рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка по общей теории права

|право установленное | |действуют гражданские,|

|разумом и доступное | |уголовные, |

|пониманию; | |гражданско-процессуаль|

|антропологическое – | |ные, |

|порядок вытекающий из | |уголовно-процессуальны|

|сущности человека; ЕП с | |е и некоторые другие |

|изменяющимся содержанием –| |кодексы. |

|это правовые принципы, | |Среди источников |

|изменяющиеся во времени и | |романо-германской |

|пространстве. | |правовой семьи |

|Позитивизм (юридический) | |значительна (и все |

|основным считали | |более возрастает) роль|

|нормативные акты. | |подзаконных актов: |

| | |регламентов, |

| | |административных |

| | |циркуляров, декретов |

| | |министров. |

| | |В системе источников |

| | |романо-германского |

| | |права своеобразно |

| | |положение обычая. Он |

| | |может действовать не |

| | |только в дополнение к |

| | |закону, но и помимо |

| | |закона. Роль обычая |

| | |вопреки законам очень |

| | |ограниченна. В целом |

| | |обычай теряет здесь |

| | |характер |

| | |самостоятельного |

| | |источника права. |

| | |Особенности: Осн. |

| | |источник – |

| | |нормативно-правовой |

| | |акт. Судебный источник|

| | |не является |

| | |источником; Право |

| | |понимается как |

| | |перспективно-действующ|

| | |ая система норм. |

| | |Складывается из |

| | |абстрактных правил |

| | |поведения. |

| | |Способы и методы: |

| | |Правоприменение всегда|

| | |носит подзаконный |

| | |хар-р. |

|41. СЕМЬЯ |24. Правотворчество - это |25. Правотворчество - |

|РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННОГО |деятельность |это деятельность |

|ПРАВА. |уполномоченных органов |уполномоченных органов|

|Название «правовые» весьма|государства, направленная |государства, |

|условно. Признаки: |на создание, изменение или|направленная на |

|Источник права – радиция, |отмену правовых норм. Оно |создание, изменение |

|обычай, обычное право. Нет|выступает в качестве одной|или отмену правовых |

|приоритета права над |из форм государственной |норм. Оно выступает в |

|обычаем. Низкий уровень |деятельности, в частности,|качестве одной из форм|

|судопроизводства. |правовой. |государственной |

|Основной регулятор – |Можно выделить следующие |деятельности, в |

|религия. Права вообще |виды правотворчества: |частности, правовой. |

|может не существовать. |1) принятие нормативных |Принято выделять два |

|Бывают 2 осн. видов: |правовых актов |основных этапа в |

|Канонические ПС и |уполномоченными органами |процессе |

|мусульманские ПС. |государства; 2) |правотворчества, - |

|Канонические в тех |непосредственное |этап подготовки |

|странах, где христианство.|правотворчество народа |нормативного правового|

|Эти правовые системы в |путем всенародного |акта и этап его |

|какой-то мере заимствуют |волеизъявления на |принятия. Каждый из |

|западные идеи, но в |референдуме; 3) |этапов в свою очередь |

|значительной мере остаются|санкционирование |делится на стадии. |

|верны взглядам, в которых |государственными органами |Первый этап носит |

|право понимается совсем |обычаев; 4) создание |неофициальный |

|иначе и не призвано |судебного прецедента. |характер, и деление |

|выполнять те же функции, |Принятие нормативных актов|его на стадии весьма |

|что в западных странах. |является наиболее |условно. |

|Мусульманское права - это |распространенным видом |1. Обычно первый этап |

|система норм, выраженных в|правотворчества. Круг |начинается с принятия |

|религиозной форме и |государственных органов, |решения |

|основанных на |имеющих право на такой вид|соответствующим |

|мусульманской религии - |деятельности, |органом государства о |

|исламе. |исчерпывающим образом |подготовке проекта |

|Ислам исходит из того, что|закреплен в |нормативного правового|

|существующее право |законодательстве. Процесс |акта. |

|произошло от Аллаха, |создания нормативного |2. В ходе работы над |

|который в определенный |правового акта |проектом создаются |

|момент истории открыл его |представляет собой |рабочие группы, |

|человеку через своего |совокупность |просчитываются |

|пророка Мухаммеда. Оно |последовательных стадий, |возможные социальные и|

|охватывает все сферы |каждая из которых |иные последствия его |

|социальной жизни, а не |регулируется |действия. Изучается |

|только те, которые |соответствующими |аналогичное |

|подлежат правовому |юридическими |иностранное |

|регулированию. Шариат |предписаниями. |законодательство. |

|означает в переводе на | |3. Подготовленный |

|русский язык "путь | |проект направляется на|

|следования" и составляет | |рецензирование к |

|то, что называется | |независимым экспертам.|

|мусульманским правом. Это | |Эта стадия завершается|

|право указывает, как | |доработкой текста |

|мусульманин должен вести | |проекта и принятием |

|себя, не различая, | |решения о внесении его|

|обязательств по отношению | |в соответствующий |

|к себе подобным и по | |правотворческий орган.|

|отношению к Богу. Оно | | |

|регулирует отношения | |Второй этап - |

|только между мусульманами | |официальный, поскольку|

|Мусульманское право имеет | |процедура рассмотрения|

|4 источника: 1. Коран - | |проекта нормативного |

|священная книга ислама; 2.| |правового акта в |

|сунну, или традиции, | |правотворческом органе|

|связанные с посланцем | |строго |

|Бога; 3. иджму, или единое| |регламентирована |

|соглашение мусульманского | |законодательством и в |

|общества; 4. кийас, или | |регламенте этого |

|суждение по аналогии. К | |органа. Начинается |

|чертам мусульманского прав| |второй этап со стадии |

|относятся: архаичность | |реализации права |

|ряда институтов и | |законодательной |

|отсутствие систематизации.| |инициативы. Вторая |

|Это право церкви, право | |стадия - обсуждение |

|общины верующих. Развитие | |проекта в |

|этой системы права | |правотворческом |

|прекратилось в Х в. н.э., | |органе. Обычно оно |

|когда отпала возможность | |проходит в трех |

|его толкования. | |чтениях. При первом |

| | |чтении заслушивается |

| | |доклад о концепции |

| | |проекта. На втором |

| | |чтении обсуждаются |

| | |поправки и замечания (|

| | |по каждой идет |

| | |голосование). При |

| | |третьем чтении |

| | |окончательно |

| | |согласовываются все |

| | |изменения, |

| | |предлагаемые в проект |

| | |нормативного правового|

| | |акта. |

| | |Третья стадия - |

| | |голосование. |

| | |Далее идет подписание |

| | |и обнародование. |

|35. Систематизация |2. Методология – учение о |14 Функции гос-ва – |

|нормативно-правовых актов |методах. Это прежде всего |основные направления |

|- деятельность, |область философских |его деятельности по |

|направленная на |знаний. Между тем |решению стоящих перед |

|упорядочение всего массива|отдельные науки вносят |ним задач. Понятие не |

|нормативно-правовых актов,|свой вклад в развитие |только политическое и |

|с целью преодоления |методологии. Слово «метод»|управленческое, но и |

|противоречий между ними и |употребляется: для |юридическое, так как |

|сделать их более |обозначения особого |оно осуществляется в |

|доступными для |способа мышления, |правовых формах. |

|потребителя. |позволяющего постигнуть |Признаки государства: |

|Систематизация |изучаемую реальность |а. Территориальная |

|нормативно-правовых актов |(эмпирический, |организация населения |

|начинает осуществляться |дедуктивный, индуктивный);|и осуществления |

|еще на стадии их |для характеристики |публичной власти в |

|опубликования в |философских позиций и |территориальных |

|официальных газетах, |принципов на которых они |пределах; б. Публичная|

|журналах или вестниках. В |базируются; для |власть (не совпадает с|

|этих изданиях они |обозначения технических |обществом, но |

|располагаются по |приемов, способов, этапов |выступает от его |

|определенной системе (в |исследования фактов, |имени); в. |

|зависимости от их |судебной практики. Метод –|государственный |

|юридической силы, от |это свод принципов, правил|суверенитет; г. |

|органа их принявшего, их |для построения и |Неразрывная связь |

|юридической природы - |обоснования научных |государства и права |

|нормативные - |знаний, а также |Внешние (оборона |

|ненормативные и т.д.), |совокупности приемов, |страны,сотрудничество |

|каждому акту присваивается|операций для изучения |с иностр гос-вами) |

|свой номер. Помимо |гос-ва и права. Метод – |Внутр (формирование и |

|указанной выше первичной |это прежде всего |охрана правопорядка) |

|формы, существует два |философская концепция, | |

|основных вида |определяющая отношение к | |

|систематизации: |познаваемой | |

|инкорпорация и |действительности. | |

|кодификация. | | |

|Инкорпорация - эта такая | | |

|деятельность по | | |

|систематизации, когда | | |

|нормативные правовые акты | | |

|обобщаются в различные | | |

|сборники. Критерии, по | | |

|которым в них подбирается | | |

|материал, могут быть | | |

|различными: предмет | | |

|регулирования (труд, | | |

|семья, молодежь), | | |

|хронология, когда акты | | |

|располагаются | | |

|соответственно времени их | | |

|принятия и т.п. | | |

|Особенность инкорпорации | | |

|как формы систематизации в| | |

|том, что при создании | | |

|инкорпорированных | | |

|сборников, нормативные | | |

|правовые акты могут | | |

|подвергаться только | | |

|поверхностной обработке, | | |

|содержание их изменяться | | |

|не может. Вместе с тем, | | |

|допускается публикация в | | |

|извлечениях, или если в | | |

|текст нормативного | | |

|правового акта внесена | | |

|поправка отдельным актом, | | |

|то в публикуемый текст | | |

|можно включить эту | | |

|поправку, указав в ссылке | | |

|на ее официальный | | |

|источник. | | |

|Инкорпорация может быть | | |

|официальной и | | |

|неофициальной. | | |

|Неофициальной | | |

|инкорпорацией могут | | |

|заниматься любые субъекты,| | |

|результат этой | | |

|деятельности не является | | |

|обязательной для | | |

|потребителя, т.е. на эти | | |

|сборники нельзя ссылаться | | |

|как на официальные | | |

|источники (например, | | |

|каждый студент-юрист в | | |

|процессе подготовки к | | |

|занятиям пользуется | | |

|хрестоматиями по истории | | |

|государства и права, по | | |

|истории политических и | | |

|правовых учений, по праву | | |

|отдельных государств). В | | |

|некоторых случаях | | |

|инкорпорация может носить | | |

|официальный характер, | | |

|например, принятие | | |

|законодательным органом | | |

|Свода законов, или | | |

|официозный - инкорпорация | | |

|проведена | | |

|неправотворческим | | |

|государственным органом | | |

|(например, Министерством | | |

|юстиции РФ). | | |

|Разновидностью | | |

|инкорпорации является | | |

|консолидация. В этом | | |

|случае происходит | | |

|объединение множества | | |

|нормативных правовых | | |

|актов, связанных общим | | |

|предметом регулирования, в| | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.