рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Статус суда в правовом государстве

Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы

верховенства закона — высшего нормативно-правового акта, конституционно-

правового контроля, политического плюрализма и др.[8]

Стоит отметить, что представление каким должно быть правовое

государство, в различных концепциях существенно отличается. Обычно

абсолютизируется один из признаков правового государства.

В классической либеральной трактовке, выделяется приоритет прав и

свобод личности. В этатической трактовке Г. Гегеля, государство в котором

есть законы, уже является правовым, и соответственно нет необходимости

формировать правовое государство.

2. ВЗАИМНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ И РАВНОВЕСИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И

СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ ПРИ ПОМОЩИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

2.1. Государственная власть и ее ветви

Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а

с другой — подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и

соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть можно

определить как руководство обществом при помощи государственного аппарата

при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные

учреждения.

В различных обществах и государствах характер государственной власти

различен: в одних “руководство” со стороны государства означает прямое

насилие, в других скрытое принуждение, в третьих — организаторскую

деятельность. Имеет место и сочетание различных средств проведения

государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной властью, не

исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановления и

приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не

выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет

место атрофия государственной власти, наблюдается анархия (безвластие) или

возвышение какой-то иной власти.

Большое значение имеет легитимность, то есть формирование ее на

основе закона и с учетом общественного волеизъявления.

Согласно теории разделения властей, выдвинутой в XVIII в. Ш.

Монтескье, государственная власть делится на исполнительную,

законодательную и судебную. Государство является одновременно и аппаратом

насилия, принуждения граждан, и механизмом обеспечения общего блага.

Соответственно, современное государство — механизм согласования неизбежно

различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях

обеспечения общего блага. Одной из основополагающих целей правления

является защита и поощрение прав человека и основных его свобод.

Современное правовое государство призвано обеспечивать не просто формальную

законность, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии

высшей ценности человеческой личности и гарантируемую учреждениями,

образующими структуры, обеспечивающие ее наиболее полное выражение. При

этом к элементам справедливости относятся: свободные периодические выборы;

представительная по своему характеру форма правления, при которой

исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органом или

избирателям; обязанность органов государственной власти соблюдать

конституцию и действовать совместимым с законом образом; четкое разделение

между государством и политическими партиями; деятельность исполнительных и

судебных органов осуществляется в соответствии с системой, установленной

законом; вооруженные силы и полиция находятся под контролем гражданских

властей и подотчетны им; права человека и основные свободы гарантируются

законом и соответствуют обязательству по международному праву и др.

Элементом механизма государственной власти является человек — субъект

государственной власти. Элементы механизма различным образом объединяются,

формируя институты. Институты государственной власти формируются на основе

разделения властей — структурообразующего и функционального принципа

рациональной организации и контроля. Это принцип был сформулирован в 1748

г. Монтескье. Разделение властей представляет собой гораздо больше, чем

просто обеспечение разделения государственных органов. Разделение властей

должно сопровождаться системой сдержек и противовесов. Джеймс Мэдисон —

главный “архитектор” Конституции США — говорил, что до тех пор, пока органы

государственной власти “не будут связаны и переплетены до такой степени,

чтобы предоставить каждому из органов конституционный контроль над другими,

максимально требуемый уровень разделения, как сущность свободной

правительства, никогда на практике не сможет быть организован надлежащим

образом”.

В классическом варианте механизм государственной власти представлен

парламентом, президентом и органом конституционной юрисдикции.

Конституция США[9] наделяет парламент (Конгресс) не вообще

законодательной или какой-нибудь другой властью, а строго определенными

полномочиями.

Внутри Конгресса также предусмотрена определенная система сдержек и

противовесов. Смысл учреждения верхней палаты Сената наряду с нижней

палатой в том, чтобы первая сдерживала популистские настроения народных

представителей в нижней палате, предохраняла Конгресс от быстро и стихийно

меняющегося общественного мнения. В то же время, именно палата

представителей имеет право возбуждать импичмент — процедуру привлечения к

ответственности должностных лиц высших органов федеральной власти,

совершивших правонарушения или проступки.

Важной гарантией независимости и целостности Конгресса является

свобода парламентских речей и прений, иммунитет депутатов от

ответственности за их выступления в Конгрессе. Конституция США запрещает

совмещение должностей в законодательных, исполнительных и судебных органах.

Важную роль в системе сдержек и противовесов играют, с одной стороны,

отлагательное вето президента, а с другой — законодательное вето Конгресса.

Объектом президентского отлагательного вето является законопроекты,

резолюции и решения, принимаемые совместно обеими палатами Конгресса. В

случае несогласия с указанными документами президент вправе вернуть их той

палате, в которую. они были внесены, вместе с посланием, в котором

содержатся соответствующие возражения. Вето президента может быть

преодолено, если законопроект будет повторно одобрен обеими палатами

Конгресса квалифицированным (2/3) большинством голосов каждой из палат.

Исполнительная власть[10] принадлежит только президенту. Президент

является верховным главнокомандующим вооруженными силами, но при этом

объявление войны — исключительное право Конгресса.

Большими полномочиями президент обладает в сфере внешней политики.

Президент самостоятельно ведет международные договоры с представителями

иностранного государства, в результате чего готовится проект договора. Для

ратификации его требуется одобрение 2/3 голосов присутствующих членов

Сената. Сам акт ратификации учиняется только президентом и после этого

международный договор вступает в силу. Конституция США предписывает

президенту “заботиться о добросовестном исполнении законов”. Его полномочия

в этой сфере носят контрольно-надзорный характер. Реализация же

принудительных мер, связанных с уголовным наказанием за неисполнение

федеральных законов, — прерогатива министерства юстиции.

Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль.

Прежде всего в целях максимально возможного разграничения властей

предполагается, что судебные органы не занимаются спорами, разрешение

которых отнесено к компетенции законодательной и исполнительной властей. В

то же время решающее значение Верховного Суда определяется его функцией

конституционного надзора. Смысл и назначение такого надзора состоят в

обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от

принятия и нарушения законов, нарушающих права граждан.

2.2. Исполнительная власть

В отличие от законодательной власти, исполнительная власть, по своей

сути, вторична. Задачи исполнительной власти остаются неизменными по своей

природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в

разрешении сообразно с этим частных вопросов.

Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты

соответствующих органов основываются на законе, не должны ему

противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда и название власти —

исполнительная.

Существенный признак исполнительной власти — ее универсальный и

предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная

власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории

государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных

органов власти. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в

отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку

опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует

инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках

исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование

государственной власти находит свое выражение именно в чиновниках, армии,

администрации. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным

формированиям — армии, органам безопасности, милиции.

Указанные признаки, и особенно предметный характер исполнительной

власти, составляют объективную основу для возможной узурпации всей полноты

государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно

важны механизмы сдержек и противовесов и эффективные рычаги политической

ответственности как со стороны законодательной власти, так и со стороны

судебной власти.

Исполнительная власть — это вторичная подзаконная ветвь

государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий

характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов

законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется государством через правительство

(президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет

верховное политическое руководство и общее управление делами общества.

Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в

президентских республиках, например, в России) или коллегиального органа. В

первом случае правительство выступает как группа ближайших советников главы

государства — президента, а полномочия правительства являются производными

от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на

основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему

правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать

собственными полномочиями.

Правительство призвано обеспечить охрану существующего порядка,

защиту внешних интересов государства, осуществление экономических,

социальных и иных функций в области сфере государственного управления.

Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские

должности, в его ведении находится административный аппарат.

Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и

ответственность за их исполнение, правительство издает в виде

регламентарных актов. Помимо собственно регламентарной власти правительство

может иметь право на издание актов делегированного законодательства.

Правительство большинства стран обладает правом законодательной инициативы

и может оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.

За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность

правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность.

Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и

путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к

отставке правительства и по общему правилу к его замене новым. Однако

потерпевшие поражение правительство (в целях уравновешивания властей)

может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента

(нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов.

Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы

правительства или его члена к судебной ответственности за совершение

преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парламентом или нижней

палатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или

конституционного суда, или верхней палаты парламента.

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо

назначаемых центром местных органов исполнительной власти, либо выборных

органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами

поручается назначаемому представителю центральной власти — губернатору,

префекту. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет

часть аппарата государственного управления. В случае, когда управление

реализуется выборными органами, они имеют определенную самостоятельность по

отношению к центральным органам исполнительной власти.

Система местного самоуправления, или муниципальная система, включает

в себя как выборные органы самоуправления, так и административные службы,

находящиеся в их ведении. Эти службы образуют коммунальную, или

муниципальную, администрацию, содержание которой обеспечивается за счет

местного бюджета.

2.3. Законодательная власть

Законодательная власть является представительной. Именно на основе

выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает

представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле

можно говорить о первичности представительных органов в механизме

государственной власти. Однако, имеются сущностные и политико-юридические

ограничения этой власти. Сущностные ограничения вытекают из ее

делегированности, определяются принципиальной зависимостью от воли

избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой

закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать

политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву —

конституции.

Законодательная власть — это делегированная законодательная власть.

Название данной ветви “законодательная” не означает, что кроме

законодательной деятельности, представительные органы не выполняют никакой

другой. Не менее существенной функцией является финансовая — ежегодное

утверждение бюджета. Есть и распорядительные функции — формирование

определенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная

власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям

исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической

ответственности.

2.4. Судебная власть

Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной

власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда

определяется тем, что он — арбитр в спорах о праве. В правовом государстве

только судебная власть может отправлять правосудие.

Судебная власть — специфическая, независимая ветвь государственной

власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального

рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль

судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух

других властей в рамках конституционной законности и права и прежде всего

путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими

ветвями власти.

3. ПРАВОСУДИЕ В СИСИТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

3.1. О природе и функциях судебной власти

Функция судебного разрешения споров — одна из древнейших и

необходимых форм реализации властных прерогатив. История древнего мира

свидетельствует о том, что судебная функция, прежде чем перейти в руки

государства, осуществлялась то в магической, то в арбитральной форме. С

возникновением государства правосудие становится одной из привилегий

носителя верховной власти, который в древние времена (Вавилон, Египет)

отождествлял в своем лице высшую справедливость и божественный промысел.

Например, в Древнем Египте такой фигурой являлся фараон, именем которого и

осуществлялось правосудие.

Потребность людей в защите своей личности и свободном распоряжении

собственностью возникла задолго до того, как складывающиеся правила

поведения стали закрепляться сначала в обычаях, а затем и в праве.

В развитие концепции правосудия наиболее значительный вклад внесла

греко-римская цивилизация.

В Древней Греции первыми видами судов были суд басилея — племенного

вождя, который обладал неограниченной властью над согражданами, их жизнью и

имуществом. Более совершенными формами суда явились впоследствии ареопаг и

суд гелиастов — прообраз буржуазного суда присяжных.

О том, какое значение римское общество вкладывало в функцию

правосудия, мы узнаем из тех классических изречений, в которых фигурировало

это понятие. Среди них были и такие его определения, «как правосудие

укрепляет суверенную власть» и "правосудие должно быть свободным, ибо нет

ничего более несправедливого, чем продажное правосудие; полным, ибо

правосудие не должно останавливаться на полпути; скорым, ибо промедление

есть вид отказа"[11]

В Древнем Риме, как и в Древней Греции, правосудие охраняло принципы

общественной жизни в форме защиты частных и публичных интересов — indicia

privata (суд гражданский) и indicia publica (суд уголовный). До времен

Республики судебная власть принадлежала царю; от царя она перешла к

консулам, а от них — к преторам (336 г. до.н.э.). Развитие судебного

сословия (магистратура) относится и к периоду официального закрепления норм

писаного права. Таковы законы XII таблиц. Консулы стали передавать

фактическое рассмотрение уголовных дел должностным лицам по делам об

убийствах. Сенат, как правило, брал на себя рассмотрение всех должностных

преступлений, дел, касавшихся провинций и колоний, поручая иногда их

рассмотрение особым комиссиям из 3—5 сенаторов.

В республиканский период судебная власть распределялась между

магистратами и Народным собранием, которое заседало в составе центуриатной

комиции. Здесь публично рассматривались дела, возбуждаемые преторами,

народными трибунами, квесторами.

В суде гелиастов в Греции и суде центуриатных комиции в Риме идея

правосудия впервые получает демократическое начало: сам народ приобретает

право оценивать фактические обстоятельства спорного дела, а затем и

суверенное право выносить окончательное решение в отношении предполагаемого

виновного лица, наличия вины и ее степени, а также меры ответственности за

содеянное.

Эпоха Средневековья ознаменовалась внедрением инквизиционных начал в

правосудие. Инквизиционный процесс проводился тайно, с использованием

формальных доказательств и физических пыток, в судах заседали легисты,

толковавшие факты в соответствии с нормами канонического права. Судьи всеми

правдами и неправдами добивались признания обвиняемого, являвшегося в те

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.