рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Форма государства

политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов:

осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за

обнаруженный умысел на этот счет; захватчики широко используют и

принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Тиранические

режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых

городах-государствах.

Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии

произвол и самовластие обрушиваются, прежде всего, на головы высших

должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не

действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится

их создать.

Тоталитарный режим

Тоталитарный режим является, как правило, порождением ХХ в., это

фашистские государства, социалистические государства периодов “культа

личности”. Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые

политологи стремились отделить социалистическое государство и искали четкое

определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является

крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как

всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной

официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-

политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим

лидером, вождем народа в большинстве случаев харизматическим.

Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все

другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить

или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее

установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о

социальном переустройстве общества объявляются антинародными,

направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды.

Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит

сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого

становится массовым явлением одновременное занятие партийной и

государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными

должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные

посты. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация всех членов

общества на якобы имевшие место выдающиеся достижения правящей партии.

Монополия на информацию делает это осуществимым.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется

крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд

сверху, при котором инициатива не поощряется, а строго наказывается.

Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками

команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные,

социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фигура становится

сакральной для всех. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым,

справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое

отношение к нему пресекается.

На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов,

возникает всевластие номенклатуры, т. е. должностных лиц, назначение

которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по

их указанию. Номенклатура-бюрократия осуществляет власть в целях

обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных

социальных областях. Возрастают законом не предусмотренные и не

ограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных

органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов

“силовой кулак” (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т.п.),

т.е. карательные органы.

При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами

жизни общества. Государство стремится буквально объединить общество с

собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит

процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В

политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах

и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в

законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные

возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни

людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической,

политической, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против

экономически и соответственно политически свободного человека, всячески

ограничивает предприимчивость работника.

Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко

использует доносительство, сдабривая его “великой” идеей, например борьбой

с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием

существования тоталитарного режима. Именно на “врагов”, “вредителей”

списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного

режима. Идея о военной опасности становится необходимой для сплочения

общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный

режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько

целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения,

обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы

военным путем.

Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом

члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается

идеология и практика социального иждивенчества. Члены общества полагают,

что обеспечивать поддерживать, защищать их во всех случаях должно

государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.

Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпенизация и

деградация общества.

Тоталитарные режимы существовали в фашистских государствах, в

некоторых африканских и других странах с пожизненными президентами, в

условиях военных режимов.

Фашистский режим

Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма,

прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями

о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ

и т. д.), крайней агрессивностью.

Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой

демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью

фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение

геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка

фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью,

судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе

они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной,

ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших

жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то

всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны

уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило,

человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям,

прежде всего своего народа[29].

Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к

развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом

отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

Для фашистского режима характерны опора на круги крупного капитала,

слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический

централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных

представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных

органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с

государственным аппаратом, вождизм. При фашизме происходит разрушение

общечеловеческих ценностей, растет произвол, упрощаются карательные

процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются

права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых

преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и

устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни.

Уничтожаются, либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан.

В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны

властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в

противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на

“великой”, “исторической” национальной идее.

Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками,

заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в

обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на

другие. Фашистское право - это право неравенства людей, прежде всего по

критерию их национальной принадлежности[30].

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует.

Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах

(Германия и Италия).

Авторитарный режим

При любой форме авторитаризма государственная власть не формируется и

не контролируется народом. Не смотря на то, что существуют представительные

органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент

штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или

группой лиц (олигархией).

Реально жизнь в стране направляется элитой, которая себя не

ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде

выделяется еще более узкий круг людей, небольшая группа высших должностных

лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руководство

государства формируется вследствие военного или государственного

переворота, авторитарный режим называют кликой. Внутри правящей клики

выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не

склонен принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение

того или иного вопроса со своей командой становятся для него необходимыми.

Лидером является обычно сильная личность. И хотя общественное мнение не

обожествляет лидера, не называет его вождем, но, тем не менее,

ориентируется на эту сильную личность.

Зачастую авторитарные режимы в относительно “мягкой” форме

осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его

целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому

развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило,

централизованно.

Решения центральной власти, не учитывающие зачастую экономические,

национальные, географические, бытовые, религиозные и другие особенности тех

или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно. В случае

отклонения людей от “главной идеи” применяется принуждение. Использование

насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот почему

авторитарное государство не может существовать без опоры на полицейский и

военный аппараты. Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент,

поскольку широко используются внесудебные методы принуждения людей.

Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут

участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны

ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае

они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и

граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и

незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически

не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и

провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации,

гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее

взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении

принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над

личностью, а права личности игнорируются.

В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются

во многих странах (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Гондурас, Парагвае и др.).

Авторитарному режиму -- противостоит демократический режим, прежде всего

наиболее современная форма последнего -- либерально-демократический режим.

Либерально-демократический режим

Либерально-демократический режим существует во многих странах. Его

значение такого, что некоторые ученые полагают: либеральный режим -- это

собственно не режим осуществления власти, а условие существования самой

цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым

и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее

эффективная форма такой организации[31]. Но с последним утверждением трудно

согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и

даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции

в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных

и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти

(возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования,

растут противоречия между правами человека и наций, народов).

В теории государства и права либеральными называются также

политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на

системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

Эти принципы характеризуют экономическую сферу взаимоотношений

личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек

обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и

на этой основе становится политически самостоятельным. В отношении личности

и государства приоритет сохраняется за личностью.

Либеральный режим

Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-

денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных,

свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает

формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается

свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной

инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции,

но и становятся осуществимыми на практике.

При либерализме государственная власть формируется путем выборов,

исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых

возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных

кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе

принципа разделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствует

уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные

решения принимаются большинством голосом.

В государственном управлении используется децентрализация: центральная

власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить

местная власть.

Наряду с другими режимами, либеральный режим имеет свои проблемы,

главные среди них - социальная защита некоторых категорий граждан,

расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей.

Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только

в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального

развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим,

интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Либеральный

режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из

собственно демократического режима.

Демократический режим

Демократический режим (греч. democratia - народовластие)[32] - это

одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании

принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении

государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы

демократическое государство не ограничивается только их провозглашением,

т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них

социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии

этих прав и свобод. В результате широкие права и свободы становятся

реальными, а не только формальными.

В демократическом государстве народ является источником власти. И это

становится не просто декларацией, а фактическим положением дел.

Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве,

как правило, избираются, но меняются политические взгляды и

профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак

государства, в котором существует демократический политический режим. В

основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала,

гуманизм.

Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных

связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует

множество институтов и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные

движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции,

общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям.

Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения,

демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами

общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении делами

государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается

параллельная система прямого представительства. Общественные органы

участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют

контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в

управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум

линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участи в решении

общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за

исполнительной властью.

Управление в демократическом государстве производится по воле

большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений

осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода

согласования при принятии решений.

Система разграничения полномочий между центральными и местными

органами занимает важное место при демократическом режиме. Центральная

государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых

зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология,

разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т.д.

Остальные вопросы решаются децентрализовано. В результате этого снимается

вопрос о концентрации, монополизации власти и необходимости ее

нейтрализации.

Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное

социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии

(авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях

этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к

анархии, порой создает условие для существования разрушительных,

экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность

демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-

исторических форм.

Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется

зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого

накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на

уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в

организации и осуществлении государственной власти.

Демократический режим существует во многих странах, например в США,

Великобритании, Франции, Германии, Японии, во многих странах Европы.

Россия, как форма государства

За многовековую историю России произошло много перемен в форме

государства. На протяжении столетий форма правления менялась: в

средневековье Древняя Русь состояла из самостоятельных княжеств во главе,

которых стоял князь – единственный держатель власти; в XV-XVII вв.

существовало Московское княжество, уже с органами правления (Боярская

Дума), которые контролировали князя; в XVIII- нач. XX Россия имела

монархическое правление, которое перешло от абсолютного к буржуазному;

после свержения монархии в 1917 г. Россия перешла к республиканской форме и

эта форма действует до сих пор. Согласно действующий Конституции РФ за 1993

Российская Федерация– “есть демократическое федеративное правовое

государство с республиканской формой правления[33]”. Однако в конституции

не упоминается о виде формы правления, т.е. президентская, парламентская

или смешанная. Но соответственно признакам республиканских форм правления,

можно сделать вывод, что Российская Федерация является смешанной

(полупрезидентской) республикой с доминирующим положением президента в

системе власти. Это четко выделяется, потому что президент контролирует

деятельность Правительства, также президент решает его судьбу, если

Государственная Дума выразит недоверие[34]. Во-вторых, существует дисбаланс

между законодательной и президентской властью, существенный перевес в

последний. Президент имеет право вносить законопроекты в Государственную

Думу, издает указы и распоряжения.[35] В- третьих, особенности Российской

формы правления, также отражаются в механизме государственной власти, из

того, что в каждой республике существует свой институт президента[36].

Следовательно, Российская форма правления отличается многим от других стран

своим сложным видом республиканской формы правления.

В российской форме государственного устройства, также существуют

особенности. Российская федерация является сложным видом, этот вывод можно

сделать из статьи пятой Конституции РФ, где говорится, что Россия состоит

из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных

области, автономных округов[37], это значит, что в ней содержатся признаки

национально- территориального (республики, автономная область, автономные

округа) и административно- территориального (края, области, города

федерального значения) формирования[38]. Стоит отметить, что по количеству

субъектов (89) Российская Федерация занимает первое место в мире.

Также нужно отметить, что Российская Федерация является членом многих

межгосударственных организаций. Россия входит в состав СНГ с 1991г., ОНН с

1945 г. и Шанхайской организации стран по борьбе с терроризмом

образованная с Китаем в 2001г. Исходя, из этого можно сделать вывод, что

Российская Федерация имеет массивное внутреннее и межгосударственное

устройство.

Итак, политический режим в России на сегодняшней день является

демократическим[39]. Но к сожалению, политическая обстановка в стране не

устойчива, за последние годы произошло много изменений. После образования

РФ, в середине девяностых годов, сложился авторитарный режим с

плутократией, то есть власть формально и фактически принадлежит богатой

верхушкой господствующих классов (деньги решали все)[40]. Сейчас в стране

переходный режим, который носит двойственный характер. Во-первых, имеется

преобладание демократических признаков (многопартийность, регулярные

выборы, смена власти, легитимность высших органов власти). Во- вторых,

присутствуют признаки авторитарного управления государством (неразвитое

гражданское общество, т.е. не действуют нормы защиты общества, они изложены

на бумаги, но их некто не соблюдает, и они постоянно нарушаются)[41]. Из

этого можно следует заключение, что в России еще нет единого, совершенного

и нерушимого политического строя.

Поддерживая идею профессора Корельский В. М., я считаю, что России

весьма перспективен социал-демократический вариант политического режима.

Этот режим подходит нашей стране, потому что для него характерны широкая

политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления

власти, умеренные реформы и эволюционный путь развития общества[42]. Также

этот режим способствует развитию среднего и мелкого бизнеса, что характерно

для России. К сожалению, движение социал-демократических партий в России не

достигло такого пика, чтобы представить народу понятную программу,

объединяющих идей и концепций движения.

Заключение

Рассмотрев все три блока формы государства (форма правления, форма

государственного устройства и форма политического режима) можно сделать

вывод, что все эти подразделения четко взаимодействуют с друг другом. Это

заметно, потому что такая форма правления, как республика только присущ

политический режим, как демократический, без этого режима эта форма

правления потеряла бы смысл. Также для монархической формы правления, ей

больше подходит недемократический режим, ведь народ принимает минимальное

участие в политической жизни страны.

Таким образом, я считаю, что форма правления является самым главным,

ведущим блоком формы государства, потому что он характеризует структуру,

взаимоотношения высших органов государства (иерархичность) и их отношение к

населению (выборы, референдумы), т.к. именно эти качества подчеркивают

справедливость и правильность отношений в стране.

Также, я нахожу самой справедливой формой государства демократическую

федеративную республику. Именно в ней наиболее четко проявляются все

современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе

не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного.

Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы

государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость

рассмотрения данной темы.

Список использованной литературы:

1. Комаров С.А. “Общая теория государства и права”, Москва: Юрайт,1997, с.

416

2. Корельский В.М., Перевалов В.Д. “ Теория государства и права”,

Москва: Норма, 2000, с. 616

3. “Теория государства и права: Курс лекций”/ Под ред. Марченко М.Н.,

Москва: Юридический колледже МГУ, 1995, том 1, с. 224

4. Чиркин В.Е. “Государствоведение”, Учебник, Москва: Юрист, 1999, с. 384

5. Конституция Российской Федерации, Москва: Новая Волна, 1993

6. Толковый словарь Конституции Республики Казахстан, Алматы, 1996, с. 368

7. Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994, с.123-

141

8. Словарь терминов по теории государства и права, Москва: Юрист, 1999

9. Словарь иностранных слов – 19-е издание, Москва: Русский язык, 1990, с.

634

10. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. “Теория государства и права” – Учебное

пособие – Москва: Юрист, 1999, с. 75-93

11. Крашенинников Н.А., Житков О.А. “История государства и права зарубежных

стран”, Москва: Норма - Инфра, 1998, том 2, с. 712

12. Черниловский З.М. “Хрестоматия по всеобщей истории государства и

права”, Москва: Гардарика, 1996, с. 413

13. Титов Ю.П. “Хрестоматия по истории государства и права России”,

Москва: Проспект, 2000, с. 472

14. Якушев А.В. “Теория государства и права (конспект лекций)”, Москва:

Приор, 2001, с. 192

15. Клименко А. В., Румынина В.В. “ Экзамен по обществоведению: Конспекты

ответов”, Москва: Научно-технический центр “Университетский”: Рольф,

2001, с.256

16. “Советский энциклопедический словарь”/ Гл. ред. Прохоров А. М., Москва:

Советская энциклопедия, 4-е изд., 1989, с. 1682

-----------------------

[1] Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. “Теория государства и права” – Уч.

пособие – М: Юрист, 1999, с. 75

[2] Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. “Теория государства и права” – Уч.

пособие – М: Юрист, 1999, с. 78

[3] Словарь иностранных слов – 19-е издание, М, 1990, с. 328

1 Порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат

обязательному заверению подписью премьер-министра (реже одного из

министров), ответственного за исполнение данного закона.

[4] Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. “Теория государства и права” – Уч.

пособие – М: Юрист, 1999, с. 82

3 Титов Ю.П. “Хрестоматия по истории государства и права России”, М:

Проспект, 2000, с.50

4 Якушев А.В. “Теория государства и права (конспект лекций)”, М:

Приор, 2001, с. 21

5 Черниловский З.М. “Хрестоматия по всеобщей истории государства и

права”, М:Гардарика, 1996, с.10

6 Титов Ю.П. “Хрестоматия по истории государства и права России”, М:

Проспект, 2000, с.169

1 Черниловский З.М. “Хрестоматия по всеобщей истории государства и

права”, М: Гардарика, 1996, с.268

1 Словарь иностранных слов – 19-е издание, М, 1990, с. 441

[5] Клименко А. В., Румынина В.В. “ Экзамен по обществоведению:

Конспекты ответов”, М: Научно-технический центр “Университетский”: Рольф,

2001, с.148

1 Черниловский З.М. “Хрестоматия по всеобщей истории государства и

права”, М: Гардарика,1996, с.183

2 Толковый словарь Конституции Республики Казахстан, Алматы, 1996, с.26

[6] Клименко А. В., Румынина В.В. “ Экзамен по обществоведению:

Конспекты ответов”, М: Научно-технический центр “Университетский”: Рольф,

2001, с.149

[7] Чиркин В.Е. “Государствоведение”, Учебник, М: Юрист, 1999, с.147

[8] Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994,

с. 119

[9] Та же, с. 121

1 Словарь иностранных слов – 19-е издание, М, 1990, с. 500

1 Словарь терминов по теории государства и права, М: Юрист, 1999, с.

534

[10] Крашенинников Н.А., Житков О.А. “История государства и права

зарубежных стран”, М: Норма - Инфра, 1998, том 2, раздел II, с.205

1 Конституция Российской Федерации, М: Новая Волна, 1993, ст. 65

2 Конституция Российской Федерации, М: Новая Волна, 1993, ст.5, п. 2

[11] Конституция Российской Федерации, М: Новая Волна, 1993, ст.5,

[12] Словарь иностранных слов – 19-е издание, М: Русский язык, 1990,

с. 13

[13] Корельский В.М., Перевалов В.Д. “ Теория государства и права”, М:

Норма, 2000, с.191

[14] Словарь иностранных слов – 19-е издание, М, 1990, с. 160

[15] Монтескье Ш., “О духе законов”, М, 1955, с.185

[16] Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, М: Юрист, 1994, с.

139

[17] Теория государства и права: Курс лекций”/Под ред. Марченко М.Н.,

М: Юр. колледже МГУ, 1995, том 1, с. 85

[18] Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, М: Юрист, 1994, с.138

[19] Словарь иностранных слов – 19-е издание, М, 1990, с. 156

[20] Конституция Российской Федерации, М: Новая Волна, 1993, ст. 1,

п.1

[21] Там же, ст. 83, 85.

[22] Конституция Российской Федерации, М: Новая Волна, 1993, ст.84, 90

[23] Там же, ст.77, п.1

[24] Там же, ст.5, п.1

[25] Там же, ст. 65

[26], Там же, ст. 1, п.1

[27] “Советский энциклопедический словарь”/Гл. ред. Прохоров А. М., М.:

Сов.Энц.,4 изд.,1989, с. 1021

3 Чиркин В.Е. “Государствоведение”, Учебник, М: Юрист, 1999, с.195

4 Корельский В.М., Перевалов В.Д. “ Теория государства и права”, М:

Норма, 2000, с.219

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.