рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Государство и личность

(ст. ст. 2, 6-8, 13-14, а также полностью глава 2 - права и свободы

человека и гражданина ст. ст. 17-64). Часть 3 ст. 55 гласит: "Права и

свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом

только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ

конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов

других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. " А

статья 56 Конституции Российской Федерации не допускает возможности

ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях

чрезвычайного положения (право на жизнь, право на неприкосновенность

частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени,

свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда,

причиненного государственными органами или их должностными лицами.

Статья 2 гласит: "Человек, его права и свободы явл0яются высшей

ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина является обязанностью государства. " Статья 17 закрепляет

положение о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются

права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и

нормам международного права. В соответствии со ст.17 права и свободы

человека 9н0еотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, являются

непо0средственно действующими (ст.18). Это означает, что государственные и

судебные органы, должностные лица в своей деятельности непосредственно

руководствуются и применяют нормы Конституции. На основании статьи 80

Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является

гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и

гражданина. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие

актов 9о0рганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в

случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным

законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения

прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса

соответствующим судом (часть вторая статьи 85 Конституции).

В Российской Федерации все равны перед законом и судом. Конституцией

провозглашается недопустимость использования прав и свобод для

посягательства на конституционный строй, права и свободы других лиц,

недопустимость лишения человека прав и свобод и их ограничения.

Значительное внимание уделено в Конституции личным, гражданским и

политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право частной

собственности охраняется законом (ст.35). Закрепляется право частной

собственности на землю (ст.36), а также право на свободное использование

своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной

не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает

создание надежной конституционной базы для продвижения экономической

реформы, стабильного развития рыночной экономики.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит: "1. Каждому

гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или

бездействие) органов государственной, власти, органов местного

самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть

обжалованы в суд... ". Конституцией Российской Федерации гарантируются:

право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48), право

обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей

(ст.47); право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом, а

также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст.50).

Существуют и другие декларируемые Конституцией Российской Федерации

гарантии прав и свобод человека.

Среди ряда уже ранее названных особенностей права современного

гражданского общества нужно выделить то, что права и свободы человека не

только все более становятся целью законодательства и направлений правовой

политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования как

непосредственный критерий при определении правомерности того, или иного

поведения, предмет судебной защиты. Отсюда, возможность обжалования

государственных актов в международных правосудные органы в случаях, когда,

по мнению заявителя, ущемляются права человека.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Эта защита

обеспечивается не только наличием в Конституции общего положения (ст.46),

но и специальным закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту

важнейших прав и свобод - права на тайну переписки (ст.23),

неприкосновенность жилища (ст.25), права частной собственности (ст.35).

Более того, статья 46 гарантирует и международно-правовую защиту прав и

свобод человека путем обеспечения гражданам возможности обращаться, в

случае необходимости, в межгосударственные правозащитные органы.

В Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и

свобод человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы

всеми способами, не запрещенными законом (ст.45). Решения и действия (или

бездействие) органов государственной власти, органов местного

самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть

обжалованы в суд (ст.46). Никто не может быть лишен права на рассмотрение

его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено

законом (ст.47, ч.1). При этом Конституция впервые вводит в судебную

практику новый институт - присяжных заседателей. Обвиняемый в совершении

преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием

присяжных заседателей (ст.123, ч.4).

В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не

только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в: нарушении

международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового

равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях

экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России

отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы

российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и

свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко

происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и

свобод человека - это преступления геноцида, различные способы расовой

дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также

преступления против человечества.

Современные взгляды на государство и личность.

В.Т. Томин считает, самоограничение и ограничение прав личности -

непременное условие существования и развития общества и государства. Ничем

не ограниченная реализация прав и свобод одного гражданина неизбежно

приведет к ущемлению прав и свобод других граждан, к конфликту между ними.

Для эффективного осуществления принятых на себя обязанностей, государство и

общество должны стать самостоятельными субъектами прав, а, может быть, и

свободу[14].

Обеспечение оптимума (не максимума) прав всем возможно только при

условии ограничения прав и свобод каждого. Этому способствуют два

обстоятельства. Одно из них терминологического свойства: недостаточно

четкое определение понятия субъективных прав гражданина. Строго говоря,

субъективное право есть средство обеспечения законных интересов личности,

меры возможного поведения субъекта, направленного на достижение целей,

связанных с удовлетворением его интересов

Но обеспечение интересов личности возможно и другими, кроме

субъективных прав, средствами.

Второе обстоятельства предопределено вопросом, сформулированным еще

древними римлянами в лоб: qui prodest? Кому выгодно?

Ситуация в России складывается сегодня таким образом, что в

правоприменительной практике ограничений прав и свобод человека сколько

угодно (сколько выгодно обладающим реальной властью). Однако

законодательство про эти ограничения как бы не знает.

Отсюда возможны два следствия. Первое: в случае надобности работника

правоприменительного органа всегда можно обвинить в отступлении от закона.

Второе: участник правоотношения, обладающий реальной силой (деньги, связи,

должностное положение) имеет возможность избавить себя и своих ближних от

действия таких ограничений.

В то же время от ограничений прав и свобод граждан следует отличать их

игнорирование государством, должностными лицами, гражданским обществом.

Егоров С.А. считает, что следует различать законодательное, внешнее

ограничение права от его внутренней ограниченности на основе естественного

закона равной свободы, считает он. Согласно этому закону, никто, реализуя

свои права, не должен нарушать права другого или затруднять их

осуществление. Использование естественных прав во вред другим является

правонарушением и служит основанием для соответствующего воздействия на

нарушителя. Но и в этом случае не могут подвергаться ограничению

естественные права человека. Речь идет о восстановлении нарушенных границ

чужого права, его ограждении от посягательств[15].

Судья, виновный в умышленном вынесении неправосудного решения в

корыстных целях, заслуживает сурового наказания, но на основе правосудного

приговора, вынесенного с соблюдением всех процессуальных формальностей.

Нельзя такого судью признавать незаслуживающим правосудия по той причине,

что оно им самим грубо попрано. Самого закоренелого преступника

нельзя лишить права на рассмотрение его дела судом присяжных.

Правонарушитель за совершение общественно опасного деяния подвергается

лишению свободы, но при этом ограничивается не в праве на свободу, а в

возможности ею злоупотреблять. К числу естественных прерогатив человека

относится право на самоохранение, на самооборону. Формулируя институт

необходимой обороны, законодатель уточняет естественные границы этого

права, пределы его осуществления. При этом он обязан законодательно

утвердить то, что вытекает из самого права в целях лучшего правового

ориентирования граждан при отражении преступного нападения, а также судебно-

следственных органов при юридической оценке действий, им вызванных.

В этой связи является совершенно неправомерным законодательное

связывание реализация права на необходимую оборону с невозможностью

"прибегнуть к защите местного или ближайшего начальства (ст. 107 Уложения о

наказаниях уголовных и исправительных 1845 года) и спасения бегством. И то

и другое - ограничение естественного права.

Ничто сугубо личное не должно быть объектом законодательного

воздействия. Закон не вправе к чему-либо принуждать человека во имя его

собственной пользы или что-либо недозволять ему из тех же соображений,

например, за трещать подвергать себя в научных целях опасным для жизни

экспериментам и т.д. Речь идет о непререкаемости правового статуса

личности, о недопустимости какого-либо посягательства на него со стороны

государства. Это самая запретная зона для государственной власти. Здесь

всецело господствует суверенитет права.

Правовой статус личности в таком его понимании является главным устоем

правовой государственности. Не случайно дореволюционные русские юристы

основной признак правового государства усматривали в ограниченности

юрисдикции государственного суверенитета в сфере прав человека.

"Ограниченность власти в правовом государстве, - писал Б.А. Кистяковский. -

создается признанием за личностью неотъемлемых, ненарушаемых и

неприкосновенных прав... есть известная сфера самоуправления и

самопроявления личности, в которую государство не имеет права вторгаться.

Неотъемлемые права человеческой личности не создаются государством

напротив, они по существу своему присвоены самой личности[16].

История свидетельствует о том, что и без признания со стороны

государства права личности, осознанные как высшая правовая ценность, могут

обладать действенной силой. Как известно, акты великих российских реформ 60-

70-х годов XIX в. не содержали провозглашения этих прав, во в их защиту

было вынесено немало вердиктов присяжных. Суд общественной совести упорно

отказывал в наказании за преступные деяния, продиктованные местью за

поруганную честь, за нарушения паспортного режима, воспринимаемого народным

правосознанием как "удавка" для свободы.

Я считаю, что характерная черта российской деятельности - явная

приоритетность общественного над личностным и решение любой ситуации в

интересах государства. При подобном положении дел речь идет не столько о

способности, сколько о возможности человека действовать. Одних способностей

для свободы и отстаивания своих прав недостаточно, необходимы и

соответствующие условия. Поэтому более широкая категория возможностей в

данном случае принципиально точнее: она содержит указание на то. что

необходимо учитывать не только субъективные свойства личности, но и

объективные обстоятельства, в которых ей приходится действовать.

Возникает парадоксальная, на первый взгляд, ситуация: констатируя

несовершенство имеющегося законодательства по обеспечению прав и свобод

человека, мы настаиваем в то же время на необходимости защиты механизма

ограничения прав и свобод. Здесь дело в обратной связи. Личность в любом

правовом пространстве быстро адаптируется и добивается реализации своих

прав и свобод, создавая новые общественные отношения. которые требуют

правового регулирования. зачастую игнорируя интересы самого государства. И

тогда в действие вступает механизм ограничения прав и свобод личности,

который обеспечивается нормативной базой, принципами законности или

целесообразности, механизмом реализации нормы права и т.д. Учитывая большой

опыт в данном вопросе со стороны государства, можно смело утверждать, что

обеспечение и Защита механизма ограничения прав и свобод человека больших

затруднений ни политического, ни социального, ни экономического характера

не вызывает.

Такое сложное надстроечное явление, как юридическое пространство,

должно представлять собой не только противопоставление, но и гармонию, где

данный механизм постоянно совершенствуется. обновляется в интересах

личности. Для российского законодательства примером может служить

межгосударственное регулирование отношений в области прав и свобод

человека, тонко учитывающее национальную и правовую специфику.

В качестве позитивной практики можно привести обоснование ограничений,

которые отражены в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и

основных свободах человека. Оно гласит: ограничения, предусмотренные

законом, необходимы в демократическом обществе и служат интересам

государственной и общественной безопасности, общественного порядка и защиты

прав и свобод граждан.

Я во многом согласен с точкой зрения А. И. Гудкова о том, что

реальность прав личности способно обеспечить только сильное

государство.[17]

Практика общественного развития России убедительно свидетельствует о

том, что "демократические" приемы и средства государственной деятельности

не дают должного эффекта, и страна неуклонно скатывается в пропасть

экономического хаоса. Подобное положение просматривается практически во

всех сферах общественных отношений, в том числе и в сфере права.

"Демократические красивости" действующего законодательства, механически

заимствованные на Западе, не способны решить проблему реального обеспечения

прав личности. Идеализация абстрактных конструкций типа "правовое

государство", "гражданское общество", "права человека" приводит к тому, что

реальный человек, его потребности и права отходят на второй план, останутся

в тени. В результате основная часть населения страны, особенно люди

старшего поколения. оказываются экономически и социально незащищенными, а

характер и масштабы преступности делают практически каждого потенциальной

жертвой. Вполне естественно, что эти процессы находят адекватное отражение

в общественном правосознании. Примечательна эволюция правовых представлений

и идей в связи с развитием общественных отношений в посттоталитарный

период. После известного апрельского Пленума ЦК КПСС 1985 г. и практически

до криминальной приватизации, в процессе которой произошло наиболее

масштабное после 1917 года перераспределение собственности в обществе,

общественное сознание находилось в плену эйфории, вызванной освобождением

от тоталитарной идеологии и воцарением "социализма с человеческим лицом". В

отечественном правоведении утвердились демократические концепции теории

естественного права, а привлекательные идеи свободы, равенства и братства,

пережив "второе рождение", казалось, прочно завладели умами российских

граждан. Однако российский, а правильнее было бы сказать советский,

менталитет характеризуется крайностями - в нем различается только "черное"

и "белое". На российской почве демократии западного типа начала

ассоциироваться со вседозволенностью, что породило мощную волну правового

нигилизма на всех уровнях, которая в итоге "вымыла" из категории "права

человека" правовое и социальное содержание.

Вместе с тем. стало ясно. что общество не готово платить экономическим

благосостоянием за свободы. Деструктивные процессы во многих сферах

отношений, в первую очередь в экономике, в национальных отношениях, в

социальной политике породили другую крайность: ряд политиков начали

призывать в “сильной руке” в управлении государством, стали раздаваться

призывы возрождать экономику “пиночетовскими методами”. Относительное

экономическое благополучие периода “развитого социализма” на расстоянии

прошедших лет порождает в определённых социальных слоях ностальгические

воспоминания и соответствующую политическую ориентацию.

Вполне закономерно, что такое положение вызывает обеспокоенность и

юристов: стремление к абсолютизации прав человека и верховенства закона в

итоге приводит к забвению обязанностей. Мы не занимаем крайне

противоположной позиции, считает А. И. Гудков, в отношении традиционной

иерархии правоохраняемых ценностей “человек-общество-государство”, но

разделяем мнение о том, что права человека могут быть гарантированы только

в сильном государстве, которое в состоянии управлять обществом и позитивно

воздействовать на личность.

Права личности – это стержень правовой системы, начало, определяющее

её социальное, политическое и специально-юридическое содержание. В условиях

экономической, политической и социальной нестабильности общества, критерием

устойчивости его правовой системы и показателем уровня его правового

развития служит способность государства обеспечить реализацию прав человека

и гражданина. Государство нуждается в разумном расширении властных

полномочий в отношении общества. Для этого необходимо пересмотреть

сложившиеся стереотипы о роли государственной власти в обществе.

Государство не должно довольствоваться ролью “ночного сторожа” в обществе,

ему следует стать активным участником общественных отношений.

Заключение.

В работе получены следующие выводы, которые можно сформулировать в

следующих тезисах:

рассмотрено понятие правого статуса личности;

изучено представление о месте прав и свобод в систем ценностей;

проанализирован опыт учёных прошлого и современности по решению данного

вопроса;

Список литературы.

Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975 г.

Теория государства и права / Под ред. Венгерова А.Б. М., 1998 .

Теория государства и права. / Курс лекций под ред. Матузова Н.И., Малько

А.В. Юрист, М. 1998 г.

Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. Собр. Соч. т. 4., М., 1994.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. М., 1998.

Теория государства и права /Под ред. Г.Н. Манова. М., 1996.

Теория государства и права: Курс лекций / под ред. М.Н.Марченко. - М.,

1996.

В.М. Корельский и В. Д. Перевалов. Теория государства и права. М. 1997 г.

Принципы, пределы, основания ограничения прав // Государство и право, 1998

г. №7, 8, 10.

Лукашёва Е.А. Социалистическое право и личность. М., 1987 г.

-----------------------

[1] Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т.1. с. 414.

[2] Мальцев Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная

действительность // Конституция СССР и правовое положение личности. М.,

1979. С. 50.

[3]Матузов Н. И. Личность, права, демократия. Саратов, 1972. С. 72.

[4]Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в

социалистическом обществе. М., 1979. С. 38.

[5] Конституционный статус личности в СССР. М., 1980. С. 21.

[6] Витрук Н. В. Указ. соч. С. 29.

[7] Кучинский В. А. Личность, свобода, право. М., 1978. С. 115.

[8] Витрук Н. В. Указ. соч. С. 25—34; Кучинский fi. Л. Указ. соч. С.

119—135.

[9] Ханой Г. Социалистическое право и личность. М., 1971. С. 115—273;

Чхиквадзе В. М. Социалистический гуманизм и нрава человека. М., 1978. С.

147—148.

[10] Матуков Н. Н. Субъективные права граждан СССР. Саратов,

[11] Стрпгович М. С. Развитие прав личности в период развернутого

строительства коммунизма // Развитие прав граждан СССР и усиление их

охраны на современном этапе коммунистического строительства. Саратов,

1962. С. 15.

[12] Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 12. С. 104. 66

[13] Патюлин В. А. Государство и личность и СССР. М., 1974 г.С. 128.

[14] Принципы, пределы, основания ограничения прав // Государство и право,

1998 г. № 8.

[15] Принципы, пределы, основания ограничения прав // Государство и право,

1998 г. № 7.

[16] Кистякояский Б.А. Государство правовое и социалистическое. - Вопросы

философии и психологии. 1906, кн. 5 (85).

[17] Принципы, пределы, основания ограничения прав // Государство и право,

1998 г. № 8.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.