рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Макроанализ реструктуризации РАО ЕЭС России

РАО «ЕЭС России» будет стремиться повышать эффективность работы

коллегиальных органов управления и прежде всего Советов директоров компаний

холдинга (содействие в рамках головной компании и обеспечение в ДЗО)

посредством:

1) Создания эффективной системы распределения полномочий между органами

управления обществами – общим собранием акционеров, Советом

директоров, Генеральными директорами и коллегиальными

исполнительными органами управления.

Совет директоров рассматривается как коллегиальный орган управления,

направленный на стратегическое управление обществом. Генеральные директора

и менеджмент обществ осуществляют эффективное руководство текущей

деятельностью.

2) Развития института профессиональных членов Советов директоров.

Профессиональные члены Советов директоров будут на постоянной основе

заниматься вопросами обществ по направлениям, требующим участия

представителя общества с высоким статусом. Развитие данного института будет

предусматривать в том числе расширение полномочий членов Советов

директоров.

3) Увеличения количества независимых директоров в составах Советов

директоров.

Практика корпоративного управления по привлечению независимых

директоров в составы Советов директоров свидетельствует об улучшении

управляемости компаний, а также росте доверия потенциальных инвесторов к

компании.

4) Создания при Советах директоров совещательных и рабочих органов –

Комитетов, Рабочих групп, и иных.

Данные коллегиальные органы (наряду с уже существующими Комитетом по

вопросами реформирования и Комитетом по оценке при Совете директоров ОАО

РАО «ЕЭС России») предполагается создавать с целью организации и

координации работы по наиболее комплексным задачам и проектам, относящимся

к полномочиям и требующих последующего рассмотрения на Советах директоров.

Руководство образуемыми при Советах директоров органами целесообразно

поручать профессиональным и независимым членам Совета директоров. Также

предполагается создать Комитет по аудиту (с целью, помимо прочего,

мониторинга и контроля исполнения Основных принципов совершения членами

Совета директоров и Правления РАО "ЕЭС России" операций с ценными бумагами)

и Комитет по компенсациям (одной из первоочередных функций которого будет

являться разработка Мотивационной программы для менеджмента компаний

холдинга РАО «ЕЭС России»).

5) Регламентации информационной политики в рамках общества.

. Подотчётность менеджмента Совету директоров реализуется посредством

периодической отчётности о результатах текущей деятельности,

осуществляемой в рамках системы полномочий между органами управления;

. РАО «ЕЭС России» продолжит практику раскрытия информации в

соответствии с российским законодательством, а также подготовку

отчётности в соответствии с МСФО.

. Информационная политика будет предусматривать регламентацию

информационного взаимодействия членов Совета директоров и

представителей менеджмента с публичным сообществом;

. Информационная политика будет предусматривать ответственность членов

Совета директоров и представителей менеджмента за нанесение ущерба

обществу (в том числе ущерба репутации), за разглашение служебной,

коммерческой и государственной тайны.[39]

Повышение эффективности менеджмента, бизнес-процессов и корпоративного

управления в холдинге РАО "ЕЭС России" по пути глобального переустройства в

сфере: стандартизации, кадровой и инвестиционной политики, снижения потерь

и внедрения новых технологий. Планы реформации настолько широки, что не все

вписываются в отведенные пять лет. Но даже то, что такие изменения

предполагается осуществлять, уже задает темп для развития других отраслей.

Фактически масштабность предстоящих изменений может привести к формированию

мощного стимула для дальнейшего реформирования экономики страны. Создание

работающей системы рыночных отношений – пример для всех отраслей народного

хозяйства страны.

Одним из определяющих процессов развития социально – экономических

процессов на сегодня стала глобализация. Этому явлению в последнее время

уделяется огромное внимание и со стороны исследователей, и со стороны

политиков, и со стороны деловых кругов. Но одновременно и параллельно с ней

все большую силу набирает и другой, на первый взгляд прямо противоположный,

процесс – процесс регионализации.[40]

Поэтому процесс рассмотрения вопросов региональной энергетической

политики один из приоритетных вопросов моей работы. А именно, рассмотрение

вопросов по реформе в Приволжском федеральном округе.

ГЛАВА 3. ПУТИ К РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

3.1. Задачи региональной энергетической политики

С развитием регионализации особое внимание стало уделяться

региональным аспектам экономики, социальных отношений, демографических

процессов, других общественно – экономических явлений. С регионализацией

связано и становление целого ряда научных дисциплин, в частности –

региональной энергетической политики.

Особенно важно понимание объективных процессов регионализации для

России – крупнейшего в мире по территории государства. При этом стоит

подчеркнуть, что отдельные регионы России традиционно находились далеко не

в одинаковых условиях не только с точки зрения их обеспеченности природными

ресурсами, но и по составу властных полномочий, масштабам социально –

экономического развития, уровню жизни населения и другим важнейшим

показателям. Естественно, что на этом этапе, когда старая государственная

административная система была уже сломлена, а новая еще не создана,

возникло и начало набирать силу стремление отдельных регионов (особенно

республик) решать свои проблемы максимально самостоятельно с перетягиванием

в свою пользу властных функций, прежде принадлежавших центру.

Топливно-энергетический комплекс, или энергетика в широком смысле

слова, - важнейший инфраструктурный сектор экономики, характеризующийся

прежде всего системностью и масштабностью. Именно эти особенности ТЭК

обуславливают необходимость достачно жесткого отраслевого принципа

управления его функционированием. И эти же особенности предопределяют

необходимость дополнения отраслевого принципа управления комплекса

территориальным.[41]

Тем не менее, нельзя рассматривать региональную энергетическую

политику отдельно от общей политики провозглашенной государством.

Формирование основ такой политики целенаправленно ведется с 1992 г. В

сентябре 1992 г. Правительство Российской Федерации одобрило основные

положения Концепции энергетической политики в новых экономических условиях.

В мае 1995 г. Указом Президента России (№ 472 от 07.05.95 г.) утверждены

"Основные направления энергетической политики Российской Федерации на

период до 2010 года", а несколько позже постановлением Правительства (№

1006 от 13.10.95г.) одобрены основные положения Энергетической стратегии

России. В 1997 г. утверждены Указом Президента России (№426 от 28.04.97 г.)

«Основные положения структурной реформы в сфере естественных монополий», а

постановлением Правительства (№987 от 07.08.97 г.) «Программа мер по

структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах

естественных монополий». Этими документами были определены основные

направления энергетической политики, цели, приоритеты и механизмы их

реализации. В качестве главной задачи энергетической политики страны на

этапе до 2010 года провозглашалась структурная перестройка отраслей

топливно-энергетического комплекса (ТЭК) – основы энергетического сектора и

всей экономики России.

Долгосрочная энергетическая политика Российской Федерации, определяя

условия для конструктивного взаимодействия федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и

предпринимателей в энергетическом секторе экономики нацелена на:

. устойчивое обеспечение населения и экономики страны энергоносителями;

. повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов

и создание необходимых условий для перевода экономики страны на

энергосберегающий путь развития;

. создание надежной сырьевой базы и обеспечение устойчивого развития

топливно-энергетического комплекса в условиях формирования рыночных

отношений;

. уменьшение негативного воздействия ТЭК на окружающую среду;

. поддержание экспортного потенциала ТЭК и расширение экспорта его

продукции;

. сохранение энергетической независимости России, обеспечение

энергетической безопасности Российской Федерации.

Энергетическая стратегия России, как государственный документ,

отражающий основную суть, квинтэссенцию энергетической политики,

предусматривает формирование среды и условий, обеспечивающих достижение

указанных целей[42].

Сочетание региональной и государственной энергетической политики

позволяет сделать следующие выводы:

- производить и потреблять ресурсов нужно больше, поскольку

энерговооруженность определяет уровень развития государства;

- одновременно необходимо резко повысить эффективность использования

топлива и энергии;

- между различными территориями сложилась огромная разница по основным

энергоэкономическим показателям;

- отсутствие региональной энергетической политики привело к сокращению

регионов – доноров и росту числа регионов – реципиентов, а также к

гипертрофированной концентрации финансовых потоков и капитала всего в одном

– двух субъектах Федерации;

- большинство территорий характеризуются слаборазвитой энергетикой и

существенно зависит от внешних связей;

- ряд территорий не имеет причин для возникновения кризисных ситуаций,

хотя такие ситуации там тем не менее возникают, и определяющим фактором

являются провалы в организационном и административном управлении.

3.2. Краткая характеристика ТЭК Приволжского Федерального округа

Приволжский федеральный округ обладает достачно мощным топливно-

энергетическим комплексом. По производству основных нефтепродуктов округ

занимает первое место в стране, по добыче нефти и газа - второе, по

производству электроэнергии – третье место.

Несмотря на наличие собственных топливно-энергетических ресурсов

федеральный округ традиционно является дефицитным по углю, нефти,

природному газу и электроэнергии. Но в последние годы из-за снижения

потребления нефти и электроэнергии округ из дефицитного стал избыточным.

Основными направлениями развития энергетического сектора Приволжского

федерального округа на перспективу являются следующие:

. техническое перевооружение объектов электро- и теплоэнергетики с

увеличением мощности, сохранение оптимальных пропорций между

различными типами генерирующих мощностей;

. интеграция территориальных электроэнергетических систем Приволжского и

Уральского федеральных округов по режимам производства и распределения

электроэнергии;

. стабилизация добычи нефти и газа на базе использования новейших

технологий;

. реконструкция и модернизация мощностей в нефтеперерабатывающей

промышленности региона;

. обеспечение транзита через территорию региона энергоресурсов из

восточных районов в западные районы страны и на экспорт;

. повышение эффективности использования топлива и электроэнергии;

. преодоление тяжелой экологической обстановке связанной с высокой

концентрацией энергопроизводства и энергопотребления в промышленных

узлах.[43]

3.3. Энергетика в Республике Татарстан

Энергетическая отрасль в республике представлена открытым акционерным

обществом "Татэнерго", которое является вертикально-интегрированной

компанией, занимающейся производством, передачей, распределением и сбытом

электрической и тепловой энергии на территории Республики Татарстан.

Технологический комплекс энергетических объектов, входящих в ОАО

"Татэнерго", в совокупности с энергетическими объектами, находящимися в

собственности государства и объединенных единой системой диспетчерского и

производственно-хозяйственного управления, образуют энергосистему

Республики Татарстан. Энергосистема Республики Татарстан работает с Единой

энергетической системой России на основе единого технологического процесса

и единых принципов диспетчерского управления.

ОАО "Татэнерго" - один из ведущих в России электроэнергетических

комплексов. В состав Татэнерго входит 30 филиалов, в том числе 9

действующих тепловых электрических станций, гидроэлектростанция на реке

Кама, 9 электросетевых предприятий, предприятие тепловых сетей, предприятие

"Энергосбыт", а также предприятия и организации, осуществляющие

транспортные перевозки, ремонтное обслуживание и наладку

энергооборудования, производство строительных материалов, научно-

техническое, инженерное и проектно-конструкторское обеспечение, обучение

персонала и ряд других функций.

Установленная электрическая мощность электростанций объединения на

01.01.2003 года составляет 6986 МВт, тепловая мощность - 15203 Гкал/ч.

Протяженность воздушных и кабельных линий электропередачи с

напряжением 0,4-500 кВ составляет более 57 тысяч километров, в том числе

линий 35-500 кВ - более 10 тысяч километров. Объединение обеспечивает

электрической и тепловой энергией Республику Татарстан - крупный

индустриальный и сельскохозяйственный регион площадью 68000 квадратных

километров и может выдавать дополнительно сверх потребностей республики

1000-1500 МВт электрической мощности.

ОАО "Татэнерго" является энергосбалансированной системой. Учитывая

существенный резерв мощности ОАО "Татэнерго" имеет потенциальную

возможность увеличения экспорта энергии в другие энергосистемы. Ежегодно

энергосистема вырабатывает около 23 миллиардов кВт/ч электрической энергии

и отпускает более 30 миллионов Гкал тепловой энергии, в зависимости от

имеющегося спроса на энергию и от загрузки мощностей. Численность

промышленного производственного персонала объединения в 2002 году составила

около 20 тысяч человек (всего - 21,9 тысяч человек).

По объему реализации продукции, балансовой прибыли и численности

персонала ОАО "Татэнерго" входит в число крупнейших энергетических

предприятий Российской Федерации. ОАО "Татэнерго" является энергетической

базой расположенных в республике крупных объектов нефтедобывающей,

нефтеперерабатывающей, нефтехимической, резинотехнической и

автомобилестроительной промышленностей. Основная часть потребителей ОАО

"Татэнерго" сосредоточена на территории Республики Татарстан, и перспективы

его развития в среднесрочном и долгосрочном плане связаны с экономическим

оживлением и подъемом в Татарстане.

Имея первостепенное значение для экономического развития Республики

Татарстан, ОАО "Татэнерго" несет также значительную социальную нагрузку.

Ряд предприятий ОАО "Татэнерго" имеет градообразующую функцию.

В настоящее время ОАО "Татэнерго" проводится активная работа с

Правительствами Республики Башкортостан и Удмуртской Республики по принятию

оптимального режима эксплуатации водохранилища Нижнекамской ГЭС, а также

созданию и реализации приемлемой для сторон модели взаимоотношений на

оптовом региональном рынке.

Проводится разработка инвестиционной программы по реконструкции и

замене ряда физически-изношенных мощностей, с расчетом на привлечение

внешнего финансирования и потенциальных стратегических инвесторов, в числе

которых крупнейшие республиканские предприятия.

В ближайшем будущем планируется приступить к реализации важного для

республики проекта строительства ВЛ-500кВ Киндери-Казань-Кама, ПС Казань-

500 и ПС Кама 500 кВ. Ввод в работу этих объектов позволит более экономично

перераспределить нагрузки как энергосистемы, так и ОЭС Средней Волги в

целом и обеспечить надежное электроснабжение потребителей Казанского

региона.

В конце 2001 года Правительством РФ была принята федеральная целевая

программа "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу

до 2010 года", куда вошли мероприятия, предложенные ОАО "Татэнерго", на

реализацию которых предусмотрены средства федерального бюджета.

Исходя из основных направлений реформирования электроэнергетики,

принятых Правительством РФ, планируется серьезнейшая структурная

перестройка отрасли. ОАО "Татэнерго", как и всем предприятий отрасли,

необходимо будет пройти через разделение по видам деятельности и

качественно изменить систему управления предприятием. Эти меры должны

привести к повышению эффективности функционирования отрасли, привлечению

внешних инвестиций в развитие электроэнергетики. Для достижения этих целей

проводится коммерциализация, акционирование и приватизация энергосистемы.

Стратегия реформирования и развития ОАО "Татэнерго" направлена на

создание устойчивой системы энергообеспечения Республики Татарстан, путем

формирования инвестиционно привлекательной компании (в виде энергетического

холдинга), управляемой через корпоративные механизмы, конкурентоспособной

как на российском оптовом электроэнергетическом рынке, так и на

региональном рынке электроэнергии и тепла.[44]

В соответствии с общими тенденциями развития отрасли, предполагается

разделение компании по видам деятельности. Так, в настоящее время учреждены

ОАО "Генерирующая компания", ОАО "Сетевая компания" и ОАО "Диспетчерский

центр". В ближайшем будущем предполагается сформировать на базе данных

предприятий полноценные бизнес - единицы с полным контуром управления

соответствующими видами деятельности.

На уровне материнской компании предполагается оставить функции

стратегического планирования, корпоративного управления, центра инвестиций

и иные стратегические функции. Разделение по видам деятельности в

совокупности с внедрением рыночных отношений в отрасли будет

способствовать повышению рыночной стоимости и инвестиционной

привлекательности предприятия и как следствие - росту инвестиций в

компании. Технологическими целями инвестиций в будущем будет являться

замена существующего изношенного основного генерирующего и передающего

оборудования на новое высокопроизводительное оборудование, в частности,

внедрение газотурбинных и парогазовых генерирующих мощностей, формирование

автоматизированной системы коммерческого учета энергии для большинства

потребителей, своевременное обновление передающего оборудования сетей и т.

д.

Конечной целью преобразований должно являться формирование на базе ОАО

"Татэнерго" совокупности конкурентоспособных рыночных субъектов,

обеспечивающих надежное и бесперебойное снабжение потребителей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.