рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Принцип разделения властей в организации и функционировании государственной власти

министр, который может иметь другие официальные названия. Под руководством

премьера работают министры (или его заместители, государственные секретари

и др.). В состав правительства часто включаются министры без портфеля –

лица, которые не руководят каким-либо ведомством, но на заседаниях

правительства имеют право решающего голоса. Иногда они выполняют отдельные

поручения премьер-министра, координируют работу группы министерств.

Нередко в составе правительства создаются более узкие структуры,

которые могут выполнять некоторые (порой довольно важные) полномочия

правительства.

Особую роль в правительстве играет премьер-министр (председатель

правительства). От него зависит подбор кандидатур в состав правительства.

Нередко парламент избирает или назначает только премьер-министра, остальных

министров он назначает и смещает сам. В последние десятилетия роль премьера

в коллегии правительства во всех странах значительно возросла. Он уже не

просто первый среди равных, а лицо, определяющее политику правительства, да

и голосование на заседаниях правительства бывает все реже, решающее слово

принадлежит премьер-министру.

Способ образования правительства зависит от формы правления. В

полупрезидентской республике партийный состав парламента учитывается при

образовании правительства, поскольку для назначения премьер-министра обычно

требуется согласие парламента. Это частично парламентский способ

формирования правительства, поскольку для назначения других министров

согласия парламента не требуется (в редких случаях такое согласие

необходимо для назначения некоторых ключевых министров). После выборов

президента, даже если он избирается на второй срок своего правления,

правительство формируется заново.

В парламентарных республиках и парламентарных монархиях применяется

парламентский способ формирования правительства, основанный на выборах в

парламент. После каждых выборов правительство формируется заново, даже если

у власти сохранилась та же партия, но выборы нового президента не влекут за

собой создания нового правительства. Правительство при данном способе

формирования считается созданным, если оно получает доверие парламента, но

юридически оно создается следующим за этим указом (декретом) главы

государства.

В большинстве конституций полномочия правительства определены самым

общим образом. Лишь в единичных случаях содержаться указания на вопросы,

которые правительство должно решать коллегиально. Это, как правило,

наиболее важные вопросы в компетенции правительства. На практике вопросы,

входящие в компетенцию правительства, часто решают президиум, комитеты в

правительстве, премьер-министр.

Ответственность правительства и его членов зависит от того, совершены

ли ими те или иные правонарушения при исполнении служебных обязанностей или

в качестве частных лиц. В последнем случае в ряде стран они отвечают

наравне с другими гражданами, но в некоторых странах предусмотрен

министерский иммунитет, министр придается суду по постановлению парламента

и судит его особый суд.

Ответственность при исполнении служебных обязанностей возможна за

нарушение закона, за уголовные преступления (государственную измену и др.),

за нарушение служебных обязанностей. Она может быть политической,

уголовной, гражданской и дисциплинарной.

Министерства и ведомства. Министерства и ведомства являются

отраслевыми органами исполнительной власти, имеющими специальную

компетенцию в определенных сферах государственного управления.

В различных странах существуют разные по профилю министерства, но

типовыми из них являются: министерство обороны, иностранных дел, труда,

финансов, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и др. Наряду с

министерствами действуют ведомства (комитеты, департаменты, управления).

Руководители правительственных ведомств утверждаются парламентом или

назначаются президентом, имеют ранг министра и входят в состав

правительства. Управление министерствами и ведомствами осуществляется по

принципу единоначалия. Министр всегда имеет помощников, личных сотрудников,

которые и составляют штат министерства, но не входят в состав

правительства.

Внутри министерств создаются дирекции, управления, департаменты,

отделы. Ими руководят назначаемые министром начальники. Группы управлений и

отделов курируют заместители министра. В странах континентального права

особое значение имеет генеральный секретариат министерства. Это своего рода

министерский штаб.

3. Судебная власть и ее органы

3.1. Понятие судебной власти

В любой стране существуют различные юридические учреждения: органы

дознания и расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и т.п. Особое

место среди них занимает суд, являющийся носителем особой ветви

государственной власти – судебной. Другие юридические органы такой властью

не обладают.

В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил

поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя

в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей.

Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и

решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов

в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, трудовые споры, споры

политического характера, жалобы граждан на действия чиновников). Эти

вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой

процессуальной форме, установленной законом. Ее соблюдение при

осуществлении судебной власти имеет принципиальное значение: если нарушена

форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, отменяется

вышестоящим судом и дело направляется на новое рассмотрение.

Суд рассматривает и решает те или иные конфликты в обществе,

возникшие между его членами – юридическим и физическими лицами, - в

соответствии с законом и правосознанием членов судейской коллегии,

рассматривающей дело, и внутренним убеждением судей. Правосознание,

внутреннее убеждение, сложившееся на базе жизненного опыта и в ходе

рассмотрения конкретного дела имеет огромное значение при осуществлении

судебной власти. Ее реализация – приговор по уголовному делу, решение по

гражданскому иску – представляет собой акт государственного принуждения,

совершаемый в особых формах.

Особенности судебной власти как независимой ветви предполагает

судейское самоуправление – наличие высших квалификационных судейских

коллегий. Только они могут решить вопрос об отстранении судей от работы, о

наложении на них взысканий, повышении их в должности и т.п. Органы

законодательной и исполнительной власти, как правило решать эти вопросы не

вправе, хотя они могут избирать или назначать судей (с согласия кандидатов

на судебные должности).

В отличие от законодательной власти, которая теснейшим образом

связана с политикой, в отличие от исполнительной власти, которая тоже

участвует в политике и поддается политическому давлению со стороны партий,

при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть

исключено, равно, как и любое другое давление с целью повлиять на решение

суда. Для этого существует ряд привилегий, которыми располагают судьи

(статус судьи).

Важнейшим положением статуса судей является принцип несменяемости.

Это означает, что судья не может быть смещен с должности досрочно, до

наступления установленного законом предельного возраста, за исключением

случаев, когда он совершил преступление или недостойно вел себя, но он

может уйти в отставку и по собственному желанию. Несменяемость означает

также, что смена партии у власти не влияет на положение судей.

Судьи независимы и подчиняются только закону. Признаются принципы их

деполитизации и департизации. Как правило, судьи не могут состоять в

политических партиях, участвовать в политических акциях, забастовках и т.п.

На судей распространяется принцип несовместимости должностей: они не могут

заниматься другой оплачиваемой работой, торговой или промышленной

деятельностью. В судебных учреждениях исключаются родственные связи. Закон

устанавливает, что вознаграждение судей не может быть уменьшено во время

пребывания их в должности.

Положение ветви судебной власти в определенной степени противоречиво.

С одной стороны, это очень сильная власть, так как только она может

осуществлять такие меры, которые не вправе предпринимать ни

законодательная, ни исполнительная власть. С другой стороны, это

сравнительно слабая власть, потому что она не опирается на прямую поддержку

избирателей, как власть законодательная. Судебная власть не имеет силовых

механизмов, как исполнительная (ее судебные исполнители – крайне слабый

аппарат). Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в

уважении судебного решения, его непререкаемости. Такое отношение к судебной

власти со стороны других государственных органов, граждан, их объединений,

юридических лиц сложилось, однако, не во всех государствах. Оно

воспитывается долго и существует, прежде всего, в странах с длительными

демократическими традициями, там, где укоренился принцип господства права.

Обращение в суд, как правило, является для сторон платным. Судебный

процесс стоит дорого, поэтому во всех странах стоит вопрос о доступности

суда для бедных. Обычно, в некоторых случаях предусматривается бесплатная

юридическая помощь (бесплатное оказание адвокатских услуг и др.), некоторые

виды исков не подлежат обложению судебной пошлиной, например, дела об

алиментах, трудовые споры.

Другая проблема – длительность судебного процесса. Иногда решение

дела занимает годы. Это снижает эффективность судебной власти. Наконец, во

многих странах остро стоит проблема исполнения судебных решений: решения

судов иногда игнорируется исполнительной властью, а сами суды не достаточно

авторитетны, их материальное оснащение бедно. Поэтому роль суда в разных

странах не одинакова. Особенно это характерно для стран Востока, где

предпочитают улаживать споры традиционными методами, часто с помощью

племенных вождей, старейшин, нередко путем выкупа как возмещения за

совершенные преступления, а иногда путем кровной мести.

3.2. Осуществление судебной власти

Судебная власть осуществляется единолично судьей или судебной

коллегией, действующих в особом судебном процессе. Вне судебного процесса

судья может обладать лишь другими полномочиями. Деятельность суда

закрепляется принципами, закрепленными в конституциях. Одни из них имеют

общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовный

процесс, где особенно важна защита прав личности.

К числу общих конституционных принципов относятся:

Осуществление правосудия только судом, другие должностные лица и

органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия;

Независимость судей и подчинение их только закону. Ни один

государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду,

как ему следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона

и личного убеждения. Если вышестоящий суд отменяет судебное решение, то он

опять-таки не указывает, как именно следует решить дело, а направляет его в

иной состав судебной коллегии, и уже она решает дело;

Свобода доступа к суду. Нельзя отказывать в приеме дела по причинам

отсутствия закона или его неясности. Суд обязан принять и рассмотреть иск

(он может отклонить рассмотрение только по причине неподведомственности или

неподсудности дела);

Коллективное отправление правосудия. Мировой судья единолично может

рассматривать только мелкие правонарушения;

Ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или с

обеспечением им переводчика за счет государства;

Гласность, т.е. открытый, публичный суд. Закрытые заседания

проводятся если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны,

интимные отношения сторон;

Возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем

апелляции (повторное рассмотрение дела по существу по процедуре первой

инстанции), кассации (проверка выполнения закона судом), ревизий, которая

сочетает черты апелляции и кассации;

Ответственность государства за судебную ошибку. Государство возмещает

физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным

судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.

Конституция закрепляет некоторые особые принципы в сфере уголовного

процесса – гарантии правосудия, поскольку именно в уголовном процессе

судебное, т.е. государственное принуждение проявляется особенно жестоко. К

их числу относятся: право обвиняемого на рассмотрение дела в присутствии

присяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности или

невиновности; право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или

ареста; право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом

случаях; презумпция невиновности (каждый обвиняемый в совершении

преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и

установлена вступившим в законную силу приговором суда; ни кто не может

быть осужден повторно за одно и тоже преступление; при осуществлении

правосудия не допускается использование доказательств, полученных с

нарушением закона; закон устанавливающий и отягчающий ответственность

обратной силы не имеет. Некоторые из названных принципов относятся, прежде

всего, к уголовному процессу, но распространяются и на гражданские дела.

Также, во всех государствах, существуют различные органы и

должностные лица, одна из задач которых состоит в содействии судебной

власти. Это прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, судебная полиция,

судебные исполнители.

IV. Реальное осуществление принципа разделения властей.

Первые же конституции — США 1787 г., Франции 1789 г. — закрепили,

хотя и в разных вариантах разделение властей.

Законодательную власть конституция 1787 г. (США) вверяла конгрессу,

состоящему из двух палат: палаты представителей избирающейся (как в то

время, так и теперь) населением штатов и сенатам, членов которого избирали

(вплоть до 1913 г.) парламенты штатов. Из этого видно, что сенат с самого

начала был замыслен как палата консервативная по составу, не зависящая от

избирателей, тормоз по отношению к палате представителей. “Джон Адамс,

будущий президент страны, так прямо и заявлял: сенат должен налагать узду

на палату представителей. Другой из “отцов” конституции — Медисон — писал,

что сенат необходим на случай если нижняя палата использует “во зло” свою

власть”.[15]

Палата представителей и сенат получали равные права в том, что

касалось законодательной инициативы и принятия законов. Главой государства

и правительства конституция называла президента США. Он избирался

выборщиками по штатам. Они подавали голоса с помощью бюллетеней. Проходил

тот, за которого было подано большинство голосов выборщиков. Многие члены

учредительного конгресса предлагали, чтобы президента избрал сам конгресс —

так надёжнее. Против этого были выставлены возражения, основанные на

историческом опыте. Ссылались в частности на интриги, на борьбу

группировок, которые сопровождали избрание польских королей сеймом. После

многих колебаний должность президента решили сделать временной. Его

полномочия были ограничены четырьмя годами, но было намеренно отпущено

право переизбрания президента на новый срок. Президент США наделён

значительной властью. Он объединяет в своём лице главу государства и

премьер–министра правительства. Ему принадлежит верховное командование

армией. Следуя принципу разделения властей, конституция лишила президента

законодательной инициативы в строгом смысле слова (права представлять

палатам готовый законопроект); его вето на законопроект, принятый обеими

палатами, может быть “опрокинуто” квалифицированным большинством обеих

палат. В тоже время президент не зависел от того, как будет принята

проводимая им политика в палате представителей или сенате. Так же и

министры. Они не являются членами конгресса и не зависят от его решения.

“Но так обстояло больше в теории, чем на практике. На самом деле конгресс

обладал (и обладает) значительными возможностями давления на президента,

равно как и президент не лишён возможности давления на конгресс”.[16]

Назначения на все высшие посты президент производит с согласия сената, на

менее важные — палаты представителей. Но увольнять своих чиновников

президент может по собственному усмотрению: считается, что нельзя иметь

послушных исполнителей, если нет права их уволить.

Третьей властью США конституция называет суд. Уже в конституанте

(учредительном конгрессе) было высказано мнение, в общем принятое, что

Верховный федеральный суд — высшая судебная инстанция США — должен получить

право пересмотра законов принятых конгрессом при их несоответствии

конституции. Имелось в виду, что это право Верховный суд будет осуществлять

не вообще (как надзорная инстанция), а в связи с определённым делом —

уголовным или гражданским, находившемся в его производстве. В этом именно

смысле были сформулированы правомочия Верховного суда США в Законе о

судоустройстве 1789 г., принятого первым конгрессом США (ст. 25). Вопрос о

неконституционности всего закона в целом или его части может быть поставлен

не иначе как частным лицом (организацией) на том основании, что этим

законом нарушается какая либо гарантия, установленная конституцией для

личности, чести, имущества или иных прав истца. После соответствующего

решения Верховного суда никто не может ссылаться на отвергнутый закон или

быть привлечённым к ответственности на его основании. Так осуществлялся (и

осуществляется) принцип разделения властей в США.

В 1789 г. Декларация прав человека и гражданина, принятая во Франции

(и являющаяся частью нынешней Французской Конституции) в статье 16 также

закрепила этот важнейший принцип: “Всякое общество, в котором не обеспечено

пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет

конституции”.[17]

На протяжении XIX–ХХ веков разделение властей завоевало все более

широкие позиции, превратившись со временем в общепризнанный принцип

цивилизации и демократии.

В президентской республике разделение властей проводится наиболее

последовательно. Об этом, в частности, свидетельствует опыт США,

рассматриваемый выше, где этот принцип был существенно дополнен системой

“сдержек и противовесов”, которые позволили не только разделить три власти,

но и конструктивно уравновесить их. В сущности, США за всю свою историю не

знали глубоких конституционных кризисов, хотя столкновения властей,

особенно законодательной и исполнительной, периодически всё же происходили.

Существенные особенности свойственны системе разделения властей в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.