рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория государства и права (Контрольная)

социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной

безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан,

охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией

Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской

Федерация.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется

федеральным конституционным законом.

Конституция определяет роль Правительства в организации бюджетного

процесса, т.е. в регламентированной законом деятельности органов

государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и

исполнению федерального бюджета. В обязанности Правительства входят

разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета,

обеспечение его исполнения; Правительство представляет Думе отчет об

исполнении федерального бюджета.

Без заключения Правительства не могут быть внесены в Государственную Думу

законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о

выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств

государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые

за счет федерального бюджета (ч. 3 ст. 104 Конституции).

Организуя разработку федерального бюджета, порядок участия в этой работе

федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти

субъектов Федерации, Правительство решает вопросы, связанные с составлением

бюджета, исходя из основных направлений своей деятельности, принятых

программ и приоритетов развития отраслей народного хозяйства и отдельных

регионов.

В области государственных финансов к важнейшим проблемам, решаемым

Правительством, относятся сокращение дефицита федерального бюджета,

предотвращение неконтролируемого роста расходов бюджета, укрепление его

доходной части и усиление социальной направленности расходов. Правительство

признало необходимость проведения реформы бюджета и бюджетного процесса,

построения всех его элементов на принципе рационализации государственных

расходов, усиления контроля за распределением и эффективным использованием

бюджетных ассигнований и других государственных ресурсов, скорейшего

введения в хозяйственную практику эффективных процедур организации расчетов

и кредитования.

В соответствии с Указом Президента от 8 декабря 1992 г. М~ 1556 действует

федеральное казначейство Российской Федерации. Его главными задачами

являются, в частности, организация, осуществление и контроль за исполнением

федерального бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах

казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы. Деятельность

казначейства регулируется Положением, утверждаемым Правительством.

Многое зависит от совместной конструктивной работы Федерального Собрания и

Правительства по проведению последовательной антиинфляционной политики,

использованию различных антиинфляционных рычагов, от согласованных действий

Минфина и Центрального банка России, принятия своевременных мер,

направленных на торможение роста цен и сдерживание инфляции.

Статья 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,

федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации

Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения,

обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае

их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и

указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом

Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации устанавливает подзаконность актов

Правительства Российской Федерации. Правительство действует на основе и во

исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента

России. Правительство правомочно решать вопросы исполнительной власти,

отнесенные к ведению Российской Федерации, поскольку они не входят,

согласно Конституции и федеральным законам, в компетенцию Президента и

Федерального Собрания. В то же время Правительство, организуя исполнение

законов и указов, осуществляет распорядительную деятельность в пределах

своей компетенции, и потому оно вправе издавать нормативные и

индивидуальные акты.

В соответствии со ст. 104 Конституции Правительство России обладает правом

законодательной инициативы, которое означает, что оно может самостоятельно

подготавливать проекты законов и вносить их на рассмотрение в

Государственную Думу.

Правовые акты Правительства являются важным звеном правовой системы России,

и их основные формы устанавливаются в Конституции. Конституция определяет,

что формами правовых актов Правительства России являются постановления и

распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории

Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Российской Федерации должны оформляться

решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение. Решения

по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений

Правительства Российской Федерации.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(рассматривается по статьям

Конституции Российской Федерации)

Судебная система Российской Федерации отличается простотой построения,

ступенчатостью звеньев, единством основных принципов формирования и

деятельности.

Все подсистемы судебной власти характеризуются трехзвенной структурой, в

основном определяемой государственно-административным делением Российской

Федерации.

Система судов общей юрисдикции включает:

1) основное звено - районные, городские народные суды;

2) среднее звено - Верховные суды республик, краевые, областные суды,

городские (в Москве и Санкт-Петербурге), суды автономной области и

автономных округов;

3) высшее звено - Верховный Суд Российской Федерации.

Военные суды имеют следующую подсистему:

1) основное звено - суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;

2) среднее звено - суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и

групп войск;

3) высшее звено - Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

Система арбитражных судов подразделяется на:

1) основное звено - Высшие арбитражные суды республик, краевые, областные,

городские суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов,

иные арбитражные суды, образуемые в субъектах Федерации;

2) среднее звено - федеральные арбитражные суды округов;

3) высшее звено - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Следует отметить, что внутренняя организация этих подсистемы имеет свои

особенности. Так, система военных судов прямо связана с организацией

Вооруженных Сил. Среднее звено системы арбитражных судов - федеральные

арбитражные суды округов - образуется вне связи с административным

делением. В районах арбитражными суды не образуются. Конституционный Суд

Российской Федерации не имеет подведомственных судов, организационно и

процессуально не связан с существующими в некоторых республиках

конституционными судами.

Эффективное функционирование судебной системы предполагает создание

автономной инфраструктуры организационного и материального обеспечения

деятельности судов, исполнения судебных решений и приговоров.

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции вопросы судоустройства, в том числе

установление системы судов в ее полном объеме, находятся в ведении

Российской Федерации. Это означает, что субъекты Федерации не могут по

своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, не предусмотренные

федеральным конституционным законом о судебной системе, не вправе

устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их

территории федеральных судов.

По своему статусу к федеральным судам относятся: Конституционный, Высший

Арбитражный, Верховный суды Российской Федерации, военные суды.

Федеральными конституционными законами предусматривается создание и других

судов федерального уровня. Так, Федеральный конституционный закон "Об

арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г.'

рассматривает все арбитражные суды как федеральные и предусматривает

учреждение межрегиональных федеральных арбитражных судов округов (10

судов).

Согласно ч. 2 ст. 5 Конституции субъекты Федерации вправе иметь свое

законодательство. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов

Федерации находятся кадры судебных и правоохранительных органов.

Представляется, что на этом уровне возможно образование так называемых

местных судов, в качестве которых могли бы выступить единоличные мировые

судьи. Мировые судьи могли бы рассматривать дела о преступлениях, по

которым возможно назначение минимальных сроков лишения свободы либо

наказаний, не связанных с лишением свободы, значительную часть гражданских

дел,

административные дела и действовать в судебных округах. Как установлено в

ст. 11 Закона «0 статусе судей», население будет избирать мировых судей на

пять лет по судебным округам, на которые распространяется их юрисдикция.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и

федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта

государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии

с законом.

Независимость судей провозглашалась конституционным принципом и ранее.

Вслед за этим неизменно следовало требование подчинения их только закону,

что признавалось гарантом судейской независимости. Требование

руководствоваться только законом на практике приводило к тому, что даже

закон, противоречащий Конституции, был для судей обязательным, что

создавало условия беззакония и репрессий.

Часть 1 ст. 120 Конституции вносит существенные коррективы в этот принцип:

судьи подчиняются только Конституции и федеральному закону. В требовании

подчинения судей прежде всего Конституции заложен глубокий смысл.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие, все законы,

принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ч.

1 ст. 15). Помимо Конституции и федеральных законов издаются и иные

нормативные акты: указы Президента, постановления Правительства. Субъектам

Федерации предоставлено право иметь свое законодательство. Суды

руководствуются этими актами при условии не противоречия их Конституции и

федеральным законам.

Независимость судей, помимо того, что они подчиняются только Конституции и

федеральному закону, обеспечивается и другими гарантиями. Наиболее важные

из них закреплены в Конституции: несменяемость судей, особый порядок

прекращения или приостановления полномочий (ст. 121), неприкосновенность и

возможность привлечения к уголовной ответственности в порядке, определяемом

федеральным законом (ст. 122).

Независимость судей обеспечивается прежде всего порядком формирования

судейского корпуса, особым порядком наделения судей полномочиями.

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента

Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой

членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства

Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего

Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и

исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о

соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации,

Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов

субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению

органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению

органов государственной власти Российской Федерации и органов

государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров

между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации

4. Конституционный Гуд Российской Федерации по жалобам на нарушение

конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет

конституционность закона, примененного или подлежащего применению в

конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президснга

Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства

Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской

Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными,

утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации

международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие

и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации

дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения

Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении

иного тяжкого преступления.

Конституционный Суд Российской Федерации - один из высших федеральных

органов судебной власти. Полномочия, порядок образования и деятельности

Конституционного Суда, согласно ст. 128 Конституции, устанавливаются

федеральным конституционным законом. Федеральный конституционный закон "0

Конституционном Суде Российской Федерации" принят 21 июля 1994 г.

Основная функция Конституционного Суда - осуществление конституционного

контроля в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и

свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия

предписаний Конституции на всей территории Российской Федерации.

Конституционный контроль состоит в выявлении правовых актов государственных

органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а

также в принятии мер по устранению этих отклонений. В случае признания

правового акта неконституционным он утрачивает юридическую силу.

Конституционный Суд осуществляет судебную власть посредством

конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд формируется Президентом России и Советом Федерации в

установленном законом порядке (ст. 9 Закона «О Конституционном Суде»).

Право на внесение Президенту предложений о кандидатах в судьи Закон

предоставляет членам (депутатам) Совета Федерации и депутатам

Государственной Думы, а также законодательным (представительным) органам

субъектов Российской Федерации, высшим судебным органам и федеральным

юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим

научным и учебным заведениям. Перечисленные субъекты права подбора

кандидатур могут называть несколько кандидатур на каждую вакансию. В

официальном разъяснении Государственно-правового управления Президента

Российской Федерации п. 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации «О

замещении вакантных должностей федеральных судей» от 25 декабря 1993 г.

говорится, что Указ прямо предусмотрел, что Министерство юстиции Российской

Федерации и Всероссийский съезд судей должны представить по две кандидатуры

на каждую должность.

Предложение Президента о назначении на должность судьи Конституционного

Суда должно быть рассмотрено Советом Федерации в четырнадцатидневный срок.

Совет Федерации после соответствующего обсуждения внесенных кандидатур н

комитетах и комиссиях принимает решение о назначении индивидуально путем

тайного голосования. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда

считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа

членов (депутатов) Совета Федерации. После оглашения результатов

голосования по кандидатурам, представленным Президентом Российской

Федерации, Председатель Совета Федерации объявляет время приведения к

присяге лиц, назначенных на должность судей Конституционного Суда.

Приведение к присяге проводится Председателем Совета Федерации в

торжественной обстановке при наличии в зале заседаний Государственных герба

и флага Российской Федерации. Приведение к присяге производится в

соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания от 25

октября 1994 г «0 порядке приведения к присяге судей Конституционного Суда

Российской Федерации».

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда представление

кандидатуры на вакантное место судьи вносится Президентом Российской

Федерации в Совет Федерации не позднее месяцев со дня открытия вакансии.

Судья Конституционного Суда несменяем. Его полномочия могут быть прекращены

или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным

Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде».

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(рассматривается по статьям

Конституции Российской Федерации)

Статья 65

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан,

Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-

Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская

Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл,

Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия -

Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская

Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика

- Чаваш республики; Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край,

Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская

область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область,

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.