рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка по общей теории права

| | |Предпринимательская |

| | |деятельность: |

| | |предприниматель перед |

| | |другими лицами несет |

| | |ответственность, так |

| | |как это деятельность, |

| | |связанная с риском. |

|64 и 65. Правовое |32. Понятие норм права |33. Структура нормы |

|государство. |Норма права – содержащееся|права (2х и 3х |

|Главная идея: правовое |в нормативно-правовом акте|элементная). |

|государство - государство |общеобязательное, |Позитивное право |

|справедливости. Признаки |структурно-организованное,|состоит из норм права |

|ПГ: Верховенство права, |государственно-властное |- первоэлементов |

|закона, Разделение |веление субъектов |права) Норма права - |

|властей, Взаимная |правотворчества, |конкретное правило |

|ответственность гос-ва и |регулирующее общественные |поведения общего |

|личности, реальная защита |отношения. |характера. 3 элемента|

|прав и свобод граждан., |Т.е. норма права - это |- гипотеза (условие |

|создание |элемент («частичка») |действия нормы), |

|антимонополистических |права, составляющий право |диспозиция (правило |

|механизмов, препятствующих|в целом, обладающий теми |поведения) и санкция |

|сосредоточению власти в |же признаками, что и право|(наказание за |

|чьих бы то ни было руках; |в целом. |неправильное |

|установление в законе и |С другой стороны, норма |поведение). |

|осуществление на деле |права – самостоятельное |Специализированные |

|суверенности |правовое явление, имеющее |нормы - декларации, |

|государственной власти; |свои признаки, не присущие|дефиниции, коллизии, |

|формирование |праву в целом. |технические. В |

|законодательных органов |Признаки нормы права: |некоторых нормах |

|обществом на основе норм |регулирует общественные |санкция и диспозиция |

|избирательного права; |отношения, создается |совпадают (2х |

|соответствие внутреннего |(принимается) субъектами |элементная норма). |

|законодательства |правотворчества (т.е. |С.С.Алексеев выделяет |

|общепризнанным нормам и |теми, кто наделен |четыре элемента (Г & |

|принципам международного |правотворческими |Д) or (Г & не Д & C). |

|права; правовая |полномочиями), в НП |Другие авторы все |

|защищенность всех |выражена воля государства,|нормы делят на нормы |

|субъектов общества от |исполнение НП |позитивного |

|произвольных решений |общеобязательно, |регулирования (Г & Д) |

|кого-либо. |исполнение НП |и правоохранительные |

|Теория правового |обеспечивается гос. |(не Г & С). Словесная |

|государства сформировалась|принуждением, НП |формулировка НА не |

|на основе |«формально определена», |всегда содержит все |

|естественно-правовых |т.е. содержится в |элементы нормы, |

|воззрений (универсальный |нормативно-правовом акте |некоторые могут |

|характер естественного |или иной форме права, НП |подразумеваться. Один |

|права: все норма |структурно организована |НА может содержать |

|апеллируют к человеку; |(т.е. представляет собой |несколько норм, одна |

|договор - изначальная |микросистему, состоящую из|норма может |

|основа деятельности |взаимосвязанных гипотезы, |определятся в разных |

|государства: некоторые |диспозиции и санкции). |НА |

|естественные права | |«ЕСЛИ» - гипотеза – |

|неприкосновенны; | |описание конкретных |

|подчиненность | |жизненных |

|«положительного» права | |обстоятельств, при |

|естественному; постоянство| |наличии или отсутствии|

|норм естественного права).| |которых начинает |

| | |действовать правило, |

| | |изложенное в |

| | |диспозиции (т.е. |

| | |«привязка» правила |

| | |поведения к конкретной|

| | |жизненной ситуации, |

| | |без чего в норме права|

| | |не будет предметного |

| | |смысла), |

| | |«ТО» - диспозиция – |

| | |описание собственно |

| | |правила поведения |

| | |участников правовых |

| | |отношений, |

| | |«ИНАЧЕ» - санкция – |

| | |описание |

| | |неблагоприятных |

| | |последствий, |

| | |возникающих в |

| | |результате |

| | |неисполнения |

| | |диспозиции (без |

| | |санкции норма права |

| | |утрачивает |

| | |государственно-властны|

| | |й характер). |

| | |Без гипотезы («ЕСЛИ») |

| | |норма бесполезна, без |

| | |диспозиции («ТО») |

| | |норма бессмысленна (по|

| | |сути не является |

| | |нормой), без санкции |

| | |(«ИНАЧЕ») норма |

| | |бессильна. |

| | |Такую структуру имеют |

| | |логические нормы – |

| | |выявляемые логическим |

| | |путем общие правила, в|

| | |которых воплощены |

| | |связи между нормой |

| | |предписания, |

| | |обладающие полным |

| | |набором свойств, |

| | |раскрывающих их |

| | |государственно-властну|

| | |ю структуру. |

| | |Норма предписания – |

| | |элементарное логически|

| | |завершенное |

| | |государственно-властно|

| | |е нормативное веление,|

| | |непосредственно |

| | |выраженное в тексте |

| | |нормативно-правового |

| | |акта. |

|53. Пробелы права. |34. Виды норм права. |45. Объект |

|Аналогия закона и права. |Норма права зависимости от|правоотношения – то, |

|Пробелом права называют |выполняемой функции в |по поводу чего |

|отсутствие в законе норм, |механизме правового |возникает |

|регулирующих конкретные |регулирования |правоотношение, на что|

|общ. отношения. |подразделяется на: |направлены |

|Виды причин возникновения |1. отправные нормы, 2. |субъективные права и |

|пробелов в праве: |нормы правил поведения. |юр. обязанности его |

|причины субъективного |Отправные нормы |участников. Варианты |

|характера (связаны с волей|(предписания) определяют |подходов к |

|законодателя, его |основы правового |рассмотрению объектов |

|компетентностью); причины |регулирования, задачи, |правоотношения: |

|объективного характера |пределы, методы, |монолистический (один |

|(связаны с изменчивостью |закрепляют правовые |объект правоотношений |

|общественных отношений). |категории. |– поведение человека),|

|Средства устранения: |Их виды: |плюралистический |

|Аналогия права – |1 «нормы – начала» |(существуют различные |

|применение к |(конституционные |объекты |

|неурегулированному |положения): закрепляют |правоотношений: |

|отношению общих принципов |основы экономического, |предметы материального|

|права: гуманизма, |политического и |мира (вещи), продукты |

|справедливости. |государственного |духовного творчества, |

|Аналогия закона – прим. |устройства общества, 2. |личные неимущественные|

|сходной по обстоятельствам|«нормы-принципы»: выражают|блага (здоровье и |

|юр. нормы. Запрещены в |и закрепляют принципы |т.п.), поведение |

|угол. и административном |права, 3. |участников |

|праве. |«определительно-установочн|правоотношений |

| |ые нормы»: определяют цели|(действия, |

| |и задачи отраслей права, |бездействия), |

| |правовых институтов, формы|результат поведения |

| |и средства правового |участников |

| |воздействия, 4. |правоотношений. |

| |«нормы-дефиниции» | |

| |(нормы-определения): | |

| |содержат определения | |

| |понятий правовых категорий| |

| |(иногда выполняют роль | |

| |гипотезы), 5. | |

| |«коллизионные нормы»: | |

| |устанавливают порядок | |

| |разрешения противоречий | |

| |между юридическими | |

| |нормами. | |

| |Нормы правил поведения | |

| |непосредственно регулируют| |

| |общественные отношения. | |

| |Их виды: | |

| |по юридическим функциям | |

| |права: регулятивные, | |

| |охранительные; | |

| |по отраслям права: | |

| |конституционные, | |

| |гражданско-правовые, | |

| |уголовные, семейные, и др.| |

| | | |

| |по способу воздействия | |

| |(методу правового | |

| |регулирования): | |

| |императивные (следование | |

| |императивным нормам должно| |

| |быть строгим и точным), | |

| |диспозитивные | |

| |(предоставляют субъектам | |

| |правоотношений возможность| |

| |регулировать эти | |

| |правоотношения через | |

| |взаимные соглашения в | |

| |пределах, разрешенных | |

| |законодательством: | |

| |например, нормы Семейного | |

| |кодекса), поощрительные | |

| |(стимулируют выбор | |

| |определенного варианта | |

| |поведения предоставлением | |

| |льгот или поощрений), | |

| |рекомендательные (содержат| |

| |описание правил поведения,| |

| |целесообразных с точки | |

| |зрения государства), | |

| |по юридической силе: нормы| |

| |законов, нормы подзаконных| |

| |нормативных актов, | |

| |по кругу лиц: общего | |

| |действия (распространяются| |

| |на всех субъектов), | |

| |специального действия | |

| |(распространяются на | |

| |отдельные категории | |

| |субъектов). | |

|49. Акт применения норм |39. Соотношение правовой |68. Гражд. общ-во и |

|права (правоприменительный|сис-мы (ПС), сис-мы права |правовое гос-во. |

|акт) – индивидуальное |и зак-ва. |Термин гражданское |

|государственно-властное |ПС – это |об-во появился в Др. |

|решение, вынесенное в |конкретно-историческая |Греции. Обозначалась |

|результате решения |совокупность права |совокупность людей, |

|конкретного юр.дела. |(законодательства), юр. |сообщество граждан. |

|Его признаки: принимается |практики и господствующей |Гегель заимствовал и |

|компетентным органом, |правовой идеологии |развил этот термин. |

|должностным лицом, |отдельного гос-ва. Выделяю|Семья – тезис, гражд. |

|уполномоченной |след виды прав. систем: |общество – антитезис, |

|общественной организацией,|Романо-германская; |гос-во – синтез. |

|носит обязательный |Англо-саксонская, |Изначально семья, |

|характер, |англо-американская или |затем появляется |

|индивидуализирует норму |сист-ма общего права; |общество (оно имеет |

|права применительно к |Религиозные и традиционные|собственность и т.д.),|

|конкретным лицам и |правовые системы; |гос-во – следующий |

|конкретной ситуации, как |Социалистическая. |этап развития, |

|правило имеет |Критерии, по которым |наивысшая форма. |

|документальную форму, |делятся ПС: |Концепцию Гегеля Маркс|

|выступает юридическим |Источники права; Правовая |использовал по-своему:|

|фактом. |идеология; Методы и |общество > гос-во > |

|Виды правоприменительных |способы реализации права. |гражданское общ-во. От|

|актов: по субъекту |ПС включает в себя и СП и |Маркса признаками |

|правоприменения: |СЗ. СП и СЗ отличаются по |гражд. общ-ва |

|акты законодательной |первичным элементым: СЗ – |становятся |

|власти, акты |нормативно-правовой акт, а|саморегуляция и |

|исполнительной власти, |СП – норма права. По |самоуправление. |

|акты правосудия, акты |времени возникновения СП |Общество существует |

|контрольно-надзорных |вторична и базируется на |внутри гос-ва. |

|органов, |СЗ. Их нельзя назвать ни |Высокоразвитое общ-во |

|по отраслевой |взаимопоглащающими, ни |называют гражданским. |

|принадлежности: акты |взаимосовпадающими. |В этом обществе есть |

|уголовного права, акты | |демократические и |

|гражданского права, и | |правовые институты. |

|т.д., | |Такое общ-во считают |

|по форме внешнего | |необходимым для |

|выражения: документально | |построения правового |

|оформленные акты, | |гос-ва. |

|конклюдентные: действия, | | |

|символы, | | |

|по наименованию: указ, | | |

|постановление, решение, и | | |

|т.д. | | |

|60. Правовая культура |61. Соотношение права и |12. Форма |

|включает в себя |закона. |государственного |

|правосознание, кот-е в |Неоднозначные понятия. |устройства - это |

|свою очередь состоит из |Самое большое различие в |национальное и |

|правовой психологии и |позитивистских и |административно-террит|

|идеологии. Психология и |естественно-правовых |ориальное строение |

|идеология бывают высокого |концепциях. В |государства, которое |

|и низкого уровня. Бывает |позитивистских конципциях |раскрывает характер, |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.