рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правотворчество

Федерации по вопросам, находящимся за пределами ведения РФ.

2. ???????®???S??®?

2.1 ??????S ???????®???S??®?

Законодательство охватывает большинство сфер человеческой

жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на

общественные отношения, непосредственно сопровождая людей в их общении друг

с другом. Столь значительная роль законодательства в жизни личности и

общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно

создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества.

Успешная деятельность по созданию правовых нормативных актов зависит

прежде всего от правовой культуры законодателя, его подлинно творческого

отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и приемами

законодательной техники. Законодатель, следовательно, должен обладать

всесторонними и глубокими знаниями, постоянно пополнять их в повседневном

общении с народом, обогащаться его мудростью.

Динамизм экономических, политических и социально культурных

потребностей современного общества выдвигает ряд проблем, встающих перед

законотворчеством, а именно необходимостью:

- исследования различных социальных факторов, обусловливающих потребность в

нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений;

- выявления и тщательного учета при формировании законов многообразных

интересов социальных и национальных образований,

общественных групп и общества в целом, их особенностей, обычаев, традиций;

- использования в процессе создания закона соответствующих достижений

науки, техники и культуры;

- постановки в возможных случаях специальных экспериментов для определения

оптимального варианта правового регулирования соответствующих групп

общественных отношений и выработки наиболее эффективной формы правового

воздействия на эти отношения,

- определения связи, соответствия и взаимодействия проектируемого закона с

данной правовой системой в целом и прежде всего с Конституцией;

- совершенствования организационных форм, процедуры создания закона и т.д.

Лишь после того, как осознаны потребности и цели правового

регулирования тех или иных отношений, законодатель принимает решение о

переходе от познания к деятельности. Наступает период создания самого

закона, разделенный, в свою очередь, на ряд стадий, регулируемых обычно

законом и регламентом, установленными процедурами.

Итогом законотворчества, его продуктом, выступает результат - закон.

Но этот итог - лишь промежуточный, первичный результат, вслед за которым

наступает действие самого закона, заключающееся в практическом

регулировании соответствующих общественных отношений.

Изучение действия закона позволяет определить его эффективность,

целесообразность, научную обоснованность и т. д., что в свою очередь,

воздействует в порядке обратной связи на законотворческий процесс,

позволяет уточнить, откорректировать, дополнить существующее

законодательство, повысить его уровень, обогатить его практическим опытом.

2.2 ???™?? ???????®???S???©? ????S???

Законы "появляются на свет" и включаются в действующее

законодательство в результате сложной законотворческой деятельности.

В теории правотворчества признано, что процесс создания права не носит

одномоментного характера, а "растянут" во времени. В связи с этим выделяют,

как правило, два этапа законотворческого процесса.

1. Предпроектный этап. Он заключается в том, что в обществе выявляется

потребность в урегулировании нормами права общественной проблемы. Выявление

такой потребности происходит спонтанно, имеют значение лишь степень остроты

проблемы, ее общая значимость и актуальность. О том, что потребность в

правовом регулировании назрела, можно говорить, когда закон

представляется наиболее эффективным средством, преимущественной

формой регулирования по сравнению с другими социальными средствами

воздействия (экономическими, моральными и пр.).

2. Проектный этап, т.е. принятие законодательным органом проекта, в

результате которого он становится законом - документом, имеющим высшую

юридическую силу. Это главное звено в законотворчестве. Особый характер

имеет законотворчество при проведении всенародных референдумов; здесь закон

принимается непосредственно народом.

Законность принимаемых нормативных актов определяется в соответствии с

правотворческой компетенцией, т.е. кругом правомочий на принятие

юридических нормативных актов, предусмотренных Конституцией и другими

законами. Правомочия на издание нормативных актов, в том числе и на издание

законов, могут быть переданы другому органу в порядке делегирования, т.е.

передачи прав на принятие нормативных актов органу, который в соответствии

со своей собственной компетенцией таких прав не имеет (подзаконное

правотворчество). Например, до 1 декабря 1992 года Президенту РФ были

делегированы права на принятие законодательных актов по вопросам

экономической реформы.

Основными правотворческими действиями при принятии законов (их

называют также стадиями законотворческого процесса) являются:

1) законодательная инициатива

2) обсуждение законопроекта

3) принятие закона

1) обнародование закона

Законодательная инициатива -право компетентных органов, общественных

организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об

издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого

влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом; в соответствии с

Конституцией РФ право законодательной инициативы принадлежит:

• Президенту Российской Федерации,

• Совету Федерации,

• членам Совета Федерации,

• депутатам Государственной Думы,

• Правительству Российской Федерации,

• законодательным (представительным) органам субъектов Федерации.

Это право принадлежит также:

• Конституционному Суду Российской Федерации,

• Верховному Суду Российской Федерации и

• Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения

(ст. 107 К РФ).

Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их

уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых

обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы,

покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при

наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы.

Оно происходит, как правило, в трех чтениях. Обычно заслушивается доклад,

содоклад об обсуждаемом законопроекте, проводятся прения, высказываются

предложения и замечания. В рассмотрении законопроекта, как правило,

участвуют комитеты палаты, они могут работать над ними между чтениями. На

этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения

ненужных положений. При необходимости по особо важным, касающимся всего

населения законопроектам может быть и всенародное обсуждение.

Непосредственное рассмотрение текста проводится постатейно, по разделам,

или в целом. При этом каждая предложенная поправка голосуется отдельно.

В зависимости от степени готовности законопроекта он может быть либо

принят, либо отклонен, либо направлен на доработку и повторное

рассмотрение.

Принятие закона. Принятие федерального закона осуществляется на

заседании Государственной Думы. Закон считается принятым, если за его

принятие проголосовало более половины от общего числа этой палаты, и в

течение пяти дней он передается на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105

Конституции РФ). Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации,

если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой

палаты или если он в течение четырнадцати дней не был рассмотрен Советом

Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут

создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий,

после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению

Государственной Думой.

При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации

федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за

него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов

Государственной Думы.

Некоторые законы, принятые Государственной Думой, подлежат

обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К их числу статья 106

Конституции РФ относит законы, связанные с вопросами федерального бюджета;

федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного права;

таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации

международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты

Государственной границы Российской Федерации; войны и мира. Закон считается

одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа

членов этой палаты или если он в течение четырнадцати дней не был

рассмотрен Советом Федерации вообще.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту

Российской Федерации для подписания и обнародования. На эту процедуру ему

отводится четырнадцать дней (ст. 107 Конституции РФ). Вместе с тем если

Президент в течение указанного срока с момента поступления федерального

закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в

установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон.

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в

ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа

членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит

подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Принятие федеральных конституционных законов регламентировано статьей

108 Основного Закона РФ. Согласно этой норме, федеральный конституционный

закон принимается по вопросам, предусмотренным Конституцией, и считается

принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от

общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от

общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный

конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию

Президентом и обнародованию.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут

вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство

РФ, представительные органы субъектов Российской Федерации, а также группа

численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации и Государственной

Думы (ст. 134 Конституции РФ).

Однако положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть

пересмотрены

Федеральным Собранием. Если же такое предложение будет поддержано тремя

пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов

Государственной Думы, то в данном случае созывается Конституционное

Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо

разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным

Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на

всенародное голосование. Конституция РФ в таком случае считается принятой,

если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в

голосовании, при условии, что в нем участвовало более половины избирателей

(ст. 135 Конституции Российской Федерации).

2.3 ????™?? ????????®???? ? ®?????S??? ® ???? ???????®??

???®?®?? ????®

Согласно статье 2 Федерального закона «О порядке опубликования и

вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,

актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г., датой принятия

конституционного федерального закона считается день, когда он одобрен

палатами Федерального Собрания, а датой принятия текущих федеральных

законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной

редакции.

Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение

семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней

после их принятия.

Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу

одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти

дней после их официального опубликования, если самими законами или актами

палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Источниками официального опубликования федеральных законов и актов

палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в

«Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

"Собрание законодательства РФ" состоит из пяти разделов:

-в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы,

федеральные законы;

-во втором -акты палат Федерального Собрания;

-в третьем -указы и распоряжения Президента РФ

-в пятом разделе -решения Конституционного Суда РФ о толковании

Конституции РФ и о соответствии ей актов Президента, высших

представительных и исполнительных органов РФ

2.4 ?S???®?S ???????®??-???®?®?? ????® ®? ®?S?S??, ® ??????????®S, ??

???©? ???.

?S???®?S ???????®??-???®?®?? ????® ®? ®?S?S??

Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта,

начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты

им юридической силы. Что считается "моментом вступления" нормативное

правового акта в силу? Как определяется и с чем ассоциируется этот момент?

В государственно-правовой теории и практике разных стран нет единого ответа

на эти вопросы.

В одних случаях вступление нормативно-правового акта в силу

связывается с датой его принятия или утверждения.

В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу

соотносится с датой его опубликования (обнародования). В Италии, например,

законы и регламенты каждой из палат Парламента вступают в силу на 15-й день

после их опубликования, если в них не предусмотрено иное. Что же касается

большинства других нормативных актов, то они вступают в силу с момента их

опубликования.

В Российской Федерации, порядок вступления нормативно-правовых актов в

силу регулируется Федеральным законом о порядке опубликования и вступления

в силу законов РФ (принят ГД РФ 25 мая 1994г.) В соответствии с ним, в

течение 7 дней с момента принятия закона он должен быть опубликован в

"Российской Газете" и "Собрании Законодательства Российской

Федерации".

23 мая 1996 года был подписан Указ Президента РФ «О порядке

опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и

нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти». В

соответствии с ним эти акты должны быть опубликованы в "Российской Газете"

и "СЗРФ" в течение 10 дней с момента принятия.

Федеральные законы вступают в действие на всей территории РФ в течение

10 дней, а указы Президента РФ - в течение 7 дней, таким образом и в том и

в другом случае, между принятием акта и вступлением его в силу проходит 17

дней.

В третьих случаях в специально изданных актах (постановлениях

Правительства, распоряжениях Президента и т.д.) указываются сроки

вступления в силу таких, скажем, правовых документов, как Основы

законодательства Российской Федерации о нотариате (введены в

действие постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г.),

Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (утверждено

постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1993 г.), Таможенный кодекс

Российской Федерации (введен в действие постановлением Верховного Совета РФ

от 18 июня 1993 г.).

Для сложных и важных нормативно-правовых актов срок вступления в силу

должен быть более длительным, чем для всех других нормативно-правовых

актов. Это обусловлено тем, что для ознакомления и изучения, а в ряде

случаев и для принятия предварительных, подготовительных мер, связанных с

реализацией содержащихся в них правовых положений, требуется гораздо больше

времени и усилий, чем это необходимо в отношении менее важных и сложных

нормативно-правовых актов.

Немалое значение имеют не только сроки, но и способы "вступления в

силу", или "введения в действие", нормативно-правовых актов. В подавляющем

большинстве случаев в настоящее время нормативно-правовые акты начинают

действовать одновременно на всей территории (страны, субъекта Федерации,

округа и т.п.), на которую они рассчитаны. Но не исключается возможность в

случае необходимости и постепенного введения их в действие.

Во Франции, например, длительное время действовал специальный декрет (от 5

ноября 1870 г.), в соответствии с которым каждый вновь изданный закон

вступал в силу не одновременно на всей территории страны, а постепенно, по

округам.

Однако при установлении "слишком краткого срока" может возникнуть

опасение, что нормативный акт вступит в силу раньше, чем с ним будет

ознакомлено население. В то же время при слишком длительном сроке введения

в действие закона могут появиться негативные последствия такого положения.

Нормативно-правовой акт действует вечно, если иное не предусмотрено

законом. Согласно сложившейся практике, утрата им юридической силы

происходит в результате следующих обстоятельств:

-в результате истечения срока действия нормативно-правового акта, который

заранее указывается в самом акте;

-в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим

актом, изданным компетентным государственным органом;

-в результате замены действующего нормативного акта другим актом,

устанавливающим в данной области новые правила поведения;

В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во

времени необходимо рассмотреть такое понятие, как обратная сила закона. Под

обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те

случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления

его в силу.

По общему правилу, законы и другие нормативные акты обратной силы не

имеют. На практике это означает, что в случае возникновения, скажем,

имущественного спора или совершения правонарушения применяется тот закон,

который действовал во время возникновения спора или совершения

противоправного деяния. Презумпция непризнания обратной силы закона

действует не только в России, но и в других странах. Исключением являются

только те случаи применения уголовного закона, которые предусматривают

смягчение ответственности за определенные деяния или же вообще ее

устранение. В некоторых случаях обратная сила закона признается в

гражданском и семейном праве. Однако об этом должно быть прямое указание в

законе.

?S???®?S ???????®??-???®?®?? ????® ® ??????????®S

Кроме ограничения действия нормативно-правового акта во времени

существуют общепризнанные границы его действия в пространстве, на

определенной территории. В соответствии с принципами государственного

суверенитета и территориального верховенства нормативно-правовые акты,

издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют

лишь на его территории. В пределах территории данного государства они

выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие

беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами,

действующими на той же государственной территории.

При этом под государственной территорией понимается часть земного

шара, включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под

суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет

свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих

посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других

объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или

космосе.

По территориальному критерию все нормативно-правовые акты

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.