рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория государства и права (Контрольная)

Государственной Думы. Из содержания ч. 1 ст.93 Конституции следует, что

Государственная Дума образует специальную комиссию, которая в соответствии

с Регламентом Государственной Думы оценивает соблюдение процедурных правил

и фактической обоснованности обвинения. Специальная комиссия заслушивает на

своих заседаниях лиц, имеющих сведения о фактах, положенных в основу

предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие

документы, заслушивает представителя Президента. Обвинение выдвигается по

инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента и заключение

специальной комиссии рассматриваются на заседании Государственной Думы.

Государственная Дума принимает решение о выдвижении обвинения 2/3 голосов

от общего числа депутатов.

Выдвинутое Государственной Думой обвинение против Президента направляется в

Верховный Суд Российской Федерации, который дает заключение о наличии в

действиях Президента признаков преступления, послуживших основанием для

обвинения.

Соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения против Президента

Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого

преступления должно подтверждаться заключением Конституционного Суда

Российской Федерации. Конституционный Суд дает его по запросу Совета

Федерации (п. 7 ст. 125 Конституции).

Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от

должности должно быть принято не менее чем 2/3 голосов от общего числа

состава палаты и не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения

Государственной Думой обвинения.

Установлено, что если в этот срок решение Совета Федерации не будет

принято, то обвинение против Президента считается отклоненным. Отрешение

Президента от должности на основании предъявленного обвинения не означает

привлечения его к уголовной ответственности, а также его осуждения.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

И

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ПОРЯДОК

ИЗБРАНИЯ,

ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ,

РОСПУСКА

(рассматривается по статьям

Конституции Российской Федерации)

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов

Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

В данной статье устанавливается срок полномочий Государственной Думы. Он

составляет четыре года. Согласно

ч. 7 раздела второго Конституции «Заключительные и переходные положения»

Государственная Дума первого созыва избиралась сроком на два года.

Проведение периодических выборов в представительные органы государственной

власти является гарантией прав граждан на участие в управлении делами

государства; на этих выборах реализуются избирательные права граждан

Российской Федерации, закрепленные ст. 32 Конституции.

В зарубежных демократических государствах срок полномочий парламентов

составляет, как правило, четыре года или пять лет. Периодическое

переизбрание парламента позволяет обновить его состав с учетом воли

избирателей. При переизбрании депутатского корпуса, избирателями дается

оценка политическим партиям, движениям и отдельным депутатам,

представленным в прежнем парламенте. Партии, движения и депутаты, не

выражающие интересов избирателей. могут не получить числа голосов,

достаточного для прохождения в парламент. Тем самым непосредственно

проявляется правовая и политическая зависимость депутатов от избирателей.

По истечении срока полномочий Думы Президент России назначает выборы

Государственной Думы нового созыва (ст. 84 Конституции).

В Конституции предусмотрена возможность роспуска Государственной Думы до

окончания четырехлетнего срока ее полномочий. Это связано с двумя

обстоятельствами: трехкратным отклонением Думой кандидатур Председателя

Правительства Российской Федерации, предложенных Президентом России (ст.

111), и выражением Думой недоверия Правительству (ст. 117).

Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной

Думы устанавливается федеральными законами Применительно к Совету Федерации

речь идет о формировании, а не избрании, так как эта палата может

формироваться путем как избрания, так и назначения, вхождения по должности

представителей от представительных и исполнительных органов государственной

власти субъектов Российской Федерации (см. комментарий к ст. 95

Конституции).

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного

положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении

чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской

Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской

Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного "

Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального

прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя

Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным его

ведению Конституцией Российской федерации.

З. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от

общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не

предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

В данной статье определены вопросы, относящиеся к ведению "Совета

Федерации. Вместе с тем их перечень, содержащийся в этой статье, не

является исчерпывающим. В Конституции предусмотрены и иные полномочия

Совета Федерации. К ним, в частности, относятся такие полномочия, как:

принимать свой регламент и решать вопросы внутреннего распорядка своей

деятельности (ст. 101), одобрять федеральные законы, принятые

Государственной Думой (ст. 105), и некоторые другие. Следует отметить, что

иные полномочия Совета Федерации могут устанавливаться и федеральными

законами. Так Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав

граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994 г. предусмотрено, что пять

членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются

Советом Федерации.

Характер полномочий, закрепленных за Советом Федерации, вытекает из

специфики заложенного в этом органе принципа представительства. Именно в

лице Совета Федерации наиболее отчетлив проявляется влияние федеративного

устройства России на организацию государственной власти и деятельность

органов государственной власти на федеральном уровне. Равное

представительство от субъектов Российской Федерации в данной палате

парламента создает возможности максимального учета позиции всех субъектов

Российской Федерации при принятии важнейших конституционно-правовых

решений.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя

Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя

Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной

палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по

правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным

законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для

отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к

ее ведению Конституцией Российской Федерации.

З. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от

общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия

решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

В данной статье Конституции перечислены вопросы, решение которых относится

к исключительному ведению Государственной Думы. Вместе с тем перечень

вопросов, содержащийся в ст. 103, не является исчерпывающим, ряд полномочий

Государственной Думы содержится и в других статьях Конституции (см.,

например, ст. 104, 105, 108). Отдельные полномочия Государственной Думы

могут содержаться в федеральных законах. Так, согласно Федеральному закону

"Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от

6 декабря 1994 г Государственная Дума назначает пять членов Центральной

избирательной комиссии Российской Федерации. Согласно Закону РСФСР "0

Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" от 2 декабря 1990 г.

(с изменениями и дополнениями)' члены Совета директоров Банка России

назначаются на должность Государственной Думой по представлению

Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской

Федерации (ст. 13), а ряд членов Национального банковского совета при Банке

России назначаются Государственной Думой по представлению Председателя

Банка России (ст. 20).

Участие Государственной Думы в процессе формирования Правительства

Российской Федерации является важнейшую проявлением взаимодействия

законодательной и исполнительной властей на федеральном уровне, что

вытекает из принципа разделения властей, установленного ст. 10 Конституции

Российской Федерации. Данный принцип предполагает наряду с разграничением

функций законодательной, исполнительной и судебной власти их взаимодействие

(включающее взаимное влияние, контроль). В американской конституционной

теории система взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной

властей получила название системы сдержек и противовесов. Каждая из властей

в присущих ей формах сдерживает и ограничивает другие. Данная формула

является универсальной для любой системы органов государственной власти, в

основу организации которой положен принцип разделения властей.

Статья 109

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской

Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции

Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации

назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума

собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

З. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям,

предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение

года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею

обвинения против Президента Российской Федерации до принятия

соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей

территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а

также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента

Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации 1993 г ввела новый конституционно-правовой

институт роспуска Государственной Думы. Роспуск Государственной Думы

является крайним средством преодоления разногласий между законодательной и

исполнительной властям и. Государственной Думой и Правительством. В том

случае, если различного рода согласительные процедуры между ветвями власти

не привели к положительному результату, Президент Российской Федерации, в

чьи функции, согласно ст. 80 Конституции Российской Федерации, входит

обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов

государственной власти, вправе распустить Государственную Думу. Как роспуск

Государственной Думы, так и отставка Правительства являются

взаимосвязанными конституционными формами ответственности этих

государственных органов за свою деятельность.

Право роспуска Государственной Думы Президентом не является абсолютным.

Президент вправе распустить Государственную Думу только в случаях,

предусмотренных Конституцией Российской Федерации. В комментируемой статье

устанавливаются основания и порядок роспуска Государственной Думы.

Из двух палат Федерального Собрания - Совета Федерации и Государственной

Думы - Конституция предусматривает возможность роспуска Президентом

Российской Федерации только Государственной Думы. В случае роспуска

Государственной Думы деятельность Совета Федерации обеспечивает

непрерывность функционирования законодательной власти на федеральном

уровне. Однако в этих условиях Совет Федерации осуществляет только

полномочия, закрепленные за ним Конституцией, поэтому законодательная

деятельность Федерального Собрания прерывается до избрания Государственной

Думы в новом составе.

Правовое демократическое государство не может существовать без полномочного

законодательного органа в течение длительного срока, и Конституция четко

определяет дату выборов Государственной Думы следующего созыва: вновь

избранная Государственная Дума должна собраться не позднее чем через четыре

месяца с момента ее роспуска.

В ст. 111 и 117 Конституция устанавливает основания роспуска

Государственной Думы: она может быть распущена после трехкратного

отклонения ею кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации,

представленных Президентом Российской Федерации (ч. 4 ст. 111), в случае

выражения недоверия Правительству Российской Федерации (ч. 3 ст. 117) либо

в результате рассмотрения Государственной Думой вопроса о доверии

Правительству Российской Федерации, поставленного по инициативе

Председателя Правительства (ч. 4 ст. 117).

Статьей 4 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской "Федерации" от 21 июня 1995 г.

установлено, что при роспуске Государственной Думы и случае и порядке,

предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской

Федерации одновременно назначает выборы депутатов Государственной Думы

нового созыва. Днем выборов в этом случае является последнее воскресенье

перед истечением трех месяцев со дня роспуска Думы. В случае, если

Президенте Российской Федерации, распустив Государственную Думу, не

назначит выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, выборы

проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в

первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска

Государственной Думы.

В течение года после избрания вновь избранная Государственная Дума имеет

несколько иной статус во взаимоотношениях с Президентом и Правительством

Российской Федерации, нежели предыдущая Дума. Он обусловлен результатами

прямого волеизъявления граждан, избравших Государственную Думу. Особенности

этого стар~ определены н ч. 3 ст. 109 Конституции Российской Федерации.

Гарантией непрерывной деятельности законодательной власти Российской

Федерации является запрет на роспуск Государственной Думы в случаях,

предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 109. Смысл указанных норм Конституции также

заключается в том, чтобы в условиях особого режима функционирования органов

государственной власти Российской Федерации (чрезвычайное, военное

положение) либо переходного периода (перед окончанием полномочий

Президента) обеспечить непрерывность деятельности законодательной власти.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ.

(рассматривается по статьям

Конституции Российской Федерации)

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство

Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства

Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской

Федерации и федеральных министров.

Конституционное положение об осуществлении Правительством Российской

Федерации исполнительной власти Российской Федерации имеет ключевое

значение для определения статуса Правительства, его прерогатив, структуры,

порядка взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти,

органами исполнительной власти субъектов Федерации, иными государственными

органами.

Суть упомянутой конституционной формулы состоит,

во-первых, в том, что Правительство осуществляет - наряду с Президентом,

парламентом и судами Федерации - государственную власть на основе принципа

разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы

законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (см.

комментарий к ст. 10), и потому в новой Конституции отсутствуют известные

ранее действовавшему Основному Закону положения о подотчетности

Правительства представительному органу, об осуществлении Президентом

руководства Правительством.

Во-вторых, Правительство возглавляет единую систему исполнительной власти в

Российской Федерации. Речь идет о системе, образуемой федеральными органами

исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации

в пределах ее ведения, а также полномочий по предметам совместного ведения

Федерации и субъектов Федерации.

В-третьих, федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении

Правительства, за исключением случаев обеспечения конституционных

полномочий Президента Российской Федерации либо подведомственности

Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Состав Правительства зависит от структуры федеральных органов

исполнительной власти, т.е. системы этих органов, предопределяемой целями и

задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период.

Правительство Российской Федерации возглавляет его Председатель. В состав

Правительства входят также заместители Председателя Правительства,

федеральные министры. Кандидатуры на эти должности предлагаются Президенту

Российской Федерации Председателем Правительства.

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и

обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об

исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой,

кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной

политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения,

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.