рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Классификация политических режимов

добровольно подчиняют свои действия решению большинства.

Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное

социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии

(авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях

этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к

анархии, охлократии, порой создает условие для существования

разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная

ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных

конкретно-исторических форм.

Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется

зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого

накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на

уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в

организации и осуществлении государственной власти.

Кроме того, демократический режим в устройстве государств становится

наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством

современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами,

противоречиями, возможными кризисами.

«Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает,

гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных

форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех

проявлений беззаконья и т.д.».[16]

Таким образом можно заключить, что демократический режим обладает

следующими чертами:

1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть

и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение.

Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола

отдельных людей.

2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои

функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической

жизни демократического общества — "гражданам разрешено все, что не

запрещено законом, а представителям власти — только та деятельность,

которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".

3. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение

друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент

наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть

(президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой

инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие

издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви

власти уравновешивают друг друга.

4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на

выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах

массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в

предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке

принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также

международными правовыми нормами.

5. Важной характеристикой демократического политического режима

является политический плюрализм, предполагающий возможность образования

двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их

влияние на народ, существование на законных основаниях политической

оппозиции как в парламенте и вне его.

6. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью

реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы

взаимоотношений государства и граждан.

«Эффективность участия граждан в управлении государственными делами

предполагает высокий образовательный и культурный уровень населения,

сформировавшееся критическое мышление, самодисциплину, устоявшиеся

моральные начала и т.п.».[17] Из этого, можно заключить, что демократия не

может появиться сразу, как говориться «на ровном месте». Это сложный

процесс преобразований общества и государства.

«В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием

демократического государства, следует рассматривать развитие и

совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой

системы».[18] Это также сложный процесс, для которого необходимо время.

Авторитарный политический режим (авторитаризм).

Одним из наиболее распрастранённых в истории типов политических режимов

является авторитаризм.

«Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система власти,

характерная для антидемократических политических режимов. В зависимости от

сочетания методов правления может варьироваться от умеренно-авторитарного

режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической

фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм».[19] По

своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между

тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно

автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией —

наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер,

особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского

общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие

черты:

Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут

быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта,

олигархическая группа и т.д.)

Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть

может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.

«Народ в таких режимах фактически отстраняется от формирования

государственной власти и контроля за её деятельностью».[20]

Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не

прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких

слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае

необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к

повиновению.

Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и

конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное

однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия

со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к

созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к

этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических

государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа

партий, профсоюзов и других организаций близких по духу, но при условии их

подконтрольности властям.

Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или

ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в

экономику. Власть занимается главным образом вопросами собственной

безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она

может влиять и на стратегию развития, проводить достаточно активную

социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного

саморегулирования.

Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не

конкурентной электоральной борьбы.

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как

неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих

политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во

внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются

лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в

остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с

уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в

условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных

гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные

партии и т.д.)

Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут

участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны

ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае

они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и

граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и

незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически

не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и

провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации,

гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее

взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении

принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над

личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что

доверие народа - великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах

по отношению к себе, используя демагогию и, превращая население в простой

объект манипуляций. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не

редкость и встречаются во многих странах. Авторитарному режиму противостоит

демократический режим, прежде всего наиболее современная форма последнего -

либерально-демократический режим.

«Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или на

основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность

возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к

демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию,

в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они

могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса.

Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной

Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать

напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные

системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и

после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических

и социальных противоречий».[21]

Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии,

деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы

правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания не

только силой, с помощью массового истребления но и более гуманными

средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на

традиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целях

легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство

авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё

существование необходимостью национального освобождения и возрождения.

В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто

используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п.

— для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и

собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например,

неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или

полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее и Казахстане и

многих других государствах. Отличительной чертой таких выборов является

ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны

властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их

официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить

себе формальную победу: монополия на средства массовой информации,

отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая

фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.

Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным

плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным,

религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на

общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу

слабых относится полная зависимость политики от позиции главы государства

или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей

предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность

институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.

В то же время авторитарная политическая система имеет и свои

достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях.

Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать

политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать

общественные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать

сопротивление политических противников. Всё это делает её достаточно

эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.

Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их

реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип

политической системы — демократия.

Таким образом, подводя итог хотелось бы ещё раз отметить, что для

авторитаризма характерно:

- Автократизм.

- Неограниченность власти.

- Опора на силу.

- Монополизация власти и политики.

- Отказ от тотального контроля.

- Рекрутирование политической элиты

Авторитаризм имеет сильные и слабые стороны.

К сильным относят:

- сравнительно высокая способность обеспечивать политическую стабильность и

общественный порядок,

- мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач,

- преодолевать сопротивление политических противников.

Т.е. авторитаризм — эффективное средство проведения радикальных

общественных реформ.

К слабым относят:

- ограниченность институтов политического выражения общественных интересов.

- полную зависимость политики от позиции главы государства или группы

высших руководителей,

- отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или

произвола.

Тоталитарный политический режим (тоталитаризм).

«Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видов

политичесих режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем

государства над всеми сферами жизни общества».[22]

«Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой

войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального

развития». Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия.

Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на

индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали

возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное

управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических

кризисов».[23]

Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный.

Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения.

Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное

значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с

нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и

общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые

предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на

советскую и родственные ей модели государства.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним

централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху,

при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго

наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми

передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные,

культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не

учитываются.

«Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в

древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного

едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики

рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан

Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием

доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны

общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного

аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди

населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за

свои дела), систематический контроль государства за поведением и

умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими

рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральное

место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства

путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять

граници страны, и оглупления народа».[24]

Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима

предложил Платон. «В диалоге «Государство» содержится знаменитый проект

«идеального общественного строя», основанного на принципах коллективной

собственности правящих сословий. В его более поздних диалогах («Полития»,

«Законы») нарисована социально-экономическая характеристика второго, более

совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в

«Государстве». Свое второе по достоинству государство Платон наделил такими

чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в

отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома

и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а

не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия

в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая

для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с

мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти».[25]

Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным

вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев;

предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни

или изгнания из страны.

Платоновская модель государственного режима для большинства современных

стран неприемлема.

Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда

немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других

авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление

тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является

порождением ХХ в.

Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи

фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто

пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского

режима.

«Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его

критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской

Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы

сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения

политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.