рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовое государство и Украина

правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии

законодательных актов, - и то и другое есть признаки не правового, а

полицейского государства. Суть государства правового - именно в характере

законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на

обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие

законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть

основное условие блеска его.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового

государства является социальной ценностью всего человечества, удачным

сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового

государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-

казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов

к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское

общество. Гражданское общество - система экономических, духовных,

культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов,

свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для

удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно

строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями,

моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь

форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном)

государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как

политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть

подданые. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных

независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером

против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие

гражданского общества подразумевает не только "гражданственность",

известную степень политической свободы, но и "буржуазность", т. е.

экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук

государства.

Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом

обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко

ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса

институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии,

необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление

власти, прежде всего путем формирования представительных органов,

выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального

самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое

и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках,

включая исполнительную власть.

В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по способностям -

каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и

потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует

возродить ряд свобод: 1) открыть простор всем видам собственности; 2)

заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве

сторон, 3) сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не

запрещено", 4) обеспечить эквивалентный характер обмена, 5) утвердить

равноправие и добросовестность в выборе партнера, 6) не ограничивать

инициативу и предприимчивость. Правовая экономика и гражданское общество -

переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные,

сущностные предпосылки формирования правового государства.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности

гражданского общества и правовой экономики, назначение которого -

обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому

обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом

соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за

правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо

духовным фундаментом его является признание прав человека.

Правовое государство - это демократическое государство, где

обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед

законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы

человека и где в основу организации государственной власти положен принцип

разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в

котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении

власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий

уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В

правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать

и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в

частности в формировании и функционировании политических партий,

общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.

п. Признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе

разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная

защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном

функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в

рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений,

взглядов. 6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового

государства, видимо, можно отнести следующие: - преодоление правового

нигилизма в массовом сознании; - выработка высокой политико-правовой

грамотности; - появление действенной способности противостоять произволу; -

разграничение партийных и государственных функций; - установление

парламентской системы управления государством; - торжество политико-

правового плюрализма; - выработка нового правового мышления и правовых

традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности,

трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося

законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции и использование

общечеловеческого опыта. Суверенная правовая власть должна быть

противопоставлена любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой

государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и

законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные

перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии

(авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-

реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная

технократия - демагогически-популистские силы).

Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав

и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,

общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое

государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как

демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы,

либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в

общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С

помощью разделения властей государство организуется и функционирует

правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни.

Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в

политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается

отличие правового государства от государства как такового? Государство как

таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой

государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия

со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него

правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона,

действует строго в определенных границах, установленных обществом,

подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает

социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое

государство как и всякое государство обладает общими чертами, которые

сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная власть как средство проведения

внутренней и внешней политики.

2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную

на соответствующем социально-экономическом 0базисе общества.

3. Располагает специальным государственным механизмом.

4. Обладает определенной административно-территориальной организацией

на своей территории.

5. Существует благодаря налогам и другим сборам.

6. Обладает государственным суверенитетом.

Особенности механизма правового государства заключаются в следующем.

Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа

разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением.

Наделенные властными полномочиямми, структурные части и элементы правового

государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю

общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою

деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством.

Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на

права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-

правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового

государства. Механизм правового государства является способом его

существования. Функции правового государства реализуются с помощью его

механизма.

Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от

бюрократизма и административно-командных методов управления. Его

демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на

службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное

выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и

общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем,

поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по

отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи

определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап

развития правового гражданского общества - это становление рыночной

экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой

информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение

рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение

социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности

средств массовой информации.

Таким образом, рассмотрев понятие правового государства и его основные

признаки, необходимо непосредственно перейти к верховенству права в

правовом государстве и его закреплении в Конституции 1996 г. в Украине.

4. Верховенство права в правовом государстве, его закрепление в Конституции

Украины 1996 г.

В процессе внедрения положений Конституции Украины как юридической

основы законотворчества, создания современной законодательной системы,

осознание сути прогресса в национальном праве, соотношения законодательства

с системой права и национальной правовой системой методологическими

ориентирами должны быть конституционные принципы «верховенства права»

относительно его обязательности в законотворческой деятельности;

«верховенства Конституции» относительно законодательных и иных правовых

актов, а также «верховенства закона» в иерархии всех иных нормативных

актов[3] . Необходимо подчеркнуть, что эти принципы могут служить базовыми

основами как в процессе правотворчества, так и правоприменения лишь в своей

взаимосвязи, взаимосогласованности, диалектическому взаимодействию.

Нельзя абсолютизировать значение ни принципа верховенства права, ни

принципа верховенства закона, как нельзя абстрактно рассматривать категории

«право» и «закон», безапелляционно утверждая, что «ни абстрактная и

размытая категория права, а именно закон является главной точкой отсчета

для установления правопорядка в стране» . [4] Необходимо помнить, что

тоталитарные правопорядки тоже строятся на законе, на принципе диктатуры

закона.

Признание и применение в законотворческой деятельности, и в особенности

в процессе обеспечения законности и справедливости, в правоприменении

принципа верховенства права предопределяет в первую очередь необходимость

глубокого осознания меры саморазвития права как явления негосударственного

происхождения и меры его производности от государства[5]. А это в свою

очередь актуализирует научную разработку проблемы методологии как познания

права, так и правотворчества (в частности, законотворчества)

иправоприменения[6].

Сущность диалектического взаимодействия конституционных принципов

верховенства права и верховенства закона (ст. 8 Конституции Украины)

состоит прежде всего в том, что она является проявлением общего и особого в

праве. Юридический закон или положительное (уставное) право, которое

вытекает из воли законодателя, - это конкретная государственная нормативно-

юридическая форма выражения права как сложного объективного социально-

культурного явления. Корень права, настоящие его истоки спускаются в

объективный природный порядок вещей, глубину реального социального бытия,

общественные индивидуальные и коллективные потребности и интересы,

отношения общественного производства (материального и духовного). [7] В

этом плане «право в его общем понимании, - как справедливо подчеркивала

известный российский ученый-юрист Г.Ф. Шершеневич, - есть понятие

социологическое, а не юридическое. Если право есть человеческое

образование, то осознание его сущности невозможное без понимание природы

человека во всех ее проявлениях, без проникновения в потребности человека,

ее способности, стремление»[8] .

Юридический закон - это определенное выражение внешней формы правовой

природы вещей, которые непосредственно наблюдаются, то есть внешних

проявлений человеческих взаимоотношений. Как раз поэтому, писал К. Маркс,

правовая природа вещей не может «приноравливаться к закону -закон,

наоборот, должен приноравливаться к ей». Законодатель путем

законотворчества, то есть установления норм права, которые он должен

выводить из реально существующих общественных отношений, жизненно

необходимых потребностей предоставляет праву «в себе», как отмечал Гегель,

форму всеобщности и истинной определенности. Тем не менее это не означает,

что свобода законодателя сама по себе и есть правом, она есть лишь способом

его объективизации, конкретизации и реального применения. Как раз поэтому

существует объективное различие между правовым полем и пространством

действия закона. Действие закона распространяется сверху к низу, а влияние

права совершается и от низа к верху, и сверху к низу. «Право, -

подчеркивает Г.Дж. Берман, - синхронно растет от низа к верху, от структуры

и обычаев всего общества, и двигается сверху к низу под влиянием политики и

ценностей людей, которые находятся при власти. Право помогает

интегрировать и то и другое».

Признание главными принципами законотворчества в Украине принципа

верховенства права и верховенства закона означает, по крайней мере, что

законы государства имеют, во-первых, отвечать праву как мере общей равной

для всех свободы справедливости и, во-вторых, в законах должно быть

ограничение частного своеволия как лица (физического и юридического), так и

государства во благо общества. При этом закон и иные нормативно-правовые

акты должны приниматься на основе Конституции Украины и отвечать ей.

Согласно с содержанием принципа верховенства права, свобода граждан

должна обеспечиваться таким правовым порядком, соответственно с которым

никто не может быть принужденным делать то, что не предусматривается

действующим законодательством. Каждый человек должен иметь право и,

бесспорно, при этом иметь условия на свободное и всестороннее развитие

своей личности, если она не нарушает прав и свободы иных людей.

Становление и укрепление рыночных отношений, функционирование которых

много в чем оправдывается принципом экономической эффективности,

предусматривает реализацию и широкое применение в гражданско-правовой

практике известного общеправового разрешительного принципа, который имеет

стимулирующий характер: «разрешено то, что не запрещено законом». Еще

Томас Гоббс писал: «Там, где сузерен не приписал никаких правил, подданный

мжет действовать или не действовать по своему собственному усмотрению» То

есть, по своей социальной сути свобода волеизъявления граждан в правовом

государстве должна находить свое юридическое выражение в законе,

принципиальной основой которого является общее разрешение «все кроме» За

пределами запрета, что включает и общепринятую общественную норму «не

нарушая права и свободы иных людей», лицо может вести себя в соответствия

со своими потребностями и интересами, но при условии конституционно-

правовой гарантии, что государство не будет вмешиваться в частную жизнь и

свободу граждан. Подчеркнем также, еще ограничивая свободу лица интересами

иных людей и общества в целом, общего блага и придавая при этом полную и

равную для всех свободу, но за пределами законодательное запрета, мы тем

самым предоставляем ей возможность быть одним из правовых способов

осуществления свободы волеизъявления лица, то есть обеспечение в обществе

справедливости

Что же относительно государства, органов государственных властей и

органов местного самоуправления то их должностные лица должны действовать

лишь на основании и в границах полномочий и способами которые

предусмотренные Конституцией и действующими законами Украины (ч. 2 ст. 19

Конституции Украины). Такие полномочия вытекают из самой сути правового

государства и принципа верховенства права: право должно доминировать над

властями, не допускать возможное своеволие со стороны последней,

обеспечивать возможность контроля со стороны гражданского общества за

государственной деятельностью. То есть в данном случае должен действовать

общеправовой разрешительный принцип: «можно лишь то, что позволительно

законом». Как раз на основании этого основоположного принципа должно

определяться публично-правовое регулирование, в частности, сфера публично-

властных отношений. Соответственно указанного принципа, органам

законодательных, исполнительских и судебных властей позволяются лишь такие

действия, которые непосредственно предусмотрены законом, что определяет их

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.