рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Классификация политических режимов

Европы».[26]

Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные

режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в

многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием

военных поражений или революций, появляться в результате внутренних

противоречий или быть навязанными извне.

Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют

признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму и

отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и

демократии. Я считаю наиболее важными следующие признаки:

- всеобщая государственная идеология,

- монополия государства на средства массовой информации,

- монополия государства на все средства вооружения,

- жестко централизованный контроль над экономикой,

- одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то

есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,

- особо организованная система насилия, как специфического средства

контроля в обществе;

Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного

государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой

древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в

доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего

характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам

в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать

политические режимы власти в тоталитарные.

Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с

авторитарным режимом. Не может служить достаточным критерием

однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть

различий прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при

авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к

государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается.

Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами

общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм.

Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть

претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором

исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические,

профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное

отчуждение индивида от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы:

гражданское общество – государство, народ – политическая власть.

«Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих

социальных функций саморегуляции и саморазвития»[27]. Отсюда особенности

организации тоталитарной системы государственной власти:

- глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;

- господство репрессивных аппаратов;

- упразднение представительных органов власти;

- монополия правящей партии и интеграция ее и всех других

общественно-политических организаций непосредственно в систему

государственной власти.

«Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной

идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру

(харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным

признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею

специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и

иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних

классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее

олигархии».[28]

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение

сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым,

неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему

пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны

были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить

время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной

идеологии преследовались.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия.

Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в

единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических

сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило,

создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его

установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к

власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты

в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения

их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия

становится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущей

силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы.

Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются

антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание

социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного

управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.

В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие

партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит,

государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц,

занимающих партийные посты.

Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный

террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности

масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с

помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии

страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали,

либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты,

содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.

Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует

доносительство, сдабривая его «великой идеей», например борьбой с врагами

народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования

тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки,

экономические беды, обнищание населения. Такими органами были НКВД в СССР,

Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые и

судебные ограничения. Для достижения целей эти органы могли делать всё, что

угодно. Действия их направлялись властью не только против отдельных

граждан, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целых

групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть

государства и беспомощность рядовых граждан.

Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является

монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.

Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта

тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых,

возможность распоряжаться производительными силами общества создает

необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой

тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых,

централизованная экономика служит в качестве средства политического

управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те

области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного

режима. Идея о военной опасности, об “осажденной крепости” становится

необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по

принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и

агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его

бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей

элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при

тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой

революции. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опоры

тоталитаризма.

Леворадикальные политические режимы для повышения производительности

труда в экономике использовали различные программы, побуждающие работников

к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в

Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и

их результаты нельзя отрицать.

«Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи

тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными

методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к

национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы

партийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом,

равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства».[29]

Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые

в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми

демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества

на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм –

на рассово-этнической.

Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в либеральном

обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством

возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных

институтов и элементов, подобно тому как Гитлер прилагал все усилия, чтобы

уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории

Германии евреев, цыган; создать некое новое «чистое» общество.

Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется “культ

личности”, культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же

оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются

властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических

лидеров.

Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом

члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать,

защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере

здравоохранения, образования, жилищной сфере.

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем

все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность,

террор, демографические и экологические потери, а также другие проблемы),

что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима,

необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного

режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от

социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей,

политической борьбы, а также других факторов.

Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что

антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир

должен преходить к демократии, как к более необходимому политическому

режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных

режимов привели к войне.

Либеральный политический режим.

Либеральный режим существует во многих странах. Его значение такого,

что некоторые ученые полагают, что либеральный режим - это собственно не

режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на

определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и

заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее

эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудно

согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и

даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции

в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных

и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти,

например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого

реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и

т.п.

В теории государства и права либеральными называются также политические

методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее

демократических и гуманистических принципов.

Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу

взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере

человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически

самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В

отношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью и т.п.

«Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя

его коллективистским началам в организации политической и экономической

жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к

тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде

всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики.

Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное

государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В

либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм

собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности

не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на

практике».[30]

При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход

которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей

тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний.

Осуществление государственного управления производится на основе принципа

разделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствует

уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные

решения принимаются большинством голосом.

В государственном управлении используется децентрализация: центральная

власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить

местная власть.

Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, так как и он

имеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некоторых

категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых

возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эффективно

становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем

экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно

высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой

культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний

день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для

многих государств. Либеральный режим может существовать только на

демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.

Кроме 4-х вышеперечисленных политических режимов (демократический,

авторитарный, тоталитарный, либеральный), существует ещё много других

режимов, которые являются разновидностями этих 4-х режимов.

Например, с древности известны деспотические и тиранические режимы. Их

относят к разновидностям авторитарного режима. Фашистский режим

представляет одну из крайних форм тоталитаризма. Кроме того, существуют

переходные и чрезвычайные режимы, которые, как правило, носят временный

характер.

.

Деспотический режим (despotia - в переводе с греч. неограниченная

власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно

для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно

одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и

характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась

подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением

деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в

управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их

общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жесткой

регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными,

имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой

осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная,

жесткая налоговая политика по отношению к народу.

При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности,

недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции,

применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причем, как

правило, они не соответствуют содеянному, а определяются произвольно.

Жесткое подавление применяется весьма широко.

Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает

все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию,

Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую

длань государя. “Если государь хотя бы на мгновение опусти угрожающую руку,

если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в

государстве, то все пропало, так как страх - единственное начало этого

образа правления - исчез, и у народа нет более защитника”.

Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на

Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в

государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах,

некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития

человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и

может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического

своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров,

монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление

противников режима и т. д.

Тиранический режим. Тиранический режим - также основан на единоличном

правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас

устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением

законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена

правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и

геноциде. Следует учесть, что понятие “тирания” имеет эмоциональную и

политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом

режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых

тиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этом

смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить

сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только

за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет.

Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для

того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и

населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным

насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.