рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Нормативно правовые акты

Но следует учитывать, что понятие «юридическая сила» иногда

используется в ином смысле - как юридическое значение документа, как

определение новых видов документов. Говорится, например, о юридической силе

документов на машинных носителях (магнитных лентах, дисках) наряду с

юридической силой обычных, письменных документов. Это иное, весьма условное

употребление понятия «юридическая сила».

В этой связи устанавливаются и правила обработки, хранения документов

на ЭВМ. И тогда отсутствие определенных реквизитов, формата, позволяющих

обрабатывать для целей учета, использования документ, делают его юридически

ничтожным, лишают «юридической силы», т. е. юридического значения.

Еще один немаловажный вопрос связанный с определением нормативно

правового акта. Почему нормативно-правовой, а не просто нормативный акт?

Здесь существует весьма тонкое различие, которое и выделяет теория

права.

Дело в том, что наряду с нормами права (социальными правилами

поведения), которые воплощает, содержит нормативно-правовой акт, существуют

и нормы, не имеющие правового характера и значения, однако они также

воплощены, закреплены в письменной и иной документальной форме. Например, в

инструкциях, в которых определяются правила обращения с электротехникой, с

бытовыми приборами (утюгом, электроплитой и т. д.). Эти акты также являются

нормативными, но не правовыми, они содержат технические, но не правовые

нормы. Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты. В

них, с одной стороны, содержатся определенные технические требования к

качеству продукции, с другой - устанавливается, что нарушение этих

требований строго запрещается, влечет ответственность по закону.

Иногда в юридической литературе, вместо словосочетания «нормативно-

правовой акт» употребляется все же понятие нормативный акт, хотя, оно имеет

в точном смысле иное содержание.

Следует также отметить, что нельзя нормативно-правовой акт обозначать

просто как правовой акт. И здесь существует тонкое различие, исключительно

важное для юридической практики. Это различие становится понятным из такого

примера. Правовым будет являться акт, содержащий как правовые нормы

(правила поведения), так, например, и указание о применении мер

ответственности к конкретному адресату этих правил, если он их нарушил.

Например, приказ руководителя учреждения о наложении дисциплинарного

взыскания на нарушителя установленных в этом учреждении правил внутреннего

трудового распорядка (за опоздание на работу, прогул, другие нарушения

трудовой дисциплины) является правовым актом, так как имеет правовое

значение - Этот приказ является правовым, но не содержащим нормы права,

актом. Этот второй вид правового акта обозначается как правоприменительный,

а не как право содержащий. Он также правовой, но не нормативно-правовой

акт.

Поскольку сохраняется практическая потребность учитывать реальное

различие между право, содержащими и право применяющими, право, реализующими

актами, постольку для рассматриваемого источника права сохраняется

необходимость его обозначения как нормативно-правового акта.

Понятие нормативно-правовой акт как - источник права охватывает все

великое многообразие правовых норм, регулирующих многообразные и

бесчисленные - социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось

немало потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты, найти

четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и,

главное, практического употребления.

Итак Нормативно правовой акт - властное предписание государственных

органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он

является основным источником права в РФ и европейских государствах.

Нормативно правовые акты образуют стройную систему, основанную на их

юридической силе.

Можно определить наиболее важные критерии, по которым непосредственно

или по их сочетанию выделяются виды нормативно-правовых актов. Это

следующие критерии: содержание нормативно-правового акта, процедура его

принятия, орган, принимающий акт, круг лиц, на которых распространяется его

действие, пространство и время, которые охватываются действием акта, утрата

юридического значения, внутренняя структура, организационные этапы и ряд

других критериев.

По содержанию, органу и процедуре принятия выделяется, прежде всего, такой

вид нормативно-правового акта, как закон.

2 Понятие и виды законов РФ

Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением

правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией

законодательным органом власти (парламентом, конгрессом, верховным советом,

собранием и т. д.). Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе

специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения

по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По

содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные

отношения.

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в

научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как

синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке

предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В

материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном -

как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным

органом.

Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое

произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во

всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это

фиксируется в формуле «судьи независимы и подчиняются только закону».

В данном контексте понятие закон употребляется в широком смысле, как

синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в судебную

деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме того, этой

формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности.

Однако в п.1 статьи 120 Конституции РФ эту формулу слегка подправили,

подчеркивая значение Конституции. Она гласит так: «судьи независимы и

подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».

Иными словами, понятие «закон» здесь употребляется в узком смысле, как акт,

принятый федеральным законодательным органом. Но тогда возникает вопрос - а

почему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации,

иным источникам права? Смешение двух значений понятия «закон» привело к

серьезной принципиальной ошибке в важнейшем виде закона - в Конституции

Российской Федерации.

Закону посвящались, и посвящаются многие научные труды, известны

классические и метафорические определения закона как в узком, так и широком

смысле, даже пословицы.

Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима: Папиниан -

закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание

преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех

граждан) обещание государства; Цельс - права не устанавливаются, исходя из

того, что может произойти в единичном случае; Гай - все народы, которые

управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим

собственным правом, частью правом, общим для всех людей. Наиболее красочное

определение закона в древности дал Хризипп: закон есть царь всех божеств и

человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и

руководителем существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и

несправедливого, - которое приказывает делать то, что должно быть, делаемо,

и запрещать делать то, что не должно быть делаемо.

Такая оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение:

пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир. И также - «закон

строг, но он закон». Так исходя из этого я попытаюсь дать определение что

же такое закон . На мой взгляд Закон - это нормативный юридический акт

высшего государственного (представительного) органа или непосредственно

народа, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные

(изначальные) правовые нормы страны. Закон как любой нормативно правовой

акт обладает некими признаками:

Во-первых, закон - юридический акт, притом акт-документ, в котором

фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему

юридических норм, по их отмене или изменению; закон - всегда письменный

документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их

изменения, закон - источник права;

во-вторых, закон - акт строго определенных, высших органов власти в

государстве, как правило, представительного высшего органа страны - в

России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов

Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке

референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного

суверенитета;

в-третьих, закон - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой,

т.е. акт самого высокого юридического "ранга"; ему, в принципе, "все под

силу", все иные акты "ниже" закона, находятся "под" законом, должны

соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

в-четвертых, закон - нормативный акт, содержащий первичные, изначальные

юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было,

притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим

принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона

юридическое регулирование по данным вопросам "начинается".

Рассматривая закон как нормативный юридический акт - источник права,

необходимо отличать его от иных правовых актов:

во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих индивидуальные

предписания по конкретным, "разовым" вопросам, например, назначение на

должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания

иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации,

управленческим вопросам);

во-вторых, от интерпритирующих актов, актов толкования, т.е. актов, в

которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются

новые нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования,

например, "постановление", "разъяснение").

Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди

всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой

законности, крепкого правопорядка.

«Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране.»

Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках

нормативных актов под термином "законодательство" понимаются не только

законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые

нормы (например, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления

Правительства).

В настоящее время нормативные указы Президента, (а также постановления

Правительства), принятые по вопросам, относящимся к законодательной

области, имеют соответствующую, близкую к закону, юридическую силу до

принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. В части первой ГК

РФ прямо записано: "В случае противоречия указа Президента Российской

Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации настоящему

Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий

закон" (п. 5 ст. 3).

Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов

Законы подразделяются на:

а) конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные.

К числу конституционных законов относятся прежде всего, законы,

вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы,

необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией.

В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных

законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской

Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст.

128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской

Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов

установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их

прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный

закон не может быть наложено вето Президента (ст.108 Конституции РФ).

Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные

различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни

общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами

должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и

обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное

проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал,

которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача

особого органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобы

обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех

законов, иных нормативных - юридических актов и тем самым осуществление во

всех актах конституционных начал. законов

Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и

текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала)

законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный

закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения

регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни.

Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на

основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие

определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к

какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский

процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы

федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона "О

языках народов РСФСР" в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих

в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы

действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения

закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует

федеральный закон.

Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны -

это основной, "заглавный" закон, определяющий правовую основу государства,

принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и

свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему

правосудия и

др.

В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая

на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме

краткой преамбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека, и гражданина..

3. Федеративное устройство.

4. Президент Российской Федерации.

5. Федеральное Собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатся

заключительные и переходные положения.

Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление,

учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные акты

императорской власти.

Появление конституций как основных законов государства связано с приходом

к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако

исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует

конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого

акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации

государства, общественного устройства, так и права, и свободы граждан.

Современная Великобритания - страна, имеющая неписаную конституцию, которую

составляют многочисленные акты, принятые в период ХШ-ХХ вв. Все они не

связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Первой писаной конституцией (т. е. представляющей единый основной закон с

внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и

действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были

Конституции Франции и Польши 1791 г.

1. Как Основной Закон государства и общества Конституция, в отличие от

других законодательных актов, имеет учредительный, основополагающий

характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее

важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества,

всех граждан. Конституция закрепляет основы общественно-экономического

строя государства, его национально-территориальное устройство, основные

права, свободы и обязанности человека, и гражданина, организацию и систему

государственной власти

и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому

конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных

органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и

граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым

нормам.

2. Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права,

содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу

для текущего законодательства, определяет его характер.

Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев

Конституция содержит указания о необходимости принятия того или иного

закона (например, статья 70 Конституции РФ закрепляет, что статус столицы

нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая

база законодательства Конституция суть центр всего правового пространства.

Она способствует согласованности всего правового развития и систематизации

права.

3. Конституция обладает высшей юридической силой. Верховенство

Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные

акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней.

Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для

всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

4. Конституция как Основной Закон характеризуется стабильностью. Это

определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного

строя.

Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечивается особым

порядком ее принятия и изменения.

Согласно статье 135 Конституции РФ положения главы 1 (Основы

конституционного строя), главы 2 (Права и свободы человека и гражданина) и

главы 9 (Конституционные поправки и пересмотр Конституции) не могут быть

пересмотрены парламентом России - Федеральным Собранием. Если же поступит

предложение о пересмотре положений этих глав Конституции и оно будет

поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и

депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным

конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.