рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Борьба за живучесть судна

эффект достигается при использовании химической пены.

При тушении горящих жидкостей внутри отсека струя пены должна подаваться

как можно горизонтальнее и равномернее в направлении от края горящей

жидкости к центру. При тушении горящих вертикальных, поверхностей пену

следует подавать в верхнюю часть очага пожара. Одновременное использование

воды и пены для тушения пожара не рекомендуется, так как вода разрушает

пену.

Углекислый газ применяется на судах для тушения большинства горящих

веществ в трюмах, танках (цистернах) и в других малодоступных и поддающихся

герметизации помещениях. Углекислота не электропроводка и не портит грузы

при контакте с ними. Она может быть использована для тушения находящегося

под напряжением электрооборудования и горящих металлов как сдерживающее

горение средство. Тушению углекислотой не поддаются вещества, способные

гореть в инертной среде (кинолента и др.). Одновременное использование

углекислого газа и водяного пара для тушения пожара в одном отсеке

(помещении) не рекомендуется, так как ведет к нейтрализации действия

углекислого газа.

Перед пуском углекислоты в помещение или отсек должен быть подан сигнал

о запуске углекислотной установки, выведены из помещения все люди,

остановлены механизмы и произведена полная его герметизация.

Для ликвидации небольших очагов пожара следует применять кошму, асбестовые

и парусиновые покрывала, песок.

При тушении пожара надлежит учитывать:

возникновение угрозы отравления людей газами, особенно при тушении горящих

химикатов;

возможность проникновения ядовитых и отравляющих газов в соседние

помещения;

отсутствие примеси пара в дыму при тушении пожара водой (вода не достигает

очага пожара).

Для тушения пожаров в жилых и служебных помещениях в основном следует

применять системы водотушения, а при необходимости — пенотушения. Для

тушения пожаров в труднодоступных помещениях судна, где нет людей, можно

использовать пар, углекислотные переносные баллоны, огнетушители и

бромэтиловые составы. Использование паротушения, жидкостного тушения и

газотушения в жилых и служебных помещениях при нахождении в них людей

запрещается.

При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления

горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные

стволы подавать через иллюминаторы или специально пробиваемые для этой цели

отверстия.

Для тушения наружного огня необходимо:

по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от

других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара;

подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды, по возможности с

наветренного борта;

охлаждать водой находящиеся вблизи от огня горючие конструкции, грузы и

материалы;

вести наблюдение за смежными с районами пожара помещениями;

сбить за борт струями воды разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не

удается погасить.

Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет особую сложность, так

как доступ к очагу пожара практически бывает ограничен или невозможен. При

определении способа тушения таких пожаров и выборе огнегасительных средств

необходимо учитывать физико-химические свойства груза, расположение его в

трюме и в смежных с ним помещениях, а также возможность герметизации

люковых закрытий и надежность закрытия трюмной вентиляции.

При возникновении пожара в загруженных трюмах надлежит:

прекратить грузовые операции;

произвести полную герметизацию трюмов;

включить стационарную систему пожаротушения (паротушение, жидкостное

тушение, газотушение) данного отсека;

вести наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений;

производить охлаждение забортной водой палуб, переборок и других

конструкций, расположенные вблизи пожара и в районе трюмов, загруженных

огнеопасными грузами;

производить при необходимости разгрузку смежных трюмов, не охваченных

пожаром.

В особо тяжелых случаях, когда не представляется возможным ликвидировать

пожар с помощью имеющихся на судне огнегасительных средств, следует

затопить трюм. При этом необходимо учитывать:

влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести

судна;

возможность всплытия горящего груза под палубу;

увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.

При горении в грузовых трюмах волокнистых грузов и гофрированной картонной

тары необходимо заполнить трюмы эффективными огнегасительными средствами

(высокократной воздушно-механической пеной и др.). Тушение

самовозгорающихся веществ (рыбная мука, рыбные отходы, ветошь промасленная

и др.) должно производиться пеной, а в закрытых помещениях — инертными

газами, водяным паром и высокократной пеной.

При выборе огнегасительных средств для тушения пожаров в трюмах

необходимо учитывать следующее: большинство перевозимых на судах грузов

портится от воды, пены и пара, поэтому предпочтительнее применять

углекислый и инертные газы или химические жидкостные бромэтиловые составы;

при возгорании волокнистых материалов следует использовать любые

огнегасительные средства для объемного способа тушения, так как в этом

случае происходит очень быстрое распространение пламени по поверхности;

в трюмах, содержащих груз в ящиках и бочках, для тушения пожара может

быть использован пар, если имеется возможность его проникновения в штабеля;

в трюмах, загруженных материалами, выделяющими при горении газ, применять

пар чрезвычайно опасно.

При пожаре о грузовом танке, загруженном нефтепродуктами, надлежит:

немедленно прекратить грузовые операции, закрыть клапаны трубопроводов и

отсоединить грузовые шланги;

произвести герметизацию танков;

включить стационарную систему пожаротушения, предусмотренную для данного

танка;

усилить наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений

судна;

охлаждать забортной водой палубы, переборки и другие конструкции в районе

пожара, а также танки, содержащие нефтепродукты и газы.

При использовании пены для тушения жидких горючих грузов, не растворимых

в воде, надо иметь в виду, что выделяемые при их горении пары могут

прорвать слой пены и воспламениться, поэтому с пенотушением необходимо

применять пар, углекислый газ и инертные газы

При пожаре в насосном отделении необходимо

немедленно прекратить грузовые операции и закрыть клапаны трубопроводов;

вывести из действия механизмы насосного отделения и отключить их

электропитание, отсоединить грузовые шланги;

произвести полную герметизацию помещений и выключить вентиляцию;

включить стационарную систему пожаротушения;

осилить наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений

и при необходимости охлаждать переборки водой из пожарных рукавов.

Для тушения небольших пожаров в помещении грузовых насосов могут быть

использованы местные и переносные пенные и углекислотные установки и

огнетушители

Для тушения пожара в машинных и котельном отделениях необходимо

использовать в первую очередь огнетушители, местные и переносные пенные и

углекислотные установки, а также водопожарную систему, имеющую стволы с

распылительными насадками Если пожар этими средствами погасить не удается,

а также в случае возгорания под пайолами, надлежит применять стационарные

системы пожаротушения.

При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения

температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные

клапаны не срабатывают, во избежание взрыва надлежит произвести аварийный

выпуск аммиака из всей системы рефрижераторной установки.

Перед включением стационарных систем пожаротушения в машинном или

котельном отделениях надлежит.

прекратить подачу топлива к механизмам и вывести их из действия;

произвести герметизацию отделения и выключить вентиляцию;

подать сигнал о запуске стационарных систем пожаротушения и вывести из

отделения всех людей;

одновременно с пуском указанных систем необходимо охлаждать водой переборки

и палубы всех помещений, смежных с аварийным.

Стационарные углекислотные, химические, жидкостные и другие имеющиеся на

судне системы пожаротушения включаются только с разрешения капитана судна и

по указанию главного (старшего) механика. В случаях, не терпящих

отлагательства и не позволяющих в создавшейся обстановке получить

разрешение капитана судна, команда о включении стационарных систем

пожаротушения может быть дана непосредственно главным (старшим) механиком

судна или в его отсутствие — вахтенным механиком, о чем следует немедленно

доложить вахтенному помощнику капитана

Перед тушением находящегося под напряжением горящего электро-оборудования

необходимо как можно быстрее его обесточить.

Если напряжение сразу же снять не удалось, для тушения горящего

электрооборудования, находящегося под напряжением, следует использовать

сухие углекислотные и аэрозольные огнетушители, воздушно-механическую пену,

приготовленную на пресной воде, и асбестовые коврики. Применение других

огнегасительных средств запрещается

Лица, участвующие в тушении горящего электрооборудования, находящегося под

напряжением, должны работать в диэлектрических перчатках, а также ботах или

галошах и, по возможности, находиться на резиновых ковриках.

Если горящее электрооборудование обесточено, то его можно тушить с

помощью любых огнегасительных средств Однако во и .Лежание порчи тушить

электрооборудование рекомендуется по возможности углекислотой, а при ее

отсутствии — воздушно-механической пеной, приготовленной на пресной воде,

или пресной водой. При этом необходимо учитывать следующее.

углекислота не влияет на снижение сопротивления изоляции

электрооборудования;

воздушно-механическая пена и пресная вода снижают сопротивление изоляции,

поэтому после их применения электрооборудование требует просушки,

при применении морской воды или химической пены электрооборудование может

быть выведено из строя.

Горящее жидкое топливо следует тушить бромэтиловьми составами, паром или

углекислым газом, используя для этого стационарные системы пожаротушения.

Для предупреждения пожара и взрыва в соседних помещениях следует подавать в

них бромэтиловые составы, пар или углекислый газ.

При возгорании жидкого топлива в закрытых хранилищах выделяющиеся горючие

газы в смеси с воздухом могут образовывать взрывоопасные концентрации. О

наличии в помещении опасной концентрации горючих смесей надлежит доложить

капитану судна.

Для предотвращения взрывов горючих газов и паров необходимо:

принять меры по ограничению распространения газов и паров в другие

помещения;

с разрешения капитана отключить электропитание сетей в зоне горения

горючих газов и паров;

принять все возможные меры (искусственная вентиляция, разбавление

инертными газами, охлаждение и т. п.) по устранению взрывоопасной

концентрации горючих смесей

При горении топлива у борта судна необходимо:

вывести судно из опасного района, по возможности против ветра и течения;

отгонять горящее топливо от борта сплошными водяными струями из пожарных

стволов под углом 30—40° к поверхности воды по границам жидкостей, сжимая

очаг пожара;

применять пенотушение для покрытия поверхности забортной воды в

угрожаемых судну местах;

охлаждать корпус в угрожаемых судну местах водяными струями.

При тушении горящего угля в трюмах, угольных бункерах и ямах необходимо

подавать в очаг пожара воду пожарными шлангами с отсоединенными стволами.

Лица, участвующие в тушении горящего угля в трюмах, угольных бункерах и

ямах, должны работать в дыхательных изолирующих аппаратах, иметь при себе

предохранительные тросы, при необходимости быть одетыми в термостойкие

костюмы и должны знать условные сигналы, приведенные в приложении .

При тушении горящего угля в трюмах, угольных бункерах и ямах применять

углекислый газ и водяной пар не рекомендуется.

Во время тушения пожара необходимо принять меры по борьбе с дымом,

используя для этого переносные дымососы и, если возможно, стационарные

вытяжные вентиляторы. При этом необходимо учитывать, что приток чистого

воздуха способствует горению. При объемном способе тушения пожара

производить вентиляцию помещения запрещается.

Для предотвращения повторного возгорания после применения средств

объемного пожаротушения вентиляцию горевшего отсека следует производить не

ранее чем через 8 ч после окончания тушения пожара. Вентиляция производится

до полного удаления газов и запаха, но не менее 30 мин.

До окончания производства вентиляции входить в помещение, где

осуществлялось тушение пожара средствами объемного пожаротушения,

разрешается только в дыхательных изолирующих аппаратах, соблюдая все

правила предосторожности, пользуясь предохранительным тросом, переносным

аккумуляторным фонарем взрывобезопасной конструкции и предварительно

убедившись, что температура в помещении не выше 60 °С.

Сухогрузные трюмы, где тушение пожара производилось стационарными

углекислотными установками, вскрываются для производства вентиляции только

по прибытии судна в ближайший порт.

6. Борьба экипажа с аварийной утечкой (прорывом) аммиака.

При аварийной утечке (прорыве) аммиака в рефрижераторном отделении

необходимо:

подать сигнал общесудовой тревоги и объявить по радиотрансляции об

аварийной утечке (прорыве) аммиака;

объявить по радиотрансляции мест сбира всех лиц экипажа, не имеющих

конкретных обязанностей по этому сигналу;

прекратить все грузовые и промысловые операции;

произвести полную герметизацию трюмов и других помещений, где есть

опасность отравления пищевых продуктов;

привести судно на курс, обеспечивающий безопасность экипажа от поражения

парами аммиака в месте сбора;

произвести проверку загазованности жилых и служебных помещений и обеспечить

эвакуацию пострадавших из этих помещений.

На судах, где имеется производственный персонал, группа охраны порядка и

безопасности обеспечивает поддержание порядка при движении людей в проходах

и на трапах. Эвакуация экипажа осуществляется в соответствии с

установленными маршрутами.

Начальник аварийной партии (группы) машинно-котельного отделения (МКО)

докладывает о готовности партии главному (старшему) механику и на ГКП,

обеспечивает эвакуацию пострадавших и руководит производством работ по

ликвидации аварии.

По дополнительной команде с ГКП в распоряжение начальника аварийной

партии (группы) МКО поступают члены других аварийных партий (за которыми

закреплены дыхательные изолирующие аппараты) с готовыми к действию

аппаратами.

О всех повреждениях рефрижераторной установки, связанных с прорывом

аммиака, члены экипажа, обнаружившие аварию, обязаны немедленно доложить

вахтенному механику и вахтенному помощнику капитана.

Вахтенные МКО, обнаружив аварию рефрижераторной установки, должны:

доложить об аварии вахтенному помощнику капитана и главному (старшему)

механику;

не дожидаясь объявления тревоги при помощи аварийной кнопки, находящейся

у входа в рефрижераторное отделение, обесточить электрооборудование

рефрижераторной установки и включить аварийную вентиляцию;

эвакуировать пострадавших из рефрижераторного отделения и МКО;

произвести герметизацию рефрижераторного отделения;

включить пожарный насос и подать воду в систему водяных завес

рефрижераторного отделения;

в дальнейшем действовать по приказанию начальника аварийной партии

(группы) МКО.

Вахтенные котельные машинисты в случае поступления паров аммиака в

котельное отделение должны по приказу вахтенного механика прекратить

горение топлива в топке.

Вахтенный механик рефрижераторной установки и машинисты при аварии в

рефрижераторном МО должны исходя из конкретной сложившейся обстановки,

выполнить следующие основные действия:

надеть дыхательные изолирующие аппараты;

доложить об аварии вахтенному механику;

эвакуировать пострадавших;

произвести аварийное выключение рефрижераторной установки;

принять все необходимые меры для локализации и ликвидации аварии.

Учитывая возможность поражения аммиаком вахтенного персонала в

рефрижераторном МО, а также опасность быстрого распространения паров

аммиака по судовым помещениям, независимо от расположения МКО и

рефрижераторного отделения на судне, все действия, должны выполняться

первым из подоспевших лиц вахтенной судомеханической службы и аварийной

партии (группы) МКО. При этом основной обязанностью вахтенного механика

остается обеспечение бесперебойной работы всех технических средств для

борьбы за живучесть и безопасность судна.

При распространении паров аммиака по судну, во избежание взрыва, следует

немедленно ликвидировать все источники открытого пламени и принять меры

(искусственная вентиляция, орошение, водяные завесы и др.) для устранения

взрывоопасной концентрации паров аммиака в воздухе помещений.

Все работы по ликвидации аварийной утечки (прорыва) аммиака надлежит

производить только в дыхательных изолирующих аппаратах и в газозащищенных

костюмах. Работа в аварийном помещении менее двух человек запрещается.

В зависимости от интенсивности выделения аммиака из аварийного участка

рефрижераторной установки принимается решение о подаче воды в систему

орошения аварийного помещения. При этом следует учитывать, что включение в

действие системы орошения может привести к порче электрооборудования

рефрижераторной установки. Поэтому ее использование допускается только

тогда, когда другие способы нейтрализации опасной концентрации паров

аммиака не дают должного эффекта.

Перед включением орошения надлежит обесточить на главном распределительном

щите электрооборудование рефрижераторного МО.

Аварийный выпуск аммиака из системы рефрижераторной установки за борт

судна разрешается производить только по приказанию главного (старшего)

механика, который обязан получить на то разрешение капитана. В случаях, не

терпящих отлагательства, вахтенный механик рефрижераторных установок вправе

выпустить хладагент самостоятельно, немедленно доложив об этом вахтенному

механику, старшему механику рефрижераторных установок и вахтенному

помощнику капитана.

Следует помнить, что аварийный выпуск аммиака из системы рефрижераторной

установки на промысле приведет не только к прекращению производственной

деятельности судна, но и к порче хранящейся в трюмах рыбопродукции. Кроме

того, эта операция чаще всего является длительной и не всегда сможет

оказать существенное влияние на изменение аварийной ситуации.

Производить аварийный выпуск аммиака из всей системы следует в тех

случаях, когда не представляется возможным перекрыть аварийный участок

системы рефрижераторной установки.

Выпуск аммиака за борт следует производить осторожно, не допуская сильных

гидравлических ударов (выстрелов) в трубопроводе аварийного выпуска, так

как это может привести к его разрыву или выходу из строя клапана кингстона.

При прорыве аммиачной системы морозильных аппаратов, льдогенераторов,

аммиачных трубопроводов, проходящих вне рефрижераторного МО или других

потребителей холода, содержащих аммиак, надлежит:

сообщить об этом вахтенному помощнику капитана и главному (старшему)

механику;

немедленно эвакуировать личный состав из аварийных и смежных с ними

помещений;

включить систему водяного орошения, если она имеется в аварийном помещении;

по возможности загерметизировать загазованные помещения;

включить аварийную вентиляцию, если она имеется в загазованном помещении;

прекратить подачу аммиака на аварийный участок морозильного аппарата,

льдогенератора или других потребителей холода и интенсивно отсасывать из

него

аммиак.

Для уменьшения опасной для жизни человека концентрации паров аммиака в

помещениях, не имеющих активной вентиляции и стационарной системы орошения,

следует применять водораспылительные устройства, используя для этого

водопожарную систему.

Аммиак активно поглощается водой, поэтому при отсутствии специальных

газозащитных средств рекомендуется дышать через марлю или ткань, обильно

смоченную водой, и быстро покинуть загазованное помещение.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.