| |||||
МЕНЮ
| Основы стандартизации и сертификациинациональных информационных данных, формы и методы их представления. Кроме этого, в ГОСТ 1.5-2001 включены требования к оформлению раздела «Термины и определения» и элемента «Библиография», которые все чаще приводятся в межгосударственных стандартах. Причем, установлено требование, что в библиографии приводят сведения только о ссылочных нормативных документах, действующих на межгосударственном уровне, за исключением случая, когда оформляют стандарт, идентичный международному. При этом полностью воспроизводится библиография данного международного стандарта и допускается использовать язык оригинала, если это способствует поиску ссылочных документов. Кроме этого, в ГОСТ 1.5-2001 включены требования к оформлению раздела библиографии. Теперь библиографию не следует оформлять как приложение. Принимая во внимание то, что многие положения ГОСТ 1.5 устанавливают требования к оформлению межгосударственных стандартов, то ГОСТ 1.5-2001 оформлен с учетом этих требований, т. е. сам служит дополнительной иллюстрацией. В ГОСТ 1.5 -2001 установлены новые требования к оформлению титульных листов стандартов и их предисловий, которые учитывают международную практику. Теперь на титульных листах межгосударственных стандартов будут приведены: . наименование межгосударственной организации по стандартизации (Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации) . эмблема этой организации; . трехуровневое обозначение стандарта (на первом уровне – его индекс «ГОСТ», на втором регистрационный номер, на третьем – год принятия); . наименование и обозначение международного стандарта, с которым гармонизирован данный стандарт, и условное обозначение степени гармонизации (IDT – идентичный; MOD – модифицированный); . выходные данные об издательстве по ГОСТ 7.4-95 (п 3.3.6). в предисловии, наряду со сведениями о разработке и принятии стандарта, будут приведены краткие сведения об организации работ по межгосударственной стандартизации и об общем порядке опубликования информации о введении стандарта в действие, изменениях к стандарту и введении их в действие, прекращении действия стандарта, его пересмотре или отмене. В связи с тем, что ГОСТ 1.0-92 устанавливает возможность разработки в развитие межгосударственных стандартов еще двух категорий нормативных документов: правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации, то целесообразно установить общие требования к этим документам в одном стандарте. ГОСТ 1.5-93 косвенно применялся в отношении построения, изложения и оформления правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации в силу ссылки на данный стандарт в ГОСТ 1.2-97. причем формы титульных листов и первых страниц были непосредственно установлены в ГОСТ 1.2-97, а требования к обозначению – в ПМГ 03-99. Теперь все эти требования перенесены в ГОСТ 1.5-2001. В процессе пересмотра ГОСТ 1.5 выявилась необходимость привести его наименование в соответствие с установленными в нем требованиями: в заголовке отразить объект стандартизации: «Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации» (причем обратный порядок слов обусловлен требованием п. 3.6.8 этого стандарта), а в подзаголовке – краткое выражение обобщенного содержания устанавливаемых стандартом положений (аспект стандартизации): «Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению. Опыт работы над ГОСТ 1.5-2001 показал, что разработка подобных основополагающих стандартов требует объединения усилий специалистов всех заинтересованных стран. Поэтому все более актуальным становится потребность в создании межгосударственного технического комитета по стандартизации с областью деятельности «Межгосударственная система стандартизации». К его работе целесообразно привлечь наиболее квалифицированных специалистов по стандартизации стран участниц Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях. 7. Контроль и надзор за соблюдением требований стандарта. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов осуществляется в России на основании закона РФ «О стандартизации» и составляет часть государственной системы стандартизации. К основным задачам государственного надзора можно отнести: предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и закона «О единстве измерений» всеми субъектами хозяйственной деятельности, предоставление информации органам исполнительной власти и общественным организациям по результатам проверок. Проводят государственный надзор должностные лица – государственные инспекторы. Главный государственный инспектор России – Председатель Госстандарта РФ, а главные государственные инспекторы республик в составе РФ и других субъектов Федерации – руководители центров стандартизации и метрологии, т. е. территориальных органов государственного надзора. Государственный контроль за соблюдением обязательных требований стандартов осуществляют и другие организации. Госторгинспекция проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров. Государственный комитет по охране окружающей среды осуществляет государственный экологический контроль. Государственной санитарно- эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции. Проверкам в процессе государственного надзора подвергается продукция (на всех видах ее жизненного цикла); услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию, деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации. Государственный инспектор имеет право: . свободного доступа в служебные и производственные помещения проверяемого предприятия, получать всю необходимую документацию, проводить отбор проб и образцов, выдавать предписания об устранении выявленных отклонений, запрещать или приостанавливать поставку (реализацию) продукции, несоответствующую обязательным требованиям государственных стандартов, и в случае отказа от предъявления ее к проверке; . по результатам проверок облагать нарушителей штрафами, строгое наказание применяется и к не выполняющим запрет на реализацию – штраф в размере стоимости реализованной продукции. Запрет на реализацию продукции или услуг при их несоответствии обязательным требованиям государственных стандартов распространяющихся на импортную продукцию, тем более, если они не прошли сертификацию; . направлять необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд, если выданные им предписания или постановления не выполняются предприятием – объектом государственного надзора. Основная форма государственного контроля и надзора – выборочная проверка. В процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляет государственный инспектор или комиссия, возглавляемая им. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта. Контролю подвергается образец (или проба), отбираемый в соответствии с установленной в стандарте на данную продукцию методикой. Идентификация и технический осмотр продукции проводятся государственным инспектором с привлечением специалистов предприятия, а испытания образцов осуществляют сотрудники, проверяемого субъекта хозяйственной деятельности под наблюдением этого инспектора. Результаты испытаний образцов распространяются на всю партию продукции, от которой они отобраны. При отсутствии у проверяемого предприятия испытательной базы испытания должны проводиться в аккредитованных испытательных лабораториях. Если контроль касается продукции, которая подлежала обязательной сертификации, государственный инспектор проверяет наличие и подлинность, выданного ранее сертификата соответствия, правильность применения знака соответствия до начала испытаний образца. Проверка соблюдения правил обязательной сертификации касается аккредитованных испытательных центров (лабораторий). Проверяющая комиссия устанавливает: наличие лицензии на право осуществления сертификационных испытаний и аттестата аккредитации испытательного центра, соответствие видов испытуемой продукции профилю лаборатории, состояние нормативной базы и испытательного оборудования, соблюдения программы и методик испытаний. Если проверяется работа органа по сертификации, то комиссия, прежде всего, убеждается в правомочности работы органа и наличии необходимого фонда нормативных документов на сертифицируемую продукцию. Контролируется правильность оформляемой документации (сертификатов соответствия) и ее регистрация, обоснованность выдачи сертификатов. По результатам испытаний оформляется протокол испытаний, проведенная проверка заканчивается составлением акта. На основании акта государственный надзор выдает проверяемому субъекту предписание или постановление о применении мер действия за нарушения, обнаруженные в ходе проверок. Акт подписывают проверяющая и проверяемая стороны. Проверяемая сторона имеет право отказаться признать результаты, изложив в письменной форме свое особое мнение. Акт направляется: руководству проверенной организации; в Ростест-Москва для подготовки обобщенной информации; в Госстандарт РФ (в случае необходимости определения штрафных санкций). 1. Стандартизация верхней одежды. 2.1 Особенности стандартизации верхней одежды. Стандартизация является важным фактором, определяющим качество одежды, поскольку она регламентирует требования к внешнему виду, материалам, качеству проектирования и изготовления изделий. В швейной и трикотажной промышленности действуют четыре категории стандартов: государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), республиканские стандарты (РСТ) и технические условия (ТУ). Нормативно- техническими документами, устанавливающими качество изделий верхней одежды, являются также технические описания моделей, образцы-эталоны, конфекционные карты, основы технологии поузловой обработки швейных изделий, унифицированная технология изготовления мужской, женской и детской одежды. Большое значение имеют ГОСТы, в которых установлена номенклатура показателей качества швейных и трикотажных изделий. Показатели качества, указанные в этих документах, должны применятся при разработке и постановке продукции на производство, оценке уровня качества изделий, разработке и пересмотре нормативно-технической документации, для научно- исследовательских работ. Единый порядок разработки и постановки продукции легкой промышленности на производство регламентируется государственным стандартом (ГОСТ). Этот стандарт устанавливает требования к продукции легкой промышленности, подлежащей разработке и постановке на производство; порядок разработки, утверждения, применения образцов-эталонов; порядок постановки продукции на производство и снятия её с производства. Согласно этому стандарту рассмотрение и утверждение образца продукции в качестве образца-эталона проводит художественно-технический совет (ХТС) предприятия с участием представителей основного потребителя. С утвержденным образцом-эталоном сравнивают выпускаемую продукцию при оценке её качества по художественно- эстетическим показателям, при постановке её на производство, при изготовлении, приёмке продукции, контроле качества и реализации. Утвержденные и опломбированные образцы вместе с ярлыком и конфекционной картой или картой выклеек (альбом) рекомендуемых материалов должны хранится на предприятии-изготовителе и у основного потребителя. Основанием для постановки продукции на производство является решение ХТС предприятия, заказ потребителя. Решение о снятии продукции с производства принимается на основании решения ХТС предприятия, отказе потребителя от поставок продукции. На верхнюю одежду распространяются требования ряда общетехнических ГОСТов. Они регламентируют требования к методам испытаний материалов для одежды изделий, термины и определения. Например, стандарты на пряжу и нити для трикотажного производства; трикотажные полотна; методы контроля качества швейных изделий; классификацию стежков, строчек, швов; определение сортности швейных и трикотажных изделий различного назначения; маркировку, упаковку, транспортирование и хранение швейных и трикотажных изделий; методы определения явной и скрытой прорубки полотна в трикотажных изделиях; методы определения изменения линейных размеров после мокрой обработки; термины и определения деталей одежды; термины и определения дефектов изделий; термины и определения технологии производства; символы по уходу за изделиями и др. Кроме того, действует ряд стандартов СЭВ, например на систему размеров одежды для взрослых и детей для проектирования одежды. Стандарты технических условий разработаны на весь современный ассортимент трикотажных изделий и распространяются на группу изделий или отдельные виды. Например, существуют ГОСТы технических условий на отдельные виды или группы верхних изделий. В этих стандартах приведены размерно-ростовочные показатели, линейные измерения и допускаемые отклонения по основным местам измерений для всех рекомендуемых размеров и ростов, величины припусков на подгиб низа изделий и низков рукавов, требования к пряже и нитям, трикотажным полотнам (по физико-механическим свойствам, прочности окраски и др.), технологической обработке изделия, применяемым швам, строчкам и стежкам, ниткам фурнитуре и т. д. Указываются также характеристика основных видов изделий и их конструкции, чертежи конструкции с обозначенными местами измерений изделия. На весь современный ассортимент верхней одежды действуют три вида ГОСТов: основополагающие, общетехнические и технических условий. Основополагающие ГОСТы регламентируют порядок разработки и постановки продукции легкой промышленности на производство; общетехнические – стандарты на термины и определения и стандарты, регламентирующие требования к методам испытаний; стандарты технических условий регламентируют требования к исходному сырью и материалам, а также к маркировке и транспортной упаковке изделий. Качество верхней одежды регламентируется действующей нормативно- технической документацией. При проведении приемки верхней одежды по качеству используют следующие нормативно-технические документы: ГОСТ 12807-88 «Изделия швейные. Классификация стежков, строчек, швов». Этот ГОСТ устанавливает требования к стежкам, строчкам, швам для изделий из шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных и льняных тканей и с содержанием химических волокон, а также из нетканых материалов. По ГОСТ 12566-88 швейные товары подразделяют на первый и второй сорта. Сорт изделия определяют в зависимости от наличия дефектов, его внешнего вида, посадки на фигуре и других производственно- швейных дефектов, а также дефектов внешнего вида материалов. В комплектных изделиях сорт каждого из них определяют отдельно и устанавливают по изделию низшего сорта. Например, если в костюме пиджак первого сорта, а брюки второго сорта, то весь комплект относят ко второму сорту, а скидку устанавливают со стоимости брюк. Для определения сортности изделия все его части и детали подразделяют на открытые и закрытые. К закрытым относят части и детали, не видимые при носке. Сортность швейных изделий зависит от размеров и количества допускаемых производственно-швейных дефектов. В соответствии с ГОСТ 10581-91 «Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» для маркировки готовых штучных и парных изделий применяют товарный ярлык, ленту с изображением товарного знака или клейма и контрольную ленту. На товарных ярлыках предусмотрены следующие реквизиты: изображение товарного знака предприятия-изготовителя, его наименование, подчиненность и место нахождения (адрес), наименование изделия и его принадлежность, обозначение стандарта или ТУ, артикул изделия, номер модели, размер, сорт, дата выпуска (месяц, год). Товарный ярлык должен быть навешен на изделие или прикреплен к нему. На контрольной ленте обозначают размеры швейных изделий. Памятка по уходу должна быть приложена к изделию, изготовленному из пряжи, полотен и ткани из чистошерстяных, дублированных и клеевых материалов. Согласно ГОСТ 4103-82 «Изделия швейные. Методы контроля качества» установлены методы и средства контроля, используемые при определении соответствия внешнего вида изделия и его конфекционирования образцу (эталону), и требования НТД, качества посадки изделия на манекене типового телосложения, размеров изделий, качества материалов, используемых для изготовления изделия, качества исполнения узлов и деталей, качества маркировки и упаковки. Стандартом уточнена также методика определения качества строчки стежков и ряд других методик. Стандарт предусматривает классификацию мест измерения на две группы – основную и вспомогательную. Основными, которые должны контролироваться в обязательном порядке, являются длина спинки, полочки и рукавов, ширина спинки, ширина изделия на уровне глубины проймы, длина воротника, ширина линии талии, бедер. Все остальные измерения относят к вспомогательным и при приемке изделий могут не контролироваться. Номенклатура показателей качества швейных изделий утверждена ГОСТ 4.45- 86 «СПКП. Изделия швейные бытового назначения. Номенклатура показателей». Стандартизированы отдельные пошивочные процессы, которые оказывают большое влияние на качество одежды. 2.2 Анализ ГОСТ 7474-88 «Изделия трикотажные верхние для женщин и девочек» на соответствие требованиям ГОСТ 1.5-2001 «Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации» к построению межгосударственных стандартов. Элементы стандарта. Согласно ГОСТ 1.5 в межгосударственный стандарт в общем случае включают следующие элементы: . титульный лист; . предисловие; . содержание; . введение; . наименование; . область применения; . нормативные ссылки; |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|