов. С каждым типом теорий личности связано свое особенное представление о развитии личности. О.В. Немиринский считает, что термин «личностный рост» по сравнению с термином "личностное развитие" является более узким и специфичным и отражает в первую очередь содержание развития личности и может служить предметом нашего рассмотрения. Личностный рост как особый объект эмпирического исследования в современной психологии представлен рядом работ гуманистической ориентации. В литературе отсутствуют точные сведения, указывающие на авторство введения термина «личностный рост». Традиционно оно связывается с именем К. Роджерса, хотя идеи психологического роста содержатся в работах Джемса, Фрейда, Юнга, Адлера, Райха, Александера, Перлза, Маслоу, восточных учениях. К. Роджерс выделил три главные образующие личностного роста: механизм актуализации, процесс личностной (организмической) оценки и позитивной ориентации самостроительства человека. Первая образующая показывает, что результат самоизменения личности находится не вне человека (военнослужащего); и внутреннее совершенство, к которому стремится человек, уже дано, реально существует в нем самом. Движение к тому, что уже существует, делает развитие и самоизменение личности военнослужащего независимым от внешней действительности и выражает ее уникальное содержание и бытие. Положение о позитивной направленности самоизменений личности военнослужащего подчеркивает не столько характер достигнутых эффектов, сколько исходное стремление человека сделать наилучший выбор в конкретной ситуации жизни, отвечающий самопредставлению, личным убеждениям относительно себя и мира. «Организмический процесс оценки», согласно работам К. Роджерса, - формирование системы обратной связи, служащей цели саморегуляции актуального поведения. Анализ зарубежной психологической литературы показывает, что существующие подходы к личностному росту различаются не только теоретическими и терминологическими установками, но и тем, что в них служит предметом и целью исследования и психологического управления. В частности, в структуре процессов личностного роста выделяют: - психологические параметры общения, способствующего личностному росту (Роджерс К.; Сатир В.); - эффекты личностного роста, отраженные в продуктах деятельности, особенностях самосознания (Роджерс К., Маслоу А.); - процедуры группового и диалогового взаимодействия, инициирующие личностные изменения (Рудестам К.); - пошаговые психотехнологии переформирования неэффективных привычек личности (Бэндлер Р., Гринндер Д.); - структура процессов личностного роста обнаруживается в единицах анализа психологических школ (Фейдимен Дж., Фрейгер Р.). Проблема личностного роста - одна из самых сложных и по сути постоянно актуальных в психологической науке. Так или иначе она затрагивается многими авторами, причём не всегда в качестве основной исследуемой им проблемы, но часто в качестве одной из «вторичных» проблем, без разрешения которой невозможно рассмотрение какого-либо иного интересующего данного автора вопроса. Практически все работы, связанные с изучением личности человека, направлены не только на выявление конкретных закономерностей, определенных изменений на разных возрастных этапах, но и на раскрытие общих принципов личностного роста. В то же время в психологии до сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными процессуальные характеристики, структура, эволюционные характеристики и формы изменений, психологические механизмы и движущие силы процесса личностного роста как формы проявления генеральной линии прогресса в социальном становлении человека как личности. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что различными специалистами структура личностного роста описывается не одинаково, при этом выделение тех или иных составляющих этой структуры зависит от тех исходных научно-методологических оснований, которых придерживается тот или иной автор. Однако вследствие единства описываемого предмета различные его описания не столько входят в противоречие, сколько дополняют друг друга, отражая своим многообразием многогранность проблемы личностного роста. Полезной может оказаться некоторая классификация способов конструирования структуры личностного роста в рамках различных подходов. Анализ соответствующей литературы позволяет выделить два способа выявления и задания структуры личностного роста. Первый способ - рассмотрение структуры личностного роста как ряда ступеней, на которые подразделяется процесс личностного роста. Одним из примеров такого подхода является подход В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева, которые рассматривают личностный рост прежде всего "как реализацию им универсальности, бесконечности, как становление Человека в индивиде", разбивая при этом процесс личностного роста на ряд ступеней, задающих структуру этого процесса, таких как: 1) личностное (целостное), 2) индивидуальное (единично-уникальное), 3) универсальное (родовое) бытие человека, предпосылкой и основой которых «является душевная жизнь человека, его субъективность». Другим примером подобного подхода является подход, предлагаемый Д.И. Фельдштейном. Фельдштейн говорит о поуровневом развитии личности, при этом уровни развития связываются с социальной позицией человека, которую он занимает на том или ином этапе онтогенеза, а само развитие личности происходит в процессе деятельности. Б. С. Братусь также выделяет уровни развития личности, но уже на другом основании, а именно в зависимости от "преобладающего способа отношения к другим людям и соответственно самому себе". Всего выделяется четыре уровня: 1) эгоцентрический. "Отношение к себе здесь как к единице, самоценности, а отношение к другим - сугубо потребительское, в зависимости лишь от того, помогает ли другой личному успеху или нет". 2) группоцентрический. "Человек, стоящий на этом уровне, идентифицирует себя с какой-либо группой и отношение его к другим людям зависит от того, входят эти другие в его группу или нет." 3) просоциальный (гуманистический). "Для человека, который достигает этого уровня, отношение к другому уже не определяется только принадлежностью к определённой группе. За каждым человеком, пусть даже далёким, не входящим в группу, подразумевается самоценность и равенство его в отношении прав, свобод и обязанностей". 4) духовный (эсхатологический). "На этой ступени человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но как на существа особого рода, связанные, подобные, соотносимые с духовным миром". В зарубежной психологии подобный подход характерен для А. Маслоу, который выделяет ступени личностного роста (который применительно к Маслоу следует понимать как движение человека к достижению самоактуализации) в соответствии с иерархическими уровнями мотивообразующих потребностей. Иерархия потребностей по Маслоу включает в себя следующие уровни (от низшего к высшему): 1) физиологические потребности (жажда, голод и т. д.); 2) потребности безопасности (долговременное выживание и стабильность); 3) потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие); 4) потребности самоуважения (значение, компетентность); 5) потребности самоактуализации (реализация потенциала). При этом отмечается (хотя и при наличии исключений) необходимость удовлетворения потребностей, находящихся внизу иерархии, для того, чтобы мотивирующими стали потребности, лежащие выше. Второй способ описания структуры личностного роста состоит в выделении "сквозных" структурообразующих его характеристик, которые присутствуют на любой стадии процесса роста личности. При этом необходимо различать ситуацию, когда задаются условия личностного роста, не составляющие, однако его структуру, и ситуацию, когда задаются такие механизмы и образования, которые одновременно и являются условиями личностного роста, и составляют его структуру. Примером первого могут служить предложенные Роджерсом шесть терапевтических условий личностного роста в процессе психотерапии, такие как: 1) два человека находятся в психологическом контакте; 2) первый человек, клиент-военнослужащий, находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен; 3) второй человек, психотерапевт, является гармоничным или интегрированным; 4) психотерапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту; 5) психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту; 6) как минимум, должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания терапевта. Примером может также служить подход Н. Р. Битяновой, которая выделяет такие составляющие структуры личностного роста, как: 1) самопознание, 2) самопобуждение, 3) программирование профессионального и личностного роста, 4) самореализация. Этот подход чрезвычайно интересен тем, что задавая структуру личностного роста военнослужащего как систему механизмов, которые одновременно осуществляют процесс личностного роста и освоение и преобразование которых составляет сам процесс личностного роста или, по крайней мере, неотъемлемую составляющую этого процесса, он позволяет непосредственно перейти к практическому его осуществлению и разработке соответствующих практических методик и рекомендаций, что особенно важно в рамках военной психологии. Сопоставляя выявленные способы описания структуры личностного роста военнослужащего, заметим, что первый способ, задавая ступенчатую структуру личностного роста, необходимо требует дополнения в виде выявления и описания механизмов восхождения человека по этим ступеням, перехода его с одной ступени на другую, тогда как второй способ, указывая эти механизмы, требует выявления качественных изменений, происходящих в процессе личностного роста, описанием которых занимается первый способ. При этом первый способ на практике может служить скорее задачам диагностики уровня развития личности, тогда как второй - задачам организации процесса личностного роста, построения соответствующих тренингов и программ. Как то, так и другое чрезвычайно важно для военной психологии и требует более подробного исследования. Однако, исходя из наличной ситуации в Вооружённых Силах Российской Федерации, в высшей военной школе более актуальной является задача организации процесса личностного роста, задача органичного включения в порядок армейской жизни таких составляющих и условий, которые бы способствовали его осуществлению, тогда как задача диагностики может стать более актуальной только после того, как в армии будут обеспечены все условия и создана структура, способствующая осуществлению личностного роста военнослужащих, ибо в этом случае диагностика будет не просто давать никому не нужные данные, а будет способствовать определению комплекса необходимых мер и условий, которые могли бы помочь данному военнослужащему в осуществлении личностного роста. Групповая психотерапия включает в себя большое количество различных направлений, в которых, в свою очередь, применяется большое количество различных методов, форм, способов и средств психологического воздействия на личность. Поэтому военный психолог, организуя групповую психотерапевтическую работу с военнослужащими, членами их семей, служащими РА, будет более успешен в своей деятельности, если знает и применяет как можно большее количество психотерапевтических техник, владеет широким диапазоном методов. Цель всякой психотерапии - добиться изменений в мыслях, чувствах и действиях пациента-военнослужащего. Каждая научная школа, выдвигая свои теоретические гипотезы и развивая их в процессе экспериментальной проверки, предлагает свои методы и техники групповой психотерапевтической работы. Необходимо также учитывать тот факт, что в каждом из множества психологических направлений принята своя концепция личности, свое представление об элементах психического мира человека и их взаимосвязи. Соответственно отличаются и нюансы понимания сути и особенностей процессов личностного развития и роста. Рассмотрим основные подходы к изучению интересующих нас феноменов – историю возникновения и развития групповых видов работы по развитию личности. Современные практики группового движения приспособили многие традиционные учения к конкретным ситуациям и потребностям клиентов. Например, группы телесной терапии черпают материал из учений В. Райха; группы, центрированные на теме, широко пользуются психоаналитическим мышлением в сочетании с гуманистическими ценностями; группы тренинга умений соединяют бихевиоризм со сложившимися методами групповой работы. Поведенческая психотерапия концентрируется в основном на действиях и |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|