рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Стандартизация в зарубежных странах

Стандартизация в зарубежных странах

Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный экономический университет

Реферат

по курсу

стандартизация, сертификация, метрология

Тема: Стандартизация в зарубежных странах

Исполнитель: студент гр. КД-99-I

Парыгин С. А.

Руководитель: к.э.н., доцент

Бушуев Р.В.

нормоконтроллёр

Екатеринбург

2000

план

Введение 3

1. Американский национальный институт стандартов и технологии 4

2. Британский институт стандартов 6

3. Французская ассоциация по стандартизации 10

4. Немецкий институт стандартов 12

5. Японский комитет промышленных стандартов 14

Заключение 19

Список использованной литературы 20

Введение

Переход России к рыночной экономике определил новые условия для

деятельности отечественных фирм, предприятий и организаций, не только на

внутреннем рынке, но и на внешних.

Право предприятий на самостоятельность, не означает вседозволенность, а

заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем

мире «правила игры».

Международное сотрудничество по любым направлениям и на любым уровне

требует гармонизации этих правил международными и национальными нормами.

Механическое перенесение механического опыта в отечественные условия,

невозможно, но специалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий

кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и принятию новых

прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию, услуги,

реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне.

Целью данного реферата является рассмотрение стандартизации в

зарубежных странах, а именно в США, Великобритании, Франции, Германии,

Японии.

Мы рассмотрим какие организации являются национальными организациями по

стандартизации в своих странах. Рассмотрим историю их образования,

организационную структуру, каждой организации. Выделим какие организации

являются государственными, какие частными, некоммерческими. Их цели и

задачи. Как негосударственные организации взаимодействуют с государством.

Чем занимаются эти организации, либо это принятие национальных стандартов,

либо составление и принятие национальных стандартов. Их взаимодействие с

международными организациями. Перспективы развития.

1. Американский национальный институт

стандартов и технологии

Национальным органом по стандартизации в США является Американский

национальный институт стандартов и технологии (NIST). Его предшественники:

Американский комитет технической стандартизации, который в 1928 г. был

реорганизован в Американскую ассоциацию по стандартизации (ASA);

Организация по стандартизации США (USASI), просуществовавшая менее трех лет

и преобразованная в ANSI, а теперь — NIST.

NIST — неправительственная некоммерческая организация, координирующая

работы по добровольной стандартизации в частном секторе экономики,

руководящая деятельностью организаций — разработчиков стандартов,

принимающая решения о придании стандарту статуса национального (если в нем

заинтересованы различные фирмы и стандарт приобретает межотраслевой

характер).

NIST не разрабатывает стандарты, но является единственной организацией

в США, принимающей (утверждающей) национальные стандарты. Это отвечает

основной задаче NIST — содействие решению проблем, имеющих

общегосударственное значение (экономия энергоресурсов, защита окружающей

среды, обеспечение безопасности жизни людей и условий производства).

Институт разрабатывает целевые программы. Программно-целевое

планирование охватывает производство и транспортировку топлива, снабжение

электроэнергией, применение ядерной, солнечной и других видов энергии.

Значительно меньше внимания уделяется разработке стандартов на готовую

продукцию, поскольку в этой области действуют фирменные нормативные

документы.

Национальные (федеральные) стандарты содержат обязательные к выполнению

требования, касающиеся в основном аспектов безопасности. Наряду с

обязательными федеральными стандартами в США действуют технические

регламенты, утверждаемые органами государственного управления —

Министерством торговли, Министерством обороны, Управлением служб общего

назначения, Федеральным агентством по охране окружающей среды, Федеральным

агентством по охране труда и здоровья на производстве, Федеральным

управлением по безопасности пищевых продуктов и медикаментов, Комиссией по

безопасности потребительских товаров и некоторыми другими. NIST

поддерживает тесные деловые контакты с этими организациями, в частности, в

плане информационного обеспечения фирм, частных организаций,

разрабатывающих стандарты. Сами указанные выше органы управления нередко

участвуют в разработке фирменных стандартов и учитывают наличие таковых при

планировании создания федерального стандарта. Нередки случаи, когда

фирменный стандарт, удовлетворяя их требованиям, принимается в качестве

федерального.

Разрабатывают федеральные стандарты авторитетные организации,

аккредитованные Американским национальным институтом стандартов. Наиболее

известные из них: Американское общество по испытаниям и материалам (ASTM);

Американское общество по контролю качества (ASQC); Американское общество

инженеров-механиков (ASME); Объединение испытательных лабораторий страховых

компаний, Общество инженеров-автомобилестроителей (SAE), Институт инженеров

по электротехнике и электронике (IEEE) и др. Эти организации разрабатывают

не только федеральные, но и стандарты, носящие добровольный характер. Всего

в США разработкой добровольных стандартов занимается более 400 различных

организаций и фирм, а добровольных стандартов насчитывается более 35 тыс.

На сегодняшний день членами NIST состоят более 1200 фирм, свыше 250

производственных и торговых компаний, научно-технических и инженерных

обществ.

Структура финансирования института говорит о его независимости от

государственного бюджета: 37% составляют взносы организаций-членов (6%) и

фирм-членов (31%); разработка специальных программ по заказам

заинтересованных организаций — 15%; поступления от продажи различных

изданий - 47% и прочие доходы - 1%.

Оргструктура NIST. Возглавляет институт Совет директоров. Его функции:

выборы президента сроком на один год, трех вице-президентов,

исполнительного вице-президента и исполнительного комитета. Последний

управляет институтом в период между заседаниями Совета директоров и

контролирует исполнение бюджета. Совет директоров планирует работу

института, разрабатывает приоритетные направления стандартизации.

Совету директоров подчиняются: Совет организаций-членов, Совет компаний-

членов и Совет по защите интересов потребителей. Совет организаций-членов

состоит из представителей различных союзов, объединений, а также

представителей федерального правительства или правительства отдельных

штатов (при их заинтересованности). Совет организаций утверждает

национальные (федеральные) стандарты;

анализирует принятые другими организациями стандарты в отношении их

приемлемости как федеральных; планирует обновление и создание новых

нормативных документов; курирует участие страны в международной

стандартизации. Этот орган имеет по одному представителю в двух других

Советах.

Совет компаний-членов включает представителей всех заинтересованных

фирм из разных отраслей экономики. Этот орган имеет пять представителей в

Совете по защите прав потребителей и одного — в Совете организаций. Совет

компаний составляет программы стандартизации с учетом отраслевых интересов;

привлекает новых членов; определяет потребности в новых национальных

или международных стандартах; занимается исследовательской работой,

направленной на повышение эффективности производства и торговли через

стандартизацию.

В Совете по защите интересов потребителей представлены по пять членов

от двух других советов, пять представителей государственных органов,

представители потребительских союзов. Основные задачи данного Совета

определяются целями его работы — отслеживать соблюдение интересов

потребителей в национальных стандартах. Совет выявляет области, где

необходимо добиваться улучшения качества товаров (услуг) с помощью

стандартизации; занимается разъяснительной деятельностью, пропагандируя

роль стандартизации в развитии экономики и защите прав и интересов

потребителей. Совет широко привлекает самих потребителей к проверкам

качества и безопасности товаров на местах. Для этого создаются добровольные

контролирующие группы, которые под руководством представителей Совета

собирают информацию и присылают отзывы и рекомендации. Эти отзывы и

рекомендации рассматриваются и нередко учитываются при обновлении или

создании нового нормативного документа.

Помимо трех советов, в составе NIST есть комитеты при Совете

директоров, координирующие различные стороны деятельности института, а

также большое число постоянных рабочих органов, например:

• Исполнительный совет по стандартизации, который выполняет

координирующие функции;

• Совет по пересмотру стандартов — принимает национальные стандарты,

имеет право их отмены и установления срока действия;

• Комиссия по контролю и аккредитации — контролирует соблюдение

методологии стандартизации разработчиками нормативных документов и

занимается аккредитацией организаций разработчиков;

• Комитет по сертификации — разрабатывает и реализует программы по

сертификации продукции и услуг, представляет в Совет директоров системы

сертификации официального признания;

• Консультативный комитет по международной стандартизации — определяет

направления участия специалистов института в международных организациях;

• Национальный комитет по участию США в деятельности ИСО и МЭК —

отвечает за эффективность работы в этих организациях. С конца 80-х годов

США ведут в международных организациях в общей совокупности секретариаты 15

технических комитетов и 211 рабочих групп. Особенно большое значение

придается ведению секретариата технического совместного комитета ИСО/МЭК по

информационной технологии, где специалисты США возглавляют пять

подкомитетов и 16 рабочих групп. Участие NIST в работе МЭК также весьма

широкое: американские специалисты входят в состав рабочих групп 90%

технических программ. Такое активное присутствие в крупнейших международных

организациях дает возможность NIST влиять на принятие американских

национальных стандартов в качестве международных;

• Комитет стратегического планирования — разрабатывает долгосрочные

целевые программы и планы работы NIST;

• Отраслевые комиссии по стандартизации — оказывают поддержку

исполнительному совету по стандартизации в областях сообразно своей

компетенции;

• Комитет по информационному обслуживанию в области стандартизации при

Совете директоров — координирует информационное обеспечение работы

института. Институт располагает банком данных о действующих и

разрабатываемых федеральных стандартах.

2. Британский институт стандартов

Британский институт стандартов (BSI) создан в 1901 г. по инициативе

обществ инженеров-механиков, инженеров-судостроителей, инженеров-электриков

и инженеров-металлургов. Это независимая организация, действующая в

соответствии с Уставом, впервые принятым в 1929 г. и пересмотренным в 1981

г. Основные функции BSI — координация деятельности по разработке стандартов

на основе соглашения между всеми заинтересованными сторонами и принятие

стандартов.

В штате института состоит около 1300 сотрудников. Высший

законодательный орган — Генеральная конференция — созывается один раз в год

для заслушивания отчета о работе BSI, избрания президента и его

заместителей, назначения финансовых ревизоров.

Высший исполнительный орган — Управляющий совет, подотчетный

Генеральной конференции, руководит работой института и контролирует все

направления деятельности (через подчиненный ему Финансовый комитет).

Возглавляет Управляющий совет президент BSI. В состав входят заместители

президента, генеральный директор и директора всех подразделений BSI,

председатель финансового комитета; представители всех отраслевых советов,

Британского конгресса тред-юнионов, Конференции британской промышленности,

министерства торговли и промышленности, министерства обороны, министерства

охраны окружающей среды и организаций — учредителей BSI.

В состав BSI входят коллективные и индивидуальные члены (свыше 15 тыс.

фирм, организаций и отдельных лиц), заинтересованные в участии в работах по

стандартизации и применении стандартов.

Общие вопросы управления деятельностью BSI по стандартизации,

управлению качеством, информационному обслуживанию и маркетингу находятся в

компетенции Совета директоров. Каждым отдельным направлением

(стандартизации, испытаний продукции, управления качеством, помощи

экспортерам и т.п.) руководят специализированные советы по стандартизации.

Непосредственно разрабатывают национальные стандарты основные рабочие

органы BSI — технические комитеты (их около 3,5 тыс.). Курируют эту работу

комитеты по стандартизации, в свою очередь подчиняющиеся отраслевым советам

по стандартизации. Главная задача отраслевых советов — представлять

интересы изготовителей, потребителей и всех других заинтересованных лиц в

конкретной области. Наибольший объем работы приходится на отраслевые советы

по стандартизации в области электротехники, автоматизации, информационной

технологии, строительства, химии, здравоохранения, машиностроения.

Процедура разработки нормативного документа начинается с получения

заказов на создание стандарта. Заказчиками могут быть представители

организаций потребителей, изготовители продукции, любые другие организации.

Каждое предложение рассматривает Управляющий совет, который при

положительном решении поручает соответствующему техническому комитету

разработать проект стандарта. Технический комитет обязан в своей работе

руководствоваться организационно-методическим британским стандартом BS-O

"Британская система стандартов". Если объект стандартизации представляет

интерес для правительств (например, в аспекте создания технического

регламента), то в качестве консультант в работе комитета участвует

уполномоченный представитель от правительства.

Первая редакция проекта стандарта рассылается на отзыв заинтересованным

сторонам, а окончательный проект поступает в соответствующий комитет по

стандартам, который имеет право разрешать публикацию нормативного

документа. Если разрешение на публикацию подписывает представитель

курирующего отраслевого совета и Управляющего совета, то стандарт считается

принятым.

Информационным обеспечением стандартизации и распространением

информации о стандартах занимается центральная справочная служба, которая

имеет автоматизированную систему информации "Standartline". Система

организована учетом участия BSI в деятельности ИСО и является составной

частью ИСОНЕТ.

" Standartline" позволяет оперативно отыскать информацию о стандартах 1

дополнениях или изменениях, внесенных в них, найти дату принятия и отмены

стандарта, заказать копию стандарта на любых носителях. Информационная

служба BSI имеет центральный доступ к банкам данных других стран и являете

абонентом 50 национальных информационных систем. В свою очередь абонентам

"Standartline" состоят более 30 стран мира.

Ежегодно в системе " Standartline" обрабатывается более 150 тыс.

запросов, а сама система постоянно совершенствуется. Среди нововведений

интересно служба BSUS, абонентами которой состоят более 500 фирм. Служба

занимается актуализацией фонда фирменных стандартов. Другая служба –

PERINORM – создана в сотрудничестве с германской и французской

национальными организациями по стандартизации. Банк данных службы

представляет информацию по стандартам трех стран, международным стандартам

ИСО и МЭК, региональным стандартам СЕН и СЕНЭЛЕК.

Общее количество действующих национальных стандартов достигает 20 тыс.

BSI представляет Великобританию в международных организациях по

стандартизации и принимает решения об использовании международных

стандартов стране. В ИСО BSI ведет стандарты 111 технических комитетов и

подкомитетов в МЭК — 26 технических комитетов и подкомитетов, в СЕН — 29, в

СЕНЭЛЕК — 11. При подготовке проектов национальных стандартов в

максимальной степени учитываются требования нормативных документов,

принятых этими организациями.

Около 25% национальных британских стандартов представляют собой

принятые методом обложки международные стандарты. Примерно 70%

разрабатываемых проектов стандартов ведется в соответствии с направлениями

международной стандартизации. Более 16% стандартов представляют собой

частичное принятие международных.

Заслуживают внимания взаимоотношения BSI и правительства

Великобритании. В 1952 г. между ними был подписан меморандум о

взаимопонимании, в котором BSI определяется как полномочный орган,

ответственный за развитие национальной стандартизации. Действия BSI не

противоречат законодательству Соединенного Королевства Великобритании и

Северной Ирландии. Правительство признает статус BSI как национального

представителя страны в ИСО, МЭК, СЕН и СЕНЭЛЕК. В меморандуме

подчеркивается, что содержание и форма национальных стандартов должны быть

удобны для использования их при контроле качества продукции, сертификации

соответствия, а также при торговых переговорах и заключении контрактов.

Со своей стороны BSI считает приоритетными те направления

стандартизации, которые правительство определяет как отвечающие

национальным интересам. Если такие направления сопряжены со срочной

разработкой нового или пересмотром действующего нормативного документа, что

обычно требует научных исследований, финансирование осуществляет

правительство. Во всех других ситуациях BSI обходится собственными силами.

Основные годовые финансовые поступления выглядит следующим образом

(усредненные данные, %):

|Правительственные субсидии |15,3 |

|Доходы от выполнения заказов на испытания и |44 |

|сертификацию |25,0 |

|Доходы от продажи стандартов и других публикаций |13 |

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.