рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Государство и личность

стремление исключить эгоистическое, антигуманное использование прав.

Таким образом, правовой статус личности в демократическом обществе

обеспечивает координацию действий личности и государства, социальной

системы в целом. Правовой статус основан на принципах, которые присущи

всему праву: демократизме, уважении прав и достоинства личности,

равноправии, справедливости, законности, неразрывной связи прав и

обязанностей, сочетании убеждения и принуждения, ответственности за вину.

Эти принципы конкретно преломляются в правовом статусе, усиливая его

регулятивную роль. Наряду с этим правовой статус выражает принцип взаимной

ответственности государства и личности, принцип сочетания общественных и

личных интересов.

Принцип взаимной ответственности государства и личности, выраженный в

правовом статусе, наиболее убедительно раскрывает особенность положения

личности в демократическом обществе, реальность и гарантированность ее

прав. Демократическое государство социально ответственно за правильное,

научное закрепление в законодательстве того объема социальных возможностей,

который соответствует достигнутому этапу общественного развития; за

создание системы гарантий, обеспечивающих реализацию прав граждан; за

четкое действие государственных механизмов по восстановлению нарушенного

права и применению санкции к лицам, виновным в нарушении своих

обязанностей.

Если бы правам граждан не соответствовали обязанности государства, его

социальная ответственность, то эти права носили бы характер ни к чему не

обязывающих деклараций[13]. Взаимная ответственность государства и

личности—это важнейший гуманистический и демократический принцип построения

нормального демократического правого государства.

Историческая перспектива соотношения государства и личности.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для

установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного

взаимодействия права, власти и личности. В процессе углублявшихся

представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о

разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни

людей.

Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини

Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),

олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней порядок в равной

мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ

правосудия(остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим

символом для правового государства) выражает смысл и идею не только

справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой

государственности вообще(справедливой организации власти в человеческом

обществе).

Целый ряд положений, по вопросу о взаимоотношении государства и

личности, был разработан уже античными авторами. В их числе положения о

власти закона как сочетании силы и права (Аристотель и другие); о

различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении

и о роли права в типологии государственных форм (Сократ, Платон,

Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного и

волеустановленного права (Демокрит, софисты и др.); о равенстве людей по

естественному праву(некоторые софисты, римские юристы); о праве как мериле

справедливости и регулирующей нормы политического общения(Аристотель); о

государстве(республике), как "деле народа", как правовом общении и "общем

правопорядке"(Цицерон); о сферах частного и публичного права; о свободном

индивиде как юридическом лице, субъекте права(римские юристы).

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение

приобретают проблемы политическом власти и её формально равной для всех

правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных

государственных властей, соответствующей новому отношению социально-

классовых и политических сил. Юридическое мировоззрение нового восходящего

класса требовало утверждения новых представлений о свободе человека

посредством режима господства права и в частных, ив публично-политических

отношениях. В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой

государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того

времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе

многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего

предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития

политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства,

наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он

видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения

безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах

предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей

мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден же определяет государство как правовое управление многими

семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению,

состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового

государства значительный вклад внесли философы-мыслители и просветители,

такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П.

Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие.

Из этих учений мне хотелось бы выделить наиболее важные положения в

данном вопросе. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного

права. Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе

человека, поэтому он выдвинул требования нового права, "отвечающего законам

разума". Целью государства он считал охрану частной собственности,

посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому

человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником

любой формы государства по учению Гроция является общественный договор,

поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления,

но, избрав её, народ обязан повиноваться правителям.

Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как

продукт общественного договора, который придает обществу организованную

политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою

естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения

воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле

народа, который является сувереном.

"Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть

лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти."

Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых прав

граждан и их счастья. Идеи Дидро продолжил и обосновал Кант в своей теории

правового государства.

Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демократического

государства, был Спиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает

действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство

могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не

только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал

правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу

и иные блага подданных.

Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее

он разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной

жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными

мыслителями. К их числу относится обоснование формального равенства перед

законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как

право делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закончил

теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования

общественных отношений.

В трактовке Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был "классическим

выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность

феодальному". Идея господства права воплощается в государстве, где

верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий

неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено

разделение властей. Такое государство с господством права он

противопоставляет деспотизму. "Свобода людей, находящихся под властью

правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь постоянное

правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное

законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему

собственному желанию во всех случаях, когда этого не защищает закон, и не

быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной

воли другого человека." Обоснованный здесь Локком правовой принцип, как и у

Гоббса, индивидуальной свободы лишь словесно несколько расходится с

последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой: "разрешено все, что не

запрещено законом".

Новые представления о разделении властей получили систематическую

разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода

власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для

предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при

котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение

и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным

условием для обеспечения политической свободы в её отношениях к

государственному устройству.

Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на

последующие теоретические представления о правовой государственности, но и

на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную

практику.

Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787

года. Она практически воплощает идею правового государства на американском

континенте. Автор "Декларации Независимости США" Джефферсон подвергает

критике монархическую форму правления с позиции теории общественного

договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип

народного суверенитета. Декларация Независимости провозглашает, что

существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается

государство. Путем включения в Декларацию естественных прав человека,

превратившихся в субъективные права отдельных индивидов по отношению к

государству в целом.

С философским обоснованием теории правового государства выступил И.

Кант. Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим

принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать

своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции,

выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и

независимость всех граждан в государстве, которое выступает как

"объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Там, где

государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле

народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав

граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной

деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же

возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой

обладает властвующий в его отношении к гражданину. Правовую организацию

Кант так же как и Локк связывает с разделением властей на законодательную,

принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную,

осуществляемую судом присяжных, избранных народом.

Философская концепция Канта оказала значительное влияние на дальнейшее

развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового

строительства цивилизованного общества.

Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное

право, так как оно включает в себя признание "всех остальных прав личности,

семьи и общества" Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и

обществом, Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию

гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главный порок

гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество

возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и

результатом развития общества. "Государство, по Гегелю, это наиболее

совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на

правовой основе, представляющей царство реальной жизни."

Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что

принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. В

целом вся гегелевская концепция правового государства прямо и однозначно

направлена против произвола, бесправия и вообще всех неправовых форм

применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и

государственной власти.

Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе развили

дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства (у

философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали

как нечто единое). Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское

общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а

жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила

исторического прогресса, или дословно "истинный очаг и арена всей истории".

Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовой

теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право

исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры

пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Примечательным

является утверждение Маркса, в котором он выразил идею правового

государства "Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над

обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный."

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Исринга,

Паунда, Спекира и других оттачивали элементы теории правового государства с

позиции своего времени и опыта прошлого. большинство авторов сходилось во

мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель

так же подзаконен, как и гражданин. В концепции Еллинека государство

определяется как представитель общих интересов своего народа,

удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческим солидарным интересам в

направлении прогрессивного развития общества.

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ.

Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона как

разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов,

сколько широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества

действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав

человека недопустимо. Более того оно обязано последовательно и

неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи

принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в

различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает

создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому

государству, содержится в международных актах. Это прежде всего Всеобщая

декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря

1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных

правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на

ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.

Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах закреплен и

гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них

придается юридической защищенности личности, которая немыслима без

презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно

демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с

виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного

преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при

рассмотрении уголовных дел по которым может быть вынесен смертный приговор,

гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В Российской

Федерации это право отражено в ст.49 Конституции Российской Федерации.

Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году

состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что "все люди рождаются

свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и

совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Далее

в ней указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое

достоинство, обращение и наказания. В статье 6 Декларации признается право

каждого человека на признание его правосубъектности, т. е. предоставления

человеку возможности приобретать права и осуществлять обязанности,

предусмотренные законодательством.

Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут

произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет

право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный

суд. В Декларации также указывается на недопустимость произвольного

вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на

неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и т. п. Она закрепляет

и другие права и свободы человека, которые должны быть признаны и уважаться

всеми государствами (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения

в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на

труд, на равную оплату, право на свободный выбор профессии, право на защиту

от безработицы, право на создание профсоюзов и т. д. ). Политический и

идеологический плюрализм - отличительный признак правового государства. Без

такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя в условиях такого

плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических организаций

ведут борьбу за вла0сть в государстве цивилизованными методами, в честном

политическом противоборстве со своими противниками. Идеологический

плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные

установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих

идеологических концепций.

Политический и идеологический плюрализм является выражением и

олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому

решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической

организации, и 0идеологической пристрастности. Отсюда становится понятным,

почему государство не должно навязывать обществу какую-то одну идеологию

или создавать преимущество для той или иной политической организации.

Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально

обеспечены в государстве. Это достигается прежде всего принятием и

проведением в жизнь разнообразных законодательных актов, закрепляющих их в

соответствующей сфере общественных отношений. В числе международных

документов о правах человека также следует указать Международный пакт о

гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических,

социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.

В закреплении основ правового положения человека и гражданина большое

значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая

Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет новое важное

положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам

человека, имеют преимущества перед законами Российской Федерации и

непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина также закреплены в Конституции

Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.