| |||||
МЕНЮ
| Презумпция невиновностиобязательным. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их. 5. Природоохранительная функция: Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды. В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств. Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач. Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов. Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории.” Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах. В основе осуществления функции лежат следующие принципы: 1. Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет. 2. Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства. 3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение. Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды (статьи 50 - 87). Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в области охраны и рационального использования природных ресурсов. 2.1.1 Внешние функции. 1. Функция защиты из вне: Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации. Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.” Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет. Согласно статье 59 пункт 3 Конституции Российской Федерации: “Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или верованиям противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.” Также граждане достигшие 17-летнего возраста имеют право учится в военно-учебных заведениях. В этом случае, они не несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Российской Федерации. Согласно статье 87 конституции Российской Федерации “Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение...” За воинское преступление - преступления против установленного порядка несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность (уголовную). Санкции за различные виды воинских преступлений предусмотрены в статьях 238 - 269 Уголовного Кодекса РСФСР. Практическое исполнение функции защиты из вне так же возможно на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся: 1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий. 2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств. 3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан. 2. Функция сотрудничества с другими странами. В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.) Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать. 1.Политическиеотношения: Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство (статья 61 пункт 2 Конституции РоссийскойФедерации). Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др. 2.Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке. Ни одно государство не может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства. 3.Культурные отношения:Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое. 3. Борьба с международной преступностью: В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью. 4. Участие в охране окружающей Среды: В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве. В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями. Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания. 2.1.2 Правовые формы выполнения функций. Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами. Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций: 1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые. 2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность.) 3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д. Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные. В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать. Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества. 2.2 Понятие правоотношения Как известно, люди в течении своей жизни вступают в многообразные общественные связи, многие из которых, будучи правоотношениями, регулируются нормами права, которые содержат общие правила поведения. Можно сказать, что нормы права воплощаются в жизнь именно с помощью правоотношений. Для правоотношений характерно наличие субъективных прав и обязанностей у его участников (субъектов). Юридические нормы представляют одному участнику отношения права, а на другого отношения возлагают обязанность. Поэтому правоотношение можно рассматривать как юридическую связь между лицами, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях. Без взаимных прав и обязанностей нет самого правоотношения. Например, каждый студент находится в правовых отношениях с вузом. Студент вправе получать тот объем знаний, который в свою очередь, обязан предоставить ему вуз в соответствии с программой обучения. Права и обязанности участников правовых отношений составляют периодическое содержание правоотношений. В юридической науке используется понятие “структура правоотношений”, элементы которого следующие: а) содержание правоотношения; б) субъекты правоотношения ; в) объект правоотношения. Материальное содержание правоотношения есть поведение его субъектов, их действия и поступки обязанные с реализацией принадлежащих им как сторонам взаимодействия прав и обязанностей. Юридическое содержание такого рода правовых связей - права и обязанности субъектов правоотношения. Обратимся к такому примеру: гражданин заключил договор со строительной организацией на строительство дачного дома. В результате возникло правоотношение, материальным содержанием которого является деятельность данной организации и гражданина, направленная на строительство дома. Юридическое содержание данного правоотношения - права и обязанности его сторон ( участников): гражданин обязан оплатить работу по строительству дома; организация обязана построить дом, который и является объектом правоотношения. 2.2.1 Субъекты правоотношений Основные участники правоотношений - физические лица и организации. Физические лица - это граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории конкретного государства. К организациям относятся: государство в целом, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица). Чтобы быть участником правоотношений, необходимо обладать определенными юридическими качествами. Речь идет о правоспособности ( т.е. способности обладать правами и нести юридические обязанности ) и о деятельности, иначе говоря, своими действиями осуществлять права и исполнять юридические обязанности. У юридических лиц, организаций правоспособность и деятельность возникает с момента их образования. Правоспособность физических лиц, по общему правилу, возникает с момента рождения; дееспособность - с момента достижения определенного возраста. Дееспособность связана также с психическим состоянием человека. По законодательству полная дееспособность наступает с 18 лет. Но имеются исключения из этого правила. Например, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности с 16 лет, а по нескорым видам преступлений - с 14 лет. Или пример другого рода. В отдельных исключительных случаях брачный возраст может быть снижен с 18 лет до 16 лет. Согласно Кодексу о браке и семье Российской Федерации решение об этом вправе принимать соответствующие органы местной исполнительной власти. 2.2.2 Возникновение, изменение и прекращение правовых отношений Возникновение, изменение и прекращение правовых отношений связано не только с наличием названных выше юридических предпосылок, но и с юридическими фактами. Под юридическими фактами понимаются предусмотренные в законе обстоятельства, служащие основанием для возникновения ( а также изменения или прекращения) конкретных правоотношений. Юридические факты можно подразделить на две группы бытия и действия, с которыми закон связывает наступление юридических последствий. События - это юридические факты, которые возникают независимо от воли человека, например, естественная смерть человека ведет к возникновению правоотношений, связанных с наследством. Действия - это также юридические факты, наступление которых зависит от воли людей. Действия могут быть подразделены на правомерные, т.е. действия, которые не нарушают правовые нормы, их предписание ( например, договор купли - продажи), и неправомерные, т.е. действия противоречащие, нарушающие закон. Таковы, например, административные, уголовные правонарушения (хулиганство и т.д.). Нормы права регулируют общественные отношения между людьми. Регуляторы выступают по отношению к каждому отдельному лицу или организации как некий внешний фактор, то термин “права” в этом смысле носит объективный характер, т.е. не принадлежит какому-либо субъекту, не составляет его личного, хотя бы и социального государства. Поэтому нормы права или как систему норм называют объектом права. Представленная нормами права свобода, возможность поведения носит (в русском языке) то же название - право. Но это уже не норма, следящая за рамками, лично принадлежащих субъекту - человеку или организации. Наоборот, это то, что по объективному праву (закону) принадлежит субъекту, составляет его личную свободу или возможность поведения, пользования вещами, способностями, знаниями и многими иными, в том числе и общественными благами. Такая свобода и возможность поведения, установленная законом (объективным правом), носит название - субъективное право. В то же время рамки ограничения свободы и предписания поведения обращены к отдельным людям и организациям, они устанавливают то должностное поведение, которому каждый субъект обязан следовать, соблюдая свободу и интересы других лиц или общества в целом. Подобное данное поведение называется юридической обязанностью субъекта, или юридической субъективной обязанностью. Такова в своей основе позитивно-правовая концепция юридических субъективных прав и обязанностей в основе которых лежит связь прав и обязанностей с правовыми нормами. Согласно этой концепции правоотношения |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|