рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Макроанализ реструктуризации РАО ЕЭС России

поддерживать даже неприбыльный экспорт энергии.

РАО «ЕЭС России» не в состоянии обеспечить необходимый для поддержания

бесперебойного энергоснабжения уровень запасов топлива. Наиболее остро эта

проблема проявилась в Приморье, однако она имеет место в большинстве

регионов. В течение десятилетия уровень запасов неуклонно снижался. Помимо

опасности перебоев в энергоснабжении это чревато и финансовыми издержками.

Топливо закупается не тогда, когда в результате сезонных колебаний оно

падает в цене, а в моменты пикового спроса, по максимальной цене. Отчасти

это результат того, что АО-энерго не обладают необходимыми оборотными

средствами. Положение пока не меняется, даже невзирая на повышение

платежной дисциплины и монетизацию расчетов. Результат – теплостанции

буквально работают с колес, постоянно есть угроза жизнеобеспечению. Решение

этой проблемы – одна из основных задач.[13]

ГЛАВА 2. МАКРО АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИИ НА 2003 – 2008 гг. «5+5»

2.1. Основные цели и задачи реструктуризации РАО «ЕЭС России»

Основными целями реформирования электроэнергетической отрасли

являются:

- повышение эффективности предприятий электроэнергетики;

- создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций.

При этом основными задачами реформы являются следующие:

- разделение отрасли на естественно-монопольные (в основном, передача

и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные

(производство электроэнергии, сбыт) виды деятельности;

- создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах

деятельности;

- обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных

монополий;

- эффективное и справедливое государственное регулирование

естественных монополий, создающее стимулы к снижению издержек и

обеспечивающее инвестиционную привлекательность естественных монополий

РАО "ЕЭС России" будет стремиться к достижению указанных целей

реформирования, с учетом:

- обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения

добросовестных потребителей электро- и теплоэнергии в кратко- и

долгосрочной перспективе;

- обеспечения баланса между исполнением интересов собственников

компании, государства и других заинтересованных субъектов, включая

потребителей продукции и услуг, производимых в отрасли и сотрудников

компании.

Реформирование отрасли задано нормативными актами и является

абсолютным императивом для РАО "ЕЭС России". Компания, являющаяся одним из

крупнейших и наиболее важных субъектов реформирования отрасли, займет

активную позицию в содействии исполнительным органам власти в продвижении

реформы, формировании конкретных моделей, механизмов её реализации.[14]

Необходимо отметить, что РАО «ЕЭС России» начало готовиться к

предстоящим преобразованиям и повышать ликвидность своих дочерних компаний

задолго до утверждения концепции реструктуризации. Для начала «ЕЭС России»

запретило своим «дочкам» принимать оплату за продукцию с помощью зачетов,

векселей и бартерных схем. Если еще в начале 1998 года доля расчетов

деньгами составляла всего 15-20%, то к концу 2000 года этот показатель

составил 100%. Кроме того, менеджмент компании добился того, что

кредиторска задолженность снизилась на 20%, дебиторская на 25%. Еще в 2000

году РАО впервые за всю историю получило прибыль от основной деятельности

по международным стандартам финансовой отчетности в 8 млрд. руб. (против 28

млрд. убытков в 1999 году.)

Также в рамках подготовке к реструктуризации и проведения работ по

выводу наиболее проблемных энергосистем РАО создает так называемые

управляющие энергокомпании. Заявленная цель – объединить несколько

энергосистем для антикризисного управления и подготовить их к

реформированию. Но главное в том, что при создании таких управляющих

компаний местные губернаторы фактически теряют контроль над ранее

подконтрольными энергосистемами.[15]

Первой ласточкой стала Средневолжская межрегиональная управляющая

компания (СМУЭК). В структуру (СМУЭК) вошли «Калмэнерго», «Саратовэнерго» и

«Самараэнерго». Следующим шагом было создание аналогичных управляющих

компаний:

- Кавказская энергетическая управляющая компания «КВЭУК» (в составе:

«Ингушэнерго», «Карачаево - Черкесэнерго», «Севкавказэнерго» и

«Каббалкэнерго»);

- Северная энергетическая управляющая компания «СВУЭК» (в составе:

«Архэнерго», «Костромаэнерго» и «Вологдаэнерго»);

- Дальневосточная энергетическая управляющая компания «ДВЭУК» на базе

«Дальэнерго» и ЗАО ЛуТЭК;

- Управляющая компания «Волжский гидроэнергетический каскад»

(ВоГЭК).[16]

Поставленные в концепции реструктуризации РАО «ЕЭС России» цели и

задачи на сегодня глубоко уходят корнями в проделанную многолетнюю работу

по подготовке к реформированию. Первый опыт создания управляющих компаний

уже показал свою эффективность. В соответствии с целью, обеспечения

надежности и бесперебойности электро- и теплоснабжения потребителей

предприятий, входящих в РАО «ЕЭС России», все проблемные энергосистемы

улучшили свое финансовое состояние и повысили уровень надежности и

бесперебойности электро- и теплоснабжения потребителей.

РАО «ЕЭС России» на сегодня имеет все средства и в соответствие с

данными государством полномочиями реально может осуществить каждую из

поставленных в концепции целей. Основной задачей менеджмента компании

является продолжение многолетней работы по реформированию отрасли.

2.2. Законодательная база

Реализация реформирования электроэнергетики Российской Федерации

невозможна без формирования соответствующей правовой основы. В связи с этим

Правительством Российской Федерации был разработан и внесён в

Государственную Думу пакет законопроектов, регламентирующий реформирование

электроэнергетической отрасли и РАО «ЕЭС России», задающий основные контуры

и принципы функционирования электроэнергетики в будущем в условиях

конкуренции и строго регламентированного государственного вмешательства в

хозяйственные отношения.

В пакет законопроектов вошли проекты следующих федеральных законов:

. «Об электроэнергетике»[17],

. «О введении в действие федерального закона «Об электроэнергетике»,

. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном

регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской

Федерации»[18],

. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных

монополиях»[19],

. "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса

Российской Федерации",

. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении".

Государственной Думой и Советом Федерации РФ указанный пакет

законопроектов был одобрен и подписан Президентом РФ.[20]

В ходе дебатов о путях развития реформирования российской энергетики и

сторонники, и противники нынешнего варианта реформы соглашались в одном –

объективную оценку принятых решений может дать только жизнь. Но и по

указанному пакету законопроектов уже можно сделать предварительные выводы

по тенденциям и направлениям развития отрасли, и о ее функционировании в

переходном периоде.

2.3. Переходный период

С момента вступления в силу закона «Об электроэнергетике» (то есть с

момента его официального опубликования) и до вступления в силу утверждённых

Правительством правил оптового рынка (которое должно состояться не ранее 1

июля 2005 года) функционирование электроэнергетики будет происходить в

условиях переходного периода. Данный период необходим с целью отработки

рыночных механизмов организации хозяйственных отношений в электроэнергетике

и обеспечения последовательного перехода от существующей системы

административной регуляции к формированию конкурентной среды[21]. В

переходный период будет обеспечена подготовка электроэнергетического

комплекса к работе в новых условиях, предполагающих конкурентную

организацию хозяйственных отношений с сохранением необходимого уровня

административного регулирования в секторах, где формирование рыночных

условий невозможно. В данный период изменения в отрасли будут протекать по

следующим основным направлениям:

- Переход от вертикально – интегрированных энергокомпаний к разделению

видов деятельности.

В переходный период будет обеспечено полное разделение потенциально

конкурентных и естественно–монопольных видов деятельности в

электроэнергетике. Последовательность перехода от

вертикально–интегрированных компаний к раздельному осуществлению видов

деятельности будет достигнута за счёт поэтапного процесса разделения.

Так, до 1 января 2005 года все виды деятельности в электроэнергетике

будут распределены между самостоятельными организациями. Эти организации

будут создаваться путём реорганизации региональных АО–энерго. В результате

будет достигнуто организационное разграничение генерации, передачи, сбыта,

диспетчеризации и ремонтной деятельности, а также непрофильных видов

деятельности.

Дополнительным условием, которое исключит в будущем возможность для

злоупотребления ресурсами ранее существующей интегрированной

структуры, является запрет на одновременное владение имуществом,

используемым для осуществления естественно–монопольных и потенциально

конкурентных видов деятельности.

В результате первоначально существующую структуру вертикальной

интеграции на региональном уровне, в основе которой лежит организационное

единство, заменит система объединения направлений хозяйственной

деятельности в рамках управляющих компаний.

В дальнейшем, до момента окончания переходного периода (который

состоится не ранее 1 июля 2005 года) будет достигнуто разделение видов

деятельности в рамках аффилированных лиц и групп лиц (т.е. физических и

юридических лиц, способных оказывать влияние на деятельность юридических и

(или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность).

Вместе с тем, в ряде случаев совмещение видов деятельности в

электроэнергетике будет необходимо. В связи с этим, право на одновременное

осуществление монопольных и конкурентных видов деятельности будут иметь

хозяйствующие субъекты, которые:

. функционируют в рамках изолированных энергосистем, при условии

отсутствия или ограничения конкуренции;

. осуществляют деятельность по оперативно–диспетчерскому управлению

и деятельность по передаче электроэнергии исключительно в целях

удовлетворения собственных производственных нужд;

. территориальные сетевые компании, которые получили статус

гарантирующего поставщика.

Непосредственно с момента вступления в силу закона «Об

электроэнергетике» начнут действовать его положения, определяющие порядок

оказания услуг по передаче электрической энергии и оперативно-

диспетчерскому управлению.

Такие меры помогут осуществить последовательный переход от интеграции

к рыночной системе отношений и станут фундаментом для последующей отмены

регулирования в сфере ценообразования и развития конкурентных рынков.

- Введение на оптовом рынке системы, сочетающей свободное

ценообразование и тарифное регулирование.

Функционирование оптового и розничных рынков электрической энергии до

вступления в силу положений закона «Об электроэнергетике», регламентирующих

порядок организации хозяйственных отношений на указанных рынках, будет

осуществляться на основе утверждённых Правительством правил оптового рынка

электроэнергии переходного периода. В этот период реализация электроэнергии

на оптовом рынке будет осуществляться как по регулируемым тарифам, так и по

свободным ценам. Объёмы электроэнергии, которые сможет реализовать по

свободным ценам каждый поставщик – субъект оптового рынка, будут определены

Правительством. Тарифное регулирование в переходный период будет

осуществляться в соответствии с действующим федеральным законом «О

государственном регулировании тарифов…» от 14.04.1995г. №41-ФЗ, а в части

не урегулированной этим законом будут применяться положения закона «Об

электроэнергетике».

В целях регулирования тарифов в этот период Правительство будет

ежегодно, до принятия бюджета устанавливать предельные уровни тарифов на

электрическую энергию. При этом будет обеспечена защита интересов

населения посредством утверждения для нее отдельных предельных уровней цен.

- Завершение процесса формирования новых участников хозяйственных

отношений в электроэнергетике.

В рамках переходного периода будет завершён процесс формирования

организационной и имущественной структуры новых участников хозяйственных

отношений в сфере электроэнергетики.

Так, до окончания переходного периода реформирования (до вступления в

силу утверждённых Правительством правил оптового рынка) участие РФ в

уставном капитале Организации по управлению единой национальной

электрической сетью и Системном операторе (которые к настоящему моменту

созданы в качестве 100% дочерних обществ РАО «ЕЭС России») должно быть

обеспечено в размере не менее, чем 52%.

До обеспечения указанного размера доли участия РФ в уставном капитале

Организации по управлению единой национальной электрической сетью и

Системном операторе отчуждение их акций и (или) имущества (за исключением

денежных средств), внесенного в оплату уставного капитала, не допускается.

В последующий период РФ увеличивает долю своего участия в уставных

капиталах указанных компаний всеми законными способами до уровня не менее,

чем 75% плюс одна голосующая акция. Увеличение доли может быть

осуществлено в том числе за счет снижения доли участия РФ в генерирующих

компаниях с учетом ограничения, что в процессе преобразования РАО "ЕЭС

России" не допускается снижение доли участия РФ (если указанная доля

составляет свыше 50%) в уставном капитале:

. акционерных обществ, которые владеют на праве собственности или ином

предусмотренном федеральными законами основании гидроэлектростанциями,

введенными в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Федерального

закона «Об электроэнергетике»;

. организаций (или их правопреемников), по отношению к которым указанные

акционерные общества являются дочерними обществами.

При создании генерирующих компаний на базе электростанций, введенных в

эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона "Об

электроэнергетике", не допускается включение в имущество любой из указанных

компаний генерирующего оборудования, составляющего в совокупности 35 и

более процентов установленной генерирующей мощности в границах ценовой зоны

оптового рынка.

До 1 июля 2005 г. в наблюдательном совете Администратора торговой

системы оптового рынка будет обеспечено равное участие поставщиков и

покупателей, в координационном совете будут также работать представители

органов исполнительной и законодательной власти.

- Замена тарифного регулирования механизмами свободного

ценообразования.

С момента окончания переходного периода (т.е. с момента вступления в

силу правил оптового рынка) вступают в силу положения закона «Об

электроэнергетике», определяющие порядок функционирования оптового и

розничных рынков.

В результате на оптовом рынке начнёт действовать механизм формирования

равновесных цен в рамках ценовых зон (их границы определяются

Правительством). Основой данного механизма является система подачи

поставщиками и покупателями ценовых заявок (которые могут быть с нулевой

ценой – то есть ценопринимающими). В результате сопоставления поданных

заявок (указанных в них объемов электроэнергии и цен) определяется цена, по

которой осуществляется купля-продажа электроэнергии, а также осуществляется

оперативно-диспетчерское управление.

Кроме системы подачи заявок (то есть оптового рынка) будет также

действовать рынок прямых договоров, сущность которого состоит в реализации

электроэнергии по ценам, определяемым сторонами (вне зависимости от

определённой равновесной цены) на основе двусторонних договоров. Весь

механизм организации торгов будет действовать с учётом строгой

очерёдности загрузки генерирующих мощностей (в первую очередь – мощности,

обеспечивающие системную надёжность и АЭС в части обеспечения условий их

безопасной эксплуатации; во вторую очередь – ТЭС в объеме производства

электроэнергии, соответствующем их работе в теплофикационном режиме, и ГЭС

в объеме производства электрической энергии, который необходимо произвести

по технологическим причинам и в целях обеспечения экологической

безопасности).

По окончании переходного периода продажа электроэнергии на розничных

рынках будет осуществляться по ценам, складывающимся под воздействием

спроса и предложения.

Тарифное регулирование в электроэнергетике будет сохранено в части

регулирования деятельности субъектов естественной монополии (к которым

будут отнесены Федеральная сетевая компания и Системный оператор).

Государственное регулирование сохраняется по отношению к следующим

объектам:

. регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию,

поставляемую в условиях отсутствия конкуренции;

. регулирование цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной

надежности;

. регулирование цен (тарифов) на услуги администратора торговой

системы;

. регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию;

. регулирование платы за технологическое присоединение к

электрическим сетям;

. регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

Кроме того, при проявлении монопольных или олигопольных тенденций,

требующих вмешательства государства в ценовую ситуацию на рынке, будет

осуществляться регулирование предельных (максимальных и (или) минимальных)

уровней цен на электрическую энергию и цен (тарифов) на располагаемую

генерирующую мощность.

- Ограничение прав собственников объектов электросетевого хозяйства.

С момента окончания переходного периода осуществляется окончательное

формирование правомочий Федеральной сетевой компании по распоряжению и

управлению объектами, входящими в единую национальную электрическую сеть. В

частности, вступает в действие механизм ограничения прав собственников

объектов электросетевого хозяйства, которые входят в единую национальную

электрическую сеть. С этого момента заключение всех договоров на передачу

электроэнергии с использованием объектов, входящих в единую национальную

электрическую сеть (независимо от того, в чьей собственности они

находятся), осуществляется Федеральной сетевой компанией. Кроме того,

собственники указанных объектов не вправе распоряжаться ими (в части вывода

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.