рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Презумпция невиновности

административных правоотношений.

Каждая из названных структур Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации действует на базе четко очерченных федеральным конституционным

законом правомочий.

Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ныне решает

важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, действует в составе

Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его

заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В

настоящее время, с 1 июля 1995 года в его составе председатели арбитражных

судов субъектов Федерации не входят; да и сам Пленум Высшего Арбитражного

Суда Российской Федерации арбитражные дела не рассматривает ни по первой

инстанции, ни в порядке надзора.

Установлено, что он, в частности:

а) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения

законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по

вопросам судебной практики;

б) решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой;

в) об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о

проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и

договоров;

г) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации членов судебных коллегий и председателей судебных

составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

д) утверждает место постоянного пребывания федеральных арбитражных судов

округов;

е) утверждает по представлению председателей арбитражных судов

федеральных округов и субъектов Федерации судей, входящих в состав

президиумов этих судов;

ж) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации регламент арбитражных судов и т.д.

Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации действует в

составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его

заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации, а по решению Пленума в состав Президиума могут быть

введены и судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Президиум

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

а) рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в

законную силу судебные акты арбитражных судов в России;

б) рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах

рассмотрения информирует арбитражные суды системы. Если Пленум Высшего

Арбитражного Суда Российской Федерации проводит свои заседания не реже двух

раз в год, то Президиум заседает два раза в неделю.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,

возглавляются председателями коллегий, которые по должности являются

заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В их функции входит: рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и

обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию

законов и иных нормативных и правовых актов, анализ судебной статистики и

т.д. В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

образуются судебные составы специализирующиеся на арбитражных делах

определенных категорий.

Новым органом в системе является Совет председателей арбитражных судов,

действующий при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Это

совещательный орган, он призван рассматривать вопросы организационной,

кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов Российской Федерации.

Для реализации принятых им решений Председатель Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации издает приказы и распоряжения.

Одновременно при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует

Научно-консультативный совет, задачей которого является подготовка научно-

обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики

применения законов по их совершенствованию. Положение об этом Совете, как и

его состав, утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации.

1.2.4. Верховный Суд Российской Федерации

Придание Верховному Суду Российской Федерации статуса высшего судебного

органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления

его компетенции: дела, подсудные судам «общей юрисдикции». Следовательно,

по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а

также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим

судебным органом, поскольку эти дела рассматриваются соответственно

Конституционный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской

Федерации и арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда

высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных

и административных дел, в нем упомянуты и иные дела. Способ определения

подсудности путем открытого перечня отражает ведущиеся поиски наиболее

совершенных форм судебной деятельности. Высказываются, в частности,

предложения о создании специализированных подсистем общей юстиции – судов

по делам несовершеннолетних, судов по трудовым спорам и т.п. Если эти

предложения будут приняты законодателем, то статья 126 Конституции не

станет препятствием для их реализации.

В настоящее время Верховный Суд Российской Федерации действует в составе

Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам и Военной

коллегии. Полномочия Верховного Суда определены Законом РСФСР от 8 июля

1981г. «О судоустройстве РСФСР», Гражданским процессуальным и Уголовно-

процессуальным кодексами. Он рассматривает дела в качестве суда первой

инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся

обстоятельствам. Последние три вида производства и есть деятельность,

выполняя которую Верховный Суд, как сказано в статье 126, «осуществляет в

предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор».

Что касается его полномочий как суда первой инстанции, то Концепция

судебной реформы, одобренная парламентом 24 октября 1991 г., предлагает

максимально ограничить их либо вовсе отменить. Однако необходимо сохранить

право судьи, обвиняемого в совершении преступления, настаивать на

рассмотрении его дела Верховным Судом Российской Федерации по первой

инстанции (ст.122).

Длительное время считалось бесспорным, что Пленум Верховного Суда РСФСР

на основе изучения и обобщения судебной практики и статистики дает

руководящие указания, обязательные для судов (статья 56 Закона «О

судоустройстве РСФСР»). При этом разъяснений подрывает принцип

независимости судей и подчинения их только закону, ибо судьи не могут не

подчиняться разъяснениям, которые являются для них руководящими и

обязательными. Статья 126 Конституции, оберегая независимость судей,

изменила прежнее двусмысленное их положение: разъяснения Верховного Суда

больше не характеризуются как руководящие и нет указания, что они

обязательны для судей.

2.Теория государства и права

2.1Функции государства

Для того чтобы рассмотреть функции государства, на мой взгляд, надо

четко уяснить - что такое государство и пути его ( государства )

происхождения.

Государство в классическом понимании этого слова, есть аппарат

подавления одного класса другим. Наиболее ярко эта точка зрения выражается

в марксистской литературе.

Однако на мой взгляд ни одна из вышеперечисленных теорий не обладает

достаточными доказательствами, чтобы ее можно было принять за основу.

Проблема происхождения государства и права наиболее обстоятельно

исследованы в известной работе Ф.Энгельса “Происхождение семьи, частной

собственности и государства”. По мнению автора, человечество прошло три

стадии: дикость, варварство и цивилизация, различающиеся главным образом

степенью развития производственных сил. По мнению автора, толчком для

возникновения государства послужило совершенствование орудий труда, что

привело к расслоению общества и появлению угнетателей и угнетенных, а также

аппарата (государства) для охраны сложившегося строя. Таким образом Ф.

Энгельс является сторонником классического определения государства.

Я согласна с его точкой зрения на происхождение государства,

однако, не могу согласится с его определением государства.

Для того чтобы сложилось правильное и полное представление о

государстве, его сущности, функциях, структуре, необходимо

рассматривать их в тесной взаимосвязи на основе структурно-

функционального анализа этих понятий.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а

структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую

очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно

осуществляет. Предназначение государства, Проявляющееся в его функциях,

есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально

обусловленной деятельности.

Государство есть сложная социальная организация, основным назначением

которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные

стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства

называются функциями государства. Функции делятся на внутренние внешние.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной

жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества,

относятся следующие виды функций:

Охранительная.

Экономическая.

Социальная.

Культурно-воспитательная.

Природоохранительная.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования

государства в мировом обществе, относятся:

1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.

1. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая

деятельность), экономических и культурных связей.

1. Борьба с международной преступностью.

1. Участие в международной охране окружающей Среды.

Реализация функций осуществляется различными государственными

организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи

между ними определяются функциями государства. Функция всегда первична по

отношению к выполняющей ее государственной организации. Функция - это идея,

необходимость деятельности, ее направление, а государственная

организация - это та материальная сила, которая воплощает данную идею,

материализует ее. Государственная функция - это очень широкое направление

деятельности и она не может быть реализована какой-то одной государственной

организацией. Каждая из государственных организаций в отдельности имеет

свои особенные функции, отличающиеся по масштабу от государственных

функций. Функции государства выполняются своей совокупностью

государственных организаций.

Существуют два вида государственных организаций. К первому виду

относятся государственные организации, которые осуществляют властную,

организационно-регулятивную деятельность.

Второй вид представляют государственные организации, основным

назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по

выполнению функций государства. Они создаются органами государства и

управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной

деятельности (охранительной, экологической или культурно-воспитательной)

действуют государственные организации, они подразделяются на три вида.

В охранительной сфере практическое выполнение функций возло-жено на

особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно

охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их

число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности,

милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные

организации.

В экономической сфере действуют государственные организации -

предприятия и учреждения, основным назначением которых является

производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также

оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним

относятся, например, государственные заводы и фабрики,

сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные

дороги, почта и др. ), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные

учреждения и т.д.

Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью

государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки,

музеи, театры и др.

Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-

воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями.

Во всех этих сферах наряду с государственными организациями действуют

частные и общественные организации и объединения. В различных современных

государствах степень развития частной инициативы и частной

предпринимательской деятельности неодинакова и зависит от общественного

строя, политических, экономических и исторических традиций, определяется

национальной психологией и особенностям быта и многими другими факторами.

Частные и общественные организации и предприятия наиболее представлены в

экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной сфере

действуют негосударственные организации, такие, как, например, частная

полиция и охрана, частные детективные организации, объединения и

организации общественности по охране общественного порядка и самозащите и

некоторые другие.

1. Охранительная функция:

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении

государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и

интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и

государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и

согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие

социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных

классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин,

которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и

достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного

имущества, на охрану частной собственности.

а) Под общественным порядком понимается система общественных

отношений, регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами

морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.)

Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет

собой систему общественных отношений, которые складываются главным образом

в общественных местах и по своему обеспечивают свободу и

неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия

для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов,

предприятий, учреждений, организаций.

Общественный порядок охраняется государственными органами,

общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении

общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.

За все виды правонарушений посягающие на общественный порядок установлены

различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине

нарушителя.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской

Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации пункт

1 сказано, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и

свободы человека и гражданина согласно общеуказаным принципам и нормам

международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.” Основные

принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64

Конституции Российской Федерации

В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в

собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так

и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется

законом.

Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан,

их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой

административные и уголовные наказания.

2. Экологическая функция:

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического

существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция

“государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной

деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни

(тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились

хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем

со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику,

которая строится на принципах свободного рынка и свободного

предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-

финансовую и валютно-денежную системы.

3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что

они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу

каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное

существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия

направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и

нетрудоспособных людях.

Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности

сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в

случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в

иных случаях предусмотренных законом.”

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и

укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию

государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется

деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию

физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-

эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 )

Поощряются добровольное социальное страхование, создание

дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (статья

39 пункт 3).

Таким образом, государство принимает различные меры для повышения

жизненного уровня граждан.

4. Культурно - воспитательная функция:

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый

гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без

образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в

общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной

деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.