рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовое государство и Украина

Правовое государство и Украина

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ.

2. КОНЦЕПЦИя ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИя ВОЗНИКНОВЕНИя И РАЗВИТИя.

3. ПОНяТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОГО ГОСУДАРСТВА.

4. ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ, ЕГО ЗАКРЕПЛЕНИЕ В КОНСТИТУЦИИ

1996 Г.

5. ПУТИ ФОРМИРОВАНИя ПРАВОГО ГОСУДАРСТВА В УКРАИНЕ.

ВВЕДЕНИЕ

КОНЕЦ ВТОРОГО ТЫСячЕЛЕТИя ХАРАКТЕРИЗУЕТСя ИДЕОЛОГИчЕСКИМ И ДУХОВНЫМ

РАСКРЕПОЩЕНИЕМ чЕЛОВЕчЕСТВА, ОСУЩЕСТВЛяЕМЫМ ПУТЕМ УТВЕРЖДЕНИя чЕСТИ КАЖДОГО

ИНДИВИДА, НАЦИИ, А ТАКЖЕ ПОЛИТИчЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА КАК НАИВЫСШИХ

ПОЛИТИчЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ.

В последнее время на разных уровнях и по разным поводам часто

употребляют выражение демократическое государство и правовое государство.

При этом одни исходят из желания подчеркнуть, что, провозгласив себя

суверенной, Украина стала и демократическим государством, а другие - из

желания доказать, что построение такого государства является делом более

отдаленной перспективы. Мы же попробуем раскрыть сущность правового

государства в правовом и теоретическом аспектах, основываясь на литературе

бывшей советской державы (теоретически) и современной - украинской (в

основном статьи ведущих украинских ученых относительно построения правого

государства).

Исторический процесс развития

правового государства

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о

совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт

нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового

государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового

государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных

концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-

1804гг. ), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг. )

и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций,

Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на

смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое

Кант называл государством произвола), должно прийти0 правовое государство,

в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми,

неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в

условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском

государстве, ибо для правового государства характерно ограничение

государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепция правового государства у И. Канта сводятся к следующим

тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический

разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью,

если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в

целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями

категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так,

чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого

другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к

средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать

всеобщим законом"; правом, основанным на нравственном законе, должны быть

определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление

одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить

внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство

- это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или

"государство в идее, такое, каким оно должно быть" обязано сообразовываться

"с чистыми принципами права"; государство призвано гарантировать

правопорядок и строиться на началах суверенитета.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы

правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и

содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии -

это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной"

форме государства относится демократия, при которой верховная власть

принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок

подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ

деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к

закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний,

охрану семейного достояния. Теоретическая конструкция правового

государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв.,

включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,

верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и

государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования

в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено

законом", установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке

исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое

государство" привычно ассоциировалось с теми разделами университетского

курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с

аналогичным названием и провозглашалось "социалистическое правовое

государство". Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания

"социалистическое правовое государство". Прилагательное "социалистический"

указывает на господствующую форму собственности и на определенную

идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от

мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового

государства уже подразумевает антисоциалистичность, т. е. частную

собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается

попытка не только возродить идею правового госудуарства, но и претворить ее

в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.

Правовое государство — тип государства, в котором функционирует режим

конституционного правления, существует развитая и

непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, вместе

с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием

и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и

власти.

Общее демократическое устройство системы власти и политики

Правового государства органически связано с его правовыми

установками. В основу правового государства заложено равенство власти,

гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом.

Исторически процесс образования Правового государства состоял и

состоит в распространении принципа суверенности на право. Этот

процесс проходил три этапа. Первый, наиболее ранний по времени, -это

признание суверенитета власти. После длительной борьбы за права

народа, тираноборческих мятежей, восстаний, переворота, социальных

революций был завоеван суверенитет народа. Следующим шагом стала борьба

за суверенитет права, точнее за приоритет права перед властью,

волей гражданина, общества или какой-либо его части большинства

или меньшинства. Паритет[1] (равенство) и приоритет означают

установление зафиксированных законом отношений между всеми

сторонами отношений, особенно сложными между властью и правом не

только в силу суверенитета власти (государства) и традиции

попрания закона, но потому, что само право создается властью,

обладающей преимущественным правом законотворчества. Таким образом,

власть должна ограничивать свои права и свободы ею же созданными

законами. Такая ситуация самоограничения представлялась (и поныне

представляется) противоестественной, что и отражалось в традициях,

обозначенных известными понятиями всевластие, своеволие,

самоуправство, беззаконие и т.п.

Негативное отношение власти к праву, стремление к привилегиям,

желание стать выше закона привели к тому, что противоправная

практика власти оказалась еще труднее преодолимой, чем аналогичная

практика граждан, пытающихся действовать вне закона. Потребовалось

глубокое преобразование общества и его правосознания, чтобы

коренным образом изменить отношение к праву в государстве, а также большая

конструктивная работа для преобразования его политической системы в

политико-правовом отношении. Ее центральным моментом стала разработка

конституционных документов и борьба за введение конституционного

правления, занявшая более трех столетий, которые протекли со времени

первых трудов политических философов (Дж. Локка, В. Гумбольдта) и

первых конституционных документов в Европе и Америке (конец XYII в)

до первой конституции в России (XX в.) и современных

конституционных текстов в странах, вступивших на путь

демократического развития. Все это означает, что в истории политико-

правовых отношений прежде не модифицировало право и не устанавливался

высокий статус введенных законов, особенно записанных в религиозных

текстах, по которым до сих пор живут, например, некоторые мусульманские

страны. Всегда был высок престиж обычного права (т.е. права,

установленного традицией, обычаями страны) в мало эволюционировавших

обществах, и оно и не устанавливало правового равенства, о котором шла

речь выше.

Решающим событием в истории преобразования политико-правовых

отношений стала разработанная Дж. Локком концепция правового

государства, сформулированная Дж. Локком в 1690 г. антиабсолютиская

концепция Правового государства ("Два трактата о правлении"). Ему же

принадлежит и попытка практически реализовать проект Правового государства

в конституции английской колонии Каролина в Америке (1669 г.). В

дальнейшем конституционном и политико-правовом творчестве приняли

участие крупнейшие мыслители - И. Кант, В. Гумбольдт и др.

Значительными событиями на пути к Правовому государству стали в XYIII

в. Конституция Французской революции так и не реализованная на

практике, и Конституция США, оказавшаяся одной из самых ранних и

самых стабильных. В XIX-XX вв. конституционная проблема стала

одним из важнейших предметов политических и исследований виднейших

ученых (Г. Еллинек, К. Шмитт и др.). Решающими факторами создания

Правового государства или движения к нему стали, однако, первые

значительные успехи в создании гражданского общества, вне которого

невозможно Правовое государство, и общее социальное, экономическое,

культурное развитие общества, его новых цивилизационных,

технических и научных основ.

Такая именно совокупность факторов, позволяющих построить Правовое

государство, объясняется рядом причин. Ни власть, ни само право не могут

быть реальными гарантиями исполнения закона, если право не

легитимировано обществом. Только их легитимность, признание

обществом и потому обязательность исполнения обеспечивает

действительное соблюдение законов обществом и государством, равно

как и создание их системы, и исключает противоправную практику с

обеих сторон. Но общество в состоянии добиться этого на достаточно

высоком уровне гражданского, а значит, и культурного,

цивилизованного, материального и интеллектуального развития, т.е.

став гражданским обществом. Граждане такого общества не скованы

дисциплиной страха и господства. Они наделены собственностью,

обладают свободами и правами, и обладание этими ценностями делает их

ответственными за их сохранение и умножение. Они же защищают и

государство, которое делается ответственным за все виды безопасности

человека и общества и их достояние.

Основой реально значимых правовых отношений в Правовом государстве

оказываются не сами по себе правовые нормы, предписания и

санкции, как бы идеально они не были сформулированы. Их первоосновой

служат элементарные свойства порядочности, нравственности, чувство

долга, сознание ответственности, способность человека и общества

к критическому самопознанию, самоотчету, привычка к дисциплине и

умение дисциплинировать себя, подлинная гражданственность. С

гражданственностью, в ее подлинном смысле, не совместимы такие

социальные пороки, как взятка, коррупция, подкуп, кумовство[2], подмена

общественных связей кровнородственными, клановыми, экономическое,

социальное или политическое подполье и т.п.

Конечно, возникающее на таких основах правосознание еще не отличает

гражданское и правовое состояние общества от законопослушного

общества неправового типа. Не только суверенитет права и равное всеобщее

подчинение ему отличают подлинно правовые отношения, но и

демократическое, гражданское содержание самого права. Член Правового

государства и гражданского общества пользуется свободой, общественным

доверием и уважением, развитым правосознанием, что исключает мысль о

его исключительности, его особом, неподвластном правосознанием, что

исключает мысль о его исключительности, его особом, неподвластном

закону статусе, связанным с его положением в обществе, с привилегией

стоять выше закона.

Правовое государство и гражданское общество формируются

совместно, и процесс их создания занимает длительное историческое время.

Он совершается также вместе с развитием общества и требует

целенаправленных усилий. Ни Правовое государство, ни гражданское

общество не вводятся единовременным актом и не могут стать

результатом чистого законодательства. Весь этот процесс должен быть

органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

Рассмотрим подробнее понятие и основные признаки правового

государства.

3. Понятие и основные признаки правового государства.

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о

совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт

нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового

государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового

государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных

концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-

1804гг. ), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг. )

и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций,

Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на

смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое

Кант называл государством произвола), должно прийти0 правовое государство,

в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми,

неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в

условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском

государстве, ибо для правового государства характерно ограничение

государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепция правового государства у И. Канта сводятся к следующим

тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический

разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью,

если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в

целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями

категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так,

чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого

другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к

средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать

всеобщим законом"; правом, основанным на нравственном законе, должны быть

определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление

одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить

внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство

- это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или

"государство в идее, такое, каким оно должно быть" обязано сообразовываться

"с чистыми принципами права"; государство призвано гарантировать

правопорядок и строиться на началах суверенитета.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы

правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и

содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии -

это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной"

форме государства относится демократия, при которой верховная власть

принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок

подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ

деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к

закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний,

охрану семейного достояния. Теоретическая конструкция правового

государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв.,

включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,

верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и

государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования

в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено

законом", установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке

исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое

государство" привычно ассоциировалось с теми разделами университетского

курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с

аналогичным названием и провозглашалось "социалистическое правовое

государство". Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания

"социалистическое правовое государство". Прилагательное "социалистический"

указывает на господствующую форму собственности и на определенную

идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от

мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового

государства уже подразумевает антисоциалистичность, т. е. частную

собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается

попытка не только возродить идею правового госудуарства, но и претворить ее

в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.

Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства,

недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних

характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие

конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.