рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория государства и права

объективно порождают необходимость правовой формы регулирования

определенных экономических отношений, юридического закрепления и охраны

различных форм собственности, обеспечения самостоятельности производителей

(например, закон о собственности, предпринимательстве, налогах и т.д.). С

другой стороны, правовая форма экономических отношений является не просто

необходимостью, а выполняет активную организующую функцию и поэтому глубоко

проникает в экономическую жизнь общества в качестве важного компонента

механизма экономических процессов.

Взаимодействие права и политики определяется тем, что правовые нормы

исходят от государства, которое является политической организацией

общества. Поэтому любые интересы и потребности людей, прежде чем стать

правом, должны быть опосредованы государственной политикой (деятельностью

законодательных и других правотворческих органов государства). Политические

требования становятся правом лишь в той мере, в какой они закреплены в

системе общеобязательных норм, охраняемых государством. В праве получает

выражение и народная политика. В тех случаях, когда сам народ путем

референдумов принимает законодательные акты, его волеизъявления приобретают

правовой характер, становятся общеобязательной формой нормативного

регулирования общественных отношений.

Право, правосознание, правовая культура.

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых

люди осознают (отражают) окружающий мир. Это политическое, нравственное,

национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного

сознания относится и правосознание.

Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств,

традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям

общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности,

правосудии, о правомерном или неправомерном поведении. Особенность

правосознания как специфической формы общественного сознания выражается в

следующем.

1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют

правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых

норм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические,

нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на

формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в

правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через

правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и

представлений.

2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений

общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества

осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К

их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность,

неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность.

Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных

понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства.

В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов:

научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания

(правовой психологии).

1. Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в

теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни.

Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных

исследованиях по вопросам государства и права, их сущности и роли в

общественной жизни. Поскольку в них содержатся объективные выводы и

обобщения, это позволяет государству и его органам эффективно использовать

их в правотворческой и правоприменительной деятельности.

2. Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений,

традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп,

профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности,

системе правовых учреждений, функционирующих в обществе. Правовая

психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые

возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего

законодательства и практическим осуществлением его требований. Радость или

огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или

неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное

отношение к нарушениям правовых предписаний - все это относится к области

правовой психологии.

На содержание правовой психологии, уровень ее зрелости значительное

влияние оказывает внедрение в сознание людей научных представлений о

правовых явлениях общественной жизни.

Общественное и индивидуальное правосознание. Общественное правосознание

обобщает правовые взгляды, идеи, традиции, которые вырабатываются

отдельными людьми (индивидами). Научное правосознание и правовая психология

не существуют вне сознания отдельных личностей. Они включают все то

типичное, наиболее существенное, что содержится в правовом сознании

индивидов.

Индивидуальное правосознание - это чувства и представления о праве

конкретной личности. Общественное правосознание развивается через

правосознание отдельных индивидов. Однако оно неизмеримо богаче, чем

правосознание индивида, так как отражает правовую жизнь общества в целом.

Индивидуальное правосознание не может охватить всего многообразия правовых

явлений различных периодов жизни общества - оно отражает лишь отдельные,

существенные черты. Правосознание конкретного человека складывается под

влиянием тех условий, в которых он живет и работает. А так как условия

жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Вот

почему правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную

оценку правовых явлений, а другого - ограниченным, отстающим от общего

уровня общественного правосознания. Очень важно учитывать различия в уровне

правосознания отдельных людей при организации работы по правовому

воспитанию.

Роль правосознания в общественной жизни. Правосознание играет важную

роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.

Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм

права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой

деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в

юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят

черезволю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество

правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития

неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех,

кто создает правовые нормы.

Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и

полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены

непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их

сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан

государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое

правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление

правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у

людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Таким образом, правосознание есть важный фактор развития

законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод

граждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей и

правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных

правоотношений.

Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно

рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и

как категорию содержательную. В первом случае она понимается как

качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его

развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и

основные ее сферы в отдельности. Типичным и наиболее полным применительно к

этому подходу следует считать определение понятия правовой культуры

общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося

в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и

правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития

личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности

государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и

поддержание самих условий существования общества.

Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте

правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его

предписаний.

Профессионально-правовая культура - это глубокие, объемные и

формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников

права, правильное понимание принципов права и задач правового

регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения

в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами

законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической

деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения

профессией, уровень специальной подготовки.

Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как

системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия

права и их отражению в сознании и поведении людей. В структуре правовой

культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно выделяют

следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют

свое определенное содержание и качественный уровень:

- право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную

волю;

- правоотношения как систему общественных отношений, участники которых

обладают взаимными правами и обязанностями;

- правосознание как систему духовного отражения всей правовой

действительности;

- правовые учреждения как систему государственных органов и общественных

организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;

- правовое поведение, деятельность.[11]

Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями

или сферами культуры: политической, нравственной (этической), эстетической,

религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры

обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как

господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям.

Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами

правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и

правопорядка.

В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание

элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом.

Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в

условиях демократического государства можно лишь через нравственное и

правовое сознание одновременно. Именно нравственное сознание как элемент

нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным)

механизмом определения правовой позиции (выбора правомерного или

противоправного варианта поведения). Поэтому основными составляющими

профессионально-юридической культуры следует считать профессионально-

правовую и профессионально-нравственную сферы или области культуры. Быть

мастером своего дела в сфере правопорядка - значит обладать высоким уровнем

профессиональной культуры.

Норма права.

С формальной точки зрения право представляет собой систему норм, которые

исходят от государства. Другими словами, право состоит из правовых норм.

Правовая норма - это первичная клеточка права.

Норма права является образцом (моделью) типового общественного

отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы

возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней

свободы в конкретных взаимоотношениях. Норма права предусматривает свободу

участников регулируемых общественных отношений в двояком смысле:

- во-первых, как способность воли субъекта сознательно избирать тот или

другой вариант поведения (внутренняя свобода);

- во-вторых, как возможность действовать вовне, преследовать и

осуществлять определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода).

Каковы же характерные признаки правовой нормы?

Норма права устанавливается или санкционируется государством. Это модель

поведения, которая закрепляется в официальных государственных актах.

Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны,

она предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных

прав субъекта. Что такое право собственности? Это есть свобода лица-

собственника в полном объеме владеть и распоряжаться принадлежащей ему

вещью. А право кредитора? Это его свобода требовать от должника возвращения

долга. С другой стороны, норма права обязывает совершать или не совершать

определенные действия, ограничивая таким образом свободу отдельных лиц. Эта

содержательная сторона правовой нормы является такой же существенной, как и

предоставляемая свобода действий. В самом деле, если представить, что

свобода лица ничем не ограничена, то при таком порядке вещей вообще не

может быть речи о праве. Если бы каждому человеку была предоставлена

обязательная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значило бы, что

никто не имеет права на жизнь; если же нет правила, ограничивающего свободу

присвоения чужой вещи, то ни у кого не будет права собственности.

Таким образом, норма права сочетает в себе предоставление и одновременно

ограничение внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Предоставительно-

обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять законные

интересы управомоченных субъектов через действие обязанных лиц.

3. Реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами

государственного принуждения. Нарушение границ свободы дозволенного и

необходимого поведения влечет за собой применение со стороны компетентных

государственных органов мер юридической ответственности к правонарушителям.

Охранительный характер правовой нормы позволяет надежно защищать законные

права и интересы граждан государства.

4. Благодаря вышеуказанным признакам (свойствам) нормы права выступают

государственным регулятором типовых общественных отношений (например,

отношений подчиненности в армии, отношений купли-продажи при совершении

имущественных сделок). В этом выражается социальная роль правовых норм.

Все нормы права призваны регулировать общественные отношения или

устанавливать порядок, которому должны следовать органы государства,

граждане и организации. В наиболее общей форме действие права состоит в

том, чтобы «повелевать (обязывать), запрещать, разрешать, наказывать

(карать)»1. Поэтому нормы всегда что-либо предписывают как обязанности,

должное поведение; что-либо разрешают как права и дозволения; что-либо

запрещают как недозволенное или за что-либо карают как вредное и опасное

для людей и общества.

Для достижения этих целей правового регулирования норма права должна

прямо или косвенно, полностью или частично, детально либо обобщенно

(кратко): во-первых, выразить само содержание правовой нормы; во-вторых,

определить условия, при которых содержание правовой нормы может и (или)

должно осуществляться; в-третьих, установить правовые последствия нарушения

правовой нормы, невыгодные или даже ущербные, тяжкие для нарушителя.

Соответственно этим задачам строится структура правовых норм в виде трех

структурных элементов деонтической логики, получивших в правовой науке

название диспозиции, гипотезы и санкции.

Не всякая норма права сформулирована в статье (или статьях) закона в

виде всех названных трех элементов. В некоторых случаях они разделены по

разным статьям закона и даже по разным законам. В содержании других видов

статей достаточно сформулировать два элемента, а третий «вынести за

скобки», или он просто подразумевается самим смыслом закона (см. об этом

далее). Однако правовая система в целом обязана обеспечить соблюдение

правовых норм, имея в наличии или в «запасе» все названные элементы.

Наиболее существенно различаются особенности структуры норм

регулятивных, прямо предписывающих права и обязанности участников

отношения, и норм правоохранительных (карательных), прямо закрепляющих меры

ответственности за правонарушения.

8. Правотворчество и формирование права.

Нормотворчество в правовой сфере - это в принципе и главным образом

государственная деятельность, завершающая процесс формирования права,

означающая возведение государственной воли в закон.

Изначально право формируется естественноисторически, до и независимо от

деятельности законодателя. Начальная стадия в процессе правообразования -

возникновение объективно обусловленной потребности в юридическом

регулировании общественных отношений. Эта потребность в конечном счете

обусловлена экономическим базисом, но ближайшими факторами, ее питающими,

являются социально-политические, классовые и иные общественные интересы.

На завершающей стадии правообразования приобретает большое значение

специальная целенаправленная деятельность компетентных органов по выражению

общественной потребности и соответствующих интересов в общеобязательных

правилах поведения. Эта деятельность, конституирующая правообразование в

формально определенные предписания общего характера, и является правовым

нормотворчеством.

Различаются три способа такого нормотворчества:

1) непосредственная правоустановительная деятельность полномочных

государственных органов;

2) санкционирование государственными органами норм, которые сложились

независимо от них в виде обычая (делового обыкновения) или выработаны

негосударственными организациями (например, кооперативами, общественными

организациями);

3) непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме

всенародного голосования (референдума).

Во всех трех случаях нормотворчество отличается и своими целями, и теми

принципами, на которых оно основывается. Общими принципами нормотворчества

являются: научность, демократизм, законность, интернационализм.

В отдельные периоды развития того или другого государства имели место

отступления от какого-либо принципа, но они не могут поколебать

необходимость поиска и утверждения соответствующих начал законодательной

деятельности.

Правотворческая деятельность так или иначе связана с проявлением

государственной воли. Это положение многократно доказано мировой историей.

Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны

конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей

воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в

виде государственной воли, в виде закона.

Содержание нормотворчества складывается из последовательно

осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности

то, что называют правотворческим процессом. Это технология создания

нормативных актов и доведения их предписаний до адресатов. Сам

правотворческий процесс в силу его общественно-политического значения

регулируется конституционными и другими юридическими нормами.

Правотворческий процесс складывается из ряда стадий.

1. Стадия законодательной (более широко - нормотворческой) инициативы.

Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта,

состоящем во внесении в правотворческий орган или предложения об издании

нормативного акта, или подготовленного проекта акта.

Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго

очерчен в законодательстве, так как законодательная инициатива, в отличие

от любого другого обращения в правотворческий орган с законопроектом,

предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть

поступивший проект или предложение.

2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке

его проекта, включении в план законопроектных работ и т.п.

3. Разработка проекта нормативного акта и его предварительное

обсуждение. Процедуры того и другого различаются в зависимости от важности

проекта, от того, кому поручена его разработка, а также от характера

будущего нормативного акта (общегосударственный акт или ведомственный).

Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение. В подготовке

других принимают участие консультативные группы ученых и специалистов.

4. Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который

уполномочен его принять.

5. Принятие нормативного акта.

6. Доведение содержания принятого акта до его адресатов.

Названные выше принципы в той или иной степени пронизывают каждую из

стадий правотворческого процесса.

Правотворчество может выражаться в виде принятия единичного акта,

содержащего отдельные юридические нормы, и в виде систематизированного

(кодификационного) акта, содержащего определенные совокупности, группы

норм. Наиболее развитым видом является кодификационное нормотворчество. С

его помощью закладываются основы законодательной системы в целом и по

отраслям права, а затем осуществляется дальнейшее развитие

законодательства. С помощью единичных актов правотворчества вносятся

дополнения и изменения в кодифицированное законодательство. В ходе текущего

правотворчества устраняются противоречия и пробелы в законодательстве.

При выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их

систематизации используется ряд правил для обеспечения совершенства

законодательства. Совокупность всех этих правил, средств и приемов образует

законодательную технику.

Литература.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть 2.Теория права. Том 1

Воротилин Е.А. Идеи правового государства истории политической мысли. //

Политология. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997.

Емельянов С.А. Право: определения понятия. М., 1992.

История правовых и политических учений: Учебник. / Под ред. О.Э. Лейста. -

М., 1997.

Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры.

Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М., 1974.

Общая теория права и государства: Учебник./ Под ред. В.В. Лазарева. М.,

1994. С. 96-100, 94-98.

Омельченко О.Я. Идея правового государства: истоки, перспективы причины.

М., 1994.

Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление / Под ред. B.C.

Нерсесянца. М., 1996.

Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом. //

Государство и право. 1994, № 5.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие. М., 1998. С.

188-195, 197-203. 72-89.

-----------------------

[1] Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление / Под ред.

B.C. Нерсесянца. М., 1996. С. 35

[2] Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт., 1998.С.77

[3] Кони А.Ф. Собрание сочинений. Т.4. М., 1967, С. 173

[4] Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.С.145

[5] Зыкин И.С. Обычай в советской правовой доктрине. //Советское

государство и право. 1981.

№ 3, с. 128.

[6] Общая теория права . Н. Новгород,1993, с. 251.

[7] Проблемы теории государства и права. М. : Юридическая литература, 1987,

с. 330.

[8] Зивс С. Л. Источники права. М., 1981, с.152-181.

[9] Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М., 1988, с.

80-103.

[10] А.Б. Венгеров Теория государства и права. Часть 2.Теория права. Том 1,

с. 136.

[11] Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой

культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М., 1974. С.

42-43.

1 Дигесты Юстиниана. Книга первая, титул III, фрагмент 7 (Модестин). По

изданию: Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями

И.С. Перетерского. М., 1984. С. 32.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.