рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Основы стандартизации и сертификации

единства и взаимосвязи объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие

методы, устанавливают общие методы проектирования подготовки производства,

испытаний, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции.

Организационно-методические стандарты, которые регламентируют основные

(общие), положения устанавливают общие требования, обеспечивающие

организационно-техническое единство объектов стандартизации. Стандарты,

регламентирующие порядок (правила) обеспечивают единство и взаимосвязь

процессов управления в различных областях деятельности. Стандарты,

регламентирующие построение (изложение, оформление, содержание)

обеспечивают информационную совместимость документации.

Стандарты на продукцию регламентируют требования к продукции и делятся

на:

. стандарты общих технических требований;

. стандарты общих технических условий;

. стандарты технических условий.

Стандарты общих технических требований и общих технических условий

устанавливают всесторонние требования к группе однородной продукции по ее

разработке, производству, обращению и потреблению (эксплуатации).

Стандарты, регламентирующие параметры и (или) размеры, типы, марки,

сортамент, конструкцию устанавливают требования к типоразмерным и

параметрическим рядам, обеспечивающим унификацию и взаимозаменяемость

продукции.

Стандарты, регламентирующие правила приемки, методы контроля,

маркировку, упаковку, транспортирование, хранение, эксплуатацию и ремонт

данной продукции выполняют функцию по обеспечению заданного качества

продукции при ее производстве, сохранении качества при ее транспортировании

и хранении, полноценного использования продукции при потреблении,

восстановление продукции.

Стандарты технических условий регламентируют требования не к группе

однородной продукции, а к конкретной выпускаемой продукции.

Стандарты на работы и процессы устанавливают правила проведения

различного рода работ, процессов. Главным их требованием является

обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества при проведении данных

работ (процессов).

Стандарты на методы испытаний, контроля, анализа регламентируют

требования к методам испытаний, проведению научно-исследовательских работ,

испытаниям при сертификации продукции.

Технические условия – это нормативный документ, который имеет

отраслевое подчинение, имеет временное значение до введения ГОСТа на данную

продукцию.

4. Органы и службы по стандартизации.

Государственный комитет по стандартизации.

Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК деятельность по стандартизации

осуществляют соответствующие органы и организации. Орган рассматривается

как юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и

структуру. Основная функция такого органа – разработка и утверждение норм

документов, доступных широкому кругу потребителей.

Национальным органом по стандартизации в России является

Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии

(Госстандарт России). Госстандарт России выполняет следующие функции:

. координирует деятельность государственных органов управления,

касающихся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;

. взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других

субъектов Федерации в области стандартизации, сертификации,

метрологии;

. направляет деятельность технических комитетов и субъектов

хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов,

другим проблемам сообразно своей компетенции;

. подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах

своей компетенции;

. устанавливает порядок и правила проведения работ по

стандартизации, метрологии, сертификации;

. принимает большую часть государственных стандартов,

общероссийских классификаторов технико-экономической информации.;

. осуществляет государственную регистрацию норм, документов, а

также стандартных образцов веществ и материалов;

. руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий

и органов по сертификации;

. осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных

требований стандартов, правил метрологии и обязательной

сертификации;

. представляет Россию в международных организациях, занимающихся

вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в

межгосударственном совете СНГ;

. сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных

стран;

. руководит работой научно-исследовательских институтов и

территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в

регионах;

. осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных

требований ГОСТов, правил обязательной сертификации;

. участвует в работах по международной, региональной и

межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации;

. устанавливает правила применения в России международных,

региональных и межгосударственных стандартов, норм и

рекомендаций;

. при разработке ГОСТов определяет организационно-технические

правила, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной

деятельности, как между собой, так и с государственными органами

управления, которые будут включены в нормативные документы;

. организует подготовку и повышение квалификации специалистов в

области стандартизации.

Руководство и координацию работ по стандартизации в области

строительства осуществляет Госстрой России. Работы по государственной

стандартизации планируются. Составление планов находится в ведении

Госстандарта РФ и Госстроя РФ.

Госстандарт определяет стратегические направления по стандартизации,

анализирует все заказы, планы работы технических комитетов, предложения

субъектов хозяйственной деятельности и разрабатывают годовые планы по

стандартизации.

Технические комитеты по стандартизации.

Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические

комитеты (ТК). Они специализируются в зависимости от объекта

стандартизации.

Основные функции ТК:

. определение концепций развития стандартизации в своей области;

. подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

. составление проектов новых стандартов и обновление действующих;

. оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в

разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в

частности по анализу эффективности стандартизации;

. привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

Научно-технической базой для создания ТК служат предприятия или

организации, профиль деятельности которых соответствует специализации ТК.

Другие службы по стандартизации.

Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие НД

(стандарты отраслей и предприятий), создают в своей организационной

структуре специальные службы, которые координируют работу по созданию

стандартов.

1.5 Порядок разработки стандартов.

Работа технического комитета по стандартизации начинается со сбора

заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные

органы и организации, общественные объединения, научно-технические

общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в

технический комитет.

На основе заявок Госстандарт РФ формирует годовой план государственной

стандартизации России.

Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа

технического комитета по стандартизации. На этой стадии технический комитет

стремится более определенно обозначить организации, от которых

целесообразно получить отзыв на проект стандарта.

Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая

редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия

проекта законодательству России, международным правилам и нормам,

национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих

документов и более высокого научно-технического уровня.

Проект в первой редакции члены ТК должны рассмотреть либо на

специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостоверится в его

соответствии условиям договора на разработку стандарта, требования

российского законодательства и положениям Государственной системы

стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам

стандарта и выявленным ранее заинтересованным организациям

Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов,

составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и

подготовки его к принятию. Окончательная редакция должна быть рассмотрена

членами ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением

обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами

Госстандарта. Если с окончательной редакцией проекта согласны не менее двух

третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для

принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ и

заказчику нормативного документа.

Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ. Процедура принятия

включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие

законодательству России, метрологическим правилам и нормам,

терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-2001 «ГСС. Общие

требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его

введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.

Далее стандарт подлежит регистрации, информация о нем публикуется в

ежегодном Информационном указателе.

Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии

с достижениями научно-технического прогресса.

При необходимости обновления стандарта ТК разрабатывает проект

изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене

действующего нормативного документа и вносит предложения в Госстандарт РФ.

Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой

нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том

случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой

основных показателей качества продукции и затрагивает ее совместимость и

взаимозаменяемость.

Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и

без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции

либо принятие нового стандарта.

Принятие решений о внесении изменений, пересмотре, отмене стандарта, а

также соответствующая публикация в Информационном указателе находящихся в

ведении Госстандарта РФ. Решение о внесении изменений, пересмотре, отмене

стандарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший

нормативный документ.

Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению

руководства субъекта хозяйственной деятельности, принявшего стандарт.

Стандарты научно-технических обществ пересматриваются с целью внесения в

них новых результатов научных исследований или производственных достижений.

Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным

устареванием объекта стандартизации.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право

разработки, обновления и отмены стандартов обязаны информировать о

проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.

6. Требования, предъявляемые к оформлению стандартов.

В международной стандартизации используется несколько методов

использования международных стандартов (МС). Из них для межгосударственной

стандартизации наиболее приемлемы метод оформления стандарта, идентичный

международному стандарту, и метод оформления стандарта, модифицированный по

отношению к международному стандарту.

Идентичным считается стандарт, который не отличается от используемого

МС ни техническим содержанием, ни оформлением. В основных нормативных

положениях этих стандартов допускаются различия только редакционного

характера, а в остальном различия могут касаться только общих элементов

стандартов (например, их наименований) и дополнительных элементов

стандартов (например, их предисловий). Поэтому в ГОСТ 1.5-2001

устанавливается требование, по которому при оформлению межгосударственного

стандарта, идентичного международному, переоформлению подлежат только

титульный лист, предисловие, первая страница, библиографические данные. При

этом обозначение идентичного стандарта, как правило включает индекс

межгосударственного стандарта, год его принятия и обозначение примененного

МС ( без указания года принятия последнего), например ГОСТ ИСО 13408.1-

2003. если межгосударственный стандарт входит в комплекс межгосударственных

стандартов, который не может быть признанным соответствующему комплексу

международных стандартов, то используют второй вариант отражения

идентичности в обозначении: после обозначения межгосударственного стандарта

приводят полное обозначение идентичного ему международного стандарта,

разделяя эти обозначения косой чертой, например ГОСТ 24445.0-2003/ИСО

1389.1-1997.

Для сохранения идентичности при оформлении межгосударственного

стандарта сохраняют прямые ссылки на МС, при условии, что эти ссылочные

документы имеют эквиваленты среди идентичных или модифицированных

межгосударственных стандартов. В дополнительном приложении приводят

информацию о соответствии ссылочных международных и межгосударственных

стандартов, а в предисловии – рекомендацию применять вместо ссылочных

международных стандартов гармонизированные с ними межгосударственные.

Если такие межгосударственные стандарты отсутствуют, оформление

идентичного межгосударственного стандарта возможно только при условии

наличия русских версий ссылочных международных стандартов или их

аутентичных переводов на русский язык. При этом ссылочные международные

стандарты не должны регламентировать вопросы безопасности, охраны

окружающей среды, совместимости и (или) взаимозаменяемости.

В остальных случаях оформляют межгосударственные стандарты,

модифицированные по отношению к применяемым международным стандартам. В

международной стандартизации модифицированными считаются стандарты, которые

имеют различия в техническом содержании и (или) форме представления

(например, в структуре) при условии четкой идентификации этих различий и

указания причины технических отклонений, если сравнение структуры и

содержания данных стандартов не вызывает никаких затруднений.

Модификацию межгосударственного стандарта по отношению к международному

осуществляют путем применения одного или любой комбинации из следующих

способов:

. дополнения основных нормативных положений применяемого

международного стандарта новыми положениями;

. исключения дополнительных элементов (примечаний, сносок,

справочных ссылок и/или приложений, библиографии);

. исключения рекомендуемых приложений, а в стандарте на термины и

определения отдельных терминологических статей;

. исключения ссылок на другие международные стандарты и /или иные

документы, которые не действуют на межгосударственном уровне в

качестве нормативных документов;

. изменения части положений путем изменения показателей,

характеристик, отдельных фраз и слов, касающихся технического

содержания стандарта;

. изменения структуры стандарта (полностью или частично).

Модифицированным также считается стандарт, содержащий идентичные или

модифицированные основные нормативные положения двух или более

взаимосвязанных международных стандартов.

В ГОСТ 1.5-2001 особое внимание уделено способам модификации

технических отклонений при оформлении межгосударственных стандартов,

модифицированным по отношению к международным стандартам. При этом

допускается применение всех используемых в международной практике

способов:

. включение дополнительных приложений;

. включение дополнительных структурных элементов и отдельных

абзацев (заключая их для идентификации в рамки из тонких линий и

сопровождая примечаниями с обоснованием причин их включения);

. выделением курсивом изменяемых или дополнительных фраз, слов,

показателей, их значений;

. выделение изменяемых положений вертикальной линией (слева от

текста);

. приведением таблицы с сопоставлением структуры

межгосударственного стандарта со структурой применяемого в нем

МС.

Все указанные способы проиллюстрированы в ГОСТ 1.5-2001 множеством

примеров, подобранных с учетом реальной практики работ по государственной

стандартизации в Российской Федерации. Это существенное достоинство ГОСТ

1.5-2001 по сравнению с Руководством ИСО/МЭК 21:1999, в котором примеры

излишне условны.

Дополнительное требование по отношению к Руководству ИСО/МЭК 21:1999 –

порядок присвоения обозначений модифицированным стандартам. При этом

обозначение, присвоенное ему как межгосударственному стандарту, дополняется

заключенным в скобки обозначением примененного в нем международного

стандарта. Однако, если в модифицированном стандарте применено два или

более международных стандарта, то в отличие от ГОСТ 1.5-93 их обозначения в

обозначение межгосударственного стандарта не включают.

Особое внимание в ГОСТ 1.5-2001 уделено требованиям к применению и

оформлению нормативных ссылок. В частности, введено положение о

недопустимости ссылок на стандарты и другие документы, не действующие на

межгосударственном уровне (например, на конкретные технические условия).

Единственное допущение – ссылки на международные стандарты в

межгосударственном стандарте, идентичном международному, в случаях,

указанных выше.

Важный результат пересмотра ГОСТ 1.5 – установление в нем требований к

национальным информационным данным, что призвано способствовать применению

межгосударственных стандартов в отдельных странах. Известно, что такие

данные уже широко применяются на практике, однако отсутствие

соответствующих регламентирующих положений приводило к нарушению принципов

межгосударственной стандартизации. В результате возможны прецеденты, когда

в разных странах действует один и тот же межгосударственный стандарт, но с

различным содержанием. В ГОСТ 1.5-2001 четко оговаривается содержание

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.