рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


ПРОБЛЕМЫ ЗАКОННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

кодекса Российской Федерации1, в котором даны разъяснения целого ряда норм

кодекса, их связей между собой и с другими актами, с конституционными

нормами. Нужно учесть подобные оценки пусть косвенно, но служат средством

толкования законов.

Как справедливо отмечается в литературе, институту толкования у нас

до сих пор не уделялось должного внимания2. Однако, есть необходимость в

подготовке общих правил толкования законов. Такие правила должны быть

изучены депутатами, экспертами, разработчиками проектов, специалистами,

управленцами. Это приведёт к эффективности толкования закона, устранению

коллизий и как следствие повышению уровня законности в стране.

К технико-юридическим приемам устранения коллизий в праве отнесят

также:

отмена противоречащей нормы или норм. Конституция РФ (ч.3 ст.115) наделяет

Президента РФ правом отменить постановления и распоряжения Правительства РФ

в случае их противоречия нормативным правовым актам, обладающим более

высокой юридической силой.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» предоставляет

ему право отменить нормативные правовые акты федеральных органов

исполнительной власти1.

устранение коллизий посредством уточнения предмета регулирования

противоречивых норм. Эта задача может быть решена только субъектом

нормотворчества.

Устранение – это ликвидация расхождения между нормами права вообще;

это исключение противоречия из правовой системы.

Преодоление – не ликвидирует, не исключает противоречие. Оно

продолжает существовать. Но в каждом конкретном случае субъект

правоприменения с помощью определенного технико-юридического приема

указывает какая именно норма, из двух или более противоречащих друг другу,

должна быть применена.

Преодоление осуществляется, прежде всего, в процессе правоприменительной

деятельности.

На практике соответствующие органы и должностные лица при обнаружении

коллизий, как правило, руководствуются следующими правилами:

1. если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные по

одному и тому же вопросу, но в разное время, то применяется последний:

позже изданный закон отменяет предыдущий во всём том в чём он с ним

расходится(lex posterior derogat prior);

2. если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то

применяется акт, обладающий более высокой юридической силой, т.е.

действует принцип иерархии нормативных актов (lex superior derogat legi

interior)

3. если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по

горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по

вертикали), то общий (lex cpecialis derogat legi generali)1.

Особой разновидностью технико-юридических приемов «борьбы» с

юридическими коллизиями является приостановление действия нормативного

правового акта. В чистом виде приостановление нельзя отнести ни к

устранению, ни к преодолению.

Конституция РФ предусматривает право Президента РФ в соответствии с

ч.2 ст.85 приостанавливать действие актов органов исполнительной власти

субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам,

международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и

гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

На основании ч.1 этой же статьи Президент РФ может использовать

согласительные процедуры для решения разногласий между федеральными

органами власти и органами власти субъектов Федерации, а также между

органами власти самих субъектов. В случае недостижения согласованного

решения он может передать разрешение спора на рассмотрение

соответствующего суда.

Особо следует отметить роль Конституционного Суда РФ в разрешении

довольно частых и серьёзных коллизий, возникающих в сфере федеративных

отношений, взаимодействия ветвей власти, реализации прав граждан,

осуществление различными органами и должностными лицами своих полномочий,

споров о компетенции, соответствия издаваемых нормативных актов Основному

Закону страны.

§ 2. Юридическая экспертиза, как средство обеспечения законности.

Конституция Российской Федерации, провозгласившая Россию федеративным

правовым государством, состоящим из равноправных субъектов, закрепила

разграничение предметов их ведения и полномочий. Распределение полномочий

проводится не только Основным законом государства, но и Федеративным и

иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11

Конституции РФ). Субъекты РФ легитимно имеют свое законодательство,

республика (государство) – конституцию, иные субъекты – устав (ст.5

Конституции РФ).

Сегодня уже очевидно, что активное нормотворчество субъектов породило

проблемы, которые вынуждают принимать меры правового и организационного

характера по обеспечению верховенства Конституции и федеральных законов, а

также сохранению единого правового пространства, как важного условия

существования нашего государства. Ведь, разнобой федерального и

регионального законодательства приносит огромный вред установлению

законности, нарушает единое правовое пространства на территории России,

подрывает стабильность и устойчивость федеральных связей и отношений.

Особая роль в реализации указанных мер принадлежит Министерству

юстиции РФ – единственному государственному органу, уполномоченному

проводить официальную юридическую экспертизу актов субъектов Российской

Федерации на предмет их соответствия Федеральному законодательству согласно

Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации1.

Согласно п.п.2 п. 1 вышеуказанного Положения, утвержденного Указом

Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954, в систему

Минюста входят его территориальные органы, иные органы и учреждения

юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.

В целях совершенствования организации работы территориальных органов

юстиции Российской Федерации по обеспечению соответствия Конституции

Российской Федерации и федеральным законам нормативно- правовых актов

субъектов РФ издан Приказ Министерства юстиции РФ от 10 июня 2000 г. № 176

«О первоочередных мерах по активизации работы Министерства юстиции РФ по

обеспечению единого правового пространства Российской Федерации»1. В п. 1

данного приказа руководителям территориальных органов Министерства Юстиции

РФ, в частности, предписано организовывать проведение юридической

экспертизы нормативно – правовых актов субъектов РФ на предмет их

соответствия Конституции РФ и федеральному законодательству и создать

специализированные подразделения по проведению юридической экспертизы

нормативных правовых актов субъектов РФ.

Само понятие «правовое пространство» пока еще не получило научного

обоснования, хотя в последнее время активно используется и юристами и

политиками, в том числе в текстах нормативных правовых актов, достаточно

широко. Думается, что правовое пространство - это вся совокупность

юридических норм, действующих в пределах России. Они должны быть

согласованы между собой и соподчиняються в зависимости от юридической силы.

В противном случае, будет нарушаться единство правового пространства.

Механизм обеспечения единства правового пространства России – это

система органов государственной власти, гарантирующих реализацию принципов

верховенства закона и государственной целостности Российской Федерации

посредством использования определенных форм и методов. Среди последних,

важнейшее место занимает нормокотроль. Это одна из форм осуществления

государственной власти, заключающаяся в контроле со стороны компетентных

органов за соответствием юридических норм общепризнанным принципам и нормам

международного права, а также нормам актов более высокой юридической силы.

Элементами механизма обеспечения единства правового пространства России

являются Президент Российской Федерации и его представители в федеральных

округах, судебные органы, органы юстиции и органы прокуратуры.

Безусловно, позитивным моментом является включение в механизм

обеспечения единства правового пространства России территориальных органов

юстиции.

Юридическая экспертиза проводится в соответствии с Положением о

Министерстве юстиции РФ1, Указом Президента Российской Федерации от

10.08.2000 года №1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства

правового пространства Российской Федерации»2, постановлениями

правительства РФ от 3 июня 1995 г. №550 «О

дополнительных функциях Министерства юстиции РФ3», от 29 ноября 2000 года

№904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра

нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации4», положениями о

территориальных органах Минюста, а также Рекомендациями по проведению

юридической экспертизы нормативно-правовых актов субъектов РФ утвержденными

Приказом Министерства юстиции РФ №59 от 26 февраля 2002 г.

Юридическая экспертиза осуществляется в целях выработки федеральными

органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из

пункта «а» части 1 статьи 72 Конституции РФ, совместно с органами

государственной власти субъектов РФ мер по обеспечению соответствия

конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов РФ

Конституции РФ и федеральным законам.

В соответствии с п.2 Указа Президента Российской Федерации «О

дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства

Российской Федерации»1 юридической экспертизе подлежат акты, включаемые в

федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ.

Юридическая экспертиза заключается в правовой оценке формы акта, его

содержания, порядка принятия, обнародования (опубликования), а также

соответствия акта требованиям юридической техники (в том числе оценка

необходимых реквизитов).

Оценка соответствия содержания акта федеральному законодательству

включает в себя рассмотрение: целей и задач нормативного акта; предмета

правового регулирования, т.е. тех общественных отношений, которые

регулируются соответствующим актом; состояние правового регулирования в

соответствующей сфере общественных отношений; компетенция органа,

принявшего акт; конкретных правовых норм, содержащихся в акте субъекта

Российской Федерации.

В ходе проведения юридической экспертизы рекомендуется оценить также

соблюдение правил юридической техники при подготовке нормативного правового

акта, то есть наличие набора реквизитов, построение, правильность

использования юридической терминологии.

Для повышения эффективности работы по проведению юридической экспертизы

желательно проведение регулярного анализа выявляемых нарушений федерального

законодательства, допускаемых при принятии правовых актов, с целью

определения наиболее типичных. Осуществление такого анализа позволит в

значительной степени оптимизировать деятельность экспертных подразделений.

И, в конечном счете, повысить уровень законности, качество принимаемых

актов, поскольку отсутствие или слабая экспертиза законопроектов могут

«заложить» корни нарушения законности.

Каждый регион имеет определённую специфику, обусловленную своеобразием

экономического, политического и иного положения субъекта Российской

Федерации, что отражается и на правовом регулировании общественных

отношений. Вместе с тем существуют общие для всех регионов нарушения

законодательства, изучение которых также необходимо.

Наиболее общими формами несоответствия нормативного правового акта

субъекта РФ Конституции РФ и Федеральному законодательству являются:

• принятие органами государственной власти субъектов РФ актов и норм по

предметам ведения РФ в случае, если это не предусмотрено федеральным

законодательством;

• принятие органами государственной власти субъектов РФ актов и норм,

нарушающих принцип разделения властей;

• включение в правовой акт норм и положений, противоречащих нормам

Конституции РФ и другим актам федерального законодательства, либо

искажающих их смысл.

Правовой акт субъекта РФ может противоречить Конституции РФ и (или)

федеральному законодательству в целом либо в определённой части.

В целом акт противоречит Конституции РФ или федеральному

законодательству если:

• его принятие противоречит основам конституционного строя, правам и

свободам человека и гражданина;

• предмет его регулирования относится к предмету ведения Российской

Федерации и в федеральном законодательстве не предусмотрено право субъектов

РФ осуществлять собственное правовое регулирование;

• все нормы рассматриваемого акта противоречат Конституции Российской

Федерации и федеральному законодательству.

Правовой акт противоречит Конституции РФ и (или) федеральному

законодательству в определённой части, если нарушения содержаться в

отдельных положениях акта субъекта.

Признаки несоответствия правового акта федеральному закону: принятие

правового акта во исполнении отменённого федерального закона; неправильный

выбор федерального закона, применённого при принятии правового акта;

нарушение порядка принятия правового акта и др.

Среди конкретных нарушений Конституции РФ и федерального

законодательства особо следует обратить внимание на те, которые связаны с

установлением норм регулирующих вопросы, отнесенные к предметам ведения РФ.

Так, например, актом субъекта РФ устанавливается право самостоятельно

определять финансовое, валютное, кредитно – денежное, таможенное

регулирование, что противоречит пункту «ж» статьи 71 Конституции РФ.

Отсутствие правовой регламентации взаимоотношений между федеральными

органами государственной и органами государственной власти субъекта РФ в

сфере реализации полномочий по предметам совместного ведения вызывает

большие сложности при выделении полномочий органов государственной власти

субъектов в сфере совместного ведения. Конституция РФ определяет только

лишь предметы совместного ведения и не разграничивает полномочия каждой из

сторон. При рассмотрении этих вопросов необходимо исходить из положений

Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах и порядке

разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов

Российской Федерации».1

По результатам проведения юридической экспертизы составляется экспертное

заключение. (Приложение №1 - пример экспертного заключения на

постановление Губернатора Саратовской Области).

В экспертном заключении отражаются следующие сведения:

. реквизиты акта, походящего юридическую экспертизу;

. предмет регулирования и его соответствие сфере ведения субъекта РФ

или совместного ведения, установленной Конституцией РФ (с

указанием конкретных статей и пунктов);

. состояние нормативного регулирования в данной сфере, необходимость

и достаточность правового акта для урегулирования общественных

отношений;

. оценку компетенции принявшего акт органа государственной власти

субъекта РФ;

. соответствие содержания правового акта Конституции РФ и

федеральным законам;

. соответствие формы и текста правового акта правилам юридической

техники.

При выявлении в акте положений, не соответствующих Конституции РФ и

(или) федеральному законодательству, экспертное заключение для рассмотрения

и принятия мер по устранению выявленных нарушений и принятия мер по

устранению выявленных нарушений направляется в орган государственной власти

субъекта РФ, принявший акт.

Экспертное заключение на акт, затрагивающий компетенцию территориальных

органов федеральных органов исполнительной власти или иных государственных

органов, при необходимости может быть направлено в их адрес.

Для принятия мер прокурорского реагирования копия экспертного заключения

на акт может направляться в органы прокуратуры.

В период с 9 января по 2 марта мной была пройдена преддипломная практика

в отделе экспертизы правовых актов Главного управления Министерства юстиции

Российской Федерации по Саратовской области. Отчасти этим обстоятельством

был обусловлен выбор указанной темы.

За время прохождения практики, я ознакомилась с работой указанного

отдела, принимала участие в подготовке проектов экспертного заключения

нормативных правовых актов. В результате сделаны следующие выводы.

Думается, что в целях оперативного реагирования на нарушения Конституции

и федерального законодательства, а также приведению незаконных актов в

соответствие с действующим законодательством необходимо закрепить в законе

обязанность органов государственной власти субъектов РФ в определённый срок

рассматривать экспертные заключения территориальных органов юстиции и

информировать их о результатах этого рассмотрения. А также было бы

логичным предоставить органам юстиции обращаться в суды общей юрисдикции с

заявлениями о признании недействительными нормативных правовых актов

субъектов РФ, противоречащих актам более высокой юридической силы, кроме

Конституции РФ.

Актуальной является проблема четкого и обоснованного разграничения

полномочий по предмету совместного ведения. Её нерешенность влечёт ряд

негативных последствий в организации законопроектной работы в субъектах РФ.

Следует заметить также, что решающим условием упорядочения общественных

отношений является технико-юридическое совершенство правовых норм. В

последнее время все чаще поднимается вопрос о качестве юридических

документов, принимаемых на региональном уровне. Министерство юстиции РФ,

Генеральная прокуратура, иные органы государственной власти регулярно

представляют данные о состоянии законности в сфере издания правовых актов.

Данные неутешительны. Нарушений достаточно много, чаще всего объясняется

игнорированием правилам юридической техники. В качестве основных нарушений

можно выделить: отсутствие унификации по структуре и стилю изложения,

противоречие действующему законодательству, о чем уже было сказано выше;

отсутствие единства терминологии; многословность и издание документа по

узким, мелким проблемам и др.

Следует заметить, что отделом экспертизы правовых актов Главного

управления Минюста РФ по Саратовской области проводится большая работа на

стадии подготовки нормативных правовых актов, которая включает в себя

проведение юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов. Надо

признать, что большинство замечаний и предложений при доработке проектов

органами государственной власти Саратовской области были учтены. Думается,

что работа именно на этом этапе должна стать для территориальных органов

юстиции приоритетной. Основные усилия должны быть направлены именно на

предотвращение принятия нормативных правовых актов, не соответствующих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.