рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Форма государства

территории управляются федеральными властями. Аналогичная ситуация

существует в Австралии, некоторых других государствах.

Статус самих субъектов может быть неодинаковым. В Индии некоторые

штаты (штат Джамму и Кашмир) имеют более широкие права по сравнению с

другими штатами (для первого штата сделано много исключений из конституции,

законы парламента, относящиеся к Сиккиму, требуют согласования с ним),

права мелких штатов (Метхалая, Нагаленд) урезаны, хотя в них с разрешения

губернатора может не применяться федеральное законодательство по некоторым

вопросам, регулируемым племенными обычаями. В Малайзии главы четырех из 13

штатов не участвуют в выборах главы государства. В России, как отмечалось,

в составе федерации есть только субъекты (с разными названиями). Хотя

Конституция говорит, что все они равноправны (ст. 5), по той же Конституции

их правовой статус не совсем одинаков. Республики считаются государствами,

имеют свою конституцию, могут иметь свое гражданство и государственный

язык. Другие пять видов субъектов (области, края, города федерального

значения, автономная область и автономные округа) такими правами не

обладают[24].

Нетрадиционные федерации

Наряду с другими федерациями существуют также договорные,

учредительные и конститутивные федерации. Договорные федерации создаются

как результат свободного объединения ряда государств и государственных

образований, закрепленных в договоре (США, СССР). Учредительные федерации

возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных

федераций, сами создают в своем составе собственных субъектов, наделяя их

частью суверенитета (Российская Федерация). Конститутивные или

конституционные федерации создаются “сверху”, путем принятия конституции

(реформирование федерации в Пакистане в 1973 г.), поправок к ней (в Бельгии

в 1993 г.) или закона парламента (реформирование федерации в Индии в 1956

г.)

Конфедерация

Конфедеративная форма государственного устройства - это объединение

государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных

целей (экономических, военных, политических, социальных и др.), позволяющая

создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств.

Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны

Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде

всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных:

обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива

капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации -

это, как правило, союз государств, но вместе с тем представляющий некое

государственное образование, объединение.

Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые

органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел,

объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется

входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и

согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой

характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе

одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют

нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро,

либо преобразуются в федерации. Например, штаты в Северной Америки с 1776

по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами

борьбы против британского господство. Вскоре конфедерация стала США. А

созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская

республика) распалась. Все это происходит потому что, у субъектов

конфедерации существует право сецессии (односторонний свободный выход

субъекта из состава конфедерации) и право нуллификации (не подчиняться

решениям союзных властей).

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными

государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон

деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Только

интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать

предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

Содружество

Содружество - это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация,

но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых

наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие

их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма

собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и

д.р.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм,

сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда

языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских

стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате

колониального господства, как, например, у стран Британского содружества

наций), в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое

происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже

привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но

не всегда). Однако содружество - это не государство, а своеобразное

объединение независимых государств. В основе содружества, как и при

конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация,

иные юридические акты.

Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми

различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их

отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным

государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило,

члены содружества - это полностью независимые, суверенные государства,

субъекты международных отношений.

В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но,

скорее всего, не для управления, а для координации действий государств.

Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются

добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут

необходимыми и достаточными.

Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме

нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав

Содружества, акты об их общих вооруженных силах и т.п.).

Для теории государства и права изучение такой формы организационного

объединения государств, как содружество, стало относительно новым и

особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества

Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его

состав.

В этой связи следует отметить, что Содружество как объединение

государств может носить и переходный характер. Оно может развиться в

конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности,

противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить

этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.

Сообщество

Межгосударственные образования знают и такую форму, как Сообщество

государств. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный

договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой в

государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает

интернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует

в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества).

В Сообщество могут входить ассоциированные члены - государства,

принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок

вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами

Сообщества.

В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-

государств), надгосударственные органы.

Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-

технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих

государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и

иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.

Надо подчеркнуть, что не следует федеративные и межгосударственные

объединения - конфедеративные, содружественные формы - понимать

догматически. В реальной жизни эти формы могут иметь самый широкий спектр,

давать, например, такие сочетания, как конфедеративно федеративные, когда в

одних областях между государствами осуществляются федеративные, а в других

- конфедеративные связи. Или, например, давать сочетание унитарно-

федеративных государственных образований (например, Россия: в ее состав

входят республики и вместе с тем она имеет в других регионах четкое

административно-территориальное устройство). Как и в других, и в этих

случаях теория государства и права выделяет и рассматривает самое типичное,

основное, что характеризует те или иные реальные формы устройства

государства. Теория государства учитывает, что и в этой сфере, как и в

других политико-правовых областях, действует целая система разных факторов,

тенденций, которые дают самые разнообразные и удивительные сочетания

национально-государственных и административно-территориальных форм.

Союз

Союз — эта еще одна разновидность государственных соединений с

определенной целью. В теории государства и права определение союза дается

очень редко, потому что эта форма встречается не часто. Союзные

формирования можно встретить в России, например союз России и Белоруссии.

Этот союз является политическим объединением двух суверенных стран, с общей

конституцией и языком.

Среди зарубежных стран наиболее отчетливо элементы союза характерны

для Европейского Союза (ранее — Сообщества). В состав союза входит 15

суверенных государств. Союз имеет Европарламент, члены которого теперь

избираются прямым голосованием избирателей в государствах-членах по

избирательным округам, каждое государство имеет определенное число

избирательных округов в основном в пропорции к численности населения

(ранее, члены Европарламента избирались косвенными выборами — парламентами

отдельных государств). Среди органов Союза есть Совет министров, другие

органы, некоторые из них могут принимать решения, обязательные для

государств-членов. По ряду вопросов принимаются европейские правовые акты,

которые имеют обязательную силу. Некоторые из них действуют непосредственно

в государствах-членах. Другие акты обязывают государства-члены привести

внутреннее законодательство в соответствие с актами Европейского союза. В

2002 г. в Европейском союзе была введена общая денежная единица – евро. В

теории государства и права Европейский Союз понимается по-разному, как

союз и, как сообщество. Я считаю, что его лучше отнести к союзу, потому что

государства в Европейском Союзе объединены едиными органами власти, также

единой денежной валютой.

Автономия

Среди трех основных видов форму государственного устройства стоит

выделить автономию, как отдельное государственное образование. Слово

“автономия” (греч. – свой закон) обозначает самостоятельность,

самоуправление[25]. В современном понимании автономия — это внутреннее

самоуправление районов государства, отличающихся географическими,

национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции,

Азорские острова в Португалии). В зависимости от объема полномочий

существуют две формы территориальной автономии: административная (местная)

и политическая (законодательная). В законодательной автономии ее органы

имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно

зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Автономия

такого рода существует, например, в Финляндии (Аландские острова,

населенные преимущественно шведами). Административная же автономия не

обладает правом издавать собственные местные законы, а может издавать

только постановления и иные нормативные акты), однако по сравнению с

обычными административно--территориальными единицами наделена некоторыми

дополнительными правами (например, в Китае такие автономии могут

участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами). В

некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а

разрозненно, создана национально-культурная автономия. Такая автономия

носит экстерриториальный характер. Представители определенной

национальности этой автономии создают свои выборные органы, иногда посылают

своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при

правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов,

касающихся языка, быта и культуры.

Автономия является последней подкатегорией форму государственного

управления, теперь передем к форме государственного политического режима,

которая также имеет огромное значение в формирование государства.

Форма государственного политического режима

С формой государства тесно связан политический режим, значение

которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико.

Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма

государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому

изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что

политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее

содержанием.

Политический режим — это методы осуществления политической власти,

итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в

результате взаимодействия и противоборства различных политических сил,

функционирования всех политических институтов и характеризуется

демократизмом или антидемократизмом[26].

Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного

феномена:

. Политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в

государстве осуществляется политическая власть. Если это методы

убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется

только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический

режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве

складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют

режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

. В каждой стране политический режим определяется соотношением,

раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый

баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное

согласие, результатом такого согласия является стабильный политический

режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы,

политический режим постоянно изменяется.

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат

народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми

методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне

гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда

власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими,

насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и

никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.

Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых

государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е.

политического режима, становится также объективно необходимым для

постижения формы государства.

Теория государства и права выделяет несколько основных видов

политического режима, которые применялись в многовековой истории

государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между

авторитарным и демократическим режимами.

Деспотический режим

Деспотический режим (греч. – despotia - неограниченная власть)[27].

Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для

абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним

лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и

характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась

подчас болезненно властолюбивыми лицами: Нерон), полным бесправием и

подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и

моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа

производства с их общественной, государственной собственностью,

принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его

результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим

становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом

государстве доминируют карательная, жесткая налоговая политика по отношению

к народу.

При деспотии осуществляется жесткое подавление любой

самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных.

Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью,

причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются

произвольно. Жесткое подавление применяется весьма широко.

Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает

все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию,

Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую

руку государя. “Если государь хотя бы на мгновение опусти угрожающую руку,

если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в

государстве, то все пропало, так как страх - единственное начало этого

образа правления - исчез, и у народа нет более защитника”[28].

Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья,

на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в

государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах,

некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития

человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и

может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического

своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров,

монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление

противников режима.

Тиранический режим

Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в

отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным,

захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью

государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных

начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. В тирании как

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.