рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Нормативно правовые акты

Нормативно правовые акты

План

1 Введение

2 Понятие нормативно правовых актов

3 Понятие и виды Законов РФ

4 Подзаконные юридические нормативные акты

5 Порядок вступления законов и подзаконных актов в силу

Введение

На мой взгляд вопрос «Нормативно правовые акты в РФ» является самым

интересным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решил пойти

по пути рассмотрения данного вопроса и взять его в качестве

основополагающего в теме моей курсовой работы.

Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества.

Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические,

трудовые, семейные и иные правоотношения.

Выявление круга источников в различных правовых системах имеет

важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В

частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового

регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы

различных правовых актов и т.д.

Настает черед и теме о форме права, т. е. о том, как, в каком реальном,

практически воспринимаемом обличье мы можем право наблюдать, изучать,

применять, использовать. В частности, от формы права зависят такие факторы,

как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность,

степень юридической силы различных правовых актов и т.д.

Где действительно находятся со всеми присущими характеристиками, и

прежде всего формальной определенностью, те правила поведения, которые

составляют содержание права? Как это складывалось исторически и как могучая

логика теории права выделила из всего многообразия и многотысячелетнего

развития права различные виды формальной определенности права, и закрепила

в понятном аппарате юридического сознания? Именно эти вопросы и составляют

сердцевину вопроса о форме права.

Процесс появления первичных юридических письменных источников

(отдельных законов, кодексов, иных актов), имевших своим назначением

регулирование складывающихся новых общественных отношений возникает очень

давно. Тогда же подчеркивалась объективная нужда раннеклассовых государств

в новых формах системы социального регулирования. Упорядочить, закрепить

социальные отношения во вновь возникающих государственно организованных

обществах можно было только с помощью четких, формально установленных,

признанных правил поведения, охватывающих не единичные, а типичные,

многократно повторяющиеся явления и процессы в трудовой, бытовой, иной

социально-экономической сфере обществ. Была раскрыта и специфика этих

правил, их отличие от социальных норм первобытного общества, в том числе

обеспечение их обязательности, возможностью государственного принуждения.

Необходимо обратить внимание, что в теории права категория «формальная

определенность» употребляется в двух смыслах и характеризует право двояко.

Во-первых, эта категория употребляется как четкая характеристика правила

поведения, меру свободы. Во-вторых, как формальное выражение, закрепление

различных правил поведения в актах государственных органов, решениях судов,

международных договорах и иных формах.

И именно в этом втором смысле категория «формальная определенность»

приводит к формулированию понятия форма права.

Таким образом, под - формой права понимается объективированное

закрепление и проявление содержания права в определенных актах

государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных

источниках.

Но прежде чем рассмотреть эти акты, решения, договоры и иные источники

права, я хотел бы дать небольшой экскурс в историю и осветить вопрос «Как

вообще возникало право»

Право как особый регулятор общественных отношений возникает вместе с

государством. В доклассовом обществе действовали, конечно определенные

регуляторы взаимоотношений членов первобытнообщинного строя. Эти регуляторы

представляли собой обычаи, являвшиеся одновременно и правилами общежития и

предписаниям религиозного культа. Они обеспечивались не государственным

принуждением, ибо тогда не было государства, а силой привычки, традиций,

авторитетом, которыми пользовались старейшины рода, военачальники и т. д.

Итак , первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в

правовые обычаи. Они стали записывать и объединяться в особые списки. В

результате этого появляется обычное право.

Однако надо обратить внимание и на следующее. Действительно, на

протяжении длительной истории существования права как социального института

развивались и изменялись взгляды на форму права. И связано это было с

разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного

развития, прежде всего в Европе.

Уже юристы Древнего Рима выделяли в праве всех народов нечто общее,

присущее всем системам, и особенное, те черты права, которые были

характерны для отдельных государств и правовых систем.

«Все народы, - писал Гай, - которые управляются на основании законов и

обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим

для всех людей». А в XIII веке Фомой Аквинским была предложена концепция, о

двух формах существования права: в виде божественного закона, закреплявшего

гуманистические и нравственные начала появления, и существования

человечества, и в форме законов, идущих от власти государства, от человека.

В скоре были сформированы естественно-правовые идеалы (право на жизнь,

на свободу, на безопасность, на собственность и др.)

В XX веке естественно-правовая доктрина приобрела форму концепции о

правах и свободах человека, причем набор этих прав и свобод стал

общепризнанным и четко определенным. И самое главное - эти права и свободы

перестали быть некими результатами умственных усилий тех или иных юристов и

философов, а приобрели юридически законченную форму. Они вошли в четко

очерченных формулировках в международные декларации, конституции, иные

акты. Особенно значимым является закрепление прав и свобод человека,

составляющих ядро в основополагающих разделах конституций.

Таким образом, в XX веке по критерию формы права исчезает разница между

естественно-правовыми положениями, вытекающими из самого существования

человека (его основными правами и свободами), и другими правовыми

положениями. Форма становится единой для всех сфер права - закрепление

получают все правила поведения в актах и иных источниках.

Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формах

права - внешней и внутренней. По их мнению, внешняя форма - это

закрепленные в актах и иных источниках объективированные правила поведения,

а внутренняя - эта та самая формальная определенная которая четко

закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме,

устанавливает ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства

права как системы.

Наконец, об источниках права. Это понятие получило широкое распространение

в XIX веке, стало предметом исследования в отечественной теории государства

и права. Выделяется два главных способа образования норм права. Первый

проистекал из решающего участия государства в создании правовой нормы. Это

был наиболее распространенный способ. Прямое предписание, власти

устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но некоторые

нормы могут возникать и без непосредственного участия законодателя - они

складываются в виде обычая и уже затем утверждаются законодателем. Эти две

формы права - закон и правовой обычай - и называли в XIX веке источниками

права. В этом смысле источник права, - это тот определенным образом

формализованный акт, откуда, собственно, и черпаются, проистекают сведения

о правиле поведения. Однако высказывались и иные взгляды на источник права.

Под источником права предлагалось понимать силы, причины, образующие право,

но вовсе не те причины, которые так или иначе влияют на содержание правовых

норм, а только те причины или силы, которые сообщают тем или другим

правилам значение правовых норм, т. е. обусловливают, обеспечивают их

обязательность.

Под правовым обычаем следует понимать нормы, которые сложились в обществе

независимо от государственной власти и приобрели в общества обязательное

значение для всех членов общества. Действие обычного права начинается там,

где молчит закон. Обычное право не должно противоречить закону. В

российском праве применение обычая как способа регулирования общественных

отношений занимает незначительное место. Можно даже сказать, что обычай в

качестве источника права действует лишь в порядке исключения и только в тех

случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим

законодательством. Например, суды в дореволюционной России за недостатком

закона вправе были обращаться к обычному праву (в делах торговых и др.).

Не мало важную роль в понятии «нормы права» занимает судебный прецедент.

Он имеет значение источника права в том случае, когда признается, что

судебное решение, вынесенное по конкретному делу, может стать правилом для

разрешения подобных случаев на будущее. В этом случае судебное решение по

существу становится нормой права и на него будут ссылаться как на

общеобязательное правило. Особенное распространение судебный прецедент

получил в Великобритании. В нашей стране иной подход к судебной практике, к

судебным решениям, который можно выразить следующей формулой: задача судов

состоит не в создании, а в применении норм действующего права. Не имеет у

нас распространения и правовой обычай, хотя он и не отрицается. Так, ст. 5

Гражданского кодекса РФ (часть первая) закрепляет положения об обычаях

делового оборота, то есть сложившиеся и широко применяемые в какой-либо

области предпринимательской деятельности правила поведения, не

предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно

в каком- либо документе. В некоторых странах источником права служат

религиозные постулаты и воззрения. Например, мусульманское право

представляет одну из сторон религии ислама. В основе мусульманского права

лежат такие источники, как священная книга Коран, состоящая из высказываний

Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Мухаммеду,

Супца - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний

Мухаммеда, и др.

В Российской Федерации источниками права признаются договоры

нормативного содержания, среди которых важное место занимают международные

договоры.

Международный договор - это определенно выраженное соглашение между двумя

или несколькими государствами относительно установления, изменения или

прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть

нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного

оружия, Договор по космосу) или учредительными (например, Договор о

Содружестве Независимых Государств).

Нормоустанавливающее значение имеет включенный в Конституцию Российской

Федерации Федеративный договор. Он был подписан 31 марта 1992 г.

полномочными представителями Российской Федерации и ее субъектов -

республик в составе России, автономной области, автономных округов, краев,

областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Этим договором были

разграничены предметы ведения и полномочия федерации в целом и ее

субъектов. Тем самым был сделан шаг от фактически унитарного государства к

федерации.

Источниками права могут являться различные соглашения как разновидности

договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно

возрастает роль соглашений в регламентации различных сторон общественной и

государственной жизни. Так, многие сферы отношений между краями, областями

и входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны

соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов.

Например, в соответствии с Законом Правительство Российской Федерации

вправе передавать на основании соглашений администрации автономной области,

автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга

осуществление части своих полномочий. На основании

соглашений возможно и обратное перераспределение полномочий.

Договоры устанавливают нормы права и в российском трудовом праве. Так,

нормоустанавливающее значение имеет коллективный договор - правовой акт,

регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения

между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации

(ст. 2 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и

соглашениях"). В коллективный договор могут включаться взаимные

обязательства работодателя и работников по таким вопросам, как механизм

регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения

показателей, перечисленных в договоре, а также по вопросам занятости,

переобучения, условий высвобождения работников, соблюдения их интересов при

приватизации предприятий и ведомственного жилья. Условия коллективных

договоров, заключенных в соответствии с законодательством, являются

обязательными для предприятий, на которые они распространяются. Иными

словами, коллективный договор представляет собой специфическую локальную

правовую норму.

Понятие источник права имеет и информационное значение - определяет,

куда надо «посмотреть» для того чтобы найти необходимое правило поведения,

руководствоваться им, применять его и т. д.

1 Понятие нормативно правовых актов

Рассмотрение источников права я начну с нормативно-правового акта. Это

действительно наиболее распространенный в настоящее время вид источника,

который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные

государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.

Следует обратить внимание, что понятие акт вообще-то употребляется в

теории права в двояком смысле. Один - это акт как действие, второй - это

акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как

документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт

как источник права.

Такая форма права, как нормативно-правовой акт, порождает и множество

актуальных научных проблем, одни из которых решены в теории права, а другие

находятся в стадии обсуждения.

Прежде всего, это проблема структуры нормативно-правового акта и ее

соотношения со структурой самого права.

Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные

реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду,

например, различать закон это или постановление, а также определить, когда

он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и

т. д. Официальные реквизиты представляют собой сведения о должностном лице

подписавшим акт, заголовок, вид акта, номер акта и дату принятия. (Например

Постановление Верховного Совета РСФСР «О Концепции Судебной Реформы» от 24

октября 1991 года №44 Или Федеральный закон «О Введении в действие

Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» Принят

Государственной Думой 5 апреля 1995 года Опубликован в Российской газете

1995, 16мая). Также нормативно правовой акт имеет «преамбулу»- предисловие-

вводная или вступительная часть. В которой обычно излагаются

принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания

соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели» и «нормы-принципы»,

которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут

учитываться при толковании других положений акта. В частности в Конституции

РФ написано « Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на

своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и

согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя

из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя

память предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь

обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за

свою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью

мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» это и

является преамбулой.

Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на

разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы,

предписания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта - результат

длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны,

последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с

другой удобству пользования им.

В других же отраслях права мы находим различные способы изложения

правовых норм в статьях нормативно-правового акта - от полного соответствия

до изложения нормы права в разных статьях, а то и вообще в разных

нормативно-правовых актах.

Следующий вопрос - это вопрос о юридической силе нормативно- правового

акта или, иначе, о его месте в иерархии нормативных актов.

Понятие «юридическая сила» как и многие иные выражения, юридической

науки, заимствованы из других областей знания и наполнены специфическим

юридическим содержанием. Так вот и физическое понятие «сила» в юридическом

смысле означает обязательное соответствие акта, принятого нижестоящим

государственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным

органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту,

принятому на федеральном уровне.

И в этой связи неверными являются положения некоторых Конституций

субъектов Российской Федерации, устанавливающие, например, приоритет

республиканских законов над федеральными, особенно в бюджетной и иных

сферах.

Разумеется, «война законов», которая возникает в подобных случаях,

отражает борьбу федеральных и местных политических элит,

общегосударственных и местных интересов. Но в правовом плане никакой войны

законов не должно быть, вопрос решается однозначно в пользу федеральных

приоритетов, конечно же, с учетом и обеспеченностью местных интересов.

Разрушение иерархии законов может вести к разрушению государства, его

федеративных основ. Но это уже иная тема, которая рассматривалась в

предыдущей книге, в теории государства.

Высшую юридическую силу имеет конституция, которую именуют по этому

критерию Основным законом. Иная юридическая сила у обычных законов,

федеральных законов, иная - у постановлений Правительства и т. д. Но это не

значит, что как то нормативно-правовые акты полностью или частично являются

менее обязательными или менее «влиятельными». Нет, это означает лишь

требование соблюдать принцип «подзаконности», «соответствия» в построении

системы нормативно-правовых актов, в иерархии актов.

Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии, этого соответствия

большая и трудная практическая задача, которая решается как самими

государственными органами, так и специальными механизмами проверки

«соответствия» (Конституционным судом, иными судебными органами,

прокуратурой и т. п.). Таким образом, юридическая сила акта - это его место

в иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность актов,

принятых нижестоящим органом, вышестоящим актам.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.