рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правотворчество

подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию

государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие

которых распространяется за пределы территории страны.

На всю территорию государства распространяются, например,

конституционные и обыкновенные законы. ("Конституция Российской Федерации и

федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской

Федерации" (ст. 4, ч. 2)).

Однако некоторые акты могут действовать и на строго определенной части

территории. Об этом оговаривается в самом нормативном акте.( В России

-законы, указы Президента или постановления Правительства,

касающиеся определенных районов или всего Крайнего Севера, регионов,

пострадавших от чернобыльской аварии).

Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы

территории государства. И наоборот, на территории данного государства могут

действовать в соответствии с заключенными соглашениями нормы, содержащиеся

в актах других государств.

В современных условиях, когда широко развиваются экономические,

политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами,

особую значимость, приобретает применение норм международного права к

внутригосударственным отношениям.

Например, Конституция Российской Федерации в связи с этим устанавливает,

что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также

международные договоры России являются составной частью ее правовой

системы. В случае если международным договором Российской Федерации

установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются

правила международного договора (ст. 15 К РФ).

?S???®?S ???????®??-???®?®?? ????® ?? ???©? ???

Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет

определение действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение

вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.

По общему правилу, нормативно-правовые акты издаются с целью

распространения их предписаний на граждан данного государства. Наделяя

своих граждан конституционными правами и свободами, равно как и возлагая на

них определенные обязанности, государство должно принимать меры к тому,

чтобы гарантировать соблюдение данных конституционных положений в отношении

граждан внутри страны, но и оказывать им защиту и покровительство за

пределами государства. Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. "О

гражданстве Российской Федерации" прямо предписывает всем государственным

органам России, дипломатическим представительствам и консульским

учреждениям содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена

возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными

законодательством государства их пребывания, международными договорами

Российской Федерации, международными обычаями.

Когда гражданин РФ имеет двойное гражданство, он пользуется не только

покровительством России, но и покровительством своего нового

государства. Двойное гражданство, а следовательно, двойное покровительство

допускается, согласно Конституции РФ(ч. 1 ст. 62), лишь в одном из двух

случаев, а именно: если такая возможность предусматривается федеральным

законом или же если это предусмотрено соответствующим международным

договором России. Конституция Российской Федерации акцентирует внимание на

то, что наличие у гражданина России иностранного гражданства не умаляет его

прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского

гражданства, если иное не предусмотрено в федеральном законе или

международном договоре (ч. 2 ст. 62)

Законодательство России, впрочем, как и законодательство других стран,

приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и

обязанностей к российским гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции

Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства

пользуются в России правами и несут обязанности "наравне с гражданами

Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или

международным договором Российской Федерации".

Что же касается правового положения иностранцев, то в России,

например, по Закону о правовом положении иностранных граждан последние не

пользуются рядом прав и свобод, которые, по существу, неотделимы от

гражданства. Они не могут избирать и быть избранными в государственные

органы, участвовать в референдуме, не могут быть назначены на определенные

государственные должности, например прокурора, судьи, нотариуса, и занимать

их. На них не возлагаются определенные конституционные обязанности, такие,

например, как обязанность нести военную службу, которая является долгом и

обязанностью лишь гражданина Российской Федерации (ст. 59, ч. 1,

Конституции).

Особое положение в России, равно как и в других странах, занимают

дипломаты, консульские работники и другие сотрудники зарубежных

госучреждений, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. В соответствии с

международным и национальным правом они не подлежат аресту и задержанию. На

них не распространяется уголовная, административная и в значительной части

гражданская юрисдикция государства пребывания. На официальные власти

страны пребывания возлагается обязанность не только самим не допускать по

отношению к этим лицам каких бы то ни было оскорбительных выпадов и

насилия, но и всячески ограждать их от подобных действий со стороны других

лиц.

3. ???™??S???? ?S?????

3.1 ??????S ???™??S???? ?S?????

Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у

законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных

знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и

формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической

теории и практике именуются законодательной техникой, представляющей собой

определенную систему требований при создании нормативно-правовых правил,

законов и подзаконных актов, их систематизации.

Законодательная техника традиционно рассматривается в контексте

правотворчества, как ее элемент. Это важнейшая составная часть (наряду с

правоприменительной техникой) юридической техники, представляющей собой

систему правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и

структуре проектов нормативных актов.

А юридическая техника - совокупность правил, средств и приемов

разработки, оформления и систематизации всех нормативных актов в контексте

источников права и правотворчества. Объектом юридической техники является

текст нормативного документа. Следовательно отличие юридической техники от

законодательной в том, что она представляет собой совокупность правил, а

законодательная - систему правил, упорядоченную структуру.

В субъективном смысле "техника" - юридическое искусство отделки правового

материала, в объективном - механизм права.

Нормативный акт - литературное произведение особого рода, имеющее свои

характернве черты и особенности, определяемые назначением права в

общественной жизни, - быть властным регулятором общественного отношения.

Правила законодательной техники разнообразны, но общая идея - создать

наилучшие условия и максимальные удобства для правильного толкования и

применения нормативного акта, достичь полноты, точности, доступности и

компактности правовых положений.

3.2 ??S™??®? ???™??S???? ?S?????

Законодательная техника включает в себя средства, способы и приемы:

a) выражения воли законодателя (языковые, логические и технико-юридические

приемы). Здесь речь идет прежде всего о терминах, конструкциях, символах,

неопровержимых презумпциях и фикциях;

b) формирования и выражения содержания законодательного материала в статьях

закона. Речь идет об абстрактном и казуистическом способе изложения норм,

о наиболее оптимальном соотношении нормы права и статьи закона и др.;

c) структурного построения норм права и нормативных правовых актов. С этой

точки зрения норма права, регулирующая поведение людей, обязательно

должна включать в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Крупные

законодательные акты включают преамбулу или иные вводные положения.

Кодексы, как правило, делятся на Общую и Особенную части; законы обычно

делятся на статьи, а те, в свою очередь, на части; акты Президента,

Правительства, федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов

Российской Федерации и органов местного самоуправления — на пункты;

d) процедуры принятия законопроектов (проектов нормативных правовых актов).

Имеются в виду стадии нормотворческой деятельности, процедурные приемы

голосования, первое, второе и третье чтение законопроекта и др.;

e) опубликования и вступления в силу: сроки, способы и место опубликования,

порядок вступления принятых нормативных правовых актов в силу, обратная

сила закона и др.;

f) систематизации законодательства. В строгом смысле слова — это уже не

законодательная техника, но приемы, средства и правила систематизации

весьма близко примыкают к правотворчеству и связаны с последующей

обработкой нормативного правового материала.

Юридическая терминология

Юридические термины (лат. -terminus - предел, граница) — это слова или

словосочетания, точно обозначающие определенное правовое понятие.

Терминология, которой пользуются юридическая наука и законодательство,

весьма неоднородна. Все юридические термины делятся на три группы.

1. Общеупотребительные термины— слова обычного литературного языка («жилое

помещение», «доля», «захват» и др.). Без них не могут существовать ни

юридическая наука, ни законодательство, поскольку без общеупотребительных

слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию

доступными для понимания.

2. Специальные юридические термины — это термины, отражающие особенности

государства и права как специфических социальных явлений и возникающие в

процессе юрисдикционной деятельности. Таковыми, например, являются:

«правоотношения», «подсудимый», «истец», «прокурор», «преюдиция» и др.

Надо при этом заметить, что очень многие специальные юридические термины

в современное право пришли из далеких прошлых правовых систем

(«алименты», «иск», «договор», «правоспособность» и др.).

3. Специальные неюридические термины — это термины, составляющие

принадлежность других (неюридических) наук и отраслей и используемые в

законодательстве и юридической науке («перевозка», «кибернетика»,

«эпизоотия» и др.). Для уяснения их смысла надо обращаться к тем отраслям

знаниий, принадлежностью которых они являются. Юридическая терминология

должна отвечать требованиям: точности в обозначении того или иного

понятия; единства (однозначности, когда термин имеет одно, а не несколько

значений); краткости, ясности и простоты.

Юридическая конструкция — специфическое построение нормативного

правового материала по тому или иному типу связи между его элементами.

Юридическая конструкция "подбирается" с учетом тех или иных

общественных отношений. Для гражданского права типичны такие юридические

конструкции, как «договор», «право собственности», «добросовестный

владелец» и др. Уголовное право, имеющее своим предметом преступление и

наказание, оперирует конструкциями состава преступления, невменяемости,

освобождения от уголовной ответственности и т.д.

«Прикладывая» юридические конструкции к тем или иным общественным

отношениям, люди упорядочивают свою жизнь, удовлетворяют разнообразные

интересы, нормализуют общественный порядок. Хорошо продуманные и эффективно

работающие юридические конструкции — необходимое условие стабильности

правовой системы.

Правовые символы — это закрепленные законодательством условные образы,

используемые для выражения определенного юридического содержания.

Символика — своеобразное средство формализации правового содержания в целях

придания ему четкости, определенности. Символам как разновидности

искусственных, замещающих знаков присущ ряд особенностей. Они нередко

представляют собой материальные, осязаемые предметы, хотя выражают

абстрактное содержание; символы должны быть понятны тем, кто ими

пользуется; символы, как правило, рассчитаны на чувственное, эмоциональное

восприятие.

Символику, однако, нельзя считать архаизмом и уделом древних правовых

систем. Используются юридические символы и в современных законодательных

системах.

В отечественном праве, например, законодательно закрепляется и тем

самым приобретает правовой характер ряд символов. Таковыми, например,

являются герб, флаг, гимн — как символы государства, вставание

присутствующих в суде судебного заседания при появлении состава суда как

символ уважения к нему и уважения к правосудию. То же самое назначение у

введенной новым законодательством судейской мантии, принимаемой Президентом

России присяги — как символа служения народу и т.д.

В Древнем Риме широко был известен символический обряд приобретения

собственности — «меди и весов». В присутствии пяти свидетелей —

совершеннолетних полноправных граждан и еще одного — шестого, державшего

весы, приобретатель касался рукой приобретенного имущества, одновременно

ударяя кусочком меди или одной монетой в другой руке о весы, а затем

немедленно вручал медь отчуждателю собственности (продавцу).

С развитием правовых систем, совершенствованием юридической формы

символические действия уступали место правовым понятиям, конструкциям,

терминологии.

Правовая презумпция — предположение (в сфере права либо только в связи

с правом) о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи

между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное

предшествующим опытом.

Существенным признаком презумпции является ее предположительный

характер. Презумпция — это обобщения не достоверные, а вероятные. Однако

степень их вероятности очень велика и основывается она на связи между

предметом и явлениями объективного мира и повторяемости повседневных

жизненных процессов.

Роль презумпции в праве велика, и было бы неправильным видеть в них

только средство юридической техники. Некоторые общеправовые презумпции

приобрели значимость правовых принципов: презумпция знания закона;

презумпция добропорядочности гражданина, презумпция невиновности

обвиняемого и др. К средствам законодательной техники можно отнести только

неопровержимые презумпции. Так, в соответствии со ст. 20 УК РФ уголовной

ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления

шестнадцатилетнего возраста, а за некоторые виды преступлений (тяжких и

особо тяжких и некоторые другие) — с четырнадцатилетнего возраста. В основе

этой нормы лежит презумпция непонимания общественной опасности своего

деяния лицом, не достигшим к моменту совершения преступления возраста, по

достижении которого возможна уголовная ответственность. Неопровержима эта

презумпция с точки зрения ее юридической значимости. Это означает, что если

даже в силу каких-то причин (раннего психического развития, например)

малолетний правонарушитель и сознавал общественную опасность своего деяния,

он все равно не будет привлечен к уголовной ответственности, поскольку

закон не устанавливает такой возможности. Презумпция в данном случае

опровергаться не будет, ее опровержение не имеет совершенно никакого

юридического значения и смысла.

Весьма оригинальным приемом законодательной техники являются фикции.

Правовая фикция — несуществующее положение, признанное законодательством

существующим, и ставшее в силу этого общеобязательным.

Фикции — это положения заведомо неистинные. Однако они широко используются

в различных отраслях знаний. Будучи закрепленной в законодательстве, фикция

становится правовой (юридической).

Фикции известны и отечественному праву. Так, ч. 3 ст. 45 ГК РФ

устанавливает: «Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается

день вступления в законную силу решения суда об объявлении его у мершим».

Является ли истинным положение о том, что днем смерти гражданина считается

день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим?

Нет, конечно, ибо оно не соответствует действительности. Более того, можно

с уверенностью сказать, что оно даже не вероятно. И если иногда день

вступления решения суда в законную силу может совпасть с днем

действительной смерти гражданина, то это будет совершенно случайное

совпадение.

Следовательно, в норме устанавливается положение, которое заведомо лишено

истинности, т.е. признается существующим то, чего на самом деле не

существует.

Фиктивным является и положение уголовного законодательства, в силу

которого судимость лица признается несуществующей, если она снята либо

погашена в установленном законом порядке, и др.

Фикции вносят четкость и определенность в регулирование общественных

отношений.

Признание гражданина безвестно отсутствующим, умершим, несудимым и

другие подобные обстоятельства — это юридические факты, с которыми связано

возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и юридических

обязанностей. И всякая неопределенность в их наличии или отсутствии

недопустима.

3.3 ???? ???®?

Язык - важнейшее средство передачи информации, общения, обмена

мыслями.

Право способно воздействовать на волю и сознание людей только с помощью

языка. Язык - средство передачи информации о содержании правовых

предписаний.

Язык по отношению к праву выполняет две взаимосвязанных функции -

отобразительную(выражает волю законодателя) и коммуникативную(доводит эту

волю до сведения участников общественных отношений.

Задача коммуникации - воздействие на волю и сознание людей, чтобы создать

побудительные мотивы вести себя правомерно, используя правомочия и исполняя

юридические обязанности.

Язык не влияет непосредственно на содержание закона. Но все же

совершенство, точность и ясность закона в определенной степени зависят от

языка, на котором он написан. Стиль, который употребляется для написания

закона, называют деловым или офицально-деловым.

Нормативный акт - письменное литературное произведение, к нему

предъявляются такие же требования, как и к любому другому произведению

книжно - письменной речи.

При изложении законодательной мысли в форме нормативного акта

используются языковые средства, выработанные специально для сферы

правотворчества.

Отличительным признаком языка законодательства является его

распространенность на различные сферы жизни общества

Особенности языка закона

1) Официальный характер, документальность.

Язык права - язык официального документа, в котором выражена воля общества,

которая носит государственно-властный характер и воплощается в

определенных, специально установленных формах, имеющих официальное

значение. Языковая форма является нормативной и формально закреплена.

2) Ясность и простота языка в законодательстве.

Ясность закона способствует укреплению законности, правильному и полному

выявлению содержащейся в нем информации.

3) Максимальная точность его выражения.

Требование точности предъявляется в одинаковой степени ко всем частям

законодательного текста. В нормативном акте нет мелочей, в его тексте не

должно быть фраз, более важных и менее важных. Размеры информации жесткие.

Предъявляются жесткие требования к терминологии (четкий смысл), к стилю

изложения (логическая последовательность). Не должно быть двойного

отрицания(напр., в ст. 6 "Рассмотрение жалобы" Закона СССР "О порядке

обжалования в суд неправомерных действий органов государственного

управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан"[3] используется

такая формулировка: "неявка в судебное заседание по неуважительным

причинам... не служит препятствием..."

4) Экономичность.

Лишними являются многочисленные определительные конструкции(слова

"соответствующие", указанные", "вышеназванные"), они не несут в себе

информации.

5) Связность и последовательность изложения.

Недопустимы разрывы мыслей, перескакивания.

6) Нейтральность.

Не допускается использование слов в переносном значении, риторических

фигур. Непреложное качество - беспристрастность( необходимы строгие,

эмоционально безразличные слова).

Употребляются слова Не употребляются слова

государство держава

построить соорудить

смерть кончина

надежды чаяния

молодой юный

больница лечебница

высота высь

Опасны также словесные трафареты (проходить красной нитью, играть роль,

подготовить почву, лежать вне рамок).

7) Безличный, неиндивидуальных характер.

Не должно быть авторского отношения. В лексическом отношении это

проявляется как отказ от употреблений личных местоимений, но возможно

использование таких слов, как "обязать", "поручить", "возложить",

"обеспечить".

8) Формализация.

Для выражения одной и той же мысли используется один и тот же ряд слов или

приемов, применяемых в определенной последовательности.

Иногда возможно и графическое выделение, которое указывает на то, что

после них идут важные части(напр., Устав ООН:

МЫ, НАРОДЫ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, ПРЕИСПОЛНЕНЫ РЕШИМОСТИ

. . . .

И В ЭТИХ ЦЕЛЯХ

. . . .

РЕШИЛИ ОБЪЕДИНИТЬ НАШИ УСИЛИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ.)

Нужно использовать и нумерацию частей, статей, пунктов.

4. ????S????????? ???????®??-???®?®?? ????®

4.1 ??????S ????S?????????

Система действующих нормативно-правовых актов в Российской Федерации

является весьма сложной как вследствие значительного числа органов,

принимающих такие акты, так и множественности актов, принимаемых каждым

правотворческим органом. Кроме того, система нормативно-правовых актов

подвержена быстрым изменениям. Вновь принятый закон, указ Президента и иной

источник права обычно вносит существенные коррективы в действующие акты.

Одни из них дополняются новыми предписаниями, другие изменяются, а третьи

признаются утратившими силу полностью или частично.

Чтобы во всей массе действующих и изменяющихся источников российского

права оперативно находить нужные нормы, государственные органы, должностные

лица предприятия, организации, да и граждане, имеющие дело с нормативными

актами, вынуждены постоянно проводить работу по приведению нормативных

актов в единую, более или менее, упорядоченную систему. Подобного рода

деятельность и охватывается понятием систематизации нормативно-правовых

актов.

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по

упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в определенную

систему.

4.2 ??™? ????S?????????

Своеобразие видов систематизации нормативно-правовых актов

обусловливается особенностями предмета правового регулирования, их местом в

системе юридических актов России, а также объемом нормативно-правового

материала, который подвергается упорядочению.

В юридической литературе традиционно различают три вида

систематизации - инкорпорацию, кодификацию и консолидацию.

Инкорпорация есть упорядочение нормативных актов без переработки

содержания норм права, т.е. систематизация вне пределов правотворческого

процесса.

Инкорпорация - такой процесс объединения правового материала, при

котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в

определенном порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется,

изменяется лишь форма изложения.

Главное назначение инкорпорации - упорядочение нормативных актов: в

первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и

пункты, утратившие силу, а также содержащие явные противоречия.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация - упорядоченное объединение нормативных

актов путем издания компетентными органами сборников (собраний) действующих

нормативных актов. Она является способом (формой) официального

опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже

действующих нормативных актов, а сборники служат официальными источниками

достоверной правовой информации.

В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены ее

разновидности по другим основаниям. Широко распространена хронологическая

инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени их

издания. Это - Ведомости Верх. Совета и Собрание постановлений

Правительства. К хронологической инкорпорации относятся и хронологические

собрания, действующего законодательства в субъектах Федерации.

Официальной формой хронологической систематизации нормативных актов

некоторых министерств являются издаваемые ими Бюллетени нормативных актов.

Известна также тематическая официальная инкорпорация. Она дает

возможность более или менее полно объединить акты, посвященные одной

теме, сфере государственной деятельности или отрасли права, что

способствует выявлению возможных пробелов и расхождений в правовом

регулировании и облегчает отыскание и использование нормативных актов в

юридической практике. Например, Свод законов является вершиной предметной

(тематической) инкорпорации и представляет собой собранные воедино и

расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные нормативные

акты.

Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями,

органами и лицами и носит справочно-информационный характер, на них нельзя

ссылаться, их нельзя расценивать как источник законодательства. Материал

для обработки выбирается инкорпоратором по своему усмотрению. Например,

сборники новых законодательных актов РФ, выпущенные отдельными

министерствами, комитетами или ведомствами.

Под кодификацией понимается такое упорядочение правовых норм, которое

сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и принятием

других норм права, т.е. это - систематизация в процессе правотворчества.

Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой

самостоятельную, причем основную форму совершенствования

законодательства.

Главное назначение кодификации заключается в ее правотворческой

функции;

функцию систематизации правовых норм она выполняет в ходе

правотворчества лишь попутно.

Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе

законодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее

действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного

законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются устаревшие

юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в

законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами.

Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго

определенными государственными правительственными органами. Наиболее

интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития

общества, с существенными изменениями общественных отношений, требующих

иной, принципиально новой юридической оценки.

В литературе различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.

Всеобщая кодификация предполагает образование сводных кодифицированных

актов по основным отраслям законодательства.

Отраслевая - объединение нормативного материала какой-то определенной

отрасли, подотрасли законодательства (Гражданский кодекс РФ, Уголовный

кодекс РФ)

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового

института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной

кодекс РФ)

Результатом кодификации могут быть следующие виды актов - формы

кодификации.

1) Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид

кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него

начинался процесс правового регулирования общественных отношений в той или

иной сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.

Сохраняют свое значение Основы как вид кодифицированного акта и в

Российской Федерации. Федеративный договор 1992 г. устанавливает, что по

вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов РФ и

органов государственной власти республик в составе РФ, федеральные

власти издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы

власти республик в составе РФ осуществляют собственное правовое

регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.

2) Кодекс (лат. codex- собрание законов) - кодифицированный

законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы

права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений.

Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголовный,

Жилищный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и др.

Кроме отраслевых, отечественному законодательству известны

комплексные, межотраслевые кодексы, т.е. содержащие нормы различных

отраслей права. На территории Российской Федерации продолжают действовать

бывшие союзные кодексы: Воздушный, Торгового мореплавания и др.

3) Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регулируют

деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или

иной сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочисленные уставы

о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный

устав вооруженных сил и др.).

4) Положение - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок

образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной

системы (или подсистемы) государственных органов.

Положение, пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицированного

акта. Оно утверждается определенными правотворческими органами или

должностными лицами. Например, "Положение о военно-техническом

сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" утверждено

Указом Президента 12 мая 1992 г., "Положение о государственной

автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации"

утверждено постановлением Правительства 28 мая 1992 г. и др.

Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее изданные

нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся

(объединяются) в единый акт.

Её цель - устранение множественности нормативных актов, их уникация и

создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве

важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и

кодификацией. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как

правило, входят отдельные статьи, главы, параграфы, расположенные в

опредленной последовательности по одному профилю. Например, по вопросам

налоговой, пенсионной, приватизационной политики государства.

Избавляя от раздробленности, консолидация способствует объединению

общих положений текущего правотворчества в родственные группы. Особую

актуальность эта систематизация приобрела в сфере ведомственного

правотворчества.

Ранее действовавшие нормативно-правовые акты прекращают в этой

связи свое существование. Значительную роль она будет играть и при

систематизации общероссийских нормативно-правовых актов.

Таким образом, систематизация нормативно-правовых актов является

логическим завершением правотворчества и позволяет создать стройную,

работающую систему законодательства.

5. ??????S??S

Сегодня Россия несет на своих плечах тяжелое бремя реформирования. С

чем это связано, почему так происходит и что ждет нас впереди - вопросы,

которые требуют глубокого анализа. Рассматривая данную тему в современных

условиях, необходимо учесть историческое развития идеи формирования

правового государства в России и попытки ее практического осуществления.

Менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но

неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных

процессов в обществе в рамках правовых норм. Стабильность общества

-гарантия его процветания, соответственно, обеспечение этой стабильности

-основная цель государства.

В настоящее время, когда политические и экономические реформы,

проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда

становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки

первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта,

учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими

нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже

существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону,

экономические основы его существования и реального применения.

Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных

общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит

через институты общества и государства, реализуется законодательной,

исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс

создания правовых норм не может быть произвольным,

субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и

нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать.

6. ?????? ????????S??? ???S??????

??????™??S????®?

1. Конституция РФ 1993 г.

2. Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу

федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат

Федерального Собрания"// Собрание законодательства РФ. 1994. №8

3. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и

вступления в силу указов и распоряжений президента РФ, постановлений и

распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных

органов исполнительной власти"//Собрание законодательства РФ. 1996 №8

4. Гражданский кодекс. 1994.

5. Уголовный кодекс.1996.

6. Собрание законодательства РФ. 1995. №42

7. Российская газета. 1992. 25 сентября.

8. Ведомости Съезда народных депутатов СССр и Верховного Совета СССР. 1989.

№22

??S???????? ???S??????

1. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник.-М.:Юристъ,1999

2. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование.-

М.: ИГП РАН, 1993

3. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: учебно-

методическое пособие.-М.: НОРМА, 2000

4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций.-

М.:Юристъ, 1997

5. Пиголкин А. С. Проблемы правотворчества субъектов РФ.-М.: НОРМА, 1998

6. Пиголкин А.С. Язык закона.-М.: Юридическая литература, 1990

7. Тихомиров Ю.А. Законодательная техника.-М.:Городец, 2000

8. "Vivat Academia":газета, выпуск №3, апрель 2001

-----------------------

[1] Российская газета. 1997. 25 сент. Изменения и дополнения внесены

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. (Российская газета. 1999. 6 апр.)

[2] СЗ РФ. 1995. №42. Ст. 3921.

[3] Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР 1989

№22 ст. 416

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.