рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Презумпция невиновности

обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан

свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего

государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного

наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому

прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин

Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго

соблюдать их.

5. Природоохранительная функция:

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость

современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности

нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем

невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия

обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство,

обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех

организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования

природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и

политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются

промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число

наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших

общегосударственных задач.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции

осуществляют все звенья механизма государства и его органов.

Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и

другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации

как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей

территории.”

Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность,

содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства

о недрах, а также в земельных и водных кодексах.

В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

1. Природные богатства подлежат охране со стороны государства

независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

2. Использование природных богатств должно быть рациональным,

соответствовать развитию государства.

3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и

строгая ответственность за его нарушение.

Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях

предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области охраны

окружающей среды (статьи 50 - 87).

Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность

природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в

области охраны и рационального использования природных ресурсов.

2.1.1 Внешние функции.

1. Функция защиты из вне:

Данная функция является важнейшим направлением деятельности

государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и

территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют

Вооруженные Силы Российской Федерации.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества

является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин

Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным

законом.”

Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от

происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,

обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил

Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане

мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

Согласно статье 59 пункт 3 Конституции Российской Федерации:

“Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или

верованиям противоречит несение военной службы, а также в иных

установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее

альтернативной гражданской службой.” Также граждане достигшие 17-летнего

возраста имеют право учится в военно-учебных заведениях. В этом случае, они

не несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно статье 87 конституции Российской Федерации “Президент Российской

Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами

Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или

непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на

территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное

положение...”

За воинское преступление - преступления против установленного порядка

несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время

прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность

(уголовную). Санкции за различные виды воинских преступлений предусмотрены

в статьях 238 - 269 Уголовного Кодекса РСФСР.

Практическое исполнение функции защиты из вне так же возможно на

особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для

обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних

посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.

Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с

конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными

организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности,

управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям

относятся:

1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на

случай ведения военных действий.

2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной

безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного

порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок,

спокойствие и безопасность граждан.

2. Функция сотрудничества с другими странами.

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В

Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со

всеми странами.

В современных условиях развитие государств определяется процессом

интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс

углубляется в программе совершенствования сотрудничества.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех

государств. На этой основе создаются различные организации деятельность

которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной

жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими

государствами различными отношениями: политическими, экономическими и

культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и

регулировать.

1.Политическиеотношения: Государство обязано защищать своих граждан

находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство

(статья 61 пункт 2 Конституции РоссийскойФедерации). Для поддержания

международных политических отношений государства обеспечиваются

представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

2.Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового

сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое

развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке.

Ни одно государство не может существовать без экологических связей с

другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции,

совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие

внешнеэкономической деятельности государства.

3.Культурные отношения:Культура каждого народа, государства является

достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так

как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает

культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению.

Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются:

международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое

другое.

3. Борьба с международной преступностью:

В последнее время все более широкие масштабы приобретает

международная преступность.

Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля

оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных

преступлений.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой

проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе

с международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание

международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует

свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений,

проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет

более эффективно бороться с международной преступностью.

4. Участие в охране окружающей Среды:

В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды.

Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана

окружающей среды становится составной частью программы завершения

строительства материально - технической базы в государстве.

В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными

климатическими условиями.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием

природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и

больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также

оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств

правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по

охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы

и уголовные наказания.

2.1.2 Правовые формы выполнения функций.

Функции государства осуществляются в определенных формах и

определенными методами.

Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом

как одним из основных средств властвования. Через право государство

проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические,

идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические

нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает,

охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы

осуществления функций:

1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в

разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы

деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е.

актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в

принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в

издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на

данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по

строительству, назначение гражданина на должность.)

3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная

деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за

соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер к

их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются

юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами

между отдельными лицами и т.д.

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы

охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной

абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с

момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не

измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие,

более сложные.

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и

определенные трудности, которые необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что

государство является не только аппаратом подавления, представителем

интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы

всего общества.

2.2 Понятие правоотношения

Как известно, люди в течении своей жизни вступают в многообразные

общественные связи, многие из которых, будучи правоотношениями,

регулируются нормами права, которые содержат общие правила поведения. Можно

сказать, что нормы права воплощаются в жизнь именно с помощью

правоотношений.

Для правоотношений характерно наличие субъективных прав и

обязанностей у его участников (субъектов).

Юридические нормы представляют одному участнику отношения права, а на

другого отношения возлагают обязанность.

Поэтому правоотношение можно рассматривать как юридическую связь

между лицами, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях. Без

взаимных прав и обязанностей нет самого правоотношения. Например, каждый

студент находится в правовых отношениях с вузом. Студент вправе получать

тот объем знаний, который в свою очередь, обязан предоставить ему вуз в

соответствии с программой обучения. Права и обязанности участников правовых

отношений составляют периодическое содержание правоотношений.

В юридической науке используется понятие “структура правоотношений”,

элементы которого следующие:

а) содержание правоотношения;

б) субъекты правоотношения ;

в) объект правоотношения.

Материальное содержание правоотношения есть поведение его субъектов,

их действия и поступки обязанные с реализацией принадлежащих им как

сторонам взаимодействия прав и обязанностей. Юридическое содержание такого

рода правовых связей - права и обязанности субъектов правоотношения.

Обратимся к такому примеру: гражданин заключил договор со строительной

организацией на строительство дачного дома. В результате возникло

правоотношение, материальным содержанием которого является деятельность

данной организации и гражданина, направленная на строительство дома.

Юридическое содержание данного правоотношения - права и обязанности его

сторон ( участников): гражданин обязан оплатить работу по строительству

дома; организация обязана построить дом, который и является объектом

правоотношения.

2.2.1 Субъекты правоотношений

Основные участники правоотношений - физические лица и организации.

Физические лица - это граждане, иностранцы и лица без гражданства,

находящиеся на территории конкретного государства.

К организациям относятся: государство в целом, государственные

органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические

лица).

Чтобы быть участником правоотношений, необходимо обладать

определенными юридическими качествами. Речь идет о правоспособности ( т.е.

способности обладать правами и нести юридические обязанности ) и о

деятельности, иначе говоря, своими действиями осуществлять права и

исполнять юридические обязанности. У юридических лиц, организаций

правоспособность и деятельность возникает с момента их образования.

Правоспособность физических лиц, по общему правилу, возникает с

момента рождения; дееспособность - с момента достижения определенного

возраста. Дееспособность связана также с психическим состоянием человека.

По законодательству полная дееспособность наступает с 18 лет. Но имеются

исключения из этого правила. Например, гражданин может быть привлечен к

уголовной ответственности с 16 лет, а по нескорым видам преступлений - с 14

лет.

Или пример другого рода. В отдельных исключительных случаях брачный

возраст может быть снижен с 18 лет до 16 лет. Согласно Кодексу о браке и

семье Российской Федерации решение об этом вправе принимать

соответствующие органы местной исполнительной власти.

2.2.2 Возникновение, изменение и прекращение правовых отношений

Возникновение, изменение и прекращение правовых отношений связано не

только с наличием названных выше юридических предпосылок, но и с

юридическими фактами.

Под юридическими фактами понимаются предусмотренные в законе

обстоятельства, служащие основанием для возникновения ( а также изменения

или прекращения) конкретных правоотношений.

Юридические факты можно подразделить на две группы бытия и действия,

с которыми закон связывает наступление юридических последствий. События -

это юридические факты, которые возникают независимо от воли человека,

например, естественная смерть человека ведет к возникновению

правоотношений, связанных с наследством. Действия - это также юридические

факты, наступление которых зависит от воли людей. Действия могут быть

подразделены на правомерные, т.е. действия, которые не нарушают правовые

нормы, их предписание ( например, договор купли - продажи), и

неправомерные, т.е. действия противоречащие, нарушающие закон. Таковы,

например, административные, уголовные правонарушения (хулиганство и т.д.).

Нормы права регулируют общественные отношения между людьми.

Регуляторы выступают по отношению к каждому отдельному лицу или организации

как некий внешний фактор, то термин “права” в этом смысле носит объективный

характер, т.е. не принадлежит какому-либо субъекту, не составляет его

личного, хотя бы и социального государства. Поэтому нормы права или как

систему норм называют объектом права.

Представленная нормами права свобода, возможность поведения носит (в

русском языке) то же название - право. Но это уже не норма, следящая за

рамками, лично принадлежащих субъекту - человеку или организации. Наоборот,

это то, что по объективному праву (закону) принадлежит субъекту, составляет

его личную свободу или возможность поведения, пользования вещами,

способностями, знаниями и многими иными, в том числе и общественными

благами.

Такая свобода и возможность поведения, установленная законом

(объективным правом), носит название - субъективное право.

В то же время рамки ограничения свободы и предписания поведения

обращены к отдельным людям и организациям, они устанавливают то

должностное поведение, которому каждый субъект обязан следовать, соблюдая

свободу и интересы других лиц или общества в целом. Подобное данное

поведение называется юридической обязанностью субъекта, или юридической

субъективной обязанностью.

Такова в своей основе позитивно-правовая концепция юридических

субъективных прав и обязанностей в основе которых лежит связь прав и

обязанностей с правовыми нормами. Согласно этой концепции правоотношения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.